Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Линейность счета родства и локальность брака б обычно-правовой системе
Отношения родства в традиционном обществе также регулировали отношения между людьми, очерчивали круг взаимных обязательств, наследование статуса и имущества. При матрилинейном счете родства (у народов Южной Индии, Индонезии, Меланезии, Африки, Юго-Восточной Азии) имущество и социальное положение передавались исключительно родственникам по женской линии. Так как ребенок не принадлежит к роду своего оща, он и не получает наследства от него: «отцовскую» власть над ним имеет ei'O единоутробный дядя, т, е. брат его матери. Иными словами, это не пресловутый «матриархат», при котором, как предполагалось, имущество и социальный статус передавались от матери к дочерям. Здесь родство действительно основано на женщинах, но «работает» на мужчин: дядя является главой семьи, ему и братьям принадлежит власть. Роль мужа и впрямь очень мала. Большое значение во взаимоотношениях мужа, жены и ее братьев имеет и локальность брака. Муж наиболее бесправен при уксорилокальной форме, т. е. когда он переходит жить к жене. Приведем вариант подобного брака, зафиксированного у бемба (Африка). Матрилинейный род состоит из группы братьев и сестер, потомков основательницы этого подразделения, и их потомства по женской линии, т. е. детей сестер и детей дочерей этих сестер. Основной хозяйственной единицей является группа сестер, проживающая совместно в одном селении. Это матрилинейная группа, состоящая из сестер и их детей, взрослых дочерей с их детьми, находится под управлением старшего брата. Он выступает а качестве судьи при решении семейных конфликтов, ведает делами, связанными с заключением брака, а также играет главную роль в обрядах, связанных с похоронами. Только ему \275\ разрешается приводить жену к себе в дом, т. к. он единственный из братьев остается в матрилинейной большссемейной общине. Таким образом, матрилинейное домохозяйство состоит из мужского представителя матрилинейной группы родственников, [руппы женщин; его на i ери, ее сестер и их потомства, а также мужей всех женщин этой большесемейной общины. Все женщины принадлежат к одному роду. Мужья являются чужаками и принадлежат к разным родам. Все мужья называют друг друга братьями (т. е. они родственники но браку), различая старшинство между собой в зависимости от того, кто раньше вошел в семью. Мужья имеют обязанности по дому: ремонт хижины, обработка участка своей жены. Если они не выполняют этих обязанностей, их лишают пищи. Они большую часть времени проводят в семье своих мгприлинейных родственников. Дети принадлежат роду матери, он имеет на них незначительное влияние, а самым уважаемым мужским авторитетом является брат матери (дядя). Поговорка бемба: "Если у мужчины родились дети — кто они?» Для мужчины дети не имеют никакого значения. Вот если сестра родила детей — они его крови, он должен следить за ними. Должность главы семейства наследуется старшим сыном старшей сестры. При разводе или смерти жены муж уходит из семейства (Ольдерогге 1975). Б матрилинейных обществах калым, выплачиваемый мужем, относительно мал, что объясняется частыми разводами, процедура которых упрощена до предела. Жених и его род не заинтересованы в гом, чтобы платить высокую компенсацию, поскольку впоследствии жена очень легко может развестись с ним. У племени гиошон (американские индейцы), например, если женщина хочет избавиться от своего мужа, ей достаточно выбросить его вещи из хижины. В матрилинейных обществах при вирилокалъном браке (женщина переходит жить к мужу) все члены матрилинейного рода разбросаны по огромной территории. Однако каждый из родов имеет свое святилище — местность, где по преданиям жили прародители. Это центр почитания предков. Большесемейная община состоит из патриарха (главы) и его жен и их детей. Деш главы дома принадлежат роду матери. Связь же но дому идет по линии отца. Пословица ила: "Род по матери, семья по отцу». Человек связан с домом опта,:де он живет, и с родом матери, с которым он связан рядом обязательств. Принадлежность к роду матери дает ему права в деревне, где он пользуется правом наследования и где он считается общепризнанным владельцем земли. В доме отца он под его властью, в доме матери под властью дяди, которому он наследует. Дом наследовался ближайшим мужским родственником отца, но при разделе имущества принимались во внимание права и сыновей, и детей сестер умершего. Женщины сохраняли право на свое собственное имущество. Здесь дети \276\ уже могут оставаться при отце даже в случае развода. Происходит смена идеологии. В ребенке возрождаются предки отца и матери. Родство начинает считаться по двум линиям (Ольдерогге 1975). Счет родства но мужской линии встречается как в традиционных, так и современных обществах. В патрилинейном обществе мужчины (мужья) сохраняют доминирующее положение. Выделяют также двухлинейное родство. В этом случае часть имущества наследуется по материнской, а часть по отцовской линии. Н. Рулан пишет о таких обществах, в которых земля наследуется по отцовской линии, а движимое имущество по материнской (Рулан 1999: 90). Причины различия филиаций родства Л. Морган (а вслед за ним Ф. Энгельс) утверждал, что материнский род предшествовал отцовскому. Смена филиации связывалась с экономическим прогрессом, т. е. со становлением частной собственности. Этнографические материалы, имеющиеся в распоряжении современной науки, опровергают это. Существуют менее развитые в экономическом отношении социумы, ведущие счет родства по отцовской линии, и наоборот, более развитые, но исповедующие материнский счет родства. Тем не менее преобладание отношений родства по отцовской линии в целом отмечается в социумах с наибольшей дифференциацией политической власти. Эта же тенденция прослеживается там, где увеличивается производительность труда и демографические размеры групп, а также доля мужского труда и собственности, принадлежащей мужчинам; повышение контроля мужчин над средствами производства — развитие неродственного контроля над политической организацией (Aberle 1961: 655-727). Счет родства по женской линии в большей степени представлен в тропических и субтропических зонах, где дикие растения, собираемые женщинами, встречаются в большем изобилии, чем дичь, на которую охотятся мужчины. Обнаружена также корреляция между методами, используемыми для выращивания различных растений и одомашнивания животных, и представлениями о родственных отношениях (Cresswell 1975: 170-172). Иными словами, в обществах, где выживание обеспечивалось женским трудом, преобладали выбор местожительства по матери и родство по материнской линии. В обществах, где преобладал мужской труд — место жительства по отцу и родство по отцовской линии. Там же, где мужской и женский труд сбалансированы, преобладал свободный выбор места жительства и счет родства по обеим линиям (Рулан 1999: 98), В целом ученые приходят к следующим выводам: материальные условия хотя и оказывают влияние на формирование структур родства, но определяющей роли не играют. Преобладание мужского труда над женским способствует развитию родства в основном по отцовской линии: эта линия преобладает у всех кочевников-скотоводов (за исключением туарегов). \277\ Здесь на мужчинах лежит основное бремя но одомашниванию животных. Во всех друшхобщеовах, ма) ериальная жизнь которых обеспечивав гея за счет других видов деятельности (oxoia, рыбная ловля, собирательство, сельское хозяйство, кустарные промыслы), можно наблюдать однолинейные, двухлпнейные и недифференцированные отношения родства. Слоном, можно творить лишь о тенденциях. 2. Родство и наследование в обычно-правовой системе Системы родства являлись эффективным обычно-правовым регулятором всего комплекса социальных отношений в традиционных обществах, обеспечивая их функционирование и воспроизводство. Они жестко предписывали круг взаимных обязательств между родственниками, регулировали процесс наследования статуса и имущества. Предпочтение при наследовании отдавалось лицам, которые я генеалогическом плане стояли ближе к бывшему владельцу (близость зависит от линейности: отец — сын, племянник — дядя). Сам умерший имеет право на часть своего имущества, которое использовалось на организацию похорон. Определялось лицо, которое займет место умершего по отношению к лицам, с которыми тот имел отношения. Право наследования наступало не в связи со смертью (как у нас, хотя и у нас есть дарение, выделение наследства), но в связи с совершеннолетием наследника (обретение социальной полноценности). Наследование общественных функций после смер!и относилось только к харизматическим лидерам (знахарям, колдунам, пророкам и т. д.). В современных же обществах имущество наследуется, как правило, после смерти, общественные функции — при жизни (Рулан 1999: 95). Наследственные правила учитывали социально-родственную функцию имущества. Традиционное общество преследует цель организовать передачу имущества таким образом, чтобы обеспечить как монолитность групп, так и наследование в большей мере поколениями, нежели отдельными индивидами. Ценность имущества зависела не столько от его материальной стоимости, сколько от его "родословной» (коровы, унаследованные от дяди и от отца, обладают разной ценностью). Имущество было родовым понятием: каждый человек через посредство своих родственников по восходящей линии связан с предком — основателем рода; равным образом имущество связывается прежде всего с лицом, которое первым его создало, получило или приобрело, а это лицо вовсе не является последним обладателем имущества. Отсюда вытекает возможность наследования по боковой линии (от брата к брату) и затем — младшим поколением. Некоторые виды имущества передаются только мужчинам (как в случае родства по отцовской или материнской линиям); другие же виды (украшения, драгоценности) —- ог матери к дочери. Некоторые типы имущества рассматриваются группами как \278\ имущество, необходимое для их функционирования: в этом случае имущество наследуется всей группой, и отдельные индивиды не могутно своей воле изменить этот порядок. Существуют виды имущества, рассматриваемые как второстепенные (индивидуальное имущество): ею владельцы могут им распоряжаться по своему усмотрению. Обычно-правовая система делает связь между имуществом и человеком гораздо более тесной. В традиционном обществе родственный характер имущества является одним из основных его юридических показателей (Рулан 1999:95-97). 3. Термины родства Они выражают соответствующие отношения родства. В традиционном обществе термины родства носили преимущественно социальный характер и были групповыми по значению. У многих африканских народов дети называли отцами всех мужчин возрастной группы, связанных с ними определенными социальными обязательствами и выполнявших в обществе наиболее значимые функции. Причем биологический отец индивида мог не принадлежать к данной группе. Следы использования терминов родства по отношению к определенным возрастным группам прослеживались и у русских еще в 1930-е годы (Решетов 1995: 219-230). Термины родства служат антропологам информацией о социальных институтах и их исторической динамике, формах семейно-брачных отношений, существовавших на более ранних этапах общественного развития, правил наследования статуса и имущества, экзогамии (Гиренко 1992: 197). Выделяют несколько систем родства. Среди ученых нет единой точки зрения на их число, главное, что идентичные родственные связи по крови не означают идентичные отношения. Это же отражается в терминах родства. Например, один и тот же термин может применяться для обозначения отца и братьев отца, четко отделяя их от братьев матери, в то время как другим термином обозначают мать и ее сестер, четко отделяя их от сестер отца (классификационная терминология). Терминология родства сигнализирует о правах и обязанностях индивида (группы): «Если женщина, например, называет братом какого-нибудь двоюродного брата, это означает, что брак со всеми его экономическими и политическими последствиями не может иметь места. Напротив, она назовет "супругом" другого двоюродного брата, родство с которым относится к категории, в которой браки поощряются обществом» (Рулан 199У: 79-80). Термины родства отражали иерархический статус индивида (группы) в социуме. Раннее отмечалось, что назвать кого-либо «сыном» означало назвать «рабом». Если изначально, как предполагают, данные термины обозначали иерархию между группами (возрастными классами), то позже — иерархию между патриархом и его биологическими детьми, где первый обладал почти неограниченной властью. \279\ Для лидера вождества «детьми» были его дружинники. Он брал на себя и соотвегавующие отцовские обязательства, главным из которых было обеспечение «детушек» материальными ресурсами для вступления в брак, чего многие действительные (биологические) отцы сделать не могли по причине бедности. Дружинники же платили ему за это сыновней лояльностью. Феодальные монархи выступали в качестве «отцов» по отношению к своим подданным. Таким титулом, например, в свое время по решению Сената был наделен Петр I. И сегодня многие лидеры развивающихся стран официально именуются «очцами нации». Так, например, было с бывшим президентом Танзании Дж. Ньерере, который носил его в соответствии с конституцией страны. Власть «отца» покоится на культе предков. Он отправляет ритуалы на их могилах, во время которых получает от них Силу, делающую его власть легитимной. По мере развития политической организации предки лидеров становятся объектом поклонения для подданных, что, собственно, и символизировало отношения родства между ними. Дружинники также поклонялись предкам вождя, подданные феодальных государств чтили сакральных предков рода монарха. Существует «культ предков» и в современных развивающихся странах. Его сердцевиной являются священные захоронения (мавзолеи, например) «отцов-основателеи» государства, на которых в соответствии с определенным порядком организуются поминальные ритуалы (возложение цветов, например). Иными словами, терминология родства с определенного момента начинает использоваться для упрочения властной вертикали, моделируя между ее субъектами соответствующую систему взаимных обязательств. С одной стороны, предполагается «отеческая забота», с другой же — полное повиновение. И сегодня в обыденной жизни мы используем термины родства в качестве социальных маркеров. Обращаясь к прохожему с просьбой, мы зачастую используем «отец» (либо «брат» по отношению к юноше), символизируя тем самым его верховенство (либо равенство с ним), рассчитывая на благожелательную реакцию. В среднеазиа!ских республиках до сих пор бытует обращение к старшим по возрасту «отец» или «мать», к ровесникам — «брат», «сестра». В современной Франции родители, культивируя семейный демократизм, приучают детей обращаться к ним не со словами «папа» или «мама», а по именам (Рулан 1999: 80). В традиционном обществе термины родства регулировали взаимоотношения между коллективами, в частности, регламентировали формы и характер используемого насилия. Например, нуэры (Африка) рассматривали себя отличными ог других соседей, считая себя родственниками. Их племена делились на различные корпоративные группы, а те в свою очередь — на сегменты, состоящие из секций. Последние включали в себя деревни, называвшиеся по именам отцов-основателей. Все их жители счига- \280\ ли себя братьями, связанными близким родством. Несколько деревень образовывали сегмент, представители которого называли себя кузенами, несколько сегментов объединялись в более крупный, его представители именовались секонд-кузенами. Каждое образование и группа родственников имели определенные взаимные обязательства на время войн. Война между племенами считалась правомерной, поэтому убийство члена другого племени не предполагало компенсации. Допускался и захват территории, например, пастбищ для выпаса скота. Но дома не разрушались, а пленные не делались рабами, что происходило в войнах с другими этническими группами (Эванс-Притчард 1985). «Братство по кораблю» Социальный характер происхождения феномена родства доказывает явление, которое можно определить как естественный эксперимент. Оно относится к позднему времени, к эпохе массовой торговли людьми, имевшей место в XIX веке, когда аборигены из Африки и Индии доставлялись в США для использования на различных работах в качестве рабов. Это так называемое «братство по кораблю» (Дридзо 2005: 231-246). Его суть в том, что люди, которые перевозились вместе на одном корабле, проведя в его трюмах достаточно длительный срок в тяжелых жизненных условиях, в дальнейшем идентифицировали себя родственниками, называя, в частности, друг друга «братьями» и «сестрами». Соответствующие отношения, которые характеризовались взаимными обязательствами по оказанию друг другу различного рода помощи и поддержки, устанавливались не только по прибытии в места назначения, но и воспроизводились в последующих поколениях. Отношения "братьев» и «сестер» регулировались сексуальными табуациями, подчас появлялась сложная система брачных запретов, превращая группу «родственников» в экзогамный коллектив. Иногда, наоборот, возникало эндогамное сообщество. Иными словами, как и в случаях «естественного» родства, жизнедеятельность данных «родственников» регламентировалась сексуальными запретами. Степень родства также связывалась с территорией корабля. Наиболее близким считалось братство тех, кто прибыл одним и тем же рейсом. Те же, кого привозили на том же корабле, но уже год, два, три спустя, также считались «братьями», но рассматривались уже как более дальние родственники. Для близких братьев правилом была экзогамия. Для дальних возможными были и эндогамные браки, по крайней мере, для их сыновей и дочерей. Каждый член братства мог рассчитывать на совет, содействие, экономическую поддержку остальных «родственников» (Дридзо 2005: 241). Словом, люди, не имевшие кровнородственных связей, насильно перемещенные в иное географическое и культурное пространство, организовывались на новом месте в соответствии с привычными для них принципами, обеспечивавшими функционирование и воспроизводство социума. \281\ Причем данный феномен фиксируется у самых различных этнических групп: «Фактически под видом корабельных братств воспроизводились привычные формы фадиционной социальной организации... африканские братства были аналогами родовой (клановой) организации... Индонезийцы создавали большесемсйнуто общину... а выходцы из Индии — совокупность экзогамных единиц кастового общества, обладающих статусным паритетом» (Попов 2009: 99). Date: 2015-05-04; view: 4085; Нарушение авторских прав |