Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критика и опровержениеОпровержение – это рассуждение, направленное против выдвинутого положения и имеющее своей целью установление его ошибочности или недоказанности. Наиболее распространенный прием опровержения – выведение из опровергаемого утверждения следствий, противоречащих истине. Если одно логическое следствие некоторого положения неверно, ошибочным будет и само это положение. Опровержение имеет три вида: 1)критика тезиса – это логическая операция, целью которой является показать ложность выставленного тезиса. Тезис признается ложным, если оппонент отстаивает свое утверждение, но заведомо знает о том, что оно не соответствует действительности. Тезис является ошибочным, если оппонент заблуждается относительно действительности утверждаемого им тезиса. Опровержение тезиса в свою очередь может быть прямым или косвенным. Опровержение является прямым, если аргументация протекает следующим образом: в первую очередь допускают истинность выдвинутого положения, при этом выводят из него логические следствия. Если при сопоставлении данных следствий с фактами выяснится, что они противоречат истинным данным, то их признают несостоятельными. При косвенном опровержении тезиса внимание сосредоточивается на доказательстве своего тезиса, которое в свою очередь будет противоречить тезису оппонента. Если положение выдвигается с каким-либо обоснованием, операция опровержения может быть направлена против обоснования. В этом случае нужно показать, что приводимые аргументы ошибочны: вывести из них следствия, которые окажутся в итоге несостоятельными, или доказать утверждения, противоречащие аргументам. Следует иметь в виду, что опровержение доводов, приводимых в поддержку какого-либо положения, не означает неправильность самого этого положения. Утверждение, являющееся по сути дела верным, может отстаиваться с помощью ошибочных или слабых доводов. Выявив это, демонстрируется надежность предлагаемого обоснования, а не ложность утверждения; 2) критика аргументов. Данная логическая операция направлена на обоснование ложности аргумента. Она может выражаться в том, что оппонент может указывать на неточное изложение фактов, выражать в них сомнение. Если ложность аргументов будет доказана, то тезис будет необоснованным и будет нуждаться в дополнительной аргументации; 3) критика демонстраций. Данная логическая операция указывает на отсутствие логической связи между тезисом и аргументами. Особое значение при опровержении имеют факты. Ссылка на верные и неоспоримые факты, противоречащие ложным или сомнительным утверждениям оппонента, – самый надежный и успешный способ опровержения. Реальное явление или событие, не согласующиеся со следствиями какого-либо универсального положения, опровергает не только эти следствия, но и само положение. Опровержение может быть направлено на саму связь аргументов и доказываемого положения. В этом случае нужно показать, что тезис не вытекает из доводов, приведенных в его обоснование. Если между аргументами и тезисом нет логической связи, то нет и доказательства тезиса с помощью указанных аргументов. 35. Формы развития знания Развитие любого научного или практического знания o постановление вопроса; o поиск новой информации; o формуллировка ответа на поставленный вопрос, Вопросительное предложение представляет собой Вопрос — это выраженное в виде вопросительного предложения и реализуемое в форме ответа запрос мысли, направленный на развитие, уточнение или дополнение знаний. Функция любого вопроса познавательная, связанная с уточнением и конкретизацией ранее полученных общих представлений о предметах и явлениях действительности. Познавательная Функция вопроса реализуется в виде ответа на этот вопрос. Ответ — это новое суждение, уточняющее или дополняющее прежнее знание в соответствии с поставленным вопросом. Поиск ответа предполагает обращение к некоторой области теоретических или эмпирических знаний, называемой областью поиска ответа. Существует множество вопросов в зависимости от их структуры и функций, например есть правильно и неправильно поставленные. В отличие от суждения любой вопрос не содержит ни утверждения, ни отрицания, и поэтому выраженную в нем информацию нельзя оценить как истинную или ложную. Если предпосылка вопроса представляет собой истинное и непротиворечивое знание, то такой вопрос считается правильно поставленным. Неправильно поставленным будет вопрос с ложным или противоречивым базисом, например: «Какая группа крови у снежного человека?» Вопросы также могут быть закрытыми и открытыми. Открытые вопросы предполагают возможность неограниченного количества ответов. На вопросы закрытые можно дать лишь ограниченное число ответов, и их очень часто используют, например во время социологических опросов. По логической структуре и функции познания вопросы делятся на два типа: уточняющие (ли-вопросы), а так же восполняющие (что-вопросы). Уточняющими называются вопросы,которые направлены на выяснение истинности выраженного в них суждения, например: Восполняющим называется вопрос, направленный на выявление новых свойств у исследуемых явлений: «Где состоялся Всемирный чемпионат по футболу 1998 г.?», «Кто изобрел телефон?» Грамматический признак восполняющих вопросов наличие в предложении вопросительных слов: кто; что; где; когда; как. Часто вопрос называется открытым потому, что ответ на него — это выбор истинного суждения из нескольких возможных.
Сложным называется вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками. В зависимости от типа связки сложные вопросы могут быть соединительными (конъюнктивными), разделительными (дизъюнктивными) и смешанными (соединительно-разделительными). Для уточняющих вопросов сложным будет вопрос, где выясняется истинность двух суждений и более. Для восполняющих вопросов сложным становится вопрос, включающий два вопросительных слова и более, а также вопрос, где вопросительное слово (слова) относится к двум суждениям и более.
|