Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Неуспеваемость как психолого-педагогическое явление
10.1. Диагнострование потенциальных возможностей учащихся (диагностирование обучаемости). 10.2. Понятие неуспеваемости и ее причины. 10.3. Преодоление неуспеваемости. Литература: Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001. – С. 171 – 180. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М., 2002. – С. 397 – 424. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В 2-х кн. – М., 2001. – Кн.1. – Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2002. – С. 277 – 282. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным теориям обучения. – СПб.: Питер, 2004. – С. 184 – 201. 10.1. Диагнострование потенциальных возможностей учащихся
Обучаемость – это способность (пригодность) учащегося овладевать заданным содержанием обучения. Распространенными синонимами понятия обучаемости являются такие понятия, как «податливость», «учебная способность», «потенциальные возможности», «восприимчивость» и др., выражающие качества обучающейся личности. Важнейшими компонентами понятия обучаемости, которые являются определяющими факторами успешности обучения, являются (И.П. Подласый): 1) потенциальные возможности обучаемого. Они включают в себя индивидуальные характеристики (качества) обучаемого, среди них – восприимчивость, готовность к умственному труду, способность учиться, успешность познавательной деятельности, сформированность умственных действий, широта знаний, общая эрудиция обучаемых, их языковое развитие, уровень усвоения знаний, умений и др.; 2) фонд действенных знаний (тезаурус) включает те знания, которыми ученик активно пользуется в своей повседневной учебной и внешкольной жизни; 3) обобщенность мышления (мыслительного процесса), включающее качество (глубину, эффективность) познавательного процесса, силу, гибкость, самостоятельность, экономичность мышления, что существенно определяет возможности и преимущества каждой личности в обучении; 4) темпы продвижения в обучении (темпы усвоения знаний). Фактор темпов логично рассматривать как производный от предыдущих, потому что все преимущества личности, имеющей более высокую обучаемость, перед личностью с более низкой характеристикой данного качества практически сводятся к разнице в темпах (времени) освоения знаний, умений, продвижения в обучении и прироста результатов. На темпы влияют и потенциальные возможности обучаемых, и фонд их действенных знаний, умений, и характеристики мышления. Отсюда именно темпы являются определяющей характеристикой обучаемости. К повышению темпов и снижению затрат времени в конечном счете сводится вся экономия в обучении. В обучении необходимо учитывать темп усвоения, темп продвижения и темп прироста результатов. 1. Темп усвоения знаний, умений (Ту). Им можно охарактеризовать, прежде всего, время усвоения эталонного или произвольного (но одинакового для всех обучаемых) понятия. Определяется он по формуле: Ту = Тф/ Тэ ∙100%,
где Тф – фактически затраченное время на полное усвоение эталонного понятия или выполнение эталонного теста конкретным обучаемым; Тэ – эталонное время выполнения предложенного задания. Понятие «эталонный» может означать «среднестатистический», «по многолетним наблюдениям», «в нашей школе», «на уровне принятых требований» и т. п. Рассчитывается эталонное время как среднеарифметическое от времени всех учеников в тестируемой группе или с помощью научно-обоснованных данных. Если Ту равен 100%, то это можно считать нормой. Если Ту меньше 100 %, то есть Тф меньше Тэ, то это говорит о том, что ученик справился с заданием быстрее, чем предполагается среднестатистическими показателями, и у него хороший темп в обучении. Чем меньшей величиной выражается Ту, тем лучше, тем выше показатель обучаемости. Организовать исследование этого показателя несложно: нужно предложить обучаемым выполнить тест и точно зафиксировать время выдачи ответа. Необходимым условием при этом является создание «сильной» мотивации, т. е. стремления как можно раньше, но безошибочно выполнить работу. По результатам тестирования или выполнения задания устанавливается рейтинг обучаемых, их фамилии выставляются в списке согласно увеличению длительности (темпа) выполнения заданий. 2. Темп продвижения в обучении (Тп). Этот показатель темпа намного полнее характеризует обучаемость, поскольку учитывает более длительный период обучения. При использовании данного показателя принимается во внимание время полного усвоения раздела, части курса, всего учебного предмета. Аналитическое выражение показателя не отличается от предыдущего: Тп= Тф/ Тэ ∙100%,
где Тф – время полного усвоения раздела (части курса, всего учебного предмета) конкретным учащимся; Тэ – эталонное время усвоения того же объема учебного материала, установленное экспертным путем или же с помощью теоретических расчетов. Интерпретация результатов аналогична интерпретации Ту. Практика постоянно подтверждает – тот обучаемый быстрее овладевает предложенным ему объемом знаний, который имеет более высокую обучаемость. Поэтому изучение Тп открывает пути количественной оценки возможностей обучаемых. При практическом определении показателя Тп необходимо опять-таки обеспечить надлежащую мотивацию учения. Вне связи с ней трудно реально оценивать темпы, обучаемость, возможности учащихся, поскольку известно, что при отсутствии надлежащих стимулов темпы, устанавливаемые самими учащимися, гораздо ниже возможных. Способный, но ленивый ученик покажет худший результат, чем менее способный, но старательный и трудолюбивый. 3. Темпы прироста результатов (Тр). Этот показатель характеризует динамику обучаемости. Показатель прироста результатов сигнализирует, с какой скоростью идет процесс повышения, стабилизации или снижения результативности, какую направленность и характер он приобретает. Показатель изменения результативности (Тр) выражает отношение последующих достижений к предыдущим: Тр = Тп / Тд ∙100%, где Тп – «последующее» зафиксированное значение показателя обучения (в процентах, относительных значениях, баллах), Тд – зафиксированное значение достигнутого (предыдущего) показателя или среднеарифметическое значение ряда показателей. Понятие изменения (прироста, снижения) результативности обучения раскроем на примере. Пусть успешность выполнения первого теста была 0,2 (2 выполненных задания из 10), а следующего за ним – 0,9 (9 правильно выполненных заданий из 10). Отношение последующего результата к предыдущему указывает на очень высокий темп прироста. Технология определения обучаемости учащихся по дидактическим темпам упрощает решение многих проблем. В частности, она позволяет более точно выявлять потенциально неуспевающих учащихся, дифференцировать учащихся по учебным возможностям и тем самым содействует успешной профилактике или устранению неуспеваемости. Экономия времени, ускорение темпов, досрочное изучение не только отдельных тем, разделов, но и целых курсов, как это мы наблюдаем в опыте лучших педагогов, достигаются за счет мобилизации обучаемости, внедрения стимулов, побуждающих повышать напряженность познавательного труда. Таким образом, обучаемость не раз и навсегда установленное качество личности, а динамический процесс, развивающийся под влиянием различных причин, которыми можно целенаправленно управлять.
Date: 2015-06-07; view: 574; Нарушение авторских прав |