Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Универсальные договоры ООН – основополагающие международные источники общепризнанных прав человека





«Первостепенное значение Международных пактов: правах человека, как и предшествовавшей им Всеоб­щей декларации прав человека и относящихся к раз-дачным периодам конвенций в сфере гуманитарного права, заключается в том, — отмечают Г.В. Игнатенко и О Л. Тиунов, - что они, исходя из всемирного опыта и воплощая современные потребности и тенденции соци­ального прогресса, устанавливают общечеловеческие стандарты прав и свобод личности».

Стандарты конституируются в качестве норматив­ного минимума, определяющего уровень государственной регламентации с допустимыми отступлениями в том или ином государстве в форме его превышения или конкретизации.

Именно такой смысл стандартов выражен в ст. 19 Устава Международной организации труда, согласно которой конвенции или рекомендации в рамках МОТ не затрагивают «какой-либо закон, судебное решение, обычай или соглашение, которые обеспечивают заинте­ресованным трудящимся более благоприятные усло­вия, чем те, которые предусматриваются конвенцией или рекомендацией». В одном из официальных изданий МОТ (1995 г.) конвенции и рекомендации квалифици­руются как минимальные нормы.

По мнению указанных выше авторов, «можно обо­значить следующие функции стандартов:

1) определение перечня прав и свобод, относящихся к категории основных и обязательных для всех государств — участников пактов и других конвенций;

2) формулирование главных черт содержания каждого из этих прав (каждой из этих свобод), которые должны получить воплощение в соответствующих конституционных и иных нормативных положениях;

3) установление обязательств государств по признанию и обеспечению провозглашаемых прав и введена международном уровне самых необходимых гарантий, обусловливающих их реальность;

4) фиксирование условий пользования правами и свободами, сопряженных с законными ограничениями даже запретами».

Стандарты могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными. Регио­нальные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-нибудь группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными (например, стандарты, при­нятые в рамках общеевропейского процесса) и, что не менее важно, должны иметь политико-правовой меха­низм реализации. Именно в такой плоскости и рассмат­риваются права человека, например в Совете Европы (СЕ). Это, с одной стороны, высокая «планка» заданных прав и свобод, нашедших свое юридическое закрепле­ние в Европейской Конвенции и в других основополага­ющих документах Совета Европы, с другой - создан­ный и функционирующий механизм судебной защиты прав человека в рамках данной организации, дополнен­ной сегодня процедурой парламентского мониторинга за соблюдением государствами обязательств, взятых при вступлении в Совет при этом складывающиеся стандарты Совета Европы (СЕ) вбирают в себя как универсальные, общечеловеческие так и присущие европейским региональным организациям нормы. Однако, в отличие, например, от документов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), носящих больше политический харак­тер, СЕ старается продвигаться по пути принятия меж­дународно-правовых документов, конвенций, хартий и их. выступающих источниками права Совета Европы и руководством для политических действий властей госу­дарств - членов Совета. Как уже отмечалось, за их выполнением (наряду с доброй волей самих государств) «осуществляется довольно пристальный и эффективный контроль со стороны действующих органов СЕ.

Таким образом, стандарты Совета Европы, носящие в подавляющей мере юридический характер и исключающие правовые нормы, постепенно «завоевыва­ет» европейский континент, все больше встраиваются а законодательство и правоприменительную практику государств - членов СЕ, в том числе и в Российской Фе­дерации.

Права человека не ограничиваются защитой прав индивида, они определяют характер международного правопорядка и национальных правовых систем.

Причем, опираясь на правозащитную практику Со­нета Европы, можно утверждать: индивид все больше становится субъектом, активным действующим лицом международного права. Об этом свидетельствуют деятельность Европейской Комиссии и Европейского Суда по правам человека, ныне единого постоянно действую­щего органа, активно развивающийся парламентский мониторинг в рамках Совета.

Есть много оснований полагать, что в скором време­ни, овладев процедурами защиты своих прав с помо­щью инструментов Совета Европы, исчерпав нацио­нальные средства защиты, российские граждане будут еще более активно выступать в качестве субъектов права Совета Европы. К этому побуждают и первые де­ла, выигранные российскими гражданами в Европей­ском Суде по правам человека.


Признав юрисдикцию Европейского Суда по правам человека, выполняя решения данного суда, российский законодатель исполнительная власть вынуждены вносить изменения и дополнения в национальное законодательство, совершенствовать правоприменительную практику.

Далее целесообразно обратиться к основополагающим международно-правовым документам в области прав и свобод человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейской Конвенции о защите прав человека и основных «от 4 ноября 1950 г. и Европейской Социальной Xaртии 1961 года в редакции 1996 г.

1. Все трудящиеся имеют право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

2. Все трудящиеся имеют право на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания нормального уровня жизни их самих и их семей.

3. Все трудящиеся и работодатели имеют право на свободное объединение в национальные и международные организации для защиты своих экономических и социальных интересов.

4. Все трудящиеся и работодатели имеют право заключать коллективные договоры.

5. Все трудящиеся и работодатели имеют право на особую защиту от опасности физического и морального ущерба, которой они подвергаются.

6. Работающие женщины в период беременности и другие работающие в необходимых случаях имеют право на специальную охрану труда.

7. Каждый человек имеет право на соответствующие условия для профессиональной ориентации в целях оказания ему помощи в выборе профессии, которая отвечала бы его личным способностям и интересам.

10. Каждый человек имеет право на соответствующие условия для профессиональной подготовки.

11. Каждый человек имеет право пользоваться всеми средствами, способствующими достижению возможного наилучшего для него состояния здоровья.

12. Все трудящиеся и их иждивенцы имеют право на социальное обеспечение.

13. Каждый человек, не имеющий достаточных средств к существованию, имеет право на социальную и медицинскую помощь.

14. Каждый человек имеет право на получение услуг со стороны социальных служб.

15. Трудящиеся-инвалиды имеют право на профессиональную подготовку, профессиональную и социальную реабилитацию, независимо от причин и характера инвалидности.

16. Семья, являющаяся основной ячейкой общества, имеет право на соответствующую социальную, правовую и экономическую защиту в целях обеспечения ее всестороннего развития.

17. Матери и дети, независимо от их семейного положения и семейных связей, имеют право на соответствующую социальную и экономическую защиту.

18. Граждане любой из Договаривающихся Сторон имеют право заниматься на территории любой другой Наговаривающейся Стороны любой приносящей доход
деятельностью на равных основаниях с гражданами этой страны, за исключением ограничений, вызванных вескими экономическими или социальными причинами.

19. Трудящиеся-мигранты, являющиеся гражданами одной из Договаривающихся Сторон, а также их семьи имеют право на защиту и помощь на территории любой другой Договаривающейся Стороны.


Данные права и принципы подробно изложены в девятнадцати статьях и пунктах Европейской Социальной Хартии в редакции 1961 г. Среди новых дополнительных прав, изложенных в пересмотренной Хартии, - право на защиту в случае увольнения, право трудящихся на до-таинство, право трудящихся, имеющих семейные обязательства, на равенство возможностей, право на защи-7 от бедности и социального отторжения, право на подобающее жилье.

Дополнительные права в области трудовых отношений и социальной защиты населения, внесенные в Европейскую Социальную Хартию в редакции 3 мая 1996 г.

20. Все работники имеют право на равные возможности и на равное обращение в сфере занятости без дискриминации по признаку пола.

21. Работники имеют право на информацию и на консультации в рамках предприятий.

22. Работники имеют право участвовать в определении и в улучшении условий труда и производственной среды на предприятии.

23. Каждое пожилое лицо имеет право на социальную защиту.

24. Все работники имеют право на защиту в случае прекращения занятости.

25. Все работники имеют право на защиту их претензий в случае банкротства предприятия.

26. Все работники имеют право на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности.

27. Все лица с семейными обязанностями, поступающие или желающие поступить на работу, имеют право сделать это, не подвергаясь дискриминации и, по возможности, не вступая в конфликт со своими семейными обязанностями.

28. Представители работников на предприятиях имеют право на защиту от действий, наносящих им вред, и им должны быть предоставлены соответствующие возможности для осуществления их функций.

29. Все работники имеют право на информацию и консультации в ходе осуществления коллективных увольнений.

30. Каждый имеет право на защиту от бедности и социального остракизма.

31. Каждый имеет право на жилье.

27.

В ст. 55 Конституции Российской Федерации также установлены основания ограничений прав и свобод: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду пли агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства.

Законодательство РФ устанавливает ответственность за нарушение этих запретов (например, ст. 136 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение национального и расового равноправия; ст. 280 - за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или к насильственному изменению конституционного строя; ст. 282 - за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства; ст. 354 - за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны. Запрет па пропаганду религиозной вражды или религиозного превосходства основывается на ст. 14 Конституции РФ, согласно которой никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.


Российское законодательство содержит запреты связанные с ограничением свободы слова, которые полностью соответствуют указанным выше международным стандартам. Так, ст. 242 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное распространение порнографических материалов предметов, которые являются угрозой нравственности общества.

Необходимое ограничение свободы слова с целью защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан введено ч. 1 ст. 152 ГК РФ, согласно которой гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие деяния не докажет, что они соответствуют действительности. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации (ч. 2 ст. 152).

Статья 62 Закона «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. предусматривает, что моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средствами массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средствами массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданам в размере, определенном судом. Таким образом, существуют основания, предусмотренные законом, для ограничения прав и свобод с целью устранения угрозы важнейшим ценностям - государственной общественно безопасности, здоровью и нравственности населения, интересам других лиц.

Следует отметить, что кроме этих универсальных оснований права и свободы могут быть ограничены Законом в условиях чрезвычайного или военного положения. Так, ст. 56 Конституции РФ предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты кон-ституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. При этом часть третья указанной статьи отмечает: «Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации».

28.

Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам (в суд, арбитражный суд, вышестоящую инстанцию и т.д.), которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяются общий и специальный порядок защиты нарушенных прав. По общему правилу защита гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. Основная масса гражданско-правовых споров рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей юрисдикции. Наряду с ними судебную власть осуществляют арбитражные суды, которые разрешают споры, возникающие в процессе предпринимательской деятельности. По соглашению участников гражданского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В тех случаях, когда конституционные права и свободы граждан нарушены или могут быть нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, граждане обладают правом на обращение в Конституционный Суд РФ.

В качестве средства судебной защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов выступает, по общему правилу, иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. В отдельных случаях средством судебной защиты являются заявление, в частности, по делам особого производства, или жалоба, в частности при обращении в Конституционный Суд РФ. Судебный или, как его нередко называют, исковой порядок защиты применяется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе.

Специальным порядком защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов, в соответствии со ст. 11 ГК, следует признать административный порядок их защиты. Он применяется в виде исключения из общего правила, т.е. только в прямо указанных в законе случаях. В таком порядке происходит, например, защита прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций от действий лиц, самоуправно занявших жилое помещение. Средством защиты гражданских прав, осуществляемой в административном порядке, является жалоба, подаваемая в соответствующий управленческий орган лицом, права и законные интересы которого пострадали в результате правонарушения.

В некоторых случаях в соответствии с законом применяется смешанный, т.е. административно-судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав. В этом случае потерпевший прежде, чем предъявить иск в суд, должен обратиться с жалобой в государственный орган управления. В таком порядке разрешаются, например, отдельные споры патентного характера, некоторые дела, возникающие из правоотношений в сфере управления и др.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным органам. В ст. 12 ГК указанные действия объединены в понятие «самозащита гражданских прав» и рассматриваются в качестве одного из способов защиты гражданских прав. В рамках самозащиты обладатель нарушенного или оспариваемого права может использовать различные способы защиты, которые должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.8 К допускаемым мерам относятся, в частности, действия лица в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости, применение к нарушителю так называемых мер оперативного воздействия и некоторые другие действия.

29.

Способы самозащиты многообразны: обжалование действий должностных лиц, обращение в средства массовой информации, использование правозащитных организаций и общественных объединений (профсоюзы и др.). Граждане имеют право защищать свои права с помощью оружия. Федеральный закон «Об оружии» (в редакции от 29 декабря 2006 г.) предоставил гражданам возможность приобретения определенных видов оружия (охотничье оружие, газовые пистолеты и др.). Закон предусматривает право на приобретение и использование огнестрельного оружия для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны и крайней необходимости, но это право подвергнуто многим ограничениям (оружие не подлежит приме нению в отношении женщин, инвалидов, несовершеннолетних, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения). О всех случаях применения оружия, повлекших те лесные повреждения, требуется сообщать в органы внутренних дел. Определенными условиями обставлено и право на приобретение оружия.

30.

31.







Date: 2015-06-08; view: 517; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию