Концептуальные и теоретические основыУМК «Перспективная начальная школа»Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебнометодическом комплекте «Перспективная начальная школа» (концептуальные основы личностноориентированнойпостразвивающей системы воспитания и обучения). — М.: Академкнига/Учебник.Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урокав начальной школе. — М.: академкнига/Учебник.Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / Под ред. Р.г. чураковой — М.: академкнига/
Учебник.
Учебно-методическая литератураФедотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. окружающий мир.4 класс: Учебник.часть 1. — М.: академкнига/Учебник.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. окружающий мир.4 класс: Учебник.часть 2. — М.: академкнига/Учебник.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г.окружающий мир. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы№ 1. — М.: академкнига/Учебник.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г.окружающий мир. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы№ 2. — М.: академкнига/Учебник.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г. окружающий мир.4 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: академкнига/Учебник.
5) географические и исторические карты; 6) предметы, представляющие быт традиционной и современнойсемьи, ее хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многоедругое из жизни общества;
7) приборы, посуда, инструменты для проведения практическихработ, а также разнообразный раздаточный материал;
9) экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки;
10) набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.
№
п/п
| Тема урока
| Кол-во
часов
| Тип
урока
| Планируемые результаты
| ФОПД
| Формы
контроля
| Дата
|
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
|
История Отечества (7 часов)
|
1.
| Древние славяне.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Знать: названия городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века.
Уметь: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу.
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные УУД: формулировать свои затруднения.
| Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
2.
| Древняя Русь.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств.
Уметь: работать с картой – «Путь “изваряг в греки”»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать на основе текста былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях – Илье Муромце и Добрыне Никитиче.
| Познавательные УУД: обучение работе с разными видами информации; умение применять правила, пользоваться инструкциями.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, и отвечать на них.
| Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
3.
| Крещение Руси.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Знать,во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей.
Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым.
| Познавательные УУД: оценка достоверности получаемой информации.
Регулятивные УУД: составлять план и последовательность действий.
Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, и отвечать на них.
| Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
4.
| Борьба Руси с западными завоевателями.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Знать военные победы Александра Невского.
Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать ледовое побоище.
| Познавательные УУД: обучение работе с разными видами информации.
Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника.
| Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
5.
| Возникновение Москвы. Первые московские князья.
|
| Урок применения предметных ЗУН и УУД.
| Знать, когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком.
Уметь: называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты
| Познавательные УУД: сбор, обработка и передача информации.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью.
| Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
| Групповая.
| Взаимоконтроль.
|
|
6.
| Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. (Первое заседание клуба.)
|
| Урок обобщения и систематизации предметных ЗУН, универсальных действий.
| Иметь представленияо мировых религиях.
Уметьотвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой.
| Познавательные УУД: извлечение информации из разных источников.
Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей.
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию.
| Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Взаимоконтроль.
|
|
7.
| Обобщение по теме «Древние славяне».
|
| Контрольный урок.
| Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.
| Познавательные УУД: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Регулятивные УУД: выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль.
| Осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Взаимоконтроль.
|
|
Земля – планета Солнечной системы (4 часа)
|
8.
| Солнечная система.
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
| Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год.
Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года.
| Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план.
Регулятивные УУД: ставить новую учебную задачу.
| Мотивация учебной деятельности.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
9.
| Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца.
|
| Урок применения предметных ЗУН и УУД.
| Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле.
Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле.
| Познавательные УУД: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.
Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Коммуникативные УУД: вести устный и письменный диалог.
| Мотивация учебной деятельности.
| Групповая.
| Взаимоконтроль.
|
|
10.
| Природные зоны нашей страны.
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
| Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон.
Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны.
| Познавательные УУД: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту, план) для наблюдений.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.
| Мотивация учебной деятельности.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
11.
| Обобщение
по теме «Земля – планета Солнечной системы». (Готовимся к олимпиаде.)
|
| Урок применения предметных ЗУН.
| Уметь: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем.
| Познавательные УУД: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов, с целью решения конкретных задач.
Регулятивные УУД: активно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника.
| Мотивация учебной деятельности.
| Групповая.
| Взаимоконтроль.
|
|
Путешествие по природным зонам России(13 часов)
|
12.
| Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. (Второе заседание клуба.)
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.
Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края.
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
13.
| Животные ледяной зоны. Арктика и человек.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь.
Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края.
| Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг дуга событий как этапы постановки опытов.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.
Коммуникативные УУД: договориться о распределении функций и ролей совместной деятельности.
| Экологическая культура: ценное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
14.
| Тундра.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре.
Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры.
| Познавательные УУД: сбор, поиск информации и обработка.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль
|
|
15.
| Тундра и человек.
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре.
Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в тундре; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры.
| Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
16.
| Зона лесов. Растения зоны лесов.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Знать о роли леса в природе и жизни людей.
Иметь представление:об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг.
Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России.
| Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
17.
| Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей.
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
| Знать о роли леса в природе и жизни людей.
Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг.
Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России.
| Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
18.
| Зона степей.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи.
Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей.
| Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
19.
| Степь и человек.
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи.
Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей.
| Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
20.
| Зона пустынь.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне.
Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь.
| Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
21.
| Жизнь человека в пустыне.
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне.
Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь.
| Познавательные УУД: переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ.
Регулятивные УУД: составлять план и последовательность действий.
Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
22.
| Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения Черноморского побережья Кавказа. (Третье заседание клуба.)
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
| Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье.
Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.
Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье.
| Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг дуга событий.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
23.
| Животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье.
|
| Урок применения
предметных ЗУН.
| Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.
Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны.
| Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Групповая.
|
|
|
24.
| Обобщение
по теме «Путешествие по природным зонам России». (Готовимся к олимпиаде.)
|
| Урок обобщения и систематизации предметных ЗУН.
| Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь.
| Познавательные УУД: передача информации устным, письменным способами, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные УУД: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Взаимоконтроль.
|
|
Родной край – часть великой России (11 часов)
|
25.
| Твой родной край.
|
| Урок применения
предметных ЗУН.
| Знать название родного края.
Уметь: работать с толковым словарем; анализировать политико-административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края.
| Познавательные УУД: ставить, формулировать и решать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности по решению проблем различного характера.
Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
| Групповая. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
26.
| Московское время.
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
| Иметь представление о часовых поясах.
Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России».
| Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
27.
| Карта твоего края.
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
| Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России.
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, карта).
Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу, ставить новые учебные задачи.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
28.
| Поверхность и водоемы твоего края.
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
| Знать: понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток).
Уметь: работать с физической картой России; сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки.
| Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения, поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, карта).
Регулятивные УУД: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
29.
| А что можешь сделать ты?
|
| Урок обобщения и систематизации предметных ЗУН.
| Знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему.
Уметь: соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края.
| Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Коммуникативные УУД: вести устный и письменный диалог.
Познавательные УУД: построение рассуждения, обобщения.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Взаимоконтроль.
|
|
30.
| Полезные ископаемые твоего края.
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
| Знать понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые».
Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают в родном крае.
| Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
31.
| Растения твоего края.
|
| Урок применения предметных ЗУН и УУД.
| Знать отрасли растениеводства.
Уметь:определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой родного края; называть отрасли растениеводства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе.
| Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
Регулятивные УУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
| Групповая.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
32.
| Отрасли животноводства твоего края и домашние животные.
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.
| Знать отрасли животноводства.
Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края.
| Познавательные УУД: переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию.
Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи, составлять план и последовательность действий.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
33.
| Народные промыслы твоего края.
|
| Урок применения предметных ЗУН.
| Уметь: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края.
| Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Регулятивные УУД: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном.
Коммуникативные УУД: вести устный, письменный диалог.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
| Групповая.
| Взаимоконтроль.
|
|
34.
| Заповедные места твоего края.
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.
| Знать понятие «заповедник».
Уметь: работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края.
| Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
35.
| Обобщение по теме «Родной край – часть великой России».
(Готовимся к олимпиаде.)
|
| Урок обобщения и систематизации предметных ЗУН.
| Знать историю, достопримечательности родного края.
Уметь: составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных родного края; рассказывать о родной школе.
| Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату и по способу действия.
| Экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России; чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Взаимоконтроль.
|
|
Человеческий организм (11 часов)
|
36.
| Как устроен организм человека. (Письмо руководителей клуба школьникам.)
|
| Урок применения предметных ЗУН и УУД.
| Знать понятия «орган», «система органов».
Иметьпредставление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем.
Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека.
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.
| Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
| Групповая.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
37.
| Путешествие в мир клеток.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Знать понятие «ткань».
Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом.
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.
| Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
| Фронтальный.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
38.
| Самый большой орган чувств.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Знать: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой).
Уметь: проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова.
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.
| Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
39.
| Как человек двигается.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Знать термины: «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы».
Иметь представление: о значении мышцы-сгибателя и мышцы-разгибателя; о строении костей; что кости «делают» кровь.
Уметь: называть части скелета (череп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека.
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.
| Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
40.
| Пищеварительная система.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Знать понятия «пищеварение», «пищеварительная система».
Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций).
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.
| Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
41.
| Система кровообращения.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами.
Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма); рассказывать о строении сердца.
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.
| Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
42.
| Познакомимся с дыхательной системой.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Знать, какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия: «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры».
Уметь: проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух.
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.
| Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
43.
| Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Знать, что курение вредно для каждой части организма человека.
Иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить.
Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек.
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.
| Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
44.
| Как почки удаляют из организма вредные вещества.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Знать строение мочевой системы.
Иметь представлениео роли почек.
Уметьназывать органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена).
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.
| Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
45.
| Нервная система человека.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Знать: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств.
Иметь представление о защитных рефлексах организма.
Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы).
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.
| Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
46.
| Обобщение по теме «Человеческий организм».
Готовимся к школьной олимпиаде.
|
| Урок применения предметных ЗУН и УУД.
| Уметь: называть части системы опорно-двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови.
| Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату и по способу действия.
| Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
| Групповая.
| Взаимоконтроль.
|
|
Изучаем органы чувств (8 часов)
|
47.
| «Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах. (Четвертое заседание клуба.)
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
| Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния.
Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа.
Уметь: готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать о значении носа; проводить простейшие опыты и наблюдения.
| Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
| Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
48.
| Высуни язык и скажи: «А».
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями.
| Иметь представление о строении языка.
Уметь: рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения.
| Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
| Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
49.
| «Взгляд» на глаз.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Знать правила ухода за глазами.
Иметь представление о строении глаза.
Уметь: рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения.
| Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.
| Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
50.
| Ухо не только орган слуха.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Знать правила ухода за органом слуха.
Иметь представление о строении уха.
Уметь: рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения.
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.
| Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
51.
| Ухо – орган равновесия.
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.
| Знать правила ухода за органом слуха.
Уметь: выполнять правила ухода за органом слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения.
| Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
| Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
52.
| Распознавание предметов путем соприкосновения с ними.
|
| Урок применения предметных ЗУН и УУД.
| Знать правила ухода за органом осязания.
Иметь представление о строении кожи.
Уметь: рассказывать о значении органа осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения.
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.
| Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
| Групповая.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
53.
| Советы врача.
|
| Урок обобщения и систематизациипредметных ЗУН, универсальных действий.
| Знать, как помочь человеку до приезда врача.
Уметь выполнять советы врача.
| Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.
| Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Взаимоконтроль.
|
|
54.
| Обобщение по теме «Изучаем органы чувств».
Готовимся к школьной олимпиаде.
|
| Контрольный урок.
| Уметь: называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств.
| Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
| Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни.
| Индивидуальная.
| Взаимоконтроль.
|
|
Путешествие по странам мира (6 часов)
|
55.
| Границы России.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Знать:границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства».
Уметь:работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств.
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.
| Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
56.
| Границы России.
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.
| Знать:границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства».
Уметь:работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств.
| Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
| Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
57.
| Соединенные штаты Америки (США).
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Иметь представление о терроризме.
Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США.
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.
| Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
58.
| Великобритания.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобритании; называть столицу и главные города Великобритании.
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.
| Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
59.
| Франция.
|
| Урок первичного предъявления новых знаний или УУД.
| Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Франции; называть столицу и главные города Франции.
| Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.
| Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
60.
| Обобщение по теме «Путешествие по странам мира».
(Готовимсяк олимпиаде.)
|
| Урок обобщения предметных ЗУН.
| Знать сухопутные границы России с четырнадцатью государствами.
Уметь: называть с помощью карты столицы соседних с Россией государств; называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией, и страну, имеющую с ней самую короткую границу; называть государство, расположенное на одном из материков Западного полушария, с которым Россия имеет морские границы; называть одну из областей России, которая отделена от основной части России территорией другого государства; находить и показывать на карте географические объекты; находить в Интернете дополнительный материал о путешественниках и славных исследователях северных берегов Азии в XVII веке.
| Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них.
| Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Взаимоконтроль.
|
|
Москва как летопись истории России (5 часов)
|
61.
| День народного единства.
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.
| Знать: государственные праздники России; историю создания на Красной площади памятника «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России».
Уметь: рассказывать об истории Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлевских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского.
| Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников.
Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
| Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину.
| Индивидуальная. Фронтальная.
| Текущий. Самоконтроль.
|
|
62.
| Москва: память о войне 1812 года.
|
| Урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.
| Знать: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка».
Иметь представление о значении войны 1812 года.
Уметь: рассказывать об Отечественной войне 1812 года; называть памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года.
|
((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228269']=__lxGc__['s']['_228269']||{'b':{}})['b']['_698163']={'i':__lxGc__.b++};
|