Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета





Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме начального образования. Наряду с русским языком он фор­мирует функциональную грамотность, способствует общему раз­витию и духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Успеш­ность изучения курса литературного чтения обеспечивает резуль­тативность обучения другим предметам начальной школы.

Изучение литературного чтения в начальной школе с рус­ским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

• овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельнос­ти; совершенствование всех видов речевой деятельности;

• развитие художественно-творческих и познавательных спо­собностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художест­венных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

• обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представ­лений о добре и зле, уважения к культуре народов многона­циональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской ком­петентности младшего школьника, осознание себя как грамот­ного читателя, способного к использованию читательской дея­тельности как средства самообразования. Читательская компе­тентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, зна­нием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературное чтение» в особой мере влияет на решение следующих задач:

1. освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает формиро­вание осмысленного читательского навыка (интереса к процес­су чтения и потребности читать произведения разных видов ли­тературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения уча­щиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, кни­га), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, исполь­зовать её для расширения знаний об окружающем мире. В ре­зультате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведе­ний и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художест­венного произведения как особого вида искусства; формиро­ванию умения определять его художественную ценность и ана­лизировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими ви­дами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.

4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учётом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности ма­ленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведени­ем младший школьник осваивает основные нравственно-эти­ческие ценности взаимодействия с окружающим миром, полу­чает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окра­шенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как пред­посылки собственного поведения в жизни.


Изучение литературного чтения в 1 классе начинается ввод­ным интегрированным курсом «Обучение грамоте». Его продол­жительность примерно 23 учебные недели, по 9 ч. в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и лите­ратурному чтению), что определяется темпом обучаемости, ин­дивидуальными особенностями учащихся и спецификой исполь­зуемых учебных средств. После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следую­щие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их един­стве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) — это умение слушать и слы­шать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный про­цесс чтения доступных по объёму и жанру произведений, ос­мысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, уда­рений (логического и др.), соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе раз­ных видов текста определяет специфические умения вести диа­лог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета (отбирать и исполь­зовать изобразительно-выразительные средства языка для созда­ния собственного устного высказывания), воплощать свои жиз­ненные впечатления в словесных образах, выстраивать компози­цию собственного высказывания, раскрывать в устном высказы­вании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке); написание отзыва.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предпола­гает формирование следующих аналитических умений: вос­принимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-по­пулярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя).

Настоящая программа предусматривает знакомство ребёнка младшего школьного возраста с книгой как источником раз­личного вида информации и формирование библиографичес­ких умений: ориентироваться в книге (учебной, художествен­ной, справочной) по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендо­ванного списка или собственных предпочтений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принци­пы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной чита­тельской деятельности, компетентности в области детской ли­тературы: учёт эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6—10 лет, читательских предпочтений младших школьников.


Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представле­ниями о видах и жанрах литературы, о средствах выразитель­ности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе чита­тельской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного про­изведения (текст по аналогии).

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение пред­мета в начальной школе выделяется 444 ч, их них в 1 классе 36 ч (4 ч в неделю, 9 учебных недель), во 2, 3 и 4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).







Date: 2015-06-06; view: 523; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию