Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Научные революции. Основные этапы развертывания ревлюции в науке
Научные революции — это переломные этапы в развитии научного знания, решающие этапы в прогрессивном развитии знаний, радикально меняющие прежнее видение мира. В ходе научных революций происходят качественное преобразование фундаментальных оснований науки, смена новыми теориями старых, существенное углубление научного понимания окружающего мира в виде становления новой научной картины мира. Анализ истории науки позволяет выделить несколько типов научных революций: - глобальная— революционный переворот в основаниях всей науки; - комплексная — радикальные изменения в ряде научных областей (создание эволюционной теории, повлекшей изменения не только в биологии); - частная — кардинальный переход к новому пониманию предметной области данной науки на основе создания новой фундаментальной теории (создание генетической теории в биологии); - научно-техническая— качественное преобразование производительных сил общества, условий, характера и содержания труда на основе внедрения результатов научного познания во все сферы жизни человека. 1) Первая научная революция произошла в период XV—XVI в., в эпоху перехода от средневековья к Новому времени, получившей название Эпохи Возрождения. Первая научная революция характеризуется сменой космологической картины мира, (переход от аристотелевско-птолемеевской геоцентрической системы мира: «Земля — центр мироздания» к гелиоцентрическому учению астронома Коперника: «Земля — одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам). Учение Коперника подрывало опирающуюся на идеи Аристотеля религиозную картину мира. 2) Вторая научная революция: (XVII в.) — рождение современной науки, нового механистического естествознания, у истоков которого стояли Галилей, Кеплер, Ньютон. Основные особенности: • применение метода научного рассуждения, математических расчетов и эксперимента; • заложены основы физики, открыты законы движения тел, падения тел, вращение Солнца вокруг своей оси (Галилей), законы движения планет вокруг Солнца, теории солнечных и лунных затмений (Кеплер), теории «вихрей в мировом космическом пространстве», аналитической геометрии (Р. Декарт), создание дифференциального и интегрального исчисления, теории «динамики» — учение о силах и их взаимодействии, законах движения, которые легли в основу механики как науки: закон инерции, закон ускорения тела, закон равенства действия и противодействия, закон всемирного тяготения (И. Ньютон); • законы, установленные для механической сферы явлений, переносили на самые различные явления природы; • метафизический подход: все объекты изучаются как изолированные друг от друга, без учета их развития и взаимосвязей. 3) Третья научная революция (с кон. XVII в. — до конца XIX в.) характеризуется диалектизацией естествознания: Основные открытия и положения: • попытки рассмотреть развитие Солнечной системы — космогоническая гипотеза Канта—Лапласа о происхождении Солнечной системы из газовой туманности; • учение об эволюции органического мира Лапласа под влиянием изменения условий окружающей среды; теория Дарвина о законах естественного отбора и эволюции животного мира, происхождения человека; теория клеточного строения растений и животных Шлейдена и Шванна; • открытие закона сохранения и превращения энергии: химическая, тепловая и механическая энергии могут превращаться друг в друга и являются равноценными (Майер, Джоуль, Колдинг); • вся природа — это непрерывный процесс превращения универсального движения материи из одной формы в другую; • открытие периодического закона химических элементов Д. Менделеева: свойства химических элементов изменяются в периодической зависимости от их атомных весов; открытие возможности получения органических веществ путем синтеза из исходных неорганических веществ (Ф. Велер) — законы химии едины для неорганического и органического мира; • принципы диалектики: принцип развития и принцип всеобщей взаимосвязи получили естественнонаучное обоснование; • разоблачение ошибочности натурфилософских механистических гипотез о наличии теплорода (тепловой жидкости), флогистона (горючей субстанции, «жизненной силы организма», электрических и магнитных жидкостей, мирового эфира; • формирование диалектико-материалистической картины мира (Энгельс, Маркс); • виды материи: вещество и поля (электромагнитное поле и др.); развитие науки к концу XIX в. заставило отказаться от естественно научных подходов в толковании материи (отождествляли материю с атомами) и перейти к философскому ее пониманию; • переход от метафизико-механического понимания движения к диалектико-материалистическому пониманию движения (движение как способ существования материи: основные формы движения материи: механическое движение, физическое движение, химическое, биологическое, социальное движение); • переход к диалектическому пониманию пространства и времени как форм бытия движущейся материи; • диалектический принцип материального единства мира (открыты законы закономерного превращения одних видов материи в другие, одних форм движения в другие). 4) Четвертая научная революция (XX в.) — формирование квантово-релятивистских представлений о мире. Основные открытия и положения: • открытие радиоактивного распада, электронов, позитронов; • создание квантовой теории строения атомов (Резенфорда—Бора); • создание теории относительности (А. Энштейн), зависимость свойств пространства и времени от движения материи и друг от друга; взаимосвязь закона сохранения массы с законом сохранения энергии —взаимопревращение видов материи и форм движения; • открытие волновых свойств материи (Л. Бройль), корпускулярно-волновая двойственность элементарных частиц: распространяются.как волны, излучаются и поглощаются как частицы; • движение микрочастиц подчиняется законам квантовой механики, законы классической механики непригодны для микромира: положение микрочастицы в пространстве в каждый момент времени не может быть определено, внутриядерные процессы не могут быть объяснены, исходя из законов квантовой механики, так как она не отражает внутренние связи, структуру микрочастиц; • открытие сотен микрочастиц: элементарные частицы сами обладают внутренней структурой, состоят из кварков; создание кварковой гипотезы; • развитие генетики, расшифровка молекулы ДНК; • развитие диалектико-материалистической картины мира. Date: 2015-06-06; view: 777; Нарушение авторских прав |