Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Почему народ танцует?





 

На первый взгляд на такой вопрос ответить очень просто. Почему танцует? Да потому, что без этого, как и без песни, музыки, человек был бы духовно, эмоционально беднее. Но поставленный вопрос значительно сложнее. Почему, стремясь передать те или иные чувства, мысли, поступки, человек танцует? Что такое танец и каково его место в жизни человека?

Всем ясно, что в разные эпохи, на разных стадиях развития общества и роль, и значение танца были неодинаковы. Но тем не менее в чем-то главном они оставались и остаются неизменными. А именно: танец позволяет создать своеобразную атмосферу, ритм общения и сам выступает как язык общения. Эта природа танца, заложенная еще при его зарождении, получая многообразные формы проявления, остается неизменной. Она и определяет его особенные, отличные от других искусств черты.

Продолжая разговор о том, почему народ танцует, необходимо обратиться в далекое прошлое, когда танец только зарождался и был составной частью процесса труда, различных ритуалов.

Причиной раннего рождения пляски является ритмическая основа, что сразу стало ее отличительным признаком. Способность к ритму — одно из важнейших свойств природы человека. Еще Ч. Дарвин отмечал, что «способность если не наслаждаться музыкальностью такта и ритма, то, по крайней мере, замечать ее, свойственна, по-видимому, всем животным». Простые движения — одно из ярких проявлений чувства: характерная реакция на радость — прыжки и крик человека; человек вышагивает взад и вперед от волнения. Так же непосредственно связаны с душевным состоянием и движения в танце, но в нем они ограничиваются и определяются тактом, ритмизируются.

Искусство любого народа находится в теснейшей связи с его экономикой и хозяйственной жизнью. Первобытное же искусство с особой ясностью отражает эту связь. Первобытный человек был прежде всего охотник. И это определяло развитие подражательных плясок, в которых изображались животные. Исследователи обнаружили танцы «бабочки», «эму», «кенгуру» - у австралийских племен; у североамериканских - «медведя» и «бизона»; на севере России — пляски «утушек», «лебедушек», «оленя» и т. п. Подражая движениям животных, охотники верили, что изображение предмета охоты влияет на сам предмет и что танец, например, буйвола, исполненный в лагере, может заставить буйвола прийти в район предстоящей охоты. Охотничий образ жизни породил и трудовые танцы, характеризующие непосредственную связь художественной деятельности с производственной. Такова пляска, изображающая выделку лодки, существовавшая у новозеландцев. Это подтверждает практическую сторону плясок, причину их появления и развития.



Если бы танцы были некоей самоцелью и не были обусловлены жизненными процессами, они не могли бы удовлетворить не научившихся еще воспринимать их как искусство первобытных людей. Потому танец их имеет или ярко выраженную действенную, или скрытую меру полезности. Пляской ободряли себя первобытные люди в работе, регулировали ее процесс.

Таким образом, и ритмизированный звук голоса, и строго соразмерные движения первобытный человек подчинял характеру и технике производственного процесса. Замечено, что у первобытных людей каждому труду соответствовал свой ритм, напев. Это означает, что характер ритма возник в зависимости от конкретного технологического процесса.

Более поздние танцы первобытнообщинного строя связаны с земледельческими, сельскохозяйственными работами. Например, пляски, воспроизводящие процесс возделывания растений, или танец, имитирующий процесс посева. В этом танце, как и в самих посевных работах, принимало участие все племя. Двигающиеся первыми в шеренгах мужчины как бы «вспахивали» поле, следующие за ними женщины «сеяли», опуская в лунки зерна, а идущие за ними дети «закапывали» лунки.

В других плясках находило свое отражение первое разделение труда между мужчинами и женщинами племени. Описывая праздники бразильских индейцев, исследователи подчеркивали, что женщины не принимали участия в сопровождающих эти праздники охотничьих плясках, так как охота — не женское занятие. То же относится и к танцам, воспроизводящим трудовой процесс постройки лодки. Но в свою очередь женские пляски рассказывали о трудовой деятельности женщин племени — это танцы ловли раковин, собирания плодов и растений, кормления детей.

Очевидно, та же жизненность достигалась в военных пантомимах и воинственных плясках. Частые столкновения между племенами из-за охотничьих угодий вызывали необходимость постоянной готовности к обороне. Воспитание охотника-воина — идеал мужчины — становилось общественным делом. На это были направлены религиозные обряды, ту же цель преследовали и воинские пляски. Они достигли высокохудожественного уровня и имели, бесспорно, эстетическую ценность.

Жизнь первобытных людей в окружении непонятой и полной чудесных и грозных сил природы приводила к вере в многочисленных духов, которых надо было задобрить, ублажить, сделать для них приятное. С этим в теснейшей причинной связи находится развитие погребальных плясок и плясок-заклинаний.



Вывод из сказанного естественен: пляски неразрывно связаны с образом жизни первобытных людей.

С течением времени хореография видоизменялась, у каждого этноса появлялись свои особенности.

Дошедшие до нас памятники искусства и литературы показывают, какое большое значение имел танец в Древнем Египте. «Он господствовал в Египте как выражение экстаза, радости. Ликование и танец являлись синонимами в поэзии египтян...». Символом танца была фигура человека с приподнятой рукой и ногой. Как известно в культурно-политической жизни страны играла видную роль каста жрецов. В обрядах, полных мистицизма и тайны, выливавшихся в грандиозные церемонии, священному танцу уделялось значительное место. Обряды погребения и приношения мертвым также сопровождались священными плясками, таковы «праздник вечности» и «праздник в честь умершего», где процессия, несущая статую умершего, открывается танцем.

Древнегреческую культуру характеризует прежде всего развитие философской мысли, литературы (драматургия и поэзия), архитектуры и скульптуры, сложных жанров театрального искусства. И в этом созвездии развивается танец как искусство гармонии, красоты физической и духовной. Он, как и все древнегреческое искусство, посвящен человеку.

Таким образом, в античный период, народные танцы можно разделить на сценические, военные, священные (религиозные, обрядовые) и общественно-бытовые.

О важной роли танца в жизни человека говорят и факты его более поздней истории, такие, как появление танцев, связанных с ремеслом определенных цеховых объединений. Например, французский бранль имел разные виды: бранль ткачей, прачек, булочников или башмачников. В Средние века происходит разделение на придворный и деревенский танец. Это разделение еще не имеет четких границ, и часто одни и те же движения присутствовали и в дворцовом и в фольклорном танцах.

 

 






Date: 2015-06-06; view: 608; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию