Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные группы





Не только социологи, но и педагоги, социальные пси­хологи, психотерапевты и не в последнюю очередь тео­логи занимаются изучением групп — прежде всего малых, обозримых групп с их структурой, динамикой и значением для индивида.

Человек — не просто социальное существо. Его свое­образие заключается в том, что в силу своей природы он стремится к отношениям в маленьких, обозримых группах. Он не только вырастает в семье, но и пытает­ся искать связи с малыми группами в течение всей дальнейшей жизни. Если последнее ему не удается, это наносит серьезный ущерб его личности. Ощущение при­надлежности к большой массе людей или включение в крупную организацию не компенсируют ему этого не­достатка. Когда стремительные социальные изменения или возросшая социальная мобильность вырывают людей из связей в малых группах, это приводит к дез-интеграционным явлениям, к отчуждению, аномалиям, увеличению числа психических заболеваний и т.д.

Не все социальные структуры обладают характером групп. В разговорной речи и в специальной литературе по социологии слово «группа» выступает в самых раз­ных значениях. Только за одним из этих значений мож­но закрепить понятие «социальная группа». Например, с точки зрения статистики, члены профессиональной группы не образуют социальной группы. О социальной группе можно говорить в том случае, если работники образуют профсоюз и общность профессионального положения дает основание для формирования группы.

Прежде всего нужно упомянуть две категории групп, которые не считаются «социальными группами». Это:

а) статистические группы (например, группа с оди­наковым доходом, возрастная группа, профессиональ­ная группа). Она создается тогда, когда исследователь подводит под единое понятие носителей определенных общих качеств. Объединение носителей общих свойств в одном понятии как таковое еще не означает, что дан­ному понятию соответствует какая-то конкретная со­циальная реальность.

Статистически можно осуществить группирование населения по возрастному признаку, например, рас­пределить всех по году рождения или по фазам жизни, которым соответствует определенный социальный или экономический статус: дети школьного возраста, дети, выросшие в семье с трудоспособными родителями, пен­сионеры и т.д. Несмотря на это, «статистическая груп­па» или «статистическая категория» являются лишь обращенными извне на действительность понятиями, а не частью реальности; они не являются социальной структурой — последняя возникает, когда люди сами «группируются» посредством интегрирующего поведеция. Именно об этом идет речь, когда мы говорим о «социальных группах»;

б) референтные группы. Мы оцениваем себя и зада­ем направление своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом контексте. Но поскольку все люди принадлежат к множеству различ­ных групп, каждая из которых в определенном смысле представляет собой уникальную субкультуру или кон­тркультуру, стандарты, которыми мы пользуемся для оценки и организации нашего поведения, также разли­чаются. Референтные группыэто социальные еди­ницы, на которые индивид ориентируется в оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. В процессе формирования своих установок и убежде­ний и по ходу действий люди сравнивают или иденти­фицируют себя с другими людьми или группами лю­дей, чьи установки, убеждения и действия воспринима­ются ими как достойные подражания.

Референтная группа может быть или не быть груп­пой, к которой принадлежим мы сами. Мы можем рас­сматривать референтную группу как источник психо­логической идентификации. Наличие референтных групп помогает объяснить кажущиеся противоречия в пове­дении, возникающие, когда индивиды берут за образец людей, относящихся к чужой социальной группе.

Референтные группы выполняют как нормативные, так и сравнительные функции. Поскольку нам хотелось бы видеть себя полноправными членами какой-нибудь группы (или мы стремимся к членству в какой-то груп­пе), мы принимаем групповые стандарты и мнения. Мы культивируем в себе соответствующие жизненные прин­ципы, политические убеждения, музыкальные и гаст­рономические вкусы, сексуальные нормы и отношение к употреблению наркотиков. Мы также пользуемся стандартами своей референтной группы как эталонной меркой, когда оцениваем свою внешнюю привлекатель­ность, интеллект, здоровье, положение в обществе и жизненный уровень. Когда группа, членом которой мы являемся, не соответствует нашей референтной груп­пе, у нас может возникнуть ощущение относительной депривации — неудовлетворенности, связанной с раз­рывом между тем, что мы имеем (обстоятельства, со­путствующие нашей принадлежности к определенной группе), и тем, что, по нашему мнению, должны были бы иметь (положение, характерное для референтной группы). Например, клерк в большей степени ощуща­ет свою депривированность, когда сравнивает себя с теми из своих коллег, которые получили повышение по службе, и в меньшей, когда сравнение проводится с теми из них, кто остался в прежней должности. Ощу­щение относительной депривации часто приводит к со­циальному отчуждению и подготавливает почву для кол­лективных выступлений и революционных обществен­ных настроений. Следовательно, в понятии референт­ной группы содержится ключ к пониманию социальных изменений. Однако не все референтные группы явля­ются положительными. Мы используем также негатив­ные референтные группы — социальные единицы, срав­нением с которыми мы стремимся подчеркнуть разли­чия между нами и другими.


В большинстве групп функционируют всеобщие нор­мы, которые признаны также во всем обществе, по­скольку они имеют значение для жизни внутри группы. Группа придает значение также соблюдению иных норм, следование которым не играет непосредственной роли в жизни группы. Особенно в группах, члены которых тесно общаются друг с другом и зависят друг от друга, все стремятся иметь дело с людьми солидными, надеж­ными и обладающими чистой репутацией, такими, ко­торые «не опозорят» группу.

Но существуют и нормы, которые относятся специ­ально к жизни в группе. Большинство из них неориги­нальны. Общество наследует по традиции ряд норм, ка­сающихся жизни групп вообще или определенного рода групп, например, семьи. Некоторые из этих норм, дей­ствующих для групп определенного рода, фиксируются юридически (семейное право, совокупность правовых норм, регулирующих деятельность объединений, союзов и корпораций) и установлены для отдельных групп.

Некоторые нормы группы устанавливают для себя сами. Речь прежде всего идет о нормах солидарности, которые во всех группах приблизительно похожи. Но соблюдение их касается лишь членов соответствующей группы. Остальное общество мало интересует, распа­дется ли шахматный клуб из-за того что несколько его членов упрямы. Конечно, государственная юстиция сле­дит за тем, чтобы при закрытии клуба не было соверше­но незаконных действий в отношении имущества союза.

Некоторые группы имеют нормы, отличающиеся по со­держанию от тех, которые обычно существуют в обществе. Например, представления о чести в относительно неболь­ших группах офицерского состава полка принципиально ориентируются на представления о чести всего общества. Но они жестче и точнее: здесь очень четко знают, когда нарушена честь и что поэтому должно произойти.

Но существуют также специфические групповые нор­мы, которые полностью отклоняются от нормативной структуры общества или даже противоречат ей. Тогда «локальная культура» группы может закрепиться в форме «субкультуры».

О «субкультуре» можно говорить тогда, когда не про­сто в отдельной сфере общества формируются особые ценностные и нормативные структуры и особые модели смыслов, но когда таким образом выражается особен­но отклоняющийся характер локальной культуры, и это ведет к созданию специальных форм выражения, моде­лей значений, ценностных представлений и норм. Не­сомненно, есть такие группы, которые при определен­ных условиях окружающего мира вынуждены созда­вать самостоятельную субкультуру с особенно жестки­ми нормами проявления групповой солидарности и ценностными ориентирами, которые обеспечивают са­мосознание группы, стабильную и надежную жизнь в группе и одновременно защищают от идущего извне «культурного давления» и других опасностей. Такие чер­ты мы наблюдаем у многих сект, которые образовались из прежде открытых больших религиозных движений. После того как последние потерпели неудачу, остав­шиеся последователи сплотились в прочные, жесткие группы. Своеобразная косность и ограниченность груп­пового мышления в таких случаях объясняется низким социальным положением меньшинства, которое не мог­ло утвердиться иначе как через закрытость для внеш­него мира и попытку создать для себя «святой и совер­шенный мир». Но такие тенденции наблюдаются, прав­да, в ослабленной форме, во многих малых группах.

Если существующие в обществе и имеющие отноше­ние к жизни групп нормы недостаточно гарантированы господствующим во всем обществе порядком — в осо­бенности это касается содержательно расходящихся норм — группа обращается к санкциям. Она хочет сама решать, когда и какие санкции уместны, что должно наказываться строго, а что можно расценивать как «про­стительный грех».







Date: 2015-06-06; view: 448; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию