Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Денежная система РФ: элементы и правовая основа
Денежное обращение - фундамент финансовой системы любого государства. Будучи положенным в основание этой системы, оно опосредует перемещение денежных средств между различными централизованными и децентрализованными фондами. Следует также помнить, что общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, составляя предмет финансового права, носят денежный характер. Таким образом, нормы, регулирующие денежное обращение, - основа основ финансового права[9]. Определяя предмет права денежного обращения, следует иметь в виду, что: 1) общественные отношения, составляющие его предмет, складываются в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований; 2) финансовая деятельность государства и муниципальных образований охватывает лишь те из названных отношений, которые связаны с организацией процесса движения денежных средств. Обусловлено это тем, что огромная часть денежного оборота происходит в сфере частных финансов; 3) процесс организации денежного обращения представляет собой постоянно осуществляемую, т.е. плановую, деятельность; 4) сам процесс организации денежного обращения заключается в установлении правил, определяющих порядок движения денежных средств, выраженных в национальной или иностранной валюте и существующих как в наличной, так и в безналичной форме; 5) одним из участников отношений всегда является государство, выступающее в лице финансовых органов, наделенных властными полномочиями по отношению к другим участникам[10]. Исходя вышеперечисленного, можно сказать, что предметом денежного права (права денежного обращения) являются общественные отношения, складывающиеся в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, направленной на планомерную организацию процесса движения денежных средств в наличной и безналичной форме, выраженных в национальной или иностранной валюте. Поскольку право денежного обращения является подотраслью финансового нрава, его метод не может быть отличным от метода финансового права. Таким образом, можно сделать вывод, что метод права денежного обращения составляет метод властных предписаний. Право денежного обращения наравне с бюджетным и налоговым правом является основой всей отрасли финансового права. Как справедливо отмечает Е. М. Ашмарина, "именно денежный оборот делает реальными любые экономические отношения, приводит в действие финансовую систему государства (в частности, бюджетную систему) и обеспечивает жизнедеятельность хозяйствующих субъектов и населения"1. Роль денежного права (права денежного обращения) в системе финансового права подобна роли сосудов в организме человека, и так же как сосуды способствуют перемещению крови, так и нормы права денежного обращения создают основу перемещения денежных средств между различными централизованными и децентрализованными фондами. Право денежного обращения тесно связано с бюджетным правом - оно создает основу движения денежных средств между бюджетами бюджетной системы РФ. Во взаимодействии с нормами налогового нрава оно определяет порядок осуществления налоговых платежей. Совместно с финансово-правовым институтом банковской деятельности денежное право закладывает основу системы перераспределения денежных средств. Кроме того, можно проследить взаимосвязь права денежного обращения с иными элементами системы финансового права, например с институтом государственного кредита, финансово-правового регулирования рынка ценных бумаг, страховой деятельности и др. Основы правового регулирования денежного обращения закладываются Конституцией РФ. Так, нормы Конституции закрепляют право денежной эмиссии за Российской Федерацией (п. "ж" ст. 71), устанавливают наименование денежной единицы РФ и возлагают обязанность по ее защите на ЦБ РФ (м. 1 и 2 ст. 75). Кроме того, Конституция РФ возлагает обязанность по обеспечению проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики на Правительство РФ (ч. 1 ст. 114). В соответствии со ст. 106 Конституции РФ принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации[11]. На основании ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ признаются составной частью ее правовой системы. Такие нормы имеют приоритет перед законами РФ. В связи с этим общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ также признаются источником денежного права. В этой группе необходимо выделить статьи Соглашения Международного валютного фонда, принятые на Международной валютно-финансовой конференции ООП в Бреттон-Вудсе, штат Нью-Хэмпшир (США), 22 июля 1944 г. Статьи Соглашения содержат основные принципы построения международной валютно-финансовой системы, а также ряд обязательств, которые приняли на себя государства-члены в отношении своего валютного режима. Большое значение в регулировании денежного обращения имеют нормы федеральных законов. Так, одним из основных нормативных правовых актов в данной сфере является Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", который определяет полномочия ЦБ РФ по эмиссии наличных денег, организации наличного денежного обращения, установлению правил проведения расчетов, а также полномочия по проведению кредитно-денежной политики. Еще одним важным источником является Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее в этой главе - Закон о валютном регулировании), содержащий принципы валютного регулирования и валютного контроля, правила осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами на территории РФ, основы валютного контроля и т.д. Кроме того, организация денежного обращения происходит на основании норм иных федеральных законов, например НК РФ, КоАП РФ, Федерального закона "О банках и банковской деятельности", Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и иных законов. В соответствии с ч. 3 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе основные направления кредитно-денежной и валютно-финансовой политики. В рамках своих полномочий Президент РФ имеет право издавать общеобязательные указы и распоряжения. Так, Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 622 "О дополнительных мерах по ограничению денежного обращения устанавливаются общие принципы организации оборота наличных денежных средств в Российской Федерации[12]. Еще одну группу источников права денежного обращения составляют нормативные акты Правительства РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 114 Конституции РФ и ст. 15 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" на данный орган возлагается обязанность по проведению единой кредитно-денежной политики государства, в которую входит комплекс мер государственного воздействия, направленных на повышение эффективности государственного управления в сфере денежного обращения. В качестве примера можно привести постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", устанавливающее порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Далее в иерархии следуют нормативные акты иных органов исполнительной власти. Например, Минфин России на основании постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329, утвердившего положение о данном органе, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной деятельности. Помимо этого, в сфере денежного обращения па данный орган возложены полномочия по установлению форм отчетности для организаций, утверждению методических указаний по бухгалтерскому учету, установлению порядка проведения инвентаризации, использованию контрольно-кассовых аппаратов, а также ряд иных полномочий. Особое место в правовом регулировании денежного обращения занимают нормативные акты Банка России, среди которых можно выделить: Положение от 5 января 1998 г. № 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации"; - Инструкцию от 15 июня 2004 г. № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным байкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформлений паспортов сделок"; - Положение от 18 апреля 2006 г. № 286-П "Об установлении и опубликовании Центральным банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю" и др[13]. Бесспорно, система источников денежного права еще в значительной степени разрознена и неоднородна, что обусловлено вхождением в нее актов различной юридической силы. В этом отношении право денежного обращения проигрывает таким кодифицированным подотраслям финансового права, как бюджетное и налоговое право. Между тем можно с уверенностью констатировать, что в Российской Федерации сформировался необходимый массив нормативных актов, позволяющий выделить денежное право (право денежного обращения) в качестве самостоятельной подотрасли финансового права. Под денежным обращением принято понимать процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной форме в качестве средства обращения и средства платежа. Денежное обращение исторически определило появление денежной системы, которая представляет собой модель, тип организации денежного обращения, закрепленный законодательно. Структурно она состоит из следующих элементов: - официальная денежная единица; - виды денежных знаков; - порядок эмиссии денежных знаков и их обеспечения; - методы регулирования денежного обращения; - организация денежного обращения. Денежная система также может содержать еще два элемента: порядок установления официального валютного курса и масштаб цен. Официальная денежная единица - это установленный государством и закрепленный законодательно денежный знак, являющийся законным платежным средством на всей территории страны. В соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек[14]. Виды денежных знаков выделяются в зависимости от материального носителя (банкноты, монета), их обеспечения, а также субъекта, уполномоченного выпускать денежные знаки в обращение. В настоящее время в Российской Федерации в обращении находятся два вида денежных знаков: а) банкноты номиналом 5, 10, 50, 100, 500, 1000 и 5000 рублей; б) металлическая монета достоинством 1,5,10,50 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей. Порядок эмиссии денежных знаков - это установленные законодательно правила выпуска и изъятия денег из обращения. Единственным эмитентом денежных знаков является государство. Непосредственная эмиссия может быть возложена либо на эмиссионный банк, либо на казначейство. Порядок установления официального курса представляет собой совокупность правил определения соотношения цены национальной валюты к цене иных иностранных валют. Масштаб цен определяет, какое количество валютного металла содержится в денежной единице. В настоящее время официальное соотношение между рублем и золотом не устанавливается. К основным методам регулирования денежного обращения относятся: - денежная реформа - коренное, качественное преобразование денежной системы, проводимое в целях стабилизации национальной денежной валюты и денежного обращения в целом; - деноминация (от лат. - переименование) - изменение нарицательной стоимости денежных знаков, производимое с обменом старых денег на новые по определенному курсу. Деноминация не предполагает качественного преобразования денежной системы; - эмиссия - выпуск денежных знаков в обращение. В отличие от денежной реформы и деноминации, проводимых единовременно, эмиссия представляет собой направление финансовой деятельности государства, осуществляемое постоянно; - нуллификация (от лат. - уничтожение) -объявление денежных знаков недействительными. Посредством нуллификации происходит изъятие старых денег из обращения с последующим выпуском новых, но уже в меньшем количестве; - девальвация (от лат. - понижение и иметь значение, стоить) - понижение стоимости денежной единицы. Экономическое значение девальвации состоит в том, что государство путем снижения курса собственной валюты снижает тем самым и экспортную цену товаров, создавая благоприятную обстановку для промышленного развития; - ревальвация - процесс, обратный девальвации, заключающийся в повышении стоимости денег; - дефляция - уменьшение денежной массы, проводимое путем изъятия из обращения излишков денежных знаков. Денежное обращение включает в себя два основных элемента: наличное и безналичное денежное обращение[15]. Налично-денежное обращение, или наличный денежный оборот, представляет собой процесс движения денежных средств в наличной форме. Можно выделить ряд существенных характеристик налично-денежного обращения: 1) он является частью денежного оборота. Выступая в качестве одной из составных частей денежного оборота, наличное денежное обращение тесно связано с безналичным. Это проявляется в том, что, как уже упоминалось, денежные средства, находясь в постоянном движении, переходят из наличной в безналичную форму и наоборот; 2) тесно связан с банковской системой. Так, в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" организация денежного обращения возложена па ЦБ РФ. В целях осуществления данной функции ЦБ РФ уполномочен осуществлять эмиссию денежных средств, производить обмен ветхих и поврежденных банкнот, принимать решение о выпуске банкнот и монет нового образца, об изъятии из обращения банкнот и монет старого образца, утверждать номиналы и образцы денежных знаков, а также осуществлять иные полномочия, предоставленные ему законодательством РФ; 3) предполагает неоднократность использования денежных знаков. Это свойство проявляется в том, что в ходе оборота наличных денежных средств банкноты и монеты, выступая в качестве средства обращения и платежа, физически перемещаются "из рук в руки". Следовательно, денежные знаки должны быть долговечными и защищенными от подделок; 4) осуществляется преимущественно в сфере частных доходов и расходов населения. Это свойство обусловлено стремлением государства минимизировать затраты, связанные с организацией денежного обращения, а также препятствовать сокрытию денежных средств от налогообложения. В связи с этим вводятся ограничения, связанные с оборотом наличных денег, которые распространяются в первую очередь на организации и индивидуальных предпринимателей; 5) подвергается нормативно-правовому регулированию со стороны государства[16]. К основным принципам организации налично-денежного обращения относятся: 1) принцип обязательного хранения наличных денежных средств юридических лиц в кредитных организациях. Государство обязало все учреждения, организации и предприятия, вне зависимости от организационно-правовой формы, хранить свои денежные средства в кредитных организациях. Этот принцип устанавливается в целях осуществления контроля за оборотом денежных средств, противодействия их отмыванию, а также обеспечения сохранности денег; 2) принцип преимущественной безналичности расчетов организаций по своим обязательствам, введение которого обусловливается стремлением государства ограничить расчеты с использованием наличных денежных средств; 3) принцип лимитности кассовых наличных денежных средств. Юридические лица могут иметь в своей кассе наличные деньги лишь в пределах установленных лимитов, т.е. определенного количества, необходимого для нормального функционирования организаций; 4) принцип обязательной сдачи в банк всей денежной наличности сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе; 5) принцип срочности сдачи денежной наличности в кредитные учреждения. Такие сроки устанавливаются нормативно и зависят от специфики работы предприятия, а также удаленности кредитных организаций. Конкретные сроки согласуются с учреждениями банков; 6) принцип сверхлимитности кассовых наличных денег, направляемых на оплату труда и иные социальные выплаты. Так, организации имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка; 7) принцип документированности денежных операций. Согласно этому принципу все денежные средства, поступающие в кассу и выплачиваемые из нее, подлежат обязательной документации. Оформление таких операций обычно производится путем составления приходных и расходных кассовых ордеров, в определенных случаях они могут быть оформлены другими документами; 8) принцип обеспечения сохранности наличных денежных средств, хранящихся в кассе. Каждая организация обязана иметь укрепленное помещение, специально выделяемое для кассы, а также проводить обучение своих работников; неподготовленные сотрудники не допускаются к работе с денежной наличностью; 9) принцип неограниченности расчетов населения. В соответствии со ст. 861 ГК РФ расчеты с участием физических лиц, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в наличной форме без ограничений, что, однако, не означает бесконтрольности таких расчетов. Таким образом, правовое регулирование наличного денежного обращения, основанное на всех вышеперечисленных принципах, направлено на ограничение расчетов наличными деньгами. Ограничительная направленность правового регулирования в данной сфере в первую очередь проявляется в установлении мер запретительного характера относительно расчетов наличными деньгами при осуществлении предпринимательской деятельности. Например, Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40', предусматривает преимущественно безналичный расчет предприятий по своим обязательствам. Согласно п. 1 Порядка ведения кассовых операций все предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в банках. Банком России установлен предельный размер расчетов наличными деньгами для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации от 20 июня 2007 г. № 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" предельный размер расчетов наличными деньгами составляет 100 тыс. руб. Еще одной ограничительной мерой в сфере наличного денежного оборота являются лимиты остатка наличных денег в кассе. Наличность, превышающая лимит, в обязательном порядке сдастся в обслуживающий данное предприятие банк для зачисления на счет. Лимиты устанавливаются банками ежегодно по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс могут быть пересмотрены[17]. Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. В соответствии с а. 29 Порядка ведения кассовых операций на каждом предприятии для кассы должно быть выделено специальное изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег. Все наличные деньги и ценные бумаги на предприятиях хранятся, как правило, в несгораемых металлических шкафах или сейфах. Обеспечение сохранности денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и при сдаче в банк возлагается на руководителя организации. Безналичное денежное обращение, так же как и налично-денежный оборот, тесно связано с банковской системой, однако не предполагает физического перемещения денег и преимущественно распространено в сфере расчетов организаций, индивидуальных предпринимателей, а также публично-правовых образований; Правовое регулирование безналичных расчетов происходит посредством закрепления форм безналичных расчетов, определения сроков осуществления платежей и счетов, используемых для проведения расчетов, закрепления порядка списания денежных средств со счета, а также путем определения порядка осуществления расчетов по конкретным формам. Форма расчетов по своей сути представляет собой определенный способ осуществления таких расчетов. В соответствии с п. 1 ст. 862 ГК РФ при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. К иным формам можно отнести расчеты плановыми платежами, расчеты, осуществляемые посредством зачета взаимных требований, расчеты простыми и переводными векселями, а также расчеты с использованием платежных карт. Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Таким образом, в отношениях по выбору формы расчета реализуется принцип равенства сторон, а следовательно, они являются гражданско-правовыми. Общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта РФ, и пять операционных дней в пределах территории РФ (ст. 80 Федерального закона "О Центральном байке Российской Федерации (Банке России)")[18]. В Российской Федерации расчетные операции но перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием: 1) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России; 2) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях; 3) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции; 4) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации. Расчетный документ - это оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа: - распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств; - распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем)1. Основными формами расчетных документов выступают платежные поручения, аккредитивы, чеки, платежные требования и инкассовые поручения. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. По своей сути платежные поручения представляют собой банковский перевод. Исполнение платежного поручения должно происходить в срок, предусмотренный законодательством, или же в более короткий срок в случае, если это установлено договором банковского счета или же определено обычаями делового оборота. Принятие платежных поручений происходит независимо от наличия денежных средств на счете плательщика, однако его исполнение становится возможным лишь при наличии достаточного количества денежных средств на соответствующем счете. При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (исполняющий банк, которым может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк) произвести такие платежи. Таким образом, платеж происходит лишь при предоставлении необходимых документов, в результате чего плательщик- получает гарантию тою, что платеж будет произведен только в случае исполнения его контрагентом по гражданско-правовому договору - получателем средств всех условий такого договора, а получателю, в свою очередь, гарантируется платеж[19]. Открытие аккредитива происходит на основании заявления плательщика. Об открытии аккредитива и его условиях банк-эмитент сообщает получателю средств через исполняющий банк либо через банк получателя средств с согласия последнего. Для исполнения аккредитива получатель средств представляет в исполняющий банк документы, подтверждающие выполнение всех условий аккредитива. При этом исполняющий банк проводит проверку полученных документов по их внешним признакам и в случае их несоответствия может отказать в принятии документов. Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке. Расчеты чеками в большей степени характерны для англосаксонской правовой семьи. Такие расчеты, в частности, популярны в Великобритании и США. В России чеки используются не столь часто.
Задача Налогоплательщик Миняев сдал в налоговые органы налоговую декларацию за 2012 год 01 мая 2013 года. Камеральная налоговая проверка была проведена 01 сентября года. В ходе проверки было выявлено занижение налоговой базы, в связи с чем, налоговый орган произвел доначисление неуплаченной суммы налога, а также пени. 01 декабря 2013 г. налоговый орган предложил Миняеву произвести оплату налога, пени, и сообщил о привлечении его к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ (штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога). Миняев с требованиями налогового органа не согласился. Дело передано на рассмотрение в суд. Какое решение примет суд? Решение: Требования налогового органа законны. В соответствии с письмом Информация ФНС России «О сроке подачи налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)», декларация должна быть предоставлена в срок до 30 апреля 2013 года, так как Миняев сдал ее 01.05 то требования налоговой правомерны.
Date: 2015-06-07; view: 924; Нарушение авторских прав |