Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налоговое право. Понятие, предмет и метод регулирования. Источники налогового права





Какие отношения можно отнести к предмету правового регулирования налоговым правом?

Предмет регулирования налоговым правом охватывает все те общественные отношения, которые необходимы для нормального функционирования налоговой системы. Законодатель в Налоговом кодексе РФ определил круг отношений, подлежащих регулированию законодательством о налогах и сборах, тем самым обозначив круг общественных отношений, которые возникают в сфере налогообложения. В соответствии со ст. 2 НК РФ "законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения".

Отношения по установлению и введению налогов и сборов

Установление налогов и сборов - это определение в актах законодательства о налогах и сборах элементов налогообложения и сборов, а введение налогов - это решение того или иного публичного субъекта о взимании у него на территории налогов и сборов. Отношения по установлению и введению налогов и сборов образуют важную группу общественных отношений, без которой функционирование налоговой системы невозможно, поэтому нормы, содержащиеся в актах законодательства о налогах и сборах, направленные на регулирование этих отношений, относятся к нормам налогового права, а сами отношения входят в предмет регулирования налоговым правом.

Отношения по взиманию налогов и сборов

Обязанность по уплате налога предусмотрена ст. 57 Конституции России, согласно которой "каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы". В результате реализации данной нормы, закрепляющей обязанность граждан и организаций уплачивать законно установленные налоги, возникает группа правоотношений между публичными и частными субъектами в связи с выполнением последними своих обязанностей по взносу в бюджет (во внебюджетный фонд) налоговых платежей. Таким образом, вторая группа отношений, составляющих предмет правового регулирования налоговым правом, - правоотношения, возникающие между частными субъектами и публичными субъектами по поводу взимания налоговых платежей в централизованные денежные фонды. Указанная группа налоговых правоотношений, безусловно, относится к имущественным правоотношениям. Субъектами имущественных правоотношений по поводу уплаты налогов в бюджет или внебюджетный фонд являются налогоплательщики, с одной стороны, и публичные субъекты, с другой стороны. Именно публичные субъекты, а не органы власти являются управомоченной стороной в налоговых правоотношениях, возникающих в связи с уплатой налогов. Субъективное право истребовать налог является следствием наличия фискального суверенитета, которым обладает только публичный субъект. Данное право, которое можно именовать фискальным правом, неразрывно связано с суверенитетом, и в этой связи названное право не может быть делегировано какому- нибудь органу власти.

Отношения в сфере налогового контроля

Специфика налоговых правоотношений такова, что отношения, возникающие в связи с уплатой налогов, могут быть эффективно реализованы только при наличии особой формы государственного контроля - налогового контроля, который принципиально отличается от общего контроля со стороны государственных органов за соблюдением иного законодательства.

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля государства. Сущность налогового контроля выражается в том, что при его проведении проверяется соблюдение налогоплательщиками (плательщиками сбора) и налоговыми агентами норм налогового законодательства. Таким образом, к предмету налогового права вполне правомерно отнести и те отношения, которые возникают в процессе осуществления компетентными государственными органами контрольных функций за выполнением юридическими и физическими лицами своих налоговых обязанностей. Реализация государством функции налогового контроля заключается в осуществлении на постоянной основе специализированными органами контроля за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов требований законодательства о налогах и сборах. Признавая важность защиты интересов налогоплательщиков в ходе проведения контрольных мероприятий, да и по итогам принятия органами налогового контроля правовых актов, законодатель выделяет в особую группу отношений отношения по обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, хотя по сути своей эти отношения являются разновидностью отношений в сфере налогового контроля.


Отношения, возникающие в ходе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Наконец, государство, добиваясь защиты своих фискальных прав, использует различные формы государственного принуждения, среди которых наиболее распространенной формой является налоговая ответственность, или ответственность за налоговые правонарушения. Несмотря на то что в настоящее время теоретических предпосылок формирования налоговой ответственности как самостоятельного вида ответственности не существует, законодатель фактически своей волей объявил самостоятельность этого вида юридической ответственности, что и послужило причиной отнесения сегодня к предмету налогового права отношений, возникающих в процессе привлечения виновных лиц к налоговой ответственности.

Таким образом, выявив целую группу общественных отношений, возникающих в налоговой сфере, и признавая их однородность и взаимосвязанность, можно определить предмет налогового права - налоговые правоотношения, то есть урегулированные налогово-правовыми нормами общественные отношения, возникающие в связи с выполнением юридическими и физическими лицами своих обязанностей по уплате налогов, а также в связи с осуществлением государством контроля за уплатой налогоплательщиками налоговых платежей и привлечения к налоговой ответственности виновных лиц.

Определив группу отношений, относящихся к предмету правового регулирования налогового права, можно дать определение налогового права. Налоговое право представляет собой систему правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи с установлением налогов, уплатой плательщиками налоговых платежей, а также в связи с осуществлением государством налогового контроля за их уплатой и привлечения виновных лиц к ответственности за налоговые правонарушения.

Особенность общественных отношений, которые могут быть отнесены к предмету налогового права, - то, что одной из сторон в этих отношениях является либо сам публичный субъект, либо какой-то орган власти, действующий от имени публичного субъекта.

Это обусловлено тем, что установление и взимание налогов связаны с потребностью удовлетворения общезначимых (публичных) интересов. В то же время столь специфическим субъектным составом общественных отношений, относящихся к предмету налогового права, предопределяется и метод правового регулирования, используемый в налоговом праве.

Каков метод правового регулирования налогового права?

Для урегулирования отношений, возникающих в связи с уплатой плательщиками налогов и в связи с проведением контроля за уплатой налогов, налоговое право, как и другие отрасли права, использует определенные правовые приемы, которые в своей совокупности образуют метод регулирования общественных отношений, или метод права. Каков же метод правового регулирования налогового права?

Будучи одним из атрибутов суверенитета государства, налоги устанавливаются последним в одностороннем порядке, то есть налоговые отношения характеризуются односторонним волеизъявлением одного из участников отношений - государства. Само по себе формирование налоговых отношений зависит от воли только государства, воля же другого участника отношений имеет второстепенное значение. Как особый субъект отношений, обладающий огромными полномочиями по регулированию налоговых отношений в обществе, государство по своему усмотрению формирует правила поведения субъектов налоговых отношений, которые не могут быть изменены другой стороной и являются обязательными для этой другой стороны. Таким образом, содержание и характер налоговых отношений зависят только от одного субъекта - государства. Налицо явное неравноправие субъектов налоговых отношений и полная подчиненность одного субъекта другому - вышестоящий субъект полностью определяет поведение нижестоящего субъекта. Эти признаки налоговых отношений позволяют утверждать, что методом регулирования налоговым правом является административно-правовой метод. Подобный вывод можно сделать и анализируя ст. 2 НК РФ, определяющую налоговые отношения как "властные" отношения.


Вместе с тем, господство в налоговом праве административно-правового метода вовсе не исключает возможности существования иных способов регулирования налоговых отношений. В ряде случаев налогово-правовому регулированию свойственны и иные методы, например гражданско-правовые методы регулирования, в частности метод "дозволения". Это происходит тогда, когда государство разрешает другому участнику налоговых отношений поступить в соответствии со своей собственной волей, выбрать то или иное поведение по своему усмотрению.

Фактические разрешительные формы управляющего воздействия обладают всеми чертами юридического "дозволения" на совершение определенных действий. Однако и в этом случае государство строго контролирует поведение управляемого участника отношений путем установления исчерпывающего перечня видов возможного поведения в данной ситуации.

Понятие, предмет и метод налогового права (НП)

Налоговое право – система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.

 

Три подхода по поводу природы НП, его места в правовой системе: 1. НП – правовой институт финансового права который обособленно от него рассматриваться не должен. 2. НП – самостоятельная отрасль права, с собственным предметом и методом, правовыми принципами, терминологией и другими атрибутами отрасли. 3. НП – подотрасль финансового права, стремящаяся к обособлению в самостоятельную отрасль.

 

Предмет налогового права – это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.


 

Налоговые правоотношения подразделяются на имущественные, непосредственно связанные с движением денежных средств в наличной или безналичной форме, и организационные (неимущественные). Первые являются основными, вторые – вспомогательными, обеспечивающими возникновение, изменение или прекращение имущественных налоговых отношений. Все налоговые отношения прямо или косвенно связаны с имуществом, материальными благами, экономической выгодой, то есть с приращением собственности.

 

Метод налогового права – это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения.

 

Признаки метода налогового права:

 

1. Приоритет публичных интересов над частными. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. НП имеет фискальный характер, его главная цель – в обеспечении государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций. Все остальные задачи носят вторичный, производный характер.

 

2. Преобладание обязывающих и запрещающих норм. Налоги и сборы уплачиваются не вследствие инициативы плательщика, не в порядке кредитования или благотворительного взноса, а в силу конституционно-правовой обязанности. Поэтому большинство налоговых норм являются обязывающими либо запрещающими, хотя, разумеется, и дозволяющие нормы здесь присутствуют.

 

3. Императивность. Налоговому праву свойственны детальная нормативная регламентация и минимизация свободы субъектов самостоятельно регулировать свое поведение в рамках налогового правоотношения.

 

4. Обязательное участие компетентных представителей государства. Налоговые правоотношения носят вертикальный характер, характеризуются субординацией сторон.

 

5. Сочетание разрешительного и общедозволительного правового регулирования. Разрешительный тип регулирования характеризуется формулой «запрещено все, что прямо не разрешено законом» и применяется к государственно-властным субъектам, общедозволительный – «разрешено все, что прямо не запрещено законом» и применяется к частным лицам.

 







Date: 2015-06-06; view: 1081; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию