Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Мусульманское право(МИ) б современных правовых системах





Взяв за основу масштаб применения норм мусульманского права и степень его влияния на действующее законодательство, можно эти государства классифицировать следующим образом:

1. Саудовская Аравия и Иран. МП продолжает применяться максимально широко. Оно оказывает влияние на конституции и формы правления. Конституция Ирана закрепляет обязательное соответствие шариату всех принимаемых законов. Здесь изданы законы, ориентирующиеся на закрепление в своих статьях основных принципов и конкретных норм той или иной школы мусульманского права: ханбалитской в Саудовской Аравии и джафаритской в Иране. В сфере личного статуса мусульманское право продолжает применяться в своей традиционной форме. Это же относится к принципам судоустройства, а также правилам судебного процесса. В Иране после свержения шахского режима была введена система строгих наказаний за малейшее нарушение не только юридических, но и моральных норм, относящихся к одежде и формам проведения досуга мусульман. В 1981 году вступил в силу закон, предусматривающий строгую систему уголовных наказаний. Действующие в стране мусульманские суды строго придерживаются мусульманских норм. В Иране и Саудовской Аравии

\319\

функционируют специальные учреждения мусульманского контроля и инспекции (хисба), которые бел суда и следствия могут налипать мусульманские наказания за отклонения от правил торговли, общественною порядка и норм морали.

2. ИАР, Ливия, Пакистан, Судан. Де-йавие МП остзе!ся весьма существенным, а в последнее десятилетие обнаруживает тенденцию к расширению. Принципы и нормы МП оказывают заметное влияние на основные акты конституционного характера. Военный режим в 11акистане объяснял отказ от всеобщих выборов тем, что они не отвечали принципам ислама. В Ливии в 1977 году Коран вообще был объявлен «законом общества», заменяющим обычную конституцию. Конституции ЙАР 1970 юда и Пакистана 1973 года закрепляли положение МП как основного источника законодательства, а конституция Судана 1985 года рассматривала мусульманское право в этом качестве вместе с обычаем. Во всех четырех указанных странах мусульманское право без каких-либо изъятий продолжает регулиро-ва] ь отношения личного статуса, сохраняются мусульманские суды.



3. ОАЭ, Бахрейн, Кувейт, Основные законы этих стран закрепляют государственный .характер ислама и провозглашают МП основным источником законодательства. Правовые системы этих стран также испытывают заметное влияние мусульманского права, хотя и не такое глубокое, как в двух предыдущих. Например, уголовные кодексы Кувейта 1960 года (с дополнениями от 1964 г.) и Бахрейна 1976 года предусматривают наказание за употребление спиртных напитков и азартные игры. Законодательство ОАЭ подробно регулирует правовое положение шчгмоЬ и хатыбов мечетей. Бахрейнский закон гласит, что в случае молчания закона суды применяют общие принципы и конкретные нормы МП права.

4. Египет, Сирия, Ирак, Ливан, Марокко, Иордания, Алжир, Сомали, Мавритания, Нигерия, Афганистан. Их конституционное право, как правило, закрепляет особое положение ислама и МП. Конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право является источником законодательства. В области семейного нрава приняш законы, почти полностью основанные на МП. В гражданских кодексах Египта, Сирии, Ирака содержится положение, согласно которому все вопросы, связанные с наследованием и завещанием, регулируются на основе МП и изданных в соответствии с ними законов. Такие законы по вопросам наследования, завещания, опеки, попечительства, ограничения правоспособности приняты во многих странах данной группы. Первые статьи гражданских кодексов Египта, Сирии, Ирака, Алжира, Афганистана, Иордании гласят, что в случае молчания закона судья применяет принципы МП.

5. Танзания, Мали, Чад, Индия, Филиппины. МП продолжает регулировать отношения личного статуса среди мусульман. Иногда нормы фикха

\320\

оказывают влияние и на принимаемое в этих странах законодательство. В Танзании семейный кодекс 1971 юда закрепил отдельные нормы мусульманского нрава. В этих странах, как правило, продолжают действовать мусульманские суды, а в 1982 году они были официально признаны на Филиппинах.

5. Мусульманская концепции государства

В соответствии с суннитской государственно-правовой концепцией центральным институтом выступает халиф — глава государства (халифата) и общины правоверных, наделенный решающими све!скими (политическими) и духовными полномочиями. Важное место в форме правления традиционно принадлежит совещательное™ (аш-шура), в реализации которой ключевую роль должны играть религиозные деятели ы которая теоретически лежит в основе организации и функционирования государства. Основное назначение государства— в связывании всех его органов мусульманским правом и ориентации их деятельности на осуществление его предписаний.

Шиитские представления о власти (государстве), отстаивают его исключительный сакральный характер (имамат). Все властные полномочия сосредоточиваются в руках непогрешимого имама, наделенного качествами правителя. Особая роль отводится шиитским религиозным деятелям как посредникам между простыми мусульманами и «сокрытым» имамом. Предполагается универсальное осуществление на практике всех без исключений предписаний МП, регулирующих не только организацию и деятельность государства, но и все иные общественные отношения и даже личную жизнь мусульман.



Из всех современных мировых религий ислам наиболее тесно соприкасается с политикой, государством и правом. Связующим звеном здесь является право. Оно оказывает влияние на правовое развитие стран Востока прежде всего через правовую идеологию и психологию. Можно сказать, что сфера действия МП как идеологического фактора оказывается значительно шире, нежели рамки применения его конкретных нормативных предписаний. Иными словами, нормативисткий подход к мусульманскому праву, изучение его лишь по совокупности норм, порождающих конкретные права и обязанности, в действительности оказывается недостаточным для понимания того места, которое мусульманское право занимает в современных правовых системах.

Глубокое влияние на право любой страны оказывает правовая культура, уровень правосознания, правовая идеология и психология. Правовые мотивы, взгляды, идеи могут являться непосредственным идеологическим и психологическим источником формирования юридических норм. Если в странах англосаксонской правовой системы право в массовом сознании ассоциируется прежде всего с правом в

\321\

субьективном смысле, правами и свободами, которые могут быть защищены судом, а для представителя континентальной правовой системы оно но многом созвучно понятию «закон»! то мусульманское право воспринимается прежде всею как универсальное религиозно-нравственно-правовое учение, указатель оценки любого поступка, а в формальном смысле — как мнение основателей крупных правовых школ и их приверженцев, многие сотни «правовых книг», в которых доктриально изложены основные юридические принципы и решения конкретных дел.

\322\

Индуистское право'

Наиболее многочисленные сведения относятся к магадхо-маурийскому периоду (шорая половина I тыс. до и. э. -- до 1 в. н, э,), когда сложилось империя Маурьев (IV в. до н. э.- II в. н. э.}. Среди литературных памятников этого периода особое место занимает древнеиндийский политический трактат Артхашастра, приписываемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев Чандрагуиты, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых брахманских компиляций, дхармасутр и дхарма-шастр, наиболее известная дхармашастра— «Законы Ману» (Решетников 2003:201).

1. Правовое положение отдельных групп населения

Правовые памятки дают картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело наиболее законченные формы. Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. Социальное расслоение привело к возникновению особых сословных групп — варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (земледельцев) и шудр (слуг). Первое упоминание о них содержится в самом раннем произведении ведической литературы — phi веде. В более поздних ведах указывается на наследственный характер религиозной и военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев. Брахманы монополизировали на определенном этапе исторического пути функции отправления религиозных культов, знание ведических гимнов. Кшатрии начали складываться в процесс завоевания ариями речных долин Северной Индии. Вайшии (от «виш» — народ, племя, поселение) — '-но земледельцы и ремесленники. С формированием варны шудр связаны процессы завоевания аборигенных племен, а также играло роль социальное расслоение внутри самого арийского общества. Разряд шудр пополнялся представителями не только коренного населения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находились в услужении, попадали в зависимость, иногда — рабскую.

В Законах Ману (ЗМ) (Законы... 1960: VIII 415) указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было об-

1 Составлено по работам Н. А. Крашеншгииковой, Г. Мэна, Г. М. Бонгард-Яешпга, Ф. М. Решетникова и др.

\323\

непризнанным в Древней Индии. Рлб был неправоспособен, заключенные им сделки счшались недейовительпыми (Законы... 1960: VIII 415). Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20-25 % их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина (Законы... 1960: 1X48,54-55).

В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других— эти различия шсучсшуют. Слово «даса» в ЗМ (Законы... 1960: X 32) одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении.

Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняются, например, от участия в жертвоприношениях, ритуалах— «самскарах», за исключением самскары брака. За каждой вар-ной строго закрепляется наследственный круг занятий. Изучение священных книг— дело брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название ^дважды рожденные» (в отличие от шудр — единожды рожденных). Второе рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг. Целые главы дхарма-шастр посвящены жесткой регламентации поведения людей, их общения друг с другом, с представителями так называемых неприкасаемых каст, стоящих вне вари индийского общества, ритуалам «очищения» от «загрязнения» при таком общении и пр. Тяжесть наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в дхармашастрах в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне (Жидков, Крашенинникова 1998: 152).

Закрепляемые правом границы варн чаще всего отражали фактическое положение индивида в системе общественного производства и распределения, непосредственно связанное с его отношением к собственности на землю, государственной и общинной. Формированию государственных земель способствовали арийские завоевания, войны. Одна часть земель завоеванных племен по мере укрепления государственной власти и расширения государственной территории непосредственно переходила в царские владения (сита), и, судя по Артхашастре, здесь применялся труд рабов и зависимых арендаторов. Другая — очень рано стала передаваться знати, лицам управленческого аппарата в виде служилых временных пожалований, в «кормление». Они приобретали право сбора налогов с общин, целых областей, деревень одного или нескольких домохозлйств.

Владельческие нрава общин в Индии отличались исключительной прочностью. Община имела почти неограниченное право распоряжаться

\324\

общинной землей: продавать, сдавать в аренду, дарить ее, особенно храмам. В общинной собственности были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно ответственная за сбор ренты-налога община в лице своей управляющей верхушки получала часть поборов с общинников-крестьян в свою пользу.

Общинное землевладение сосуществовало с частным крестьянским землевладением или землевладением большой семьи, которое также было связано с широкими правомочиями: продажей, сдачей в аренду, дарением земли. Основное ограничение землевладения свободного общинника-крестьянина выражалось в обязанности платить налог в пользу государства и частных лиц, если государство передавало им свои права.

В хозяйствах богатых общинников (вайшиев) трудились безземельные наемные работники, представители «неприкасаемых» каст, которые в основном и создавали прибавочный продукт. Рабский труд, однако, не был преобладающим в Древней Индии, даже в царском хозяйстве, Невелико было число рабов и в ремесле.

Усиление имущественной дифференциации во второй половине I тыс. до н. э. все чаще стало проявляться в расхождении варнового статуса и фактически занимаемого человеком места в обществе. В Законах Ману можно найти упоминание о брахманах, пасущих скот, брахманах-ремесленниках, актерах, слугах, к которым предписывается относиться «как к шудрам».

Расцвет городов и расширение торговли вызвали появление среди вайшиев зажиточной торгово-ремесленной верхушки, включающей крупных купцов, ростовщиков, преуспевающих ремесленников. Они объединялись в корпорации, выполняли роль торговых агентов царя, сборщиков налогов и пошлин (Лазарев 1996: 91).

В буддийской и джайнистской литературе древности описывается высокое положение богатых купцов, которые, вопреки предписаниям дхармашастр, причислялись к варне кшатриев, пользовались большой властью, в том числе и в суде. Затронуло имущественное расслоение и варну шудр. Об эюм свидетельствуют ЗМ (Законы... 1960: X 129): «Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность сделать это, так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов». О неоднородности варны шудр свидетельствует и то, что к шудрам по мере усиления кастового деления стали относить отверженные, «неприкасаемые» касты париев, выполняющих самую унизительную работу, В ЗМ упоминаются лица «презренные даже для отверженных» (Законы... I960: X 39).

Правители первых юсударственных образований (протогосу-дарств) — раджи выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались как вое-

\325\

начальник» фондом земель, наделяя землей храмы, брахманов, знать, собирали ренту-налог.

В некоторых подобных образованиях пласчь раджи была выборной, лишь со временем утвердился наследственный принцип получения цар-С1 ценности. При выборных монархах вся полнота власти сосредоточивалась в руках сонета старейшин. По мере укрепления власти правителя, формирования административных органов совет старейшин теряет свои былые полномочия, превращается в совещательный орган при монархе — паришад. Но зависимость правителей от брахманской ученой верхушки — военной кшатрийской аристократии, как и соперничество между преде[авителями правящих йарн, была неизменной (Крашенинникова 1988: 104).

Власть древнеиндийских царей не была деспотической в прямом смысле слова. Она сдерживалась не только самоизоляцией общин, но и положением в государстве господствующей наследственной знати, установившимися традиционными религиозно-этическими нормами. Религия, в частности, исключала законодательные функции индийских царей, утверждала незыблемость и неизменность норм права, заключенных якобы в ведах. Веды же должны были -толковаться только брахманами. Эта традиция была поколеблена лишь при Ашоке, когда правительственный указ стал включаться в число источников права (Коростовцев, Кацнельсон, Ку-зинщин 1980: 235).








Date: 2015-05-04; view: 315; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию