Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тестовые задания. Какие признаки являются существенными для перечисленных ниже предметов: 1
Таблица 1
Какие признаки являются существенными для перечисленных ниже предметов:
|
1. Карандаш
| 1. Синий
2. Длина 10 см
3. Оставляет след на бумаге
4. Имеет грифельный стержень
5. Имеет деревянный корпус
6. Затачивается лезвием
|
2. Вертолет
| 1. Является средством передвижения по воздуху
2. Имеет двигатель
3. Имеет пилотскую кабину
4. Приписан к аэропорту Внуково
5. Имеет несущий винт
| 3. Термометр
| 1. Имеет шкалу с делениями
2. Имеет стеклянную трубку, наполненную жидкостью
|
| 3. Предназначен для измерения температуры тел
4. Хранится в футляре
5. Требует осторожного с ним обращения
|
4. Человек
| 1. Белый цвет кожи
2. Наличие сознания
3. Кудрявые волосы
4. Рост 187 сантиметров
5. Умение смеяться и смешить других
|
Таблица 2
Определите классы предметов, обобщенных на основании названного существенного признака
|
1. Имеет шкалу с делениями
| 1. Термометр
2. Амперметр
3. Измерительный прибор
4. Спидометр
5. Линейка
|
2. Является замкнутым естественным водоемом
| 1. Море
2. Океан
3. Пруд
4. Озеро
5. Лужа
|
3. Обучается в средней школе
| 1. Школьник
2. Ученик
3. Учащийся
4. Обучаемый
5. Гимназист
|
4. Предназначен для перевозки грузов
| 1. Контейнер
2. Автомобиль
3. Поезд
4. Грузовик
5. Платформа
|
5. Выполняет функции вооруженного защитника Родины
| 1. Солдат
2. Офицер
3. Воин
4. Военнообязанный
5. Патриот
|
Таблица 3
Логические приемы образования понятий
| 1. К какому приему образования понятий относится: «мысленное расчленение объекта мысли на его элементы»?
| 1. Абстрагирование
2. Обобщение
3. Анализ
4. Синтез
5. Сравнение
| 2. К какому приему образования понятий относится: «мысленный переход от признаков отдельных предметов к признакам, принадлежащим группе этих предметов»?
| 1. Абстрагирование
2. Обобщение
3. Анализ
4. Синтез
5. Сравнение
| 3. К какому приему образования понятий относится: «процесс мысленного соединения объектов в одно целое»?
| 1. Абстрагирование
2. Обобщение
3. Анализ
4. Синтез
5. Сравнение
| 4. К какому приему образования понятий относится: «мысленное выделение из предмета отдельных его признаков»?
| 1. Абстрагирование
2. Обобщение
3. Анализ
4. Синтез
5. Сравнение
| 5. К какому приему образования понятий относится: «мысленное установление сходства или различия предметов действительности»?
| 1. Абстрагирование
2. Обобщение
3. Анализ
4. Синтез
5. Сравнение
|
Таблица 4
Виды понятий
| 1. К какому виду относится понятие «потерпевший»?
| 1. Общее
2. Единичное
3. Отрицательное
4. Соотносительное
5. Конкретное
| 2. К какому виду относится понятие «Отечественная война 1812 года»?
| 1. Общее
2. Отрицательное
3. Положительное
4. Соотносительное
5. Абстрактное
| 3. К какому виду относится понятие «беспорядок»?
| 1. Единичное
2. Положительное
3. Безотносительное
4. Абстрактное
5. Собирательное
|
4. К какому виду относится понятие «взяткодатель»?
| 1. Единичное
2. Отрицательное
3. Соотносительное
4. Собирательное
5. Абстрактное
| 5. К какому виду относится понятие «социальная справедливость»?
| 1. Единичное
2. Отрицательное
3. Соотносительное
4. Конкретное
5. Абстрактное
|
Таблица 5
Отношения между понятиями
| 1. Определите вид отношения между понятиями:
- «арендатор»
- «инженер»
| 1. Отношение равнозначности
2. Отношение подчинения
3. Отношение соподчинения
4. Отношение пересечения
5. Отношение противоречия
| 2. Определите вид отношения между понятиями:
- «бережливость»
- «расточительность»
| 1. Отношение подчинения
2. Отношение соподчинения
3. Отношение пересечения
4. Отношение противоречия
5. Отношение противоположности
| 3. Определите вид отношения между понятиями:
- «квадрат»
- «прямоугольник с равными сторонами»
| 1. Отношение равнозначности
2. Отношение подчинения
3. Отношение соподчинения
4. Отношение пересечения
5. Отношение противоположности
| 4. Определите вид отношения между понятиями:
- «взятка»
- «растрата»
| 1. Отношение подчинения
2. Отношение соподчинения
3. Отношение пересечения
4. Отношение противоречия
5. Отношение противоположности
| 5. Определите вид отношения между понятиями:
- «право»
- «нравственность»
| 1. Отношение равнозначности
2. Отношение подчинения
3. Отношение соподчинения
4. Отношение пересечения
5. Отношение противоположности
|
Таблица 6
Укажите вид определения
| 1. Слово, употребленное в переносном значении, называется метафорой.
| 1. Реальное
2. Номинальное
3. Явное
4. Неявное
5. Через ближайший род и видовое отличие
6. Индуктивное
| 2. Держава – большое независимое государство, ведущее самостоятельную политику.
| 1. Реальное
2. Номинальное
3. Явное
4. Неявное
5. Генетическое
6. Индуктивное
| 3. Термин «клика» заимствован из французского языка и означает группу людей, стремящихся достигнуть каких-либо корыстных, неблаговидных целей.
| 1. Реальное
2. Номинальное
3. Неявное
4. Через ближайший род и видовое отличие
5. Генетическое
6. Индуктивное
| 4. Случайность – форма проявления необходимости.
| 1. Реальное
2. Номинальное
3. Явное
4. Неявное
5. Генетическое
6. Через указание к своей противоположности
| 5. Оборонительная война – это вид войны, ведущейся в целях защиты государства или конкретных территорий.
| 1. Реальное
2. Номинальное
3. Неявное
4. Индуктивное
5. Через указание к своей противоположности
|
Таблица 7
Какое правило определения понятия нарушено в приведенных рассуждениях
| 1. Эксцентричность – это своеобразная идиосинкразия.
| 1. Определение должно быть соразмерным
2. Определение не должно заключать в себе «круга»
3. Определение должно быть ясным
4. Определение не должно быть отрицательным
|
2. Экономист – человек, изучающий экономику.
| 1. Определение должно быть соразмерным
2.Определение не должно заключать в себе «круга»
3. Определение должно быть ясным
4. Определение не должно быть отрицательным
|
3. Логика – это наука о мышлении.
| 1. Определение должно быть соразмерным
2. Определение не должно заключать в себе «круга»
3. Определение должно быть ясным
4 Определение не должно быть отрицательным
| 4. Безопасность есть отсутствие опасности.
| 1. Определение должно быть соразмерным
2. Определение не должно заключать в себе «круга»
3. Определение должно быть ясным
4. Определение не должно быть отрицательным
| 5. Сорняк – некультурное растение.
| 1. Определение должно быть соразмерным
2. Определение не должно заключать в себе «круга»
3. Определение должно быть ясным
4. Определение не должно быть отрицательным
| 6. Язык – это знаковая система.
| 1. Определение должно быть соразмерным
2. Определение не должно заключать в себе «круга»
3. Определение должно быть ясным
4. Определение не должно быть отрицательным
| 7. Безбилетным называется пассажир, который не имеет никаких проездных документов, а также тот, который не прокомпостировал свой проездной талон до следующей после его входа в транспорт остановки.
| 1. Определение должно быть соразмерным
2. Определение не должно заключать в себе «круга»
3. Определение должно быть ясным
4. Определение не должно быть отрицательным
|
Таблица 8
Какое правило деления понятия нарушено в приведенных рассуждениях
| 1. К ценным бумагам относятся акции и чеки.
| 1. Деление должно быть соразмерным
2. Деление должно производиться только по одному признаку
3. Члены деления должны исключать друг друга
4. Деление должно быть последовательным (непрерывным)
| 2. Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные.
| 1. Деление должно быть соразмерным
2. Деление должно производиться только по одному признаку
3. Члены деления должны исключать друг друга
4. Деление должно быть последовательным (непрерывным)
| 3. Оружие может быть огнестрельным, колюще-режущим и автоматическим.
| 1. Деление должно быть соразмерным
2. Деление должно производиться только по одному признаку
3. Члены деления должны исключать друг друга
4. Деление должно быть последовательным (непрерывным)
| 4. Политика бывает прогрессивной, консервативной и реакционной.
| 1. Деление должно быть соразмерным
2. Деление должно производиться только по одному признаку
3. Члены деления должны исключать друг друга
4. Деление должно быть последовательным (непрерывным)
|
Таблица 9
Укажите, в каких случаях произведено деление понятия, а в каких – расчленение целого на части
| 1. Сделки совершаются в устной или письменной форме.
| 1. Деление понятия
2. Расчленение целого на части
| 2. Люди делятся на юристов и неюристов.
| 1. Деление понятия
2. Расчленение целого на части
|
3. По темпераменту люди делятся на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов.
| 1. Деление понятия
2. Расчленение целого на части
| 4. Уголовный кодекс делится на Общую и Особенную части.
| 1. Деление понятия
2. Расчленение целого на части
| 5. Дивизии делятся на полки.
| 1. Деление понятия
2. Расчленение целого на части
| 6. Взятки проявляются в форме денег, продуктов питания, ценных подарков и различных услуг.
| 1. Деление понятия
2. Расчленение целого на части
| 7. Акт экспертизы состоит из введения, исследования и заключения.
| 1. Деление понятия
2. Расчленение целого на части
| 8. Земной шар делится на Восточное и Западное полушария.
| 1. Деление понятия
2. Расчленение целого на части
| 9. Самолеты по типу двигателя делятся на винтовые, турбовинтовые и реактивные.
| 1. Деление понятия
2. Расчленение целого на части
|
Рекомендуемая литература
Демидов И. В. Логика: учеб. пособие. – М., 2000. –Разд. 2. – С. 28-57.
Демидов И.В. Методические рекомендации и практические задания студентам для самостоятельной работы по изучению дисциплины «Логика». – М., 2005. – С. 21-38.
Демидов И.В. Сборник логических задач (для самостоятельной работы студентов в межсессионный период): учебно-методическое пособие. – М., 2007. – С. 3-16.
Каверин Б.И., Демидов И.В. Логика для юристов: учеб. пособие для вузов. – М., 2004. – С. 30-60.
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: учебник для юридич. вузов. – М., 2006. – Гл. 3, 4. – С. 98-127.
|