Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научные революции. Основные этапы развертывания ревлюции в науке





Научные революции — это переломные этапы в развитии научного знания, решающие этапы в прогрессивном развитии знаний, радикально меняющие прежнее видение мира. В ходе научных революций происходят качественное преобразование фундаментальных оснований науки, смена новыми теориями старых, существенное углубление научного понимания окружающего мира в виде становления новой научной картины мира.

Анализ истории науки позволяет выделить несколько типов научных революций:

- глобальная— революционный переворот в основаниях всей науки;

- комплексная — радикальные изменения в ряде научных областей (создание эволюционной теории, повлекшей изменения не только в биологии);

- частная — кардинальный переход к новому пониманию предметной области данной науки на основе создания новой фундаментальной теории (создание генетической теории в биологии);

- научно-техническая— качественное преобразование производительных сил общества, условий, характера и содержания труда на основе внедрения результатов научного познания во все сферы жизни человека.

1) Первая научная революция произошла в период XV—XVI в., в эпоху перехода от средневековья к Новому времени, получившей название Эпохи Возрождения. Первая научная революция характеризуется сменой космологической картины мира, (переход от аристотелевско-птолемеевской геоцентрической системы мира: «Земля — центр мироздания» к гелиоцентрическому учению астронома Коперника: «Земля — одна из планет, движущихся вокруг Солнца по круговым орбитам). Учение Коперника подрывало опирающуюся на идеи Аристотеля религиозную картину мира.

2) Вторая научная революция: (XVII в.) — рождение современной науки, нового механистического естествознания, у истоков которого стояли Галилей, Кеплер, Ньютон. Основные особенности:

• применение метода научного рассуждения, математических расчетов и эксперимента;

• заложены основы физики, открыты законы движения тел, падения тел, вращение Солнца вокруг своей оси (Галилей), законы движения планет вокруг Солнца, теории солнечных и лунных затмений (Кеплер), теории «вихрей в мировом космическом пространстве»,

аналитической геометрии (Р. Декарт), создание дифференциального и интегрального исчисления, теории «динамики» — учение о силах и их взаимодействии, законах движения, которые легли в основу механики как науки: закон инерции, закон ускорения тела, закон равенства действия и противодействия, закон всемирного тяготения (И. Ньютон);

• законы, установленные для механической сферы явлений, переносили на самые различные явления природы;

• метафизический подход: все объекты изучаются как изолированные друг от друга, без учета их развития и взаимосвязей.

3) Третья научная революция (с кон. XVII в. — до конца XIX в.) характеризуется диалектизацией естествознания:

Основные открытия и положения:

• попытки рассмотреть развитие Солнечной системы — космогоническая гипотеза Канта—Лапласа о происхождении Солнечной системы из газовой туманности;

• учение об эволюции органического мира Лапласа под влиянием изменения условий окружающей среды; теория Дарвина о законах естественного отбора и эволюции животного мира, происхождения человека; теория клеточного строения растений и животных Шлейдена и Шванна;

• открытие закона сохранения и превращения энергии: химическая, тепловая и механическая энергии могут превращаться друг в друга и являются равноценными (Майер, Джоуль, Колдинг);

• вся природа — это непрерывный процесс превращения универсального движения материи из одной формы в другую;

• открытие периодического закона химических элементов Д. Менделеева: свойства химических элементов изменяются в периодической зависимости от их атомных весов; открытие возможности получения органических веществ путем синтеза из исходных неорганических веществ (Ф. Велер) — законы химии едины для неорганического и органического мира;

• принципы диалектики: принцип развития и принцип всеобщей взаимосвязи получили естественнонаучное обоснование;

• разоблачение ошибочности натурфилософских механистических гипотез о наличии теплорода (тепловой жидкости), флогистона (горючей субстанции, «жизненной силы организма», электрических и магнитных жидкостей, мирового эфира;

• формирование диалектико-материалистической картины мира (Энгельс, Маркс);

• виды материи: вещество и поля (электромагнитное поле и др.); развитие науки к концу XIX в. заставило отказаться от естественно научных подходов в толковании материи (отождествляли материю с атомами) и перейти к философскому ее пониманию;

• переход от метафизико-механического понимания движения к диалектико-материалистическому пониманию движения (движение как способ существования материи: основные формы движения материи: механическое движение, физическое движение, химическое, биологическое, социальное движение);

• переход к диалектическому пониманию пространства и времени как форм бытия движущейся материи;

• диалектический принцип материального единства мира (открыты законы закономерного превращения одних видов материи в другие, одних форм движения в другие).

4) Четвертая научная революция (XX в.) — формирование квантово-релятивистских представлений о мире. Основные открытия и положения:

• открытие радиоактивного распада, электронов, позитронов;

• создание квантовой теории строения атомов (Резенфорда—Бора);

• создание теории относительности (А. Энштейн), зависимость свойств пространства и времени от движения материи и друг от друга; взаимосвязь закона сохранения массы с законом сохранения энергии —взаимопревращение видов материи и форм движения;

• открытие волновых свойств материи (Л. Бройль), корпускулярно-волновая двойственность элементарных частиц: распространяются.как волны, излучаются и поглощаются как частицы;

• движение микрочастиц подчиняется законам квантовой механики, законы классической механики непригодны для микромира: положение микрочастицы в пространстве в каждый момент времени не может быть определено, внутриядерные процессы не могут быть объяснены, исходя из законов квантовой механики, так как она не отражает внутренние связи, структуру микрочастиц;

• открытие сотен микрочастиц: элементарные частицы сами обладают внутренней структурой, состоят из кварков; создание кварковой гипотезы;

• развитие генетики, расшифровка молекулы ДНК;

• развитие диалектико-материалистической картины мира.

Date: 2015-06-06; view: 726; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию