Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Финансы и финансовая система РФ





Оглавление

 

1. Финансы и финансовая система РФ 3

2. Бюджетное право: понятие, субъекты и источники 11

3. Денежная система РФ: элементы и правовая основа 16

4. Задача 32

Список использованных источников 33

 


 

Финансы и финансовая система РФ

 

Финансы являются базисной категорией экономической науки. Любая категория рассматривается двояко: с точки зрения содержания и формы. По содержанию финансы -это отношения по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств; а по форме -совокупный денежный фонд страны, который аккумулируется, перераспределяется и используется публичным субъектом для реализации своих функций и задач.

Очевидно, что форма категории определяется ее содержанием. В связи с этим рассмотрим прежде всего содержание категории "финансы", а именно финансовые отношения и их взаимосвязь и взаимообусловленность с экономическими отношениями. Сразу обратим внимание на то, что именно финансовые отношения являются предметом финансового права[1].

Не вызывает сомнения, что базисные экономические отношения являются объективной субстанцией, и далеко не всегда стихийные процессы в этой сфере отвечают государственным интересам.

Дело в том, что объективные экономические отношения чаще всего опосредуют частные интересы. Например, основным законом рыночной экономики является закон стоимости, который трактуется как стихийный регулятор общественного производства. Действительно, на основании закона стоимости на рынке наблюдается тенденция самопроизвольного перераспределения капитала из наименее рентабельных (убыточных) отраслей экономики в наиболее рентабельные (прибыльные), что отвечает частным интересам инвесторов. Вместе с тем такого рода тенденция вступает в неизбежное противоречие с публичным интересом государства, которое заинтересовано не в развитии сверхрентабельных отраслей экономики, приносящих сверхприбыли отдельным лицам, а в поддержании структурного равновесия и баланса экономического состояния страны. К наиболее уязвимым (убыточным) областям относятся, например, социально значимые сферы - здравоохранение, образование, наука, культура, а также области, от которых зависит суверенитет государства, - оборона, фундаментальные научные исследования (в области космоса и др.).

Именно процесс реализации и защиты публичного интереса является предпосылкой и основой финансовых отношений, в которых одной из сторон (прямо или косвенно) выступает государство как властный субъект, организующий стихийные экономические процессы в нужном для общества направлении. Государство, активно используя финансовые механизмы, присущие рыночной экономике, законодательно закрепляет правила поведения, направленные на сочетание общегосударственных и частных интересов в одной из самых чувствительных сфер человеческой деятельности, которая получила в науке финансового права название "финансовая деятельность". Не случайно сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются как экономическим строем общества, так и природой и функциями государства[2].

Итак, финансовые отношения - это экономические отношения, характерные для более высокой ступени развития общества. Финансовые отношения, будучи особыми экономическими отношениями (производными от них), имеют ряд особенностей по сравнению с другими экономическими отношениями. Это:

- денежные отношения;

- распределительные (перераспределительные) отношения;

- отношения, связанные с распределением и использованием фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов;

- отношения, в которых присутствует императивная воля властного субъекта.

Таким образом, экономические и финансовые отношения соотносятся как целое и часть, поскольку все финансовые отношения являются экономическими, но не все экономические отношения можно рассматривать как финансовые. Экономические отношения трансформируются в финансовые только тогда, когда возникает публичный интерес, который проводится в жизнь властным субъектом, реализующим свою финансовую политику, и возникают денежные отношения, сопровождающиеся процедурами учета денежных средств.

Одновременно содержание финансовых отношений непосредственно зависит от содержания экономических отношений, отражающих степень развития производительных сил в стране. Следовательно, мы наблюдаем непосредственную взаимообусловленность и взаимозависимость между содержанием экономических и финансовых отношений.

Так, первые (экономические отношения) зарождаются на более ранних этапах истории человечества, поскольку просматриваются уже в процессе производства натуральных продуктов, не предполагающих распределения или обмена, тем более в денежной форме (товарно-денежного обмена).

Вторые (финансовые отношения) возникают как перераспределительные, во-первых, при наличии развитого товарно-денежного обращения, во-вторых, при возникновении тех или иных обособленных целевых фондов денежных средств, предполагающих как покрытие непосредственно государственных расходов, гак и расходов, связанных с реализацией публичного интереса государства.

Если рассматривать исторический процесс в развитии, то по мере становления и укрепления государственности все больше элементов финансовых отношений наблюдается в экономической деятельности страны. Поэтому можно говорить о том, что в современном обществе с развитой экономикой возникает некий конгломерат финансово-экономических отношений.

Итак, содержание финансовых отношений па том или ином историческом этапе общественного развития определяется:

- объективными экономическими отношениями, характеризующими степень развития производительных сил в стране;

- проводимой государством финансовой политикой, воплощаемой в законе, которая непосредственно влияет на динамику производственных отношений этого государства.

Таким образом, по содержанию финансы - это финансово-экономические отношения.

По форме финансы представляют собой совокупный фонд денежных средств страны, или совокупность фондов денежных средств, выделяемых по тому или иному признаку или в зависимости от поставленной цели. Так, общеизвестно, что финансовая наука выделяет государственные и частные финансы, указывая на отличительные особенности последних[3].

Непосредственным источником образования этих фондов является национальный доход. "Социалистические финансы представляют собой систему экономических отношений, посредством которых планомерно образуются и используются фонды денежных ресурсов для нужд расширенного воспроизводства и удовлетворения других потребностей". Поскольку национальный доход (общественный продукт) является непосредственным источником образования фондов в государстве (в виде всеобщего эквивалента - денег), можно предположить, что именно он, подлежа в дальнейшем распределению и перераспределению, является первоосновой финансов государства (общего совокупного денежного фонда), включающего два базовых элемента: государственные и частные финансы.

При этом структура совокупного фонда (совокупность фондов) определяется финансовыми отношениями (содержание определяет форму), в основе которых лежит финансовая политика государства, выраженная в законе.

Таким образом, совокупность фондов не может являться стационарной схемой и меняется в зависимости:

- от объективных экономических реалий;

политики, проводимой публичным субъектом в области финансов.

Поскольку финансы неразрывно связаны с функционированием денег и выступают как система денежных отношений, они представляют собой отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Вместе с тем очевидно, что понятие денежных отношений шире, чем понятие финансовых отношений, поскольку последние содержат элемент государственного регулирования. Финансы являются особой разновидностью денежных отношений, и само их существование опирается на денежную систему.

Проявление результатов воздействия финансов на экономику страны находится в прямой зависимости от эффективного проведения финансовой политики, которая, в свою очередь, является частью внутренней и внешней политики государства[4].

Различают внутреннюю и внешнюю политику. Внутренняя политика определяет содержание целей, которые ставят перед собой глава государства, правительство, и средства, которыми эти цели достигаются. Внешняя политика в основном включает в себя сферы отношений государства с другими странами, соглашений и союзов, международной торговли и т.д.

Основу финансовой политики развития государства, которая, в свою очередь, делится на внутреннюю и внешнюю, составляет выработка основных направлений аккумулирования и использования финансов в соответствии с целями и задачами, которые стоят перед страной.

Финансовая система в материальном смысле (система финансов) в настоящее время имеет следующую общую структуру:

- государственные и муниципальные централизованные фонды;

- государственные и муниципальные децентрализованные фонды;

- частные децентрализованные фонды.

К централизованным фондам относятся бюджетная система (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты местного самоуправления) и внебюджетные централизованные целевые фонды (например, Пенсионный фонд РФ).

Децентрализованные фонды представляют собой денежные фонды, образуемые, например, в процессе банковской, страховой, инвестиционной деятельности.

Далее обратимся к рассмотрению финансовой системы как к совокупности общественных отношений.

Поскольку указанные отношения складываются по поводу материальных фондов денежных средств (по их аккумулированию, перераспределению и использованию), очевидно, что критерий классификации должен быть аналогичен рассмотренному, однако спектр возникающих при этом отношений шире, чем непосредственное образование, распределение и использование того или иного фонда, входящего в систему финансов. Таким образом, отношения можно разбить на две большие группы.

К первой и основной группе общественных отношений относятся следующие:

1) отношения по образованию, перераспределению и использованию государственных и муниципальных денежных средств в процессе образования, распределения и использования бюджетов РФ всех уровней, а также внебюджетных централизованных фондов (Пенсионный Фонд РФ, Фонд обязательного социального страхования,

Фонд обязательного медицинского страхования). Сюда же следует отнести отношения в сфере налогообложения, поскольку целью взимания налоговых платежей является аккумуляция доходов в бюджетную систему государства, и ряд других отношений;

2) отношения, которые возникают по поводу образования, перераспределения и использования децентрализованных государственных и муниципальных фондов, например образования, распределения и использования средств, получаемых в результате обязательного страхования, государственного кредита и др. Эти отношения имеют принципиальные отличия ввиду того, что при их реализации императив властного субъекта становится ограничен;

3) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием частных (децентрализованных) денежных фондов, которые носят еще менее непосредственный и императивный характер. Эти отношения могут заключаться в применении тех или иных рычагов, стимулирующих образование, распределение и использование фондов денежных средств с учетом интересов властного субъекта и в контроле за соблюдением финансовой дисциплины всеми субъектами экономической деятельности.

В целом эти отношения следует характеризовать как перераспределительные в отношении фондов, формирующих систему финансов страны.

Можно обратить внимание на возможность выделения соответствующих звеньев системы финансов. Так, федеральный бюджет как централизованный фонд денежных средств в совокупности с общественными отношениями по его образованию, перераспределению и использованию представляет собой отдельное звено системы финансов[5].

Вместе с тем, как уже было сказано, спектр общественных отношений, составляющих финансовую систему, шире, чем непосредственно образование, распределение и использование того или иного фонда, входящего в систему финансов. Этот спектр включает в себя вспомогательные отношения, без которых невозможна реализация основных отношений. Так возникает вторая группа отношений, которые условно можно характеризовать как способствующие основным или опосредующие перераспределительный процесс системы финансов.

Например, известно, что функционирование финансовой системы в материальном смысле (системы финансов) обеспечивается движением наличных денег и безналичными расчетами (т.е. денежным обращением). В связи с этим следует иметь в виду, что отношения, складывающиеся в сфере денежного обращения, включая эмиссию, также являются элементом финансовой системы (но не системы финансов).

Очевидна и роль отношений, складывающихся в сфере валютного регулирования (установление валютных ограничений и контроль за их соблюдением), которое непосредственно влияет на характер денежного обращения в стране, уровень денежной массы на рублевом рынке. Следовательно, отношения, складывающиеся в процессе валютного регулирования, также следует причислить к элементам финансовой системы (эти отношения тоже выходят за пределы системы финансов).

 


 

Date: 2015-06-07; view: 921; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию