Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Во второй половине XVIII в. русская живопись пережила подлинный расцвет. Он был связан с именами замечательных художников: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского





Одним из величайших русских художников XIX в. был Александр Андреевич Иванов. Он родился в семье профессора живописи Академии художеств и сам обучался там. Успехи талантливого юноши были столь поразительны, что один из профессоров Академии заподозрил Александра в том, что он работает не сам, а с помощью отца. Одна из ранних работ А.А. Иванова – «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (Третьяковская галерея). Тщательно продуманная композиция, безупречный рисунок, гармонично подобранные краски. Античный миф буквально оживает на полотне.

Окончив Академию, А.А. Иванов, как и К.П. Брюллов, отправился продолжать образование в Италию. Там под впечатлением знакомства с античным искусством художник написал картину «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (Третьяковская галерея). Античное божество и два его земных друга наслаждаются игрой на флейте и пением. Эта картина воплощает в себе идеалы античной красоты.

В Италии А.А. Иванов задумал большую историческую картину «Явление Христа народу» (Явление Мессии) (Третьяковская галерея). Работа над ней, занявшая 20 (!) лет, не имела примеров во всей истории русского искусства. Общее число подготовительных этюдов превысило 600 (!). А.А. Иванов отдельно писал одежды, деревья, воду, горы и даже камни. Но большинство этюдов посвящено людям. Колоссальная работа вполне себя оправдала. Безупречны композиция картины, рисунок, цвет. Все написано великолепно: люди, природа. Каждый персонаж олицетворяет определенный человеческий тип и характер. Более 30 персонажей изобразил А.А. Иванов на картине «Явление Христа народу». На берегу реки Иордан сошлись разные люди: молодые и старые, твердые духом и колеблющиеся. Каждый из них по-своему реагирует на речь Иоанна Крестителя и на его многозначительный жест, указывающий на приближающегося Христа. За спиной Крестителя стоят будущие ученики Христа, апостолы: златовласый Иоанн Богослов с готовностью устремляется навстречу Христу, за ним следует немолодой Андрей. Человек в чалме пребывает в полной нерешительности. Характерная психологическая деталь: он потупил глаза и прячет руки, которые могут выдать его намерения, в широкие рукава хитона. С надеждой и радостью смотрит на Крестителя сидящий на корточках раб с веревкой на шее. На его лице страдальческая улыбка. Справа от раба две фигуры — отец и сын. Они только что вышли из воды и никак не могут согреться. Их так и называют — «дрожащие». Мальчик смотрит на Иоанна одновременно с любопытством и испугом, лицо отца озарено радостной улыбкой. Над ними — два сердитых бородатых старца в белых чалмах. Это — фарисеи, ревнители старой иудейской веры. Они — явные недоброжелатели Христа. А вот лица двух конных римских воинов, они обращены к Христу, не выражают ни любви, ни ненависти. Они здесь чужаки и потому полны безразличия к происходящему. На картине «Явление Христа народу» под простертой рукой Иоанна Крестителя сидит странник в шляпе с посохом в руках. Исследователи считают, что это автопортрет самого А.А. Иванова. Кроме того, в облике человека в красном, который стоит ближе всех к Христу, изображен писатель Н.В. Гоголь. С ним А.А. Иванов подружился в Италии. Есть доказательство того, что А.А. Иванов не успел закончить картину «Явление Христа народу». Крайний слева старик первоначально был изображен с красной повязкой на бедрах. Затем художник заменил ее на белую, но красное отражение в воде переписать не успел. В 1858 г., после 27-летнего отсутствия, мастер со своей главной картиной возвратился в Петербург.

 

Карл Павлович Брюллов родился в семье преподавателя Академии художеств. Его далекие предки, гугеноты, когда-то бежали из католической Франции и со временем осели в России. Отец привил сыну любовь к рисованию. Карл блестяще закончил Академию художеств и уехал в Италию продолжать образование. Там он однажды посетил развалины древнеримского города Помпеи, погибшего в результате извержения Везувия и раскопанного археологами в окрестностях Неаполя. Зрелище потрясло художника, и он решил написать картину «Последний день Помпеи» (Русский музей). Три года К.П. Брюллов изучал источники, в том числе работы римского историка Плиния Младшего, свидетеля трагедии, делал эскизы, продумывал композицию. Затем еще три года работал над огромным полотном. Впервые в русской исторической живописи героем картины стала не конкретная личность, а народ. Желая передать чувства людей на пороге гибели, художник обратился к привычному в искусстве классицизма языку жестов и поз. «Последний день Помпеи» имел в Италии огромный успех. Болонская, Миланская и Флорентийская академии художеств избрали К.П. Брюллова своим членом. Затем состоялся показ картины в Париже, и наконец «Помпея» прибыла в Петербург. Богатый горнозаводчик А. Демидов купил картину у художника и подарил ее царю. «Последний день Помпеи» был выставлен в Академии художеств. Толпы людей шли посмотреть на него. Н.В. Гоголь написал о картине большую хвалебную статью.

В русском искусстве К.П. Брюллов оставил заметный след не только как исторический живописец. Он прославился еще как блестящий портретист. Еще при жизни за огромный талант и невероятное трудолюбие К.П. Брюллов получил прозвище «великий

Карл». Умер он в 1852 г. в Италии, где провел последние годы жизни.

 

Павел Андреевич Федотов родился в семье военного. Это и предопределило поначалу выбор его профессии: Павел стал воспитанником открывшегося в Москве кадетского корпуса. В свободное от учебы время юный кадет любил рисовать портреты своих учителей, товарищей, веселые карикатуры. После окончания учебы П.А. Федотов в числе четырех лучших выпускников корпуса был определен офицером в гвардейский Финляндский полк, расквартированный в Петербурге недалеко от Академии художеств. За 10 лет службы Павел Андреевич прошел путь от прапорщика до штабс-капитана. Но не военная карьера занимала его. Дар художника не давал П.А. Федотову покоя. Штабс-капитан вышел в отставку и целиком посвятил себя живописи.

П.А. Федотова привлекал к себе бытовой жанр. Девять месяцев проработал Павел Андреевич над своей первой картиной «Свежий кавалер» (Третьяковская галерея). Сюжет ее прост: молодой чиновник и его первая награда. Мастерски написанная картина полна иронии и тонкого юмора.

Новая картина П.А. Федотова — «Сватовство майора» (Третьяковская галерея) — принесла художнику заслуженную славу. Ее бытовой сюжет имеет особый «подтекст». Майор, а значит дворянин по Табели о рангах, сватается к купеческой дочке. Знатность женится на богатстве — тема злободневная для своего времени. Но главное не в сюжете, а в живописном мастерстве автора: воздушные кружева невесты и тяжелые шелка платья матери, сверкающая бронза люстры... Показанное на выставке в Академии художеств «Сватовство майора» имело необычайный успех. Старожилы сравнивали его с триумфом тринадцатилетней давности, которым был увенчан «Последний день Помпеи».

Огромная заслуга П.А. Федотова перед отечественным искусством состояла в том, что он стал основоположником бытового жанра в русской живописи.

После «Сватовства майора» последовал «Завтрак аристократа» (Третьяковская галерея). По сюжету она менее значительна, но по живописи столь же хороша. Несмотря на полученное признание, П.А. Федотов никак не мог выбиться из тисков нужды.

За год до смерти Павел Андреевич начал картину «Анкор, еще анкор!» (Третьяковская галерея). В самом ее название есть какая-то несуразность: «анкор» по-французски означает «еще». Да и вся картина странная, непохожая на другие произведения П.А. Федотова. Сюжета, как такового, нет. Тесная комнатка, на лавке лежит офицер. Скуки ради он заставляет пуделя прыгать через палку. Господствуют мрачные красно-коричневые тона, придающие бессмыслице происходящего зловещий оттенок. Странное впечатление, которое производит картина, выдает признаки тяжелого душевного заболевания, начавшегося у художника. П.А. Федотова поместили в психиатрическую лечебницу, в которой он спустя несколько месяцев скончался.

В 1863 г. в Академии художеств разразился скандал, какого она не знала за все сто лет своего существования. Четырнадцать ее выпускников отказались писать конкурсную работу на предложенную академическим Советом тему из скандинавской мифологии: «Пир в Валгалле». Среди отказавшихся были художники И.Н. Крамской, К.Е. Маковский, А.Д. Литовченко и др. В прошении, поданном на имя ректора Академии, они просили дать им право свободного выбора сюжета, но получили отказ. Тогда молодые люди решились на отчаянный поступок: уйти из Академии. При этом они лишались ее поддержки и возможности совершить пенсионерскую поездку за границу.

Этот скандал вошел в историю русского искусства под названием «бунт 14-ти». Он оказался результатом кризиса Академии, которая к середине XIX в. перестала быть передовым учебным заведением. Время шло, менялись вкусы, художественные стили, не менялась только сама Академия. Классицизм в ее стенах давно выродился в бездушный академизм. Академия демонстрировала откровенное презрение к современной жизни, неприятие нового в искусстве. Сюжеты по-прежнему брались из древней мифологии и истории. Господствовало слепое преклонение перед искусством античности и вера в незыблемые каноны красоты, с учетом которых надо было продумывать композицию, рисунок, колорит.

В том самом году, когда разразился «бунт 14-ти», узник Петропавловской крепости Н.Г. Чернышевский заканчивал роман «Что делать?». Эта книга вдохновила оставивших Академию юношей создать свою художественную артель наподобие той, что была описана Н.Г. Чернышевским. Так возникла «Санкт-Петербургская артель художников». Возглавил ее Иван Николаевич Крамской блестящий художник_портретист, человек умный и принципиальный. Друзья уважительно называли его «докой».

Члены артели поселились в одной большой квартире с общим залом и отдельными комнатами-мастерскими. Раз в неделю устраивали «четверги», на которых много спорили об искусстве. Артельщики принимали заказы на портреты, иконы, брались за роспись помещений, делали рисунки для иллюстрированных изданий. Все заработанные деньги делили поровну будь сарай под мастерскую, а осенью привозили в Петербург множество этюдов и законченных картин.

Артель просуществовала около десяти лет и дала толчок к созданию Товарищества передвижных художественных выставок. В 1870 г. был принят устав нового объединения, который подписали члены-учредители — художники И.Н. Крамской, В.Г. Перов, Н.Н. Ге, И.И. Шишкин и др. Главной своей целью Товарищество провозглашало устройство «во всех городах Империи передвижных художественных выставок». Само слово «передвижник» появилось в связи с программой «передвижения» по стране выставок, которые познакомили русское общество с современным отечественным искусством. Это была своеобразная программа «хождения в народ», но только не с революционной агитацией, как у народников, а с благородной целью художественного воспитания.

 

Передвижники внесли большой вклад в развитие портретной живописи. В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, Н.Н. Ге создали портретную галерею своих великих современников. Долгое время по разным причинам упорно отказывался позировать живописцам Лев Толстой. Первым из художников, кому удалось сломить непреклонного

писателя, был И.Н. Крамской. Портрет Толстого, заказанный художнику П.М. Третьяковым, едва ли не лучший из всех изображений великого писателя. Художник сумел показать Толстого-мыслителя. Точно передан острый, пытливый взгляд его умных, живых глаз.

Облик Достоевского мы знаем в основном по известному портрету В.Г. Перова. П.М. Третьяков послал художника в Петербург запечатлеть великого писателя. Однако это оказалось не так-то просто сделать. В течение недели В.Г. Перов ходил к Ф.М. Достоевскому, беседовал с ним, но никак не мог схватить его облик. И вот в один из приходов он застал писателя в минуту раздумья, тот даже не сразу заметил гостя. Художник написал Ф.М. Достоевского таким, каким увидел в ту минуту.

Одной из лучших работ в творчестве крупнейшего художника-передвижника И.Е. Репина является портрет Мусоргского. История его создания весьма драматична. И.Е. Репин дружил с великим композитором, обожал его музыку. Узнав в Париже о тяжелой болезни М.П Мусоргского, он приехал в Петербург и в госпитале за четыре сеанса написал его портрет. Налицо все признаки болезни композитора: мешки под глазами, нездоровый цвет лица, тучное тело. Только взгляд ясен и осмыслен. Через десять дней после окончания портрета М.П. Мусоргского не стало.

Интерес к народной жизни предопределил увлечение передвижников бытовым жанром. В 60-е гг. Василий Григорьевич Перов в картинах «Чаепитие в Мытищах» (Третьяковская галерея), «Тройка» (Третьяковская галерея) выступил с обличением многих неприглядных сторон российской действительности. С тех пор бытовые картины передвижников становятся обвинительным актом социальной несправедливости, убогости жизни, дикости и невежеству, царившим в России. Это направление в изобразительном искусстве по аналогии с литературой того времени иногда называют критическим реализмом.

 

Среди передвижников, обращавшихся к бытовому жанру, видное место принадлежит Илье Ефимовичу Репину. Он родился в украинском городке Чугуеве в семье военного поселянина и с детства познал нужду и лишения. Как-то во время прогулки в окрестностях Петербурга художник увидел кучку оборванных людей, тянувших баржу по Неве. Так родился замысел картины «Бурлаки на Волге» (Русский музей). И.Е. Репин долго вынашивал его, совершил два путешествия по Волге, наблюдал жизнь тамошних бурлаков. Репинские бурлаки очень индивидуальны. Среди 11 персонажей картины нет и двух похожих. Художник словно хотел представить в их лицах весь трудовой люд России. Целая галерея народных типажей, каждый со своим характером, настроением, судьбой. Публика по-разному восприняла показанную на выставке картину. Один из царских министров требовал от художников, чтобы «они были патриотичнее и не выставляли бы потрепанные онучи на показ Европе». Судьба картины-протеста оказалась неожиданной: ее купил один из великих князей и повесил в своей бильярдной.

Передвижники были в числе первых, кто воспел неброскую красоту родной природы. И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, И.И. Левитан — все эти пейзажисты не были похожи друг на друга. Иван Иванович Шишкин родился в одном из красивейших мест средней полосы России — маленьком городке Елабуге на реке Каме. С детских лет он полюбил родную природу и, окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а затем петербургскую Академию художеств, стал пейзажистом. И.И. Шишкина волновали бесконечные российские просторы (картина «Лесные дали»), могучие леса (картины «Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу»). Одна из лучших работ И.И. Шишкина — «Рожь» (Третьяковская галерея). На подготовительном рисунке к ней художник написал: «Раздолье, простор, угодье, рожь, божья благодать, русское богатство». Трудно что-либо к этому добавить.

Другой замечательный пейзажист — Архип Иванович Куинджи — родился в украинском городе Мариуполе. Учился самостоятельно. А.И. Куинджи одним из первых среди русских художников стал уделять особое внимание свету в живописи. Его картины поражают эффектом необычного освещения — солнечного и лунного. Картина А.И. Куинджи «Ночь на Днепре» (Третьяковская галерея) произвела на современников такое же сильное впечатление, как в свое время брюлловская «Помпея». Двух месяцев не хватило, чтобы все желающие смогли увидеть ее — единственную, показанную на выставке. Главный «герой» картины — лунный свет. Серебристо-зеленоватое, почти мистическое сияние луны, проглядывающей сквозь облака, озаряет широкую гладь реки.

Как живописец Исаак Ильич Левитан не был похож ни на И.И. Шишкина, ни на А.И. Куинджи. Его пейзажи отличаются особым лиризмом и поэтичностью. Одна из самых известных картин И.И. Левитана — «Золотая осень» (Третьяковская галерея). Незатейливый русский пейзаж — речка, луга, березовая роща, но сколько в нем очарования. Особую прелесть пейзажу придает выбранное художником время года. Иные нотки звучат в картине «У омута» (Третьяковская галерея). Грозовое небо, мрачный лес, река с мостом через глубокий темный омут — все это вселяет беспокойство и тревогу в зрителя. Некоторые пейзажи Левитана проникнуты глубоким философским смыслом, как, например, картина «Над вечным покоем» (Третьяковская галерея). Огромное пространство — небо, вода и земля. На переднем плане — край острова с деревянной церковью и кладбищем. Ни единого признака жизни — лишь вечный, никем не тревожимый покой.

 

Передвижники внесли большой вклад в развитие русской исторической живописи. Ей отдали дань И.Е. Репин (картины «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы»), Н.Н. Ге (картина «Петр I допрашивает царевича Алексея»), другие мастера. Но самым выдающимся историческим живописцем был Василий Иванович Суриков, родившийся в Сибири, куда его предки, донские казаки, пришли вместе с Ермаком. Главный герой исторических полотен В.И. Сурикова — народ, а основное содержание — драматический конфликт времени. Все это нашло отражение уже в первой значительной работе художника — «Утро стрелецкой казни» (Третьяковская галерея). На Красной площади у Лобного места — толпа стрельцов в ожидании казни. Вокруг них жены, дети. На полотне разыгрывается человеческая драма. Кульминация конфликта запечатлена в «дуэли» двух взглядов. Один, неистовый, принадлежит закованному в колодки, но не сломленному духом стрельцу со свечой в руках. Другой, почти безумный в своей ненависти, — сидящему на коне молодому царю Петру. Одно из лучших полотен художника — «Боярыня Морозова» (Третьяковская галерея). Каждый персонаж картины воплощает особый характер: неистов сидящий на снегу юродивый; тверд и спокоен стоящий за ним странник; кротка склонившаяся в поклоне боярышня; ехиден улыбающийся старик, противник старообрядчества. Но все они «завязаны» на главном герое — боярыне Морозовой. Она непреклонна в своей вере. Ее поднятая вверх рука со сложенными в двуперстие пальцами — символ старообрядчества — идейный и композиционный центр всей картины.

Date: 2015-06-07; view: 658; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию