Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этапы становления налоговой системы в РФ
Налоги как центральный институт доходов государственного бюджета не насчитывают и двухсот лет. Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале ХVIII века. В частности, были изданы указы о сборе налогов в годы царствования императора Петра 1. Эти указы стали эффективно работать… Необходимо отметить, что в эпоху Петра 1 налоговая система была достаточно сложной и включала такие налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы. В эпоху императрицы Екатерины II налоговая система несколько упростилась. В дальнейшем в истории России продолжалось совершенствование налоговой системы. Начало XIX века знаменательно тем, что доходы бюджета России формировались главным образом за счет налогов крепостного крестьянства. Основные поступления в бюджет: подушная подать, оборочный сбор, «питейный доход» и всего около 2/3 поступлений. За счет «питейного дохода» в 60-х гг. ХIХ века формировалось до 40% всех бюджетных поступлений. В 1812 г. были введены процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, акцизы на предметы массового потребления: 1839 г. - табак; 1848 г. - сахар; 1862 г.- соль; 1872 г. - керосин; 1866 г. - дрожжи; осветительные нефтяные масла - 1887 г.; спички - 1888 г. 1883 г. - в городах и поселках вводится государственный квартирный налог. В начале ХХ века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия - 21-25%, акцизные и таможенные сборы - 20%, поступления от эксплуатации железных дорог - 18-23% государственных доходов. С 1863 г. и до конца 20-х гг. ХХ века осуществлялась публикация для всеобщего сведения государственной росписи доходов и расходов. В реформирование налоговой системы внесли свой вклад такое императоры как: Александр 1, Николай 1, император Александр II, Александр III. И наконец, последний император России издает три указа о сборе налогов: в числе которых «Указ о введении в России подоходного налога». Этапы эволюции налоговой системы в послеоктябрьский период можно разбить на 8 этапов: I этап (1918-1921 гг.) V этап (1960-1964 гг.) II этап (1921-1930 гг.) VI этап (1965-1989 гг.) III этап (1931-1941 гг.) VII этап (с 1990 г.) IV этап (1941-1960 гг.) VIII этап (с 1998 г.)
С 1917 года открыта новая страница в экономических преобразованиях России. Изменения затронули все сферы государственного устройства, в том числе и налоговую систему, комплексное реформирование которой, началось в годы НЭПа, т.е. когда Советская власть полностью стала управлять государством. В годы НЭПа регулирующая и социальная функции налоговой политики выполняли роль эффективного политического инструмента: обеспечивая последовательное сокращение капиталистического накопления; способствуя свертыванию воспроизводственных процессов в сфере частного бизнеса и на селе, и в промышленности; делая расширение и модернизацию производства в частных хозяйствах экономически невыгодным; осуществляя через систему прямых налогов изъятие личных доходов граждан, получаемьгх сверх прожиточного минимума. В 30-е годы в СССР возникла качественно новая экономическая ситуация: налоговая система фактически перестала функционировать как самостоятельный экономический институт и трансформировалась в один из элементов механизма централизованного планового регулирования экономики. Значение регулирующий функции постепенно снижалось, а превалирующей в налоговой политике стала реализация фискальной функции в форме изъятия запланированной части доходов у государственных предприятий и населения с целью их последующего перераспределения через систему централизованного планового регулирования социалистической экономики. В условиях функционирования государственной системы планового распределения финансовых ресурсов в 50-80-е годы налоговая система выполняла роль аккумулятора части валового внутреннего продукта (ВВП). Функции регулирования развития производства, координации и стимулирования основных направлений его технической модернизации выполняли плановые и снабженческие государственные органы. Присущие мировой налоговой практике и в определенной степени применяемые ранее в инструментарии российской налоговой политики регулирующая, стимулирующая и социальная функции были полностью замещены механизмами централизованного планирования, государственного снабжения и государственного социального обеспечения. В период 80-х - начала 90-х годов налоговая система выступила в роли дестабилизирующего фактора отечественной экономики: существовавшая практика взимания налоговых платежей в виде отчислений от прибыли и налога с оборота способствовала снижению эффективности функционирования производства, тормозила его научно-техническое развитие, стимулировала разбалансирование товарного рынка. Не будучи приспособленной к новым условиям развивающихся рыночных отношений, она не обеспечивала запланированных объемов финансовых поступлений и, таким образом, перестала выполнять в полной мере свою основную функцию - фискальную. Кардинальные преобразования в экономике России на рубеже 80-90-х годов, интеграция постсоциалистической системы в единый мировой хозяйственный комплекс потребовали создания новой налоговой системы. Важнейшее принципиальное отличие налоговой системы до перехода к рынку и после включения хозяйственных объектов в систему рыночных отношений заключается в следующем: · налоговая система СССР действовала как сугубо фискальный механизм, обеспечивавший изъятие запланированной части доходов у государственных предприятий и населения с последующим перераспределением их через систему централизованного планового регулирования социалистической экономики; · в современных условиях налоговая система сама должна выступать регулятором экономических процессов в обществе, в ее рамках необходимо обеспечить реализацию и согласованность всех функций, присущих налоговой политике в условиях современной рыночной экономики - фискальной, стабилизирующей, регулирующей и интегрирующей. Современный период развития налоговых отношений в России характеризуется совершенствованием законодательства о налогах и сборах, поиском оптимальной модели налоговой системы с учетом федерального устройства государства, реорганизацией органов налогового управления. Современный этап реформирования налоговой системы так же можно разбить на ряд этапов. На первом этапе налоговой реформы (2000-2001 гг.) предлагалось отменить налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на операции с ценными бумагами. В целях обеспечения социальной справедливости предусматривался переход к единой ставке подоходного налога при существенном увеличении не облагаемого налогом минимума дохода. Оценивая результаты первого этапа налоговой реформы, специалисты отмечали в качестве положительного ее результата «формирование разветвленной сети государственных органов, обеспечивающих организацию сбора налогов; внедрение системы налогового учета и контроля; образование относительно стабильной системы налогообложения». На втором этапе (2002-2003 гг.) были отменены налог с продаж, налог на покупку иностранной валюты, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Налог на имущество предприятий, физических лиц, земельный налог должны были быть заменены налогом на недвижимость. Важнейшим звеном налоговой реформы этого этапа было определено укрепление системы налогового администрирования, которое в итоге должно быть объединено в рамках одного органа. Эти же ориентиры нашли развернутое отражение в Программе социально-экономического развития Российской Федерации насреднесрочную перспективу (2002-2004 гг.), утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 10.07.2001 г. №910р. С этой целью предполагалось достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов, для этого в качестве основных принципов налоговой реформы определено выравнивание условий налогообложения, снижение общего налогового бремени и упрощение системы налогообложения. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков. В среднесрочной перспективе налоговая реформа ориентировалась на совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговой системе стабильности и большей прозрачности, повышения уровня нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям организаций и потребителей, снижения общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков. При этом предусматривалось реформирование отдельных видов налогов (введение новых или замена действующих налогов, изменение механизма взимания налогов), сокращение числа налогов и сборов, отмена неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов (прежде всего «оборотных» налогов), а именно: · отмена налогов с продаж, на покупку иностранной валюты, на операции с ценными бумагами, на содержание автомобильных дорог, а также ряда мелких региональных и местных целевых сборов; · повышение бюджетообразующего значения налогов, связанных с использованием природных ресурсов, введение налога, призванного обеспечить изъятие сверхдоходов, связанных с ценовой конъюнктурой; · переход после завершения формирования земельного кадастра и создания единых объектов собственности к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог; · введение системы экологических платежей, охватывающей все виды негативного воздействия на окружающую среду; · расширение круга операций, облагаемых государственной пошлиной; · введение налоговых платежей, взимаемых в рамках специальных налоговых режимов, включающих налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции при добыче нефти из низкопродуктивных участков недр, модифицированного порядка уплаты налогов для сельхозпроизводителей, малых предприятий, а также особых экономических зон; · пересмотр и отмена большинства налоговых льгот, сокращения перечня оснований для предоставления отсрочек и рассрочек исполнения налоговых обязательств. В большинстве своем указанные направления налоговой реформы конкретизированы в Программе социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 гг.), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2003 г. N 1163-р В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации уже в 2004 г. констатировалось, что в результате преобразований в налоговой сфере удалось повысить собираемость налогов, снизить масштабы уклонения от их уплаты, уменьшить налоговое бремя на экономику. Вместе с тем обращено внимание на необходимость снижения единого социального налога, налога на добавленную стоимость, разрешение вопроса о своевременном возмещении последнего по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, исключение налогообложения авансовых платежей, а также разграничение правомерной практики налоговой оптимизации и случаев криминального уклонения от уплаты налогов. По состоянию на 1 января 2006 г. законодательно установлены следующие налоги: - федеральные (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина, сборы за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, налог на добычу полезных ископаемых); - специальные налоговые режимы (система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный налог); - региональные налоги и сборы (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог); - местные налоги и сборы (налог на имущество физических лиц, земельный налог). В конце 2008 года российские власти приняли решение стимулировать экономику в период кризиса через ряд налоговых льгот. В беспрецедентно короткие сроки российский парламент рассмотрел и принял Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ», который позволил радикально снизить налоговую нагрузку на организации. В первую очередь изменения касаются налога на прибыль и НДС. С 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 до 20% за счет федеральной части налога, которая уменьшилась с 6,5 до 2,5%. Кроме того, за субъектами Федерации сохраняется право понизить ставку налога в части, поступающей в региональный бюджет, – с 17,5 до 13,5%, то есть минимальная ставка налога составила 16%. Эта мера позволила не забирать в качестве налогов, а оставить работать в экономике свыше 400 млрд. рублей. Был экстренно изменен порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль за четвертый квартал 2008 года. Эта мера позволила компаниям заплатить авансовые платежи с реальной прибыли, полученной в ноябре-декабре, а не c высокой прибыли третьего квартала. Для стимулирования спроса на рынке недвижимости имущественный вычет по НДФЛ на приобретение жилья повысился с 1 до 2 млн. рублей. Таким образом, максимальная экономия, которую могут получить работники, увеличивается с 130 тыс. до 260 тыс. руб. при ставке НДФЛ 13%. Этой льготой смогут воспользоваться и те, кто приобрел жилье в 2008 году. Оптимизирован НДС по авансам и при осуществлении неденежных расчетов. С 1 января 2009 года налогоплательщики получили право принимать к вычету НДС по авансовым платежам в том налоговом периоде, в котором произведен платеж. Ранее НДС по авансам принимался к вычету только после отгрузки товаров, выполнения работ или оказания услуг. По новым правилам поставщики обязаны выставить счета-фактуры не позднее пяти дней со дня получения авансов. Эта мера позволила компаниям упорядочить уплату НДС и освободить дополнительные денежные средства в тех периодах, в которых компании непосредственно несут расходы. С другой стороны, данная поправка может привести к ряду проблем для тех покупателей, которым будет сложно соотнести авансы с конкретными товарами, работами или услугами. Изменения произошли и в упрощенной системе налогообложения: с 2009 года власти регионов могут принимать решения о снижении с 15 до 5% ставки налога для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Пониженные ставки могут быть установлены в отношении тех компаний, которые платят налог с прибыли, если ее нет, то и ставка налога на прибыль, и льготы по нему значения не имеют. Но пока ситуация складывается так, что большинство российских предпринимателей не в состоянии получить высокие прибыли. Основные направления налоговой политики на 2010-2012 годы, подготовленные Минфином РФ, не предполагают существенных изменений налоговой системы. Правительством Российской Федерации на период 2010 - 2012 гг. разработаны «Основные направлениями налоговой политики на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов». Реализация данной программы будет проводиться во взаимосвязи с основными направлениями программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и с проектами по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. В период 2010 – 2012 гг. в сфере российского налогового законодательства ожидаются следующие по целому ряду крупных налогов. Рассмотрим основные из них.
Date: 2015-06-06; view: 3013; Нарушение авторских прав |