Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы эволюции права





С точки зрения социологической концепции права в Том виде, в каком мы ее описали на предыдущих стра­ницах, право выступает как продукт взаимодействия многочисленных факторов. Поскольку оно является вы­ражением воли общества, все, что воздействует на об­щество, сказывается и на праве. Несомненно, интерес­но рассмотреть, в какой мере различные факторы ока­зывают влияние на право. Выясним во-первых, что это за факторы, а во-вторых, как они действуют.

Экономические факторы. Экономическая структу­ра общества в определенной степени сказывается на правовой системе. Это общеизвестно, и мы не будем на этом останавливаться. Ограничимся лишь двумя при­мерами. Насколько мы знаем из самых древних источ­ников, римское общество состояло из крестьян, кото­рые в большинстве своем занимались земледелием. Их обычаи и были обычаями земледельцев: они отличались строгой дисциплиной в рамках домашней группы, ко­торая была главной и практически единственной по-настоящему структурированной организацией. Все члены этой группы подчинялись авторитету главы се­мьи, отца семейства. Он один имел юридическую власть, тогда как другие члены семьи, независимо от их возра­ста и социального статуса, не обладали никакой иници­ативой, никакой самостоятельностью. Такой абсолютно патриархальный уклад не причинял особых неудобств в аграрном, почти автаркическом обществе, где обмен был редким явлением. Там не было необходимости в многочисленных субъектах права; напротив, была нуж­на строгая дисциплина. В этом контексте можно упо­мянуть предельный консерватизм, очень большое недо­верие к чужакам, иноземцам, чужим вещам и поняти­ям. Таким образом, архаичное право Рима было, похоже, как нельзя лучше приспособлено к обществу мел­ких земледельцев.

В III веке до н.э. римляне из землепашцев становят­ся торговцами. Эта трансформация экономической структуры нашла отражение в праве. Семейная орга­низация, которая отныне попала под контроль обще­ства в целом, стала менее жесткой: теперь из-за интен­сификации социальных отношений число субъектов пра­ва стараются увеличить. Чтобы избавить сына от тира­нии отца, а жену от тирании мужа, находят обходной путь — эмансипацию. Кроме того, растет число спосо­бов освобождения рабов. Изобретаются процедуры, бла­годаря которым простого соглашения достаточно для того, чтобы договаривающиеся стороны несли друг пе­ред другом ответственность. К чужеземцам перестают относиться как к врагам.

Факты подобного рода отмечались и в новую эпоху после создания крупной промышленности и машин, а именно к концу XVIII века. К этому времени относится появление нового класса, обогатившегося за счет вла­дения средствами, заключающимися в движимом иму­ществе, и соответствующее ослабление земельных соб­ственников. В результате к политической власти при­шла буржуазия, что, в свою очередь, вызвало глубокие преобразования в области права, в частности, устра­нение привилегий и провозглашение гражданского ра­венства.

Политические факторы. Воздействие на право по­литических факторов изучено лучше, поскольку оно более очевидно. Самым характерным и наглядным фактом в этой области являются завоевания. Чаще всего бывает, что победитель навязывает побежденному свои законы, свое частное право, а также свой политичес­кий строй. Однако это не абсолютное правило. Здесь могут вмешаться два обстоятельства. Во-первых, победивший народ может проводить либеральную поли­тику и оставлять за побежденными право жить по их обычаям или, по крайней мере, заменять одну систему другой медленно и постепенно. Похоже, что именно так поступали римляне. Кроме того, необходимо проводить различия между народами: одни из них больше привер­жены к своим национальным идеям и борются против ассимиляции с упорством, граничащим с героизмом, тогда как другие пассивно или даже с энтузиазмом при­нимают право, которое признают более совершенным.

Политический режим страны не может не влиять на нормы частного права. В зависимости от существую­щего строя — монархического, аристократического, фе­одального или демократического — структура семьи, собственности и даже система договорных обязательств будут различаться, может быть не по букве законов, а по духу их применения.

Культурные факторы. Мы видели, что право непо­средственно связано с другими факторами цивилиза­ции, которые также отражают социальные тенденции. Существует необходимая гармония между юридичес­кими фактами и фактами культуры. Это, впрочем, не означает, что там, где право особенно развито, другие факторы культурного порядка также достигают совер­шенства. У каждого народа есть свои выдающиеся осо­бенности: в Риме — это право, в Греции — искусство, У иудеев — религия, и т.д. Просто культура воздей­ствует на право. Завоевание Греции оказало решаю­щее влияние не только на искусство и литературу рим­лян, но и на их правовые институты. Проникновение культуры побежденных в страну победителя — явле­ние примечательное, но не уникальное.


Влияние религии на право. Что касается влияния на право религии, то оно также может быть значитель­ным, однако здесь следует проводить различия. Некоторые правовые системы изначально и, если так можно выразиться, от природы проникнуты религией. Это ут­верждение справедливо для права первобытных наро­дов, древ неиудейского и мусульманского права. Совсем иначе обстоит дело со светскими правовыми система­ми, которые в течение длительного времени испытыва­ли сильное воздействие религии. Это, в частности, про­изошло с римским правом, когда в III и IV веках н.э. оно столкнулось с христианскими идеями. Интересно отметить, что в целом римское право удержало свои позиции. За исключением таких вещей, как брак, раз­вод и родственные связи, влияние на него христианства было весьма незначительным, и юстинианское право многое почерпнуло у великих языческих юристов эпохи Антонинов и Северов. Только в средние века при ста­новлении канонического права влияние религии приоб­рело большой размах и привело к созданию новых ин­ститутов. С другой стороны, движение секуляризации, получившее распространение в Европе и особенно во Франции с конца XVIII века, сделало светскими мно­гие институты, такие, как образование, гражданское состояние, государственное призрение и т.д. До этого они находились под контролем церкви.

Способы воздействия факторов изменения права. Право, как мы видели, находится в постоянном разви­тии, однако ритм этого развития в разных обществах неодинаков и можно в целом выделить три разновидно­сти его состояния: стагнацию, равномерную эволюцию и резкие перемены.

Некоторые общества существуют замкнуто, и сто­роннему наблюдателю может показаться, что на про­тяжении столетий там практически ничего не менялось. Иногда их называют «обществами без истории», что, если понимать это буквально, неправильно. Суть в том, что географические и демографические условия, а также вера в сверхъестественное обусловили их стремле­ние поддерживать институты своих предков практи­чески без изменений. Это справедливо для большин­ства так называемых примитивных или архаических народов.

В области права большинство обществ претерпева­ет более или менее равномерную эволюцию, которая продолжается, пока эти общества существуют. Одна­ко следует проводить различие между институтами частными и институтами государственными. Последние являются более хрупкими, чем первые, по крайней мере, на первый взгляд. Дело в том, что их изменение часто сопровождается насилием, поскольку сильнее затрагивает чувства людей в сообществе. Напротив, институты частного права переживают смутные вре­мена обычно без особых потрясений.

Однако существует и понятие революции, понятие, парадоксальным образом игнорируемое юристами, хотя революция является социальным фактом и, к тому же и главным образом, фактом юридическим. Этот фено­мен заслуживает пространного обсуждения, однако мы ограничимся несколькими краткими замечаниями. Ре­волюцию, по-видимому, можно определить как резкое и насильственное тотальное или частичное изменение правовой системы. Чаще всего, как уже говорилось, оно затрагивает публичное право в большей степени, чем частное. Кроме того, бывают революции чисто по­литические, как, например, революция 1830 года во Франции. Наиболее масштабные с исторической точки зрения революции сказываются и на других социальных отношениях. Это, в частности, революция 1789 года во Франции и обе революции 1917 года в России — фев­ральская и октябрьская, уничтожившие прежнее пра­во и глубоко изменившие структуру общества.


Вопросы и задания

1. Перечислите известные вам источники права. Охарактеризуйте специфику закона как источника права.

2. Что такое «обычное право»? Дайте характеристику обычая как источника права. В каких обществах господствует обычное право и почему?

3. Охарактеризуйте юриспруденцию (правосудие) как источник права.

4. Что такое «теневое» нормотворчество? Кем создаются теневые нормы? Кто и почему их соблюдает? Что действует сильнее: официальная или теневая норма?

5. Приведите примеры расхождения законодательного решения с общественным мнением. Кто был прав,с вашей точки зрения, в этих случаях?

6. Назовите и охарактеризуйте основные факторы эволюции правовых систем.







Date: 2015-06-06; view: 522; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию