Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Санкт-Петербург. Комитет общего и профессионального образования Ленинградской областиСтр 1 из 27Следующая ⇒
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА
Кафедра теории и истории государства и права
«УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе доктор фил. наук, профессор _______________Т.В. Мальцева «_____» ___________ 2013 г. Рег. № _____________ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «ОСНОВЫ ПравА»
Код дисциплины Б1.В.ОД.1 Направление подготовки 081100.62 – Государственное и муниципальное управление
Профиль – Государственное регулирование экономики
Квалификация (степень) – бакалавр
Санкт-Петербург Рабочая программа дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация «бакалавр»), профиль «Государственное регулирование экономики» утвержденного приказом Министерства образования и науки от 17 января 2011 г. № 41 и в соответствии с рабочим учебным планом направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» (профиль – «Государственное регулирование экономики»), утвержденным ректором АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» 29.06.2011 г. протокол № 12/160.
СОСТАВИТЕЛЬ Глушаков А.Ю. к.ю.н., доцент
НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР Дементьев О.Ю. руководитель образовательного направления ООО Петербургская школа права, к.ю.н.
ОБСУЖДЕНО на заседании кафедры теории и истории государства и права от «02»сентября 2013 г. (протокол № 1).
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель дисциплины: формирование социально-правовой и профессиональной компетентности, правовой культуры у студентов как граждан Российской Федерации. В условиях построения правового государства увеличивается потребность в формировании правовой культуры граждан, что подразумевает как знание правовых основ регулирования общественных отношений и функционирования органов власти в Российской Федерации, так и воспитание позитивного отношения к ним, стремления следовать правовым нормам в своем поведении. Изучение курса «Основы права» имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку в нем рассматриваются вопросы взаимодействия властных структур с населением, права, свободы и обязанности гражданина РФ, основы имущественных, брачно-семейных, трудовых отношений, что позволяет решать частные задачи и проблемы с учетом предоставленных возможностей и предписаний современного законодательства. Курс предполагает знакомство с законодательной базой Российской Федерации, а также с основополагающими международными документами по правам человека. Особое внимание уделяется изучению статей Конституции Российской Федерации как основного закона, определившего основы конституционного строя нашего государства. Основные задачи дисциплины направлены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций: Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): стремлением работать на благо общества (ОК - 1); знанием требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями; обладанием нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладанием гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК - 2); знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК - 3); знанием законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владением основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК - 4); пониманием содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК - 5); способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК - 6); способностью представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения (ОК - 7); владением основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК - 8); умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; способностью к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК - 9); способностью к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива (ОК - 10); владением одним из иностранных языков как средством коммуникации в рамках сложившейся специализированной терминологии профессионального международного общения (ОК - 11); владением основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК - 12).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК - 7); способностью использовать основы теории мотивации при решении управленческих задач (ПК - 13); умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК - 16); умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций (ПК - 24); способностью разрабатывать проекты социальных изменений (ПК - 42).
2. Место дисциплины в учебном процессе
Дисциплина «Основы права» является неотъемлемой частью высшего профессионального образования, относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу вариативной части обязательных дисциплин (Б1.В.ОД.1) и тесно связана с такими дисциплинами, как история, экономика, политология, социология, философия, конфликтология. Изучение дисциплины преследует определенные цели, которые конкретизируются рядом частных задач. Так, изучив дисциплину «Право», обучаемые должны: Знать: - основные теоретические подходы к происхождению государства, типы, формы, элементы (структуру) и функции государства, а также перспективы развития государства; - систему властных отношений, государственно-политическую организацию общества; - институты, принципы, нормы, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством; - социальную специфику развития общества, закономерности становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Уметь: - применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, корректно использовать в своей деятельности профессиональную лексику; - ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности. Владеть: - Навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; - Навыками литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке, навыками публичной и научной речи.
3. ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Общая трудоемкость по дисциплине составляет 3 зачетных единицы, 108 ч. Распределение часов учебной работы студента по дисциплине «Основы права» по видам занятий и распределение компетенций представлено в таблице 1. Таблица 1 Очная форма обучения Объем часов и зачетных единиц по дисциплине
4. Содержание РАЗДЕЛОВ И ТЕМ дисциплины
Тема 1. Государство: понятие, признаки, функции, форма. Понимание феномена «государство»: государство – страна, государство – социальная организация, государство – институт публичной политической власти. Понятие и признаки государства: многообразие подходов и определений. Территория государства. Юрисдикционная и фактическая территория государства. Политико-правовой характер взаимосвязи населения и государства. Институт гражданства (подданства). Государственный суверенитет: понятие, признаки, формы. Понятие государственной власти. Соотношение политической и государственной власти. Структура государственной власти. Легитимность и легальность государственной власти. Типы легитимности государственной власти: харизматическая, традиционная, рационально-правовая. Государственная власть и право. Научные подходы к пониманию «форма государства». Соотношение понятий тип и форма государства. Структурные элементы формы государства. Форма правления. Форма государственного устройства. Политический режим. Форма правления: понятие и виды. Монархия: понятие и признаки. Виды монархий: абсолютная и конституционная монархии. Дуалистическая и парламентарная монархии. Республика: понятие и признаки. Виды республик: парламентская, президентская, смешанная. Нетипичные формы правления: теократия, диктатура, деспотия и др. Форма государственного устройства: понятие и виды. Унитарное государство: понятие и признаки. Виды унитарных государств: централизованные и децентрализованные. Федеративное государство: понятие и признаки. Виды федеративных государств: национальные, политико-территориальные, смешанные. Симметричные и асимметричные федерации. Конфедерация как переходная форма государственного устройства. Политический режим. Современные научные подходы к определению политического режима. Виды политических режимов. Тоталитарный режим: понятие и признаки. Демократический режим: понятие и признаки. Авторитарный режим: понятие и признаки. Понятие функции государства. Соотношение функций с целями и задачами государства. Функции государства и функции государственных органов. Классификация функций государства. Генеральная функция. Основные и производные функции. Внутренние и внешние функции. Постоянные и временные функции. Организационные и правовые формы осуществления функций государства. Методы осуществления функций государства: понятие и виды. Роль органов внутренних дел в осуществлении функций государства. Тема 2. Место и роль права в системе социального регулирования. Понятие и структура системы социального регулирования. Социальные нормы: понятие, признаки, виды. Нормы права и другие социальные нормы (нормы религии, обычаев, морали, этики, эстетики, корпоративные, внутрисемейные, политические). Соотношение норм права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречие. Понятие и признаки технических норм. Соотношение норм права с техническими нормами. Социальная природа и ценность права. Общесоциальные и корпоративные начала в праве. Понятие и признаки права: общезначимость, нормативность, публичность, формальная определенность, непосредственная связь с государством, системность. Основные подходы к правопониманию: нормативный, социологический, естественно-правовой. Нетрадиционные подходы к пониманию права: легистский и либертарный. Понятие и классификация принципов права. Общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы права. Понятие и классификация функций права. Общесоциальные функции права: ценностная, информационная, воспитательная, коммуникативная и др. Собственно юридические функции права: регулятивные и охранительные.
Тема 3. Нормы права. Понятие нормы права. Признаки правовой нормы: общезначимость, предоставительно-обязывающий характер, нормативность, формальная и структурная определенность. Отличие норм права от индивидуальных правовых предписаний. Логическая структура нормы права. Гипотеза, диспозиция, санкция. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта. Способы изложения правовых норм в нормативных актах: простой, отсылочный, бланкетный. Классификация правовых норм. Поведенческие нормы (нормы-правила) и специализированные (институциональные) нормы. Виды институциональных норм: нормы-цели, нормы-принципы, нормы-дефиниции, коллизионные нормы. Виды поведенческих норм: по функциям – регулятивные и охранительные; по методу регулирования – императивные, диспозитивные; по содержанию предписания – управомочивающие, обязывающие и запрещающие; по кругу лиц – нормы общего действия и специальные нормы. Виды норм по отраслям права: нормы конституционного, административного, гражданского, трудового, экологического и других отраслей права. Тема 4. Источники (форма) права. Проблемы понимания источника права в теории государства и права. Формальные источники права. Виды формальных источников права. Правовой обычай: понятие и признаки. Юридический прецедент: понятие, признаки, виды. Нормативный договор: понятие, признаки, виды. Неформальные источники права: правовая доктрина, правовые традиции, общие принципы права. Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды. Действие нормативно-правовых актов во времени. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов. Порядок прекращения юридической силы нормативно-правовых актов. Обратная сила закона. Действие нормативно-правовых актов в пространстве и по кругу лиц. Правотворчество: понятие, принципы, виды. Законотворчество как вид правотворчества. Стадии законотворческого процесса. Законодательная инициатива. Обсуждение законопроекта. Принятие закона. Одобрение закона. Подписание закона. Обнародование закона. Законодательная техника.
Тема 5. Теория правоотношений. Понятие и признаки правоотношений. Классификация правоотношений. Относительные и абсолютные правоотношения. Регулятивные и охранительные правоотношения. Простые и сложные правоотношения. Структура правоотношения: субъекты, содержание и объект правоотношения. Понятие субъекта правоотношения. Соотношение понятий «субъект права» и «субъект правоотношения». Виды субъектов правоотношений. Индивидуальные и коллективные субъекты правоотношений. Понятие и структура правосубъектности. Правоспособность: понятие, порядок приобретения и утраты. Дееспособность: понятие, порядок приобретения и утраты. Виды дееспособности. Общая, родовая, специальная дееспособность. Полная и неполная дееспособность. Дееспособность специальных субъектов. Субъективные права и обязанности как элементы содержания правоотношений. Понятие, признаки и структура субъективного права. Субъективное и объективное право. Понятие и структура юридической обязанности. Понятие объекта правоотношения. Основные подходы к пониманию объекта правоотношения: монистический и плюралистический. Предпосылки возникновения правоотношений. Факторы, инициирующие правоотношения. Юридический факт: понятие, признаки, виды. Фактический состав: понятие, признаки, виды. Юридические презумпции и фикции. Date: 2015-06-06; view: 337; Нарушение авторских прав |