Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология права и другие общественные науки





Социология права связана почти со всеми отрасля­ми социологической науки, которые в той или иной мере затрагивают правовые аспекты социальной жизни. Здесь необходимо отметить взаимосвязь социологии права с социологией религии и политики, а также с экономической социологией.

Религия, как и право, представляет собой норма­тивную систему, которая в историческом прошлом была важнейшим источником многих правовых норм, сред­ством социального контроля и регуляции поведения. Поэтому контакт социологии права и социологии рели­гии — вполне естественное явление.

Религиозные нормы не только содержат в себе тре­бования, относящиеся к сфере духовного («того, что не от мира сего»), но и несут чисто социальные императи­вы. Религия обладает удивительной адаптационной пла­стичностью, мощным легитимационным авторитетом. Она может сакрализовать любой вид норм, трансфор­мировать обычаи в освященные стереотипы поведения.

Существуют религиозные правовые системы и лега­листские религии (шариат, иудаизм). Близость религии и права, особенно в исламских странах, показывает большое сходство в их социальном функционировании.

Социология религии изучает религию как социальный институт во взаимодействии с другими социальными институтами в обществе, проблемы религиозности, секуляризации и психологии верующих.

Политика и право — это два способа деятельности двух видов власти. В праве законодательная власть выражает себя, устанавливая нормы, за неуклонным соблюдением которых она постоянно следит. Правовые нормы, законы обладают определенным автономным су­ществованием. В политике же исполнительная власть выражает себя текущими решениями, которые она принимает под влиянием динамики социально-полити­ческой ситуации.

Политическая наука занимается вопросами полити­ки и управления государством. Она изучает то, как люди управляют своим обществом, различные формы правления, их структуру и отношение к другим обще­ственным институтам. Особый интерес для политоло­гов представляют способы достижения людьми власти в обществе, то, каким образом они сохраняют за собой властные позиции, взаимоотношение властвующих с подвластными, политические организации, институты, движения и поведение избирателей.

Политическая социология изучает политику как со­циальный институт, функционирование и распределе­ние власти в обществе, взаимоотношение политической сферы с другими сферами общественной жизни; взаи­моотношение политических институтов с другими соци­альными институтами.

Что касается разграничения социологии права и по­литической социологии, то здесь можно испытать боль­шие трудности, особенно тогда, когда каждая из них занимается одним и тем же объектом. Например, соци­ология конституционного права оказывается весьма похожей на политическую социологию. У них общий объект исследования — группы давления, партии, бюрократия, революции, общественное мнение.

Политическая социология может помочь социологии права в поисках объяснения какого-либо правового ин­ститута, указывая на то, что следует обращаться не только к социологическим факторам, но не забывать и политическую власть, которая и создает право.

Экономическая наука также концентрируется на изу­чении одного социального института. Экономисты зани­маются исследованием проблем производства, распреде­ления, обмена и потребления товаров и услуг в конкрет­ном обществе. С позиций экономической науки право рассматривается как своеобразный фактор, оказываю­щий влияние на экономические отношения, на функцио­нирование и защиту определенных форм собственности, производства, товарно-денежных связей, хозяйствования.

Экономическая социология — система научных зна­ний о поведении людей в различных сферах экономи­ческой жизни общества (производстве, обмене, распре­делении и потреблении). Она изучает многообразные формы экономического поведения и выражения эконо­мических интересов людей, а также структуру и меха­низмы воздействия на людей экономических институтов {собственности, разделения труда, рынка товаров и труда, денежных институтов и т.п.).

Социология права и экономическая социология могут в ходе научных исследований опираться друг на друга. Возросшее воздействие права на экономику, а также раз­витие юридической социологии расширяет сферу междисциплинарных исследований.

С социологией права близко связаны несколько дис­циплин: юридическая этнология, юридическая антро­пология и юридическая психология.

Юридическая этнология. От социологии права юри­дическая этнология отличается тем, что она обращена к примитивному, или архаическому, праву. Архаиче­ское право представляет собой определенную стадию правовой эволюции, которую наше общество уже дав­но миновало. Однако такое право еще и сегодня явля­ется действующим в некоторых примитивных обще­ствах, а также этнических группах на нашей планете. Здесь речь идет о доиндустриальных правовых систе­мах неевропейских обществ, за исключением, разуме­ется, таких, как, например, мусульманское право или китайское право императорского периода.


Юридическая этнология занимается изучением уст­ных обычаев, традиций, ритуалов примитивных обществ. Их анализ дает надежду пролить свет на происхожде­ние права. Юридическая этнология также помогает по­нять сложный и противоречивый процесс правовой ак­культурации, когда обычное право развивающихся стран сталкивается с импортированными моделями ев­ропейского права.

Юридическая антропология — это наука о homo juridicus, т.е. человеке как юридическом явлении. Че­ловек — это действительно homo juridicus, ибо только он среди всех других живых существ способен созда­вать нормы и соблюдать их, обуздывать свои инстинк­ты и агрессию, т.е. действовать сознательно. Только человек является творцом юридической реальности (правовых норм, законов, императивов), которую он сам создает и сам же ей подчиняется. Именно эта прису­щая человеку способность, поддерживающий ее твор­ческий ментальный механизм и являются предметом юридической антропологии. Понимаемая таким обра­зом, она может обогатить социологию права, объясняя происхождение и эволюцию юридических явлений.

Юридическая психология изучает проявление и ис­пользование психических закономерностей, психологичес­ких знаний в сфере правового регулирования и юриди­ческой деятельности. Юридическая психология исследу­ет проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов1.

На стыке юридической психологии и юридической этнологии сложилась юридическая этнопсихология — наука об особенностях психического склада рас, этно­сов и народов в их отношении к праву. На основе ана­лиза превалирующих форм правового поведения той или иной группы (нации, племени, этноса) и путем сравнения с другими группами юридическая этнопси­хология стремится обнаружить психические черты, ко­торые можно было бы считать общими для всей рас­сматриваемой группы в целом.

1 Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2000. С. 1.







Date: 2015-06-06; view: 395; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию