Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критика и опровержение





Опровержение – это рассуждение, направленное против выдвинутого положения и имеющее своей целью установление его ошибочности или недоказанности.

Наиболее распространенный прием опровержения – выведение из опровергаемого утверждения следствий, противоречащих истине. Если одно логическое следствие некоторого положения неверно, ошибочным будет и само это положение.

Опровержение имеет три вида: 1)критика тезиса – это логическая операция, целью которой является показать ложность выставленного тезиса. Тезис признается ложным, если оппонент отстаивает свое утверждение, но заведомо знает о том, что оно не соответствует действительности. Тезис является ошибочным, если оппонент заблуждается относительно действительности утверждаемого им тезиса.

Опровержение тезиса в свою очередь может быть прямым или косвенным. Опровержение является прямым, если аргументация протекает следующим образом: в первую очередь допускают истинность выдвинутого положения, при этом выводят из него логические следствия. Если при сопоставлении данных следствий с фактами выяснится, что они противоречат истинным данным, то их признают несостоятельными.

При косвенном опровержении тезиса внимание сосредоточивается на доказательстве своего тезиса, которое в свою очередь будет противоречить тезису оппонента.

Если положение выдвигается с каким-либо обоснованием, операция опровержения может быть направлена против обоснования. В этом случае нужно показать, что приводимые аргументы ошибочны: вывести

из них следствия, которые окажутся в итоге несостоятельными, или доказать утверждения, противоречащие аргументам.

Следует иметь в виду, что опровержение доводов, приводимых в поддержку какого-либо положения, не означает неправильность самого этого положения. Утверждение, являющееся по сути дела верным, может отстаиваться с помощью ошибочных или слабых доводов. Выявив это, демонстрируется надежность предлагаемого обоснования, а не ложность утверждения;

2) критика аргументов. Данная логическая операция направлена на обоснование ложности аргумента. Она может выражаться в том, что оппонент может указывать на неточное изложение фактов, выражать в них сомнение.

Если ложность аргументов будет доказана, то тезис будет необоснованным и будет нуждаться в дополнительной аргументации;

3) критика демонстраций. Данная логическая операция указывает на отсутствие логической связи между тезисом и аргументами.

Особое значение при опровержении имеют факты. Ссылка на верные и неоспоримые факты, противоречащие ложным или сомнительным утверждениям оппонента, – самый надежный и успешный способ опровержения. Реальное явление или событие, не согласующиеся со следствиями какого-либо универсального положения, опровергает не только эти следствия, но и само положение.

Опровержение может быть направлено на саму связь аргументов и доказываемого положения. В этом случае нужно показать, что тезис не вытекает из доводов, приведенных в его обоснование. Если между аргументами и тезисом нет логической связи, то нет и доказательства тезиса с помощью указанных аргументов.

35. Формы развития знания

Развитие любого научного или практического знания
У можно рассматривать как переход от установленных —ранее суждений к суждениям новым, более точным и богатым по содержанию. Этот переход имеет три последовательных этапа:

o постановление вопроса;

o поиск новой информации;

o формуллировка ответа на поставленный вопрос,

Вопросительное предложение представляет собой
выражение грамматической формы запроса мысли в языке, т.е. самого вопроса.

Вопрос — это выраженное в виде вопросительного предложения и реализуемое в форме ответа запрос мысли, направленный на развитие, уточнение или дополнение знаний.

Функция любого вопроса познавательная, связанная с уточнением и конкретизацией ранее полученных общих представлений о предметах и явлениях действительности. Познавательная Функция вопроса реализуется в виде ответа на этот вопрос.

Ответ — это новое суждение, уточняющее или дополняющее прежнее знание в соответствии с поставленным вопросом.

Поиск ответа предполагает обращение к некоторой области теоретических или эмпирических знаний, называемой областью поиска ответа.

Существует множество вопросов в зависимости от их структуры и функций, например есть правильно и неправильно поставленные. В отличие от суждения любой вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, и поэтому выраженную в нем информацию нельзя оценить как истинную или ложную.

Если предпосылка вопроса представляет собой истинное и непротиворечивое знание, то такой вопрос считается правильно поставленным.

Неправильно поставленным будет вопрос с ложным или противоречивым базисом, например: «Какая группа крови у снежного человека?»

Вопросы также могут быть закрытыми и открытыми. Открытые вопросы предполагают возможность неограниченного количества ответов. На вопросы закрытые можно дать лишь ограниченное число ответов, и их очень часто используют, например во время социологических опросов.

По логической структуре и функции познания вопросы делятся на два типа: уточняющие (ли-вопросы), а так же восполняющие (что-вопросы).

Уточняющими называются вопросы,которые направлены на выяснение истинности выраженного в них суждения, например:
«Верно ли, что Москва — столица России?»
Грамматический признак уточняющих вопросов — наличие в предложении частицы «ли»: «Верно ли, что...»;
«Является ли...»

Восполняющим называется вопрос, направленный на выявление новых свойств у исследуемых явлений: «Где состоялся Всемирный чемпионат по футболу 1998 г.?», «Кто изобрел телефон?»

Грамматический признак восполняющих вопросов наличие в предложении вопросительных слов: кто; что; где; когда; как.

Часто вопрос называется открытым потому, что ответ на него — это выбор истинного суждения из нескольких возможных.
Уточняющие и восполняющие вопросы могут бытьпростыми и сложными.


Простым называется вопрос, не включающий в свой состав других вопросов. Для уточняющих вопросов простым будет вопрос такой, в котором выясняется истинность одного только суждения. Для восполняющих вопросов простым будет вопрос, содержание которого включает лишь одно вопросительное слово, относящееся к одному суждению.

Сложным называется вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть соединительными (конъюнктивными), разделительными (дизъюнктивными) и смешанными (соединительно-разделительными).

Для уточняющих вопросов сложным будет вопрос, где выясняется истинность двух суждений и более. Для восполняющих вопросов сложным становится вопрос, включающий два вопросительных слова и более, а также вопрос, где вопросительное слово (слова) относится к двум суждениям и более.

Date: 2015-06-06; view: 538; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию