Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология права, правовые дисциплины, философия права: сходство и различие





Социология права, будучи одной из наук о праве, тесно связана с правоведческими дисциплинами — общей теорией права, философией права, социологи­ческой юриспруденцией. Но и различия между социо­логией права и правовыми дисциплинами достаточно существенны. Под правовыми дисциплинами в данном контексте мы понимаем систему наук о праве, которая традиционно преподается на юридических факульте­тах, а также используется в юридической практике. Самое простое различие между социологией права и правовыми дисциплинами состоит в том, что последние изучают нормы права как таковые, а социология права стремится понять как социальные причины, порожда­ющие эти нормы, так и социальные последствия этих норм. Разумеется, что и юриспруденция не может замк­нуться лишь в текстах законов, оторванных от жизни, от генезиса правовых норм и их применения. Ей всегда при­ходилось учитывать возможные социальные последствия принятия того или иного закона.

Различие между системой наук о праве и социологи­ей права следует искать в разнице ракурсов рассмот­рения ими права как объекта. Право, которое юрисп­руденция изучает изнутри, социология права рассмат­ривает с внешней стороны. И именно поэтому она ви­дит его как социальное явление, не пытаясь проник­нуть в его глубинную сущность.

Правовед находится внутри правовой системы сво­его национального права. Он его практикует, участву­ет в развитии доктрины, является авторитетом в пра­ве. Социолог же пребывает вне изучаемой системы и не влияет на ее функционирование. Характерная черта социологии права состоит именно в дистанцировании от изучаемой правовой реальности. Социолог пользует­ся эмпирическими методами и его интересуют как вне­шние явления, так и глубинные связи, возникающие на всех уровнях социального.

Философия права является высшей духовной фор­мой познания права, его сущности и смысла, его соци­альной и человеческой значимости. Она подвергает осмыслению права и обязанности личности, сущность справедливости, свободы и равенства, естественное право.

Социология права некогда была частью философии права. Но их союз был возможен лишь до тех пор, пока социологи, как и философы, возводили умозрительные конструкции о человеке и обществе на основе своего личного опыта. Когда социология обратилась к эмпири­ческим методам исследования: наблюдению, экспери­менту, анкетированию и т.п., произошел разрыв. Одна­ко существенные различия в методах и способах позна­ния правовых феноменов отнюдь не исключают связей между ними.

Некоторым философам импонирует в социологии пра­ва то, что она ищет источник права в глубинах соци­альной жизни, т.е. утверждает приоритет социальной реальности по отношению к другим видам реальности (биологической, психической и т.д.).

Представителей социологического подхода и сторонников естественного права (юриснатурализма) объе­диняет антипозитивизм, отрицание того, что все неис­черпаемое богатство права заключено в законе, так называемом позитивном праве. Однако за пределами этого отрицания между социологическим и естественно-правовым подходом вновь возникают различия. Социо­логический подход не признает существования чего-то высшего и первоначального (например, ценностей, норм) по отношению к социальной реальности.

Социология права в своей теоретической части обла­дает достаточно мощным эвристическим потенциалом и может сегодня способствовать концептуальному обога­щению философии права. Теоретическая социология права в лице своих классиков — М. Вебера, Е. Эрлиха, Т. Гейгера, Ж- Гурвича, Т. Парсонса, П. Сорокина — еще долгое время будет неисчерпаемым источником идей и вдохновения для современных философов права.

Современные дискуссии. Польские исследователи А. Подгурецкий и Я. Квашневский утверждают, что социология права вытесняет теорию права или в луч­шем случае они являются двумя неразрывными частя­ми одной общей науки. С.С. Алексеев говорит о том, что социология права вместе с философией права и общей теорией права входит в состав правоведения. Особое место занимает отношение социологии права и философии права. По мнению некоторых исследовате­лей, философия права тождественна социологии права. Другие ученые подчеркивают различие между этими двумя дисциплинами. Д.А. Керимов определяет фило­софию права как теорию, разрабатывающую проблемы теоретико-мировоззренческого подхода к познанию го­сударства и права, тогда как социология права дает научную картину государственно-правовой реальности1.

1 Керимов Д. А. Основы философии права. М., 1992.







Date: 2015-06-06; view: 450; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию