Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая характеристика и история института уполномоченного по права человека
Обозначенный институт является новшеством для отечественной Конституции. Так как в предыдущих конституциях СССР и Российской империи такого института не было. Причиной столь позднего появления такой новеллы является тот факт, что прецедент с появлением самого лица, уполномоченного отстаивать права граждан, датируется лишь восьмидесятыми годами XX века. А впервые такой эксперимент проведен в США, где он был признан успешным. Содержание института уполномоченного по правам человека: Цель деятельности уполномоченного – это отстаивание прав граждан, прежде всего, при взаимоотношениях с государством. Сфера деятельности уполномоченного, а также действующего при нем аппарата, довольно широка. Она распространяется практически на все сферы отношений, в которых человек сталкивается с государством: это вопросы получения гражданства, защита жилищных и имущественных прав населения, наблюдение за своевременностью предоставления социальных гарантий. Однако все же главное направление деятельности уполномоченного – защита подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также прав других граждан, столкнувшихся с правоохранительными органами государства. Именно этому направлению и должно уделяться наибольшее внимание, поскольку именно в этом моменте человек наиболее уязвим. Для реальной защиты прав уполномоченный наделяется рядом возможностей своевременно влиять на сложившуюся ситуацию. Прежде всего, уполномоченный при помощи своего аппарата может оказать грамотную и своевременную юридическую помощь обратившимся к нему гражданам. Что уже само по себе значимо. Помимо этого уполномоченный вправе от своего имени обращаться в любые органы государственной власти или к их должностным лицам в целях защиты нарушенных прав человека. Уполномоченный вправе запрашивать необходимые материалы, собирать необходимую информацию, быть принятым любыми должностными лицами, если на то имеется необходимость. Уполномоченный имеет и ряд других значимых функций, реализация которых позволяет защитить нарушенное право. Среди них такая специфическая функция как подготовка ежегодного доклада о состоянии прав человек в государстве. При этом высшие государственные органы в той или иной степени обязаны как принимать меры для улучшения общей ситуации, обозначенной в докладе, так и реагировать на отдельные факты, указанные в докладе уполномоченным. Значение института уполномоченного по права человека: Значение описываемого института подтвердило свою эффективность. Ведь благодаря обращению к уполномоченному жители небольших и удаленных городов получают реальную возможность отстоять свои права. Поскольку в небольших населенных пунктах роль судов и других правоохранительных органов очень высока, и пробиться гражданам сквозь высокую стену в вышестоящие инстанции не всегда удается. Уполномоченный предоставляет гражданам еще одну, дополнительную возможность, добиться правды и справедливости, а иногда и найти защиту от действий некоторых особо усердных должностных лиц. Лучшим подтверждением эффективности работы этого института являются десятки и сотни пересмотренных, благодаря ходатайствам или вмешательству уполномоченного, судебных решений и приговоров. При этом очень важно, что уполномоченный не подменяет собой другие органы государственный власти. То есть гражданин, обращаясь к уполномоченному, не лишается прав и возможностей защищать свои нарушенные права в обычном порядке, путем обращения в прокуратуру, суд или к вышестоящим должностным лицам. Порой можно услышать критику в адрес уполномоченного в том, что он плохо справляется со своими обязанностями. Однако претензии к компетентности конкретных лиц не могут умалять достоинства всего института. А грамотный подбор специалистов на должности в аппарате уполномоченного и самого уполномоченного, а также общее повышение правосознания в стране неизбежно повысят эффективность этого института. 32. 34. Конституционный суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Создан в 1991 г. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций и нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению РФ и совместному ведению, договоров между РФ и ее субъектами, договоров между субъектами РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между ними и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими органами государственной власти субъектов РФ; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, дает толкование Конституции РФ, заключение о том, соблюден ли установленный порядок выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене (ином тяжком преступлении), выступает с законодательной инициативой. К.С. РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 12 лет. Конституционный Суд РФ в системе органов судебной власти. Конституционный Суд был создан в Российской Федерации в 1991 г. Его предшественником можно считать Комитет конституционного надзора СССР, который просуществовал с 1989 по 1991 г. В доперестроечный период в Советском Союзе и в России подобного рода институтов не существовало, поскольку считалось, что Верховные Советы принимать неконституционные законы не могут, а для контроля за соблюдением Конституции вполне достаточно Президиума Верховного Совета СССР. Советская юридическая наука дружно критиковала западную конституционную юстицию за охрану интересов буржуазии и вторжение в прерогативы законодательных органов. Первый период российского Конституционного Суда, который внес определенный вклад в становление нового конституционализма, закончился в октябре 1993 г. Конституционный Суд в этот период имел право проверять конституционность не только нормативных актов, но и действий должностных лиц, что постоянно втягивало его в политическую борьбу между законодательной и исполнительной властью. Деятельность Суда, ставшего в конце концов прямым участником бурных политических событий того времени, была приостановлена Указом Президента РФ. Вскоре после принятия новой Конституции Российской Федерации на ее основе был принят Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., в связи с чем утратил силу прежний Закон РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР". Новый Закон о Конституционном Суде РФ внес значительные изменения в компетенцию и структуру Суда (сейчас Закон действует в редакции от 15 декабря 2001 г.). 35. КОМПЕТЕНЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — сфера деятельности и совокупность закрепленных Конституцией РФ и федеральным конституционным законом полномочий Конституционного Суда РФ как федерального органа конституционного контроля. Конституционный Суд РФ обладает так называемой связанной компетенцией, т.е. правомочен осуществлять свои полномочия исключительно по запросам или жалобам лиц (органов), определенных в Конституции РФ: Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. В К. КС РФ входит: 1) разрешение дел о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, а также не вступивших в силу международных договоров РФ; 2) разрешение споров о компетенции: между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими государственными органами субъектов РФ; 3) проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов; 4) толкование Конституции РФ; 5) дача заключений о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 6) выступление с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 7) осуществление иных полномочий, предоставленных ему законом. Принцип независимости применительно к деятельности Конституционного Суда РФ означает, что данный судебный орган и входящие в его состав судьи не зависят от любых иных государственных органов, общественных объединений, должностных и физических лиц. В соответствии со ст. 29 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" судьи данного судебного органа независимы и при осуществлении своих полномочий руководствуются только Конституцией РФ и указанным законом. Принцип коллегиальности в деятельности Конституционного Суда РФ обеспечивает широкое обсуждение вопросов и недопущение ошибок при принятии соответствующих решений. В соответствии со ст. 30 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" рассмотрение дел и принятие решений по ним производятся Конституционным Судом РФ коллегиально, т.е. после их обсуждения. Все вопросы выносятся па голосование, причем все судьи обладают равными правами как при обсуждении вопросов, так и при формулировании итогового решения. Принцип языка конституционного судопроизводства (ст. 33) в качестве основного правила содержит положение о том, что производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке. Это в полной мере отвечает назначению русского языка как государственного и обеспечивает возможность большинства лиц пользоваться им в различных сферах жизни. В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" русский язык является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов Российской Федерации в едином многонациональном государстве. В то же время данное правило не свидетельствует о дискриминации лиц, которые используют другие языки. Участникам процесса, которые не владеют русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика. Лицо может использовать как свой родной язык, так и любой другой язык, которым оно свободно владеет, причем право на выбор языка общения в конституционном судопроизводстве принадлежит самому участнику процесса. Принцип непрерывности судебного заседания (ст. 34) устанавливает, что заседание Конституционного Суда РФ по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания. Перерывы в судебных заседаниях должны быть вызваны реальной необходимостью. Во время перерыва по одному делу запрещено рассматривать и принимать решения по другим делам. Этот запрет вызван чем, что внутреннее убеждение судей должно формироваться путем исследования материалов дела и представленных сторонами доказательств, и на этот процесс могут оказать негативное влияние сведения по другим делам, которые будут восприниматься судьями и приведут к ошибкам. 36. 37. Date: 2015-06-08; view: 1476; Нарушение авторских прав |