Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные признаки правового государства





1.

Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

Основные признаки правового государства.

1) Верховенство (господство, приоритет) права. В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство, деятельность государственных органов основывается на нормах права. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости, демократичности, гуманности, разумности).

2) Верховенство закона. Законы, (правовые акты, принимаемые в установленном порядке законодательным органом или непосредственно народом), регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе права, другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут противоречить закону. Закон должен быть преградой для произвола. Кроме того, в системе законодательства обычно выделяется Конституция - основной закон, обладающий высшей юридической силой, поэтому правовое государство - это, как правило, конституционное государство.

3 ) Разделение властей - распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и "ветвями власти", исключается сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь произвол и беззаконие. Организация и деятельность государственной власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые "ветви власти" могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая "система сдержек и противовесов". Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.

4) Широкие права и свободы человека, причём не просто провозглашённые, но и гарантированные, реально обеспеченные. В правовом государстве существуют реальные политические, экономические и иные предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается их судебная защита. Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, правовое государство устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом и судом.

5) Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина

2.

В основе либеральной концепции правового государства лежат теория естественного права и идея английской политической экономии (прежде всего воззрения Адама Смита). Основные положения данной концепции:

- право частной собственности - это естественное право, оно абсолютно независимо от государства;

- экономика и государство являются отдельными сферами;

- личность первична по отношению к обществу;

- общество первично по отношению к государству.

Согласно данной концепции государство, его органы не имеют собственных целей; оно выполняет роль "ночного сторожа", т.е. не вмешивается в экономические и социальные отношения, не управляет экономикой, культурой и др., а только устанавливает "правила игры", т.е. соответствующие нормы права, охраняет в обществе порядок, защищает частную собственность, свободу личности. В таком государстве культивируется индивидуализм, активность личности, не ограничивается ее свобода, и в этих условиях она сама себя обеспечивает. За гражданами признаются политические права, при этом социально-экономические права отрицаются. Экономическая и социальная функции за государством не признаются.

В реальности "чисто" либеральных государств не существует, однако его идеи присутствуют в политике либерально-демократических партий и проявляются в виде "неолиберализма" и "неоконсерватизма".


Неоконсерватизм проявился в политике М. Тэтчер в Англии и Р. Рейгана в США. Его суть состоит в разгосударствлении всех сфер жизни - ограничении роли государства в экономике, приватизации государственной собственности, соответствующих преобразованиях социальных программ в сферах просвещения, здравоохранения и др.

Политика либерализма проводится и в России - приватизация государственной собственности, либерализация цен и прочие меры, связанные с созданием рыночной экономики. Социальное правовое государство характеризуется более активным его участием в экономических и социальных процессах, социальной политике в науке, образовании, здравоохранении, культуре и др.

 

Данная идея стала популярной в середине XX в., ее суть - возложение на государство заботы о человеке, поддержки социально не защищенных слоев населения. Задача создания социального государства провозглашена в Конституциях Франции, Испании, Турции и др.

В ст. 7 Конституции РФ закреплено, что "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека".

3.

Разделение властей — это принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционирова­ния государства в нем должны существовать относительно незави­симые друг от друга власти. Это — законодательная, исполнитель­ная и судебная власти. Законодательная власть должна принад­лежать парламенту, исполнительная — правительству. И судеб­ная — суду.

Законодательный орган должен принимать законодательные акты и определять нормативную базу для работы всех сфер государственной власти, при необходимости, оказывать воздействие парламентскими методами на деятельность органов исполнительной власти.

Исполнительный орган в государстве реализовывает исполнительную власть в стране. Правительство должно отвечать и нести ответственность за приведение к исполнению законодательства. Судебные органы в правовом государстве должны обладать законным правом ведения. Они рассматривают конкретные дела в рамках своей компетенции. Такое разделение государственной власти на сравнительно независимые и самостоятельные органы предупреждает вероятные злоупотребления властью и положением.

Законодательный орган должен принимать законодательные акты и определять нормативную базу для работы всех сфер государственной власти, при необходимости, оказывать воздействие парламентскими методами на деятельность органов исполнительной власти.

Исполнительный орган в государстве реализовывает исполнительную власть в стране. Правительство должно отвечать и нести ответственность за приведение к исполнению законодательства. Судебные органы в правовом государстве должны обладать законным правом ведения. Они рассматривают конкретные дела в рамках своей компетенции. Такое разделение государственной власти на сравнительно независимые и самостоятельные органы предупреждает вероятные злоупотребления властью и положением.

4.

Гражданское общество – это система связей между свободными и равноправными людьми их объединениями которые имеют реальную возможность принимать участие во всех сферах жизни общества.


структура
Экономическая сфера - это совокупность экономических институтов и отношений, составляющих материальную основу жизни общества. В нее входят:
- отношения собственности;
- отношения производства материальных и нематериальных благ;
- отношения распределения, обмена и потребления;
- частные, государственные, муниципальные предприятия и другие экономические институты.
Политическая сфера - это система институтов и отношений, в рамках которых происходит политическая жизнь и осуществляется государственная власть. К ней относятся:
- государство;
- политические партии, общественные движения, организации, профсоюзы и т.д.;
- политические отношения между элементами данной системы;
- политическое сознание;
- политические нормы, традиции;
- право.
Социальная сфера - это совокупность классов, социальных групп общества и взаимоотношения между ними. В нее входят:
- личность;
- семья - базовая ячейка общества;
- межличностные отношения;
- социальные общности людей, связанные общими интересами, - нации, классы, социальные группы;
- отношения между крупными социальными группами (классами, сословиями, национальностями и т.д.).
Информационная сфера - это совокупность непосредственно информации, средств массовой информации, предприятий, организаций, учреждений, граждан, осуществляющих информационную деятельность.
Духовно-культурная сфера - это система нематериальных (духовно-культурных) благ, отношений по поводу них и институтов, через которые реализуются данные отношения:
- образование;
- образовательные институты;
- отношения, связанные с образованием;
- наука;
- культура;
- искусство;
- религия;
- и др

5.







Date: 2015-06-08; view: 2905; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию