Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
первичного) права
Нередко студенты, ориентированные в своем большинстве на извлечение из лекционного и курсового материала непосредственной практической пользы, с недоумением (а некоторые и с раздражением) спрашивают: а зачем современному юристу "копаться" в истории права, да еще такого "ветхого", как первобытное право? Для них история права, коль скоро все равно приходится его изучать и сдавать по нему экзамены, начинается где-то с Законов Ману или XII таблиц — ситуация во многом напоминающая музеи истории или музеи искусств, основная масса посетителей которых нетерпеливо проскакивает залы предыстории, чтобы столпиться в залах античности и Возрождения, безусловно, более зрелищных. Между тем основная завязка, основная, если хотите, интрига истории рода человеческого происходит как раз именно на стадии предыстории, как, впрочем, и характер каждого из нас формируется в раннем детстве, хотим мы или нет это признавать. В последнее время в отечественном правоведении стала пробивать себе дорогу идея о признании за регуляторами социальных отношений в догосударственную эпоху статуса права. Так, признавая продуктивность предложенной Г. Кельзеном в его "Общей теории права и государства" классификации права на дого-сударственное (первобытное), государственное и надгосударствен-ное (международное), известный историк права В. Г. Графский ведет отсчет истории права с первобытного (догосударственного) права. Он же выделяет общие черты первобытного права: "Для права, действовавшего в первобытном обществе, характерны две особенности, которые частично будут унаследованы и на стадии перехода от правового обычая к законоус-тановлениям государственной власти. Это, во-первых, казуи-стичность права, или регулирование по принципу "если—то— иначе", и, во-вторых, объективизм, или стремление к точному уяснению того, что произошло, с помощью вещественных доказательств и словесных подтверждений. Эволюция (изменение) права совершает движение в следующих направлениях и в следующих формах правового регулирования и контроля: от неписаного права к писаному, от патриархальной семьи к индивидуальной и моногамной, от судейского посреднического миротворчества к стадии законодательной и судебной активности государственной власти или правителей племен и протогосударственных властных образований. Преемственными элементами в переходе от обычного права к закону можно считать нацеленность того и другого на поддержание мирного социального общежития, порядка и справедливое разрешение возникающих конфликтов личного или имущественного характера, наказание за нарушение запретов различного назначения — бытового, обрядового и т. д. Обычное право поначалу — это орудие поддержания порядка без участия государственно-властного администрирования"1. Итак, данная тема — для тех, кто хочет все же глубже понять происхождение права, ведь и Законы Ману появились, как можно догадаться, не на пустом месте. Любые человеческие сообщества, даже самые ранние, едва вышедшие из стадного состояния (на другом хронологическом полюсе - - современные банды), не способны обеспечить свою жизнедеятельность и выживаемость без элементарных регуляторов поведения своих членов. Относительно этих регуляторов употребляются самые разные термины: социальные нормы, обычай, право, обычное право, мононормы, нормы, соционормативные функции, в которые вкладываются, в зависимости от исходных позиций (и даже специализации) авторов, подчас самые различные значения. Е. Н. Чер- 1 Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. М., 2000. С. 39. Часть П. Становление "человека юридического" ных и А. Б. Венгеров, стремясь дисциплинировать понятийный аппарат, предлагают свою классификацию того, что они называют "нормативными регуляторами": Quot;Анализ нормативной системы в самых разнообразных по хронологической и пространственной локализации культурах позволяет говорить о шести нормативных регуляторах: 1. Биолого-психологическом; 2. Брачно-семей-ном; 3. Корпоративно-групповом; 4. Мифолого-религиозном; 5. Правовом; 6. Моральном"*. Эти же авторы считают, что биолого-психологический регулятор является самым древнейшим и служит как бы фундаментом (назовем его генотипом) для других нормативных регуляторов. Разделяя эту точку зрения, начнем поэтому, что называется, "от печки". Date: 2015-05-04; view: 495; Нарушение авторских прав |