Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Термины и понятия





 

Эффект дохода(income effect)

Эффект замещения (substitution effect)

Полезность (utility)

Совокупная полезность (total utility)

Предельная полезность (marginal utility)

Закон убывающей предельной полезности (law of diminishing marginal utility)

Рациональное поведение (rational behavior)

Бюджетное ограничение (budget constraint)

Правило максимизации полезности (utility-maximizing rule)

Бюджетная линия (budget line)

Кривая безразличия(indifference curve)

Предельная норма замещения(marginal rate of substitution, MRS)

Карта безразличия(indifference map)

Положение равновесия (equilibrium position)

 

 

Вопросы и учебные задания.

1. Объясните закон спроса с помощью эффектов дохода и замещения, приняв за исходный пункт ваших рассуждений рост цены. Объясните закон спроса исходя из убывания предельной полезности.

2. Ключевой вопрос Заполните пропуски в следующей таблице и ответьте на приведенные ниже вопросы.

 

Количество потребляемых единиц Совокупная полезность Предельная полезность
 
-
-
-
-
-

 

а. Как изменяется уровень совокупной полезности: постоянен, сокращается или увеличивается? Почему?

б. «Рационально действующий потребитель приобретет только одну единицу продукта, представленного в таблице, так как в этом случае предельная полезность максимальна». Вы согласны с этим утверждением или нет? Поясните, почему да или почему нет.

в. «Возможно, рационально действующий потребитель не купит ни одной единицы продукта, представленного в таблице». Вы согласны с этим утверждением или нет? Поясните, почему да или почему нет.

3. Миссис Уилсон каждую неделю покупает хлеб и молоко по цене 1 долл. и 80 центов соответственно. В настоящее время она покупает такое количество этих продуктов, что предельная полезность их последних единиц равна соответственно 80 и 70 «утилам». Можно ли сказать, что она покупает максимизирующий полезность набор хлеба и молока? Если нет, каким образом ей следует перераспределить свои расходы между этими двумя продуктами?



4. Ключевой вопрос В столбцах (1) – (4) приведенной ниже таблицы представлены показатели предельной полезности, выраженной в «утилах», которую получил бы Риккардо в случае приобретения им различных количеств продуктов А, В, С, и D. В столбце (5) показана предельная полезность, получаемая Риккардо при сбережениях. Предположим, цены товаров А, В, С, и D составляет 18, 6, 4 и 24 долл. соответственно, а денежный доход Риккардо равен 106 долл.

 

Столбец (1) Столбец (2) Столбец (3) Столбец (4) Столбец (5)
Количество единиц А MU Количество единиц В MU Количество единиц С MU Количество единиц D MU Сумма сбереженных денег, долл. MU
0,5
3,5 0,25
0,125

а. Какое количество продуктов А, В, С, и D приобретет Риккардо для максимизации полезности?

б. Сколько долларов Риккардо предпочтет сберечь?

в. Проверьте правильность своих ответов, подставив их в алгебраическое выражение правила максимизации полезности.

5. Ключевой вопросмежду двумя продуктами X и Y, предельная полезность каждого из которых для вас указана ниже. Сколько единиц каждого продукта вам следует купить, чтобы максимизировать полезность, если ваш доход составляет 9 долл., а цены товаров X и Y – соответственно 2 и 1 долл.? определите величину совокупной полезности, которую вы получите. теперь предположите, что при прочих равных условиях цена товара Y упала до 1 долл. В каких количествах вы купите продукты X и Y в этом случае? Используя две цены и два количества единиц X , постройте кривую спроса на этот продукт.

 

Количество единиц X MUx Количество единиц Y MUy

 

6. Какую информацию дает бюджетная линия? Каким образом сместится бюджетная линия если денежный доход потребителя: а) увеличится; б) уменьшится? Каким образом сместится бюджетная линия, если цена продукта, количество которого отложено на горизонтальной оси: а) повысится; б) понизится?



7. Какую информацию дает кривая безразличия? почему такие кривые являются: а) нисходящими; б) вогнутыми относительно начала координат? Почему совокупная полезность увеличивается, когда потребитель перемещается с одной кривой безразличия на другую, удаляясь от начала координат? Почему кривые безразличия не пересекаются?

8. Ключевой вопрос Используя рис. 4, объясните, почему точка касания бюджетной линии с кривой безразличия соответствует положению потребительского равновесия. Объясните, почему любая точка, в которой бюджетная линия пересекает кривую безразличия, не является равновесной. Поясните следующее утверждение: «Потребитель находится в положении равновесия, когда MPS = PB / PA.

9. Предположим, данные приведенной ниже таблицы характеризуют кривую безразличия мистера Чена. Постройте эту кривую, откладывая количество продукта А на вертикальной, а продукта В – на горизонтальной оси. Исходя из того, что цены А и В составляют 1, 5 и 1 долл. соответственно, а мистер Чен располагает 24 долл. на расходы, добавьте к своему графику соответствующую бюджетную линию. В какой именно комбинации мистер Чен купит продукты А и В? Соответствует ли ваш ответ правилу равновесия, согласно которому MPS = PB / PA?

Количество продукта А, ед. Количество продукта В, ед.

 

10. Объясните при помощи графика, каким образом кривые безразличия могут быть использованы для построения кривой спроса.

Тесты

1. Предположим, что потребитель имеет доход в 8 долл. Цена товара А равна 1 долл., а цена товара В – 0,5 долл. Какая из следующих комбинаций товара находится на бюджетной линии?

а) 8А и 1В

б) 7А и 1В

в) 6А и 6В

г) 5А и 6В

д) 4А и 4В

 

2. При снижении цены товара А бюджетная линия переместиться следующим образом:

 

 

А – количество товара А, Б – количество товара Б

 

3. Среди следующих утверждений одно является неправильным. Укажите на него:

а) каждая точка на кривой безразличия означает разную комбинацию двух товаров;

б) каждая точка на бюджетной линии означает разную комбинацию двух товаров;

в) все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень удовлетворения потребностей;

г) все точки на бюджетной линии означают одинаковый уровень денежных доходов;

д) все точки на кривой безразличия означают одинаковый уровень денежного дохода

 

4. При увеличении цены товара Б бюджетная линия переместиться следующим образом:

А – количество товара А, Б – количество товара Б

 

5. Увеличение дохода потребителя графически выражается в:

а) изменение наклона бюджетной линии;

б) параллельном сдвиге бюджетной линии вправо;

в) параллельном сдвиге бюджетной линии влево;

г) уменьшение наклона бюджетной линии;

д) увеличение наклона бюджетной линии

 

6. Потребительское равновесие на карте безразличия - это:

а) любое пересечение бюджетной линии и кривой безразличия;

б) любая точка на самой высокой из кривых безразличия;

в) та точка, в которой наклон бюджетной линии равен наклону касательной к ней кривой безразличия;

г) любая точка, расположенная на бюджетной линии;

д) любая точка, расположенная на пространстве, ограниченном бюджетной линией

7. Предельная полезность:

а) является дополнительным объемом продукции, выпускаемой фирмой, когда она добавляет еще одну единицу труда;

б) объясняет, почему кривые предложения продукта являются восходящими;

в) обычно растет по мере использования дополнительных единиц продукта;

г) является дополнительным удовлетворением от потребления еще одной единицы какого-либо товара и услуги.

8. На рис. 21.1б предельная полезность – положительная величина, но кривая является нисходящей, тогда как на рис. 21.1а совокупная полезность – положительная величина и:

а) растет возрастающими темпами;

б) уменьшается все более низкими темпами;

г) уменьшается все более низкими темпами.

9.Когда на рис. 21.1б предельная полезность равна нулю, совокупная полезность на рис. 21.1а:

а) также равна нулю;

б) является ни восходящей, ни нисходящей;

в) является отрицательной;

г) растет, но со все более низкими темпами.

10. Предположим, потребитель, чье поведение отражает эти графики, перестал интересоваться пирожками, в результате чего:

а) кривая совокупной полезности (TU) становится более крутой;

б) кривая предельной полезности (MU) становится более пологой;

в) кривые совокупной (TU) и предельной (MU) полезности опустятся ниже:

г) кривые предельной полезности (MU), но не кривая совокупной полезности (TU) пересечется с горизонтальной осью.

 

Ответы: 7г; 8в; 9б; 10в.

 

 


[1] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.; Пер. с англ. Т.2. – М.: Республика, 1992. с. Ранее поведения потребителей описал немецкий ученый Г.Г. Госсен в книге "Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил человеческой деятельности" (1854 г.) Он обратил внимание на то, что полезность зависит не только от потребительских свойств блага, но и от процесса его потребления. Г.Г. Госсен сформулировал закон, суть которого заключается в том, что в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы потребляемого блага убывает, а при повторном акте потреблен я полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении. Благодаря этому получил решение парадокс о воде и алмазе, так как этот первый закон Госсена позволяет различать общую полезность некоторого запаса блага и предельную полезность данного блага.

Парадокс о воде и алмазе заключается в том, что для человека обычно вода намного полезнее, чем алмаз, но цена на последний гораздо выше. А цена связана с предельной полезностью блага. При увеличении количества потребляемых единиц блага снижается полезность дополнительной единицы. Так как воды на земле много и значение ее для человека огромно, то потребление большого числа единиц воды делает предельную полезность типичного потребителя низкой. Однако, при недостатке воды или воздуха ценность дополнительной единицы этих благ может быть много выше ценности единицы драгоценных камней (См.: "Законы" Госсена. Экономическая школа. – 1992. - №2. – с.39-40)

[2] Ютиль – от англ. Utility (полезность)

[3] Предельная полезность – Marginal Utility (MU)

[4] Общая полезность – Total Utility (TU)

[5] Пример составлен на основе данных из ст. Полезность и спрос. – Экономическая школа. – 1991. - № 1. – с. 39 - 41

[6] Кардиналистическая – от англ. cardinal - количественная

[7] Благо – это средство для удовлетворения потребностей (предмет, явление, продукт труда, услуга). Товар – это благо произведенное для обмена. (См: Общая экономическая теория (политэкономия)/Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. – М.: ПРОМО-Медиа, 1995. – с.73-74)

[8] Формулировка второго закона Госсена автором "Индивидуум, обладающий свободой выбора между некоторым числом разных видов потребления, но не имеющий достаточно времени использовать все их сполна, в целях достижения максимума своего наслаждения, как бы различна не была абсолютная величина отдельных наслаждений, должен прежде чем использовать полностью наибольшее из них, использовать все их частично, и притом в таком соотношении, чтобы размер каждого наслаждения в момент прекращения его использования у всех видов потребления оставался равным" (См: "Законы" Госсена. Экономическая школа. – 1992. - №2. – с.40-41)

 

[9] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.; Пер. с англ. Т.2. – М.: Республика, 1992. с.32

[10] Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. – С.-Пб., 1992. – с.110

[11] Ординалистический от англ. cardinal – порядковый. Первые шаги в этом направлении были сделаны в начале XX века итальянским экономистом В. Парето и российским экономистом и математиком Е.Е. Слуцким (1915 г.), а окончательное оформление теория спроса, базирующаяся на ординалистическом подходе, получила в статье английских экономистов Р. Аллена и Дж. Хикса "Пересмотр теории ценности" (1934 г.) и работе Дж. Хикса "Стоимость и капитал" (1939 г.)

[12] При написании данного вопроса использовались материалы журнала Экономическая школа. – 1992. - №2. и книги Хаймана Д.Н. Современная микроэкономика; анализ и применение В 2-х т. Т1. – М.: Финансы и статистика, 1992. – с.57-137

[13] MRS – Marginal Rate of Substitution – предельная норма замещения

[14] Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. т. 1. – М.: Финансы и статистика, 1992. – с.74






Date: 2015-06-07; view: 384; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию