Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Медицинский контроль в массовой физической культуре





7.1. Оздоровительное значение массовой физической культуры

Оздоровительное влияние физических упражнений на организм человека известно с глубокой древности. На их большое значение для борьбы с болезнями и продления жизни указывали многие поколения греческих врачей и философов в своих произведениях и высказываниях. Так, Аристотель говорил: «Жизнь требует движения»... «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как длительное физическое бездействие».

Идея использования труда, физических упражнений в интересах профилактики болезней и борьбы за долгую жизнь прошла через многие века, и люди в разные эпохи не раз возвращались к высказываниям греческих мыслителей. Выдающийся таджикский ученый, философ, врач Ибн Сина, или Авиценна (980— 1037 гг.), писал в своем труде «Канон врачебной науки», что, если заниматься физическими упражнениями и соблюдать нормальный гигиенический режим, не будет нужды в употреблении лекарств.

Роль физической культуры в сохранении и укреплении здоровья особенно возросла в наш век научно-технического прогресса, когда физическая активность в производственной и бытовой деятельности сведена к минимуму. Если в прошлом столетии на мышечную энергию приходилось 96% производимой и потребляемой энергии, то в настоящее время — лишь 1%.

Гипокинезия, т. е. недостаточная двигательная активность, отрицательно влияет на все системы организма, но прежде всего страдает сердечно-сосудистая система. Статистика свидетельствует о том, что катастрофически увеличивается не только число заболеваний сердечно-сосудистой системы, но и смертность от них (в экономически развитых странах она сейчас в 3 раза выше, чем в (начале века).

Многочисленными исследованиями доказано, что занятия физическими упражнениями являются могучим профилактическим и лечебным фактором. Кардиосклероз, ишемическая болезнь сердца и гипертоническая болезнь встречаются у работников умственного труда, не занимающихся физическими упражнениями, в 10 раз чаще, чем у спортсменов или лиц, ведущих физически активный образ жизни.

Физические упражнения действуют всесторонне на человеческий организм. Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями увеличивается неспецифическая устойчивость организма по отношению к самым различным неблагоприятным факторам: инфекциям, резким температурным влияниям, радиации, интоксикациям и др. Киевские исследователи, изучая эффект занятий физическими упражнениями, обнаружили, что общая заболеваемость у промышленных рабочих, занимающихся физическими упражнениями, на 18,4% ниже, чем у незанимающихся, а заболеваемость так называемыми простудными заболеваниями — на 29,4%. Под влиянием занятий физическими упражнениями повышается производительность труда, уменьшаются потери рабочего времени по болезни.

Важно также подчеркнуть, что нерациональное применение физических упражнений не только не позволяет укрепить состояние здоровья, но может нанести значительный вред организму занимающегося.

Каждый преподаватель физической культуры и каждый тренер должны не только хорошо знать теорию и методику физического воспитания, физиологию, быть грамотными в медицинском отношении, но и работать в тесном контакте со спортивными врачами, знать основные требования врачебного контроля при занятиях массовой физической культурой и спортом в соответствии с тем или иным возрастным периодом жизни, полом, уровнем подготовленности человека. Девизом в их работе должны быть слова первого наркома здравоохранения Н. А. Семашко: «Без врачебного контроля нет советской физической культуры».

7.2. МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕТЬМИ, ПОДРОСТКАМИ, ЮНОШАМИ И ДЕВУШКАМИ

Занятия физической культурой и спортом в детском, подростковом и юношеском возрасте стимулируют рост и развитие организма, обмен веществ, укрепляют здоровье и физическое развитие, повышают функциональные возможности всех систем, а также имеют большое воспитательное значение. Однако эти занятия обеспечивают гармоническое развитие организма только при условии проведения их с учетом особенностей возрастного развития и под контролем спортивного врача.

На основании динамики возрастного развития организма выделяются следующие возрастные группы: 1) преддошкольная (1—3 года); 2) дошкольная (4—6 лет), 3) младшая школьная (7—11 лет); 4) средняя школьная (12—15 лет) и 5) старшая школьная (16—18 лет).

Возраст до 7 лет считается детским, с 8 до 14 лет включительно — подростковым, ас 15 до 20 лет — юношеским.

При проведении занятий физическими упражнениями с детьми и в процессе врачебного контроля за ними необходимо учитывать, что развитие организма в каждом возрасте имеет свои особенности. Так, рост тела в длину происходит неравномерно: периоды относительно замедленного роста (в 7—10 лет средняя прибавка роста 4—5 см) сменяются более ускоренным ростом (у мальчиков в 13— 14 лет — на 7—9 см в год, у девочек в 11 —12 лет — на 7—8 см).

Наибольший прирост массы тела отмечается в периоды относительно замедленного роста тела в длину, т. е. с 7 до 10 лет и с 17 до 20 лет.

Периоды усиленного роста характеризуются значительной активизацией энергетических и пластических процессов в организме. В эти периоды организм наименее устойчив по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды, например к инфекции, недостаткам питания, большим физическим нагрузкам. В периоды же наибольшего увеличения веса тела и относительно замедленного роста отмечается большая устойчивость к этим факторам.

Темпы и уровень физического развития подростков в значительной мере зависят от степени полового созревания. У подростков с признаками более раннего полового созревания показатели физического развития и подготовленности выше, чем у тех, у которых вторичные половые признаки появляются позднее. Известно, что система физического воспитания, все нормативные требования построены с учетом паспортного возраста. Однако ориентация только на него недостаточна. При одном и том же паспортном возрасте нередко встречаются большие различия в темпах полового созревания и уровне физического развития. Например, 12-летний подросток по своим биологическим показателям может соответствовать 14-летнему, а 14-летний—11-летнему. Поэтому важным условием правильного построения занятий физическими упражнениями является определение биологического возраста детей и подростков и соответствие его паспортному. Биологический возраст с б до 12 лет определяется по срокам прорезывания и смены зубов, а после 12 лет — по развитию признаков полового созревания; у мальчиков оценивают стадию развития волосяного покрова в подмышечной впадине (Ах) и на лобке (Р), а у девочек, кроме того, — развитие грудных желез (Ма) и возраст, при котором наступает первая менструация (Me).

Наблюдающийся в настоящее время феномен акселерации выражается не только в увеличении размеров и массы тела, ускорении темпов морфологического и функционального созревания детей, но и в увеличении числа случаев несоответствия между паспортным и биологическим возрастом. Подобные особенности роста и развития современных детей, подростков и юношей обусловили тот факт, что среди сверстников можно выделить индивидуумов с различными вариантами развития: обычное развитие, гармоничная акселерация или ретардация, негармоничная акселерация или ретардация. Вариант развития, при котором ребенок опережает сверстников или отстает от них на 1—2 года по всем морфофункциональным показателям, определяется как гармоничная акселерация или ретардация. Если он опережает сверстников или отстает от них по одному или нескольким морфофункциональным показателям, говорят о негармоничной акселерации или ретардации.

Наиболее резко внутригрупповые различия в индивидуальных темпах роста и развития, т. е. в биологическом возрасте, выражены в период полового созревания. У гармонично акселерированных подростков показатели, характеризующие физическое развитие, уровень проявления силы, быстроты и выносливости, функцию кровообращения и внешнего дыхания, существенно не отличаются от аналогичных у взрослых. У негармонично акселерированных подростков чаще, чем у сверстников, встречаются случаи повышенного АД, нарушения сердечного ритма, гипоэволютивных вариантов развития сердца. У гармонично ретардированных подростков морфофункци-ональные показатели соответствуют нормативам для более младших возрастных групп.

Детям свойственна большая возбудимость нервной системы, в том числе и центров, регулирующих деятельность двигательного аппарата и внутренних органов. К 13—15 годам происходит интенсивное и разностороннее развитие двигательной функции — легко образуются самые разнообразные двигательные навыки, хорошо развиты мышечная система (если в 8 лет мышечная масса составляет 27% массы тела, то в 13 лет — 33%) и сила мышц. Вместе с тем функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей, подростков и даже у юношей и девушек значительно ниже, чем у взрослых. В частности, сердце у них по весу и размерам меньше, и поэтому ударный и минутный объемы сердца не достигают тех величин которые отмечаются у взрослых. Так, объем сердца у 10-летних детей равен в среднем 364 мл, а ударный объем—29,2 мл; в последующие годы эти показатели постепенно увеличиваются и к 16 годам удваиваются.

Величины ЧСС и АД у детей и подростков весьма изменчивы в силу повышенной реактивности. ЧСС с возрастом постепенно становится меньше (табл. 33), АД повышается: у 4—6-летних оно равно 75/50—85/60 мм рт. ст., у 7—10-летних — 90/50—100/55, у И — 12-летних —95/60—110/60, у 13—14-летних — 105/60—115/60, у 15—16-летних— 105/60—120/70.

У детей недостаточно высока сократительная способность миокарда, малоэффективна насосная функция сердца и невелик его

функциональный резерв. Чем моложе организм, тем меньше при физической работе может увеличиваться ударный объем крови, что обусловливается меньшим объемом сердца и его функциональными особенностями.

Даже при небольшой физической нагрузке ЧСС у детей увеличивается в большей степени, чем у взрослых. У детей младшего школьного возраста АД при физической нагрузке повышается значительно меньше, чем у взрослых, что объясняется недостаточным развитием сердечной мышцы, малым объемом сердца и более широким просветом сосудов относительно размеров сердца.

Сопоставление показателей функций кровообращения и дыхания с потреблением кислорода свидетельствует о том, что при мышечной работе кислородные режимы организма ребенка менее экономичны, чем у взрослых. У детей 7—11 лет больше вентиляционный эквивалент, но меньше коэффициент использования кислорода и менее эффективно снабжение тканей кислородом. Доставка кислорода к работающим мышцам обеспечивается в основном за счет усиления кровотока, в то время как у взрослых большую роль играет высокая утилизация кислорода.

В подростковом возрасте (12—15 лет) значительно увеличиваются адаптационные возможности, изменение соотношения симпатических и парасимпатических влияний обеспечивает более экономную работу сердца, расширяет резерв работоспособности системы кровообращения и повышает ее устойчивость.

Вместе с тем в период полового созревания происходит глубокая перестройка в эндокринной системе: начинается усиленный рост половых желез, повышается активность щитовидной железы и надпочечников, активизируется гормональная функция задней доли гипофиза. В этом периоде увеличивается возбудимость коры головного мозга и общая реактивность нервной системы, что приводит к повышенной эмоциональности.

Этим же объясняются стремительные порывистые действия без учета физических сил и возможностей.

У подростков и юношей иногда отмечается некоторое отставание увеличения размеров сердца от увеличения роста и веса тела — вариант гипоэволютивного сердца («малое» сердце). Чаще всего это отставание с возрастом ликвидируется. При малом сердце адаптация аппарата кровообращения к физической нагрузке происходит с большим напряжением и менее экономно. В связи с этим работоспособность у таких подростков и юношей оказывается сниженной.

Величины аэробной производительности или МПК у детей и подростков в абсолютном выражении намного ниже, чем у взрослых, и увеличиваются с возрастом (табл. 34).

При расчете МПК на 1 кг веса тела возрастные различия сглаживаются. Но при расчете потребления кислорода на 1 кг веса тела и 1 кгм выполненной работы обнаруживаются менее экономичные затраты кислорода у подростков по сравнению с юношами и взрослыми. Это подтверждается при определении максимального Ог-пульса. По его величине узнают, сколько миллилитров кислорода поглощается и транспортируется при каждом сокращении сердца. Для этого величину МПК (в мл/мин) делят на ЧСС при предельной работе. Чем больше величина СЬ-пульса, тем, следовательно, более экономична работа сердца. С возрастом Ог-пульс, а значит, и экономичность работы сердца повышаются (см. табл. 34).

Величина PWC170 прогрессивно возрастает до 16—17 лет, затем рост этого показателя замедляется.

Приспособление функции дыхания как и функции кровообращения к физическим нагрузкам у детей и подростков протекает по менее рациональному пути, чем у взрослых. При физических нагрузках, требующих проявления выносливости, отмечается следующее: чем меньше возраст, тем раньше при повышении нагрузок уменьшается процент утилизации кислорода из вдыхаемого воздуха вследствие значительного увеличения легочной вентиляции. Таким образом, чем младше ребенок, тем больше воздуха требуется ему провентилировать для обеспечения работающих органов и тканей необходимым количеством кислорода. Экономичность работы при этом относительно снижена.

У детей и подростков в меньшей степени по сравнению со взрослыми развита способность к работе в анаэробных условиях, т. е. величина максимального Ог-долга у них меньше, чем у взрослых. Хуже переносят дети и гипоксические условия.

Эти и другие особенности организма детей, подростков, юношей и девушек требуют тщательного специального врачебного контроля в процессе занятий физической культурой и спортом.

Врачебный контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста, учащихся и студентов включает: 1) распределение на медицинские группы по результатам исследования состояния здоровья, физического развития и функциональных возможностей; 2) определение влияния нагрузок на организм в процессе учебных и внеучебных занятий по физическому воспитанию; 3) санитарно-гигиенический контроль за местами и условиями проведения занятий; 4) врачебно-педагогические наблюдения в процессе занятий; 5) профилактику травм и заболеваний, связанных с нерациональной методикой проведения занятий; 6) медицинское обслуживание массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятий в дошкольных учреждениях, пионерских и оздоровительно-спортивных лагерях; 7) санитарно-просветительную работу по вопросам физического воспитания; 8) пропаганду оздоровительного влияния физической культуры и спорта.

Медицинское обследование детей дошкольного возраста, учащихся и студентов в процессе врачебного контроля за физическим воспитанием проводится по комплексной методике, принятой в отечественной спортивной медицине для обследования физкультурников и спортсменов. Как уже говорилось, комплексное врачебно-контрольное обследование включает: анамнез (общий и спортивный), наружный осмотр, антропометрические измерения, инструментальное исследование отдельных органов и систем, проведение функциональных проб.

Особое внимание уделяется исследованию физического развития. В возрасте от 4 до 11 —12 лет мышцы туловища еще недостаточно хорошо фиксируют позвоночник при удержании статических поз. Поэтому, а также в связи с большой пластичностью костного скелета легко возникают нарушения осанки и сколиозы. Это требует постоянного наблюдения за сохранением правильной осанки. Важно также обращать внимание на симметричное развитие мышц правой и левой половины туловища, конечностей и мышц стопы. Последнее необходимо для предупреждения плоскостопия, которое может развиться вследствие высокой эластичности у детей мышц и связок стопы и голени.

Существенное значение при врачебно-контрольном обследовании учащихся и студентов имеет определение функционального состояния различных органов и систем, а также общей физической работоспособности. Так как по его результатам решается вопрос о допустимых физических нагрузках при различных формах занятий физической культурой, чрезвычайно важно оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. С этой целью используются несложные функциональные пробы с дозированной физической нагрузкой, позволяющие (в зависимости от изменений физиологических функций) в известной степени судить о функциональных возможностях обследованных.

Обычно для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы применяется стандартная физическая нагрузка — 20 приседаний за 30 с. При оценке реакции на эту пробу используются данные об изменении ЧСС и АД, а также о характере и времени их восстановления. У детей школьного возраста сразу после 20 приседаний наблюдается прирост ЧСС на 30—50%, увеличение максимального АД на 10—20 мм рт. ст., снижение минимального АД на 4—10 мм рт. ст. Обычно через 1—2 мин ЧСС и АД восстанавливаются. Такая реакция сердечно-сосудистой системы расценивается как благоприятная. Большие сдвиги ЧСС и АД, атипичные варианты реакций (отрицательная фаза пульса, ступенчатый подъем максимального АД, гипертонический, астенический или дистонический тип реакции, появление аритмий и т. д.), затяжной восстановительный период отражают несоответствие данной физической нагрузки функциональным возможностям организма и расцениваются как неблагоприятная реакция сердечнососудистой системы.

Другим вариантом пробы с приседаниями является проба Руфье: испытуемый ложится на спину, через 5 мин определяется число пульсовых ударов за 15 с и пересчитывается на ЧСС в 1 мин (Pi), затем в течение 45 с испытуемый выполняет 30 приседаний и вновь ложится, сразу же определяется ЧСС за 15 с (Р2), затем за последние 15 с 1-й мин восстановления (Р3). Проба оценивается по индексу Руфье — Диксона:

ИРД = ((Р2-70)+(Р3-Р1)) / 10

При величине этого индекса до 2,9 дается хорошая оценка, от 3 до 6 — средняя, от 6 до 8 — удовлетворительная, выше 8 — плохая.

Кроме проб с приседаниями можно использовать и другие по характеру и интенсивности физические нагрузки, например 2-минутный бег на месте в темпе 180 шагов в минуту, 3-момент-ную комбинированную пробу С. П. Лету нова и др.

В настоящее время для оценки функциональных возможностей учащихся и студентов применяют также Гарвардский степ-тест и тест PWC170.

Физическая нагрузка в этих тестах дозируется в зависимости от возраста и пола исследуемых. При проведении Гарвардского степ-теста нагрузка регулируется высотой ступеньки и временем восхождения: до 8 лет — 35 см, 2 мин; 8—12 лет — 35 см, 3 мин; 12—16 лет (мальчики) —45 см, 4 мин; 12—16 лет (девочки) — 40 см, 4 мин.

Важное значение имеет оценка у детей и подростков функции дыхания. Для этого определяются ЖЕЛ, МВЛ и резервы дыхания (РД). Для мальчиков при росте от 1,0 до 1,63 м должная ЖЕЛ = 4,53 X рост (в м) — 3,9, а при росте свыше 1,65 м должная ЖЕЛ = 10 X рост (в м) — 12,85. Для девочек должная ЖЕЛ = = 3,75 X рост (в м) — 3,15.

Должная МВЛ для детей и подростков равна основному обмену, который находят по таблице Гарриса — Бенедикта, умноженному на коэффициент в соответствии с полом и возрастом индивида (табл. 35).

Для количественной оценки РД рассчитывается специальный коэффициент:

Коэффициент РД = ((МВЛ - МОД) * 100) / МВЛ

Он достигает у мальчиков школьного возраста 83—92%, у девочек — 80—90%, у юных спортсменов — 86—95% (МОД — минутный объем дыхания в покое).

По результатам ежегодных врачебных обследований учащиеся и студенты в зависимости от состояния здоровья, физического развития и' функциональных возможностей распределяются в соответствии с положением, утвержденным Министерством здравоохранения СССР, на основную, подготовительную и специальную медицинские группы по физическому воспита'нию (см. 1.3).

К основной медицинской группе относятся лица без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями при хорошем физическом развитии. Занятия по физическому воспитанию в этой группе проводятся в полном объеме учебной программы; проводится подготовка к сдаче норм ГТО соответственно возрасту. В зависимости от состояния здоровья, морфологических и функциональных особенностей учащихся и студентов им рекомендуются занятия определенным видом спорта. Так, близорукость является противопоказанием к занятиям боксом, прыжками в воду, прыжками на лыжах с трамплина, горнолыжным спортом, тяжелой атлетикой и мотоспортом; заболевания среднего уха, в частности перфорация барабанной перепонки, — к занятиям всеми видами плавания, водными лыжами. В то же время этим лицам разрешаются занятия другими видами спорта.

К подготовительной медицинской группе относятся лица с недостаточным физическим развитием и слабо физически подготовленные, без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья. Занятия по физическому воспитанию в этой группе проводятся в соответствии с учебной программой, но при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением организму повышенных требований. Кроме того, проводятся дополнительные занятия для повышения уровня физической подготовленности учащихся. Им предоставляется отсрочка для сдачи контрольных испытаний и норм ГТО. При улучшении состояния здоровья, физического развития и повышении функциональных возможностей представители этой группы после дополнительного медицинского осмотра переводятся в основную медицинскую группу. Всем отнесенным к подготовительной группе занятия спортом запрещаются.

К специальной медицинской группе относятся лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, которые позволяют выполнять обычные учебные нагрузки, но являются противопоказанием к занятиям по учебной программе физического воспитания. Занятия по физическому воспитанию в этой группе проводятся по специальным учебным программам, утвержденным Министерством просвещения СССР, Министерством высшего и среднего специального образования СССР и согласованным с Министерством здравоохранения СССР. Все, кто относится к этой группе, освобождаются от сдачи норм ГТО. Перевод из специальной медицинской группы в подготовительную производится либо при ежегодном медицинском осмотре, либо после дополнительного медицинского обследования.

После острых заболеваний или обострения хронических заболеваний учащиеся временно освобождаются от учебных занятий по физическому воспитанию (сроки возобновления занятий см. в приложении IV), а затем строго индивидуально, с учетом клинического выздоровления и уровня физической подготовленности им определяется медицинская группа. Последующие врачебные осмотры позволяют объективно учитывать влияние учебных занятий по физическому воспитанию, выявлять возможные изменения в состоянии здоровья и в физическом развитии, вносить необходимые коррективы в процесс физического воспитания, в том числе решать вопрос об изменении медицинской группы.

7.2.1. Врачебный контроль за юными спортсменами

Спортивная подготовка детей школьного возраста предусматривает решение тесно взаимосвязанных задач — оздоровления, воспитания и физического совершенствования. Средства и методы, применяемые в подготовке юных спортсменов, должны соответствовать возрастным особенностям их организма, еще находящегося в стадии незавершенного морфологического и функционального формирования.

Врачебный контроль за детьми, подростками, юношами и девушками, занимающимися спортом, осуществляется в соответствии с общими организационно-методическими положениями спортивной медицины и предусматривает определения состояния здоровья, возрастных и индивидуальных морфофункциональных особенностей. Эти данные необходимы при спортивном отборе и ориентации, нормировании тренировочных и соревновательных нагрузок. Врачебный контроль за юными спортсменами включает: 1) диспансерное обследование не менее двух раз в год в объеме «Журнала диспансерного наблюдения спортсмена» (форма 227-А); 2) дополнительные медицинские осмотры по направлению тренера перед участием в соревнованиях, после болезни или травмы; 3) врачебно-педагогические наблюдения с использованием дополнительных и повторных нагрузок; 4) спортивную ориентацию и отбор; 5) санитарно-гигиенический контроль за местами тренировок и соревнований, одеждой и обувью; 6) контроль за питанием; 7) использование восстановительных средств.

Принципиальным положением врачебного контроля является то, что к спортивной тренировке должны допускаться только абсолютно здоровые дети. Тренеру следует знать, что многие отклонения в состоянии здоровья, не сказывающиеся на работоспособности при обычных занятиях по физическому воспитанию, могут ограничивать показания или служить противопоказанием к занятиям спортом. Большое внимание необходимо уделять выявлению и лечению очагов хронической инфекции у юных спортсменов. Очаги хронической инфекции (кариозные зубы, хронический тонзиллит и др.) нередко являются причиной нарушений сердечного ритма, сосудистых дистоний, перенапряжения и перетренировки. Важно, чтобы очаги хронической инфекции были ликвидированы до интенсивных занятий спортом, иначе они могут быть причиной различных осложнений со стороны сердца, почек и других органов.

Медицинское обследование юных спортсменов проводится в соответствии с методикой, принятой в отечественной спортивной медицине для взрослых спортсменов.

При исследовании центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата юных спортсменов следует принимать во внимание высокую лабильность их нервной системы, в том числе и центров, которые регулируют деятельность опорно-двигательного аппарата, кардио-респираторной и других вегетативных систем.

При исследовании сердечно-сосудистой системы необходимо учитывать, что у спортсменов-подростков возможны нарушения сердечного ритма, функциональные сердечные шумы, нарушения сосудистого тонуса, варианты гипоэволютивного сердца (митральная конфигурация, юношеская гипертрофия, «малое» сердце).

Нарушения сердечного ритма преимущественно обусловлены экстракардиальными влияниями, в частности возрастными особенностями нейрогуморальной регуляции. В отдельных случаях причиной этих нарушений могут быть очаги хронической инфекции, поражения миокарда (дистрофия, миокардит и др.), отклонения в возрастном развитии сердца. Характер и клиническое значение нарушений сердечного ритма определяются с помощью лабораторных и инструментальных методов исследования, в том числе электрокардиографии.

Одной из возрастных особенностей сердца у юных спортсменов является то, что I тон несколько громче II тона. Кроме того, нередко отмечается акцент и расщепление II тона на легочной артерии. У юных спортсменов могут выслушиваться приглушенные или даже глухие тоны сердца. При аускультации сердца довольно часто прослушивается систолический шум. Для определения характера его используют фонокардиографию.

Учитывая тенденцию к повышению абсолютных величин АД у современных детей и подростков, верхней границей нормы у юных спортсменов можно считать 130 мм рт. ст. для максимального АД и 70—75 мм рт. ст. для минимального. Повышение АД чаще наблюдается в 12—15 лет, что связано с нейроэндокринной перестройкой и усилением адренергических влияний в период полового созревания. Оно чаще бывает у хорошо физически развитых подростков, опережающих сверстников в развитии. Пониженное АД встречается, как правило, у детей и подростков с низкими антропометрическими показателями, отстающих от сверстников в развитии.

С возрастом у юных спортсменов в результате возрастного развития кровообращения и дыхания происходит увеличение одного из интегральных показателей функционального состояния организма — МПК (табл. 36). Таким образом, систематические занятия спортом существенно повышают мощность системы транспорта кислорода.

Методика проведения и анализа результатов тестов, используемых для оценки функционального состояния юных спортсменов, такая же, как и при обследовании взрослых. Различие только в мощности физических нагрузок, которые дозируются в зависимости от возраста. У юных спортсменов с возрастом совершенствуются нейрогуморальные регуляторные механизмы, повышается эффективность взаимодействия вегетативных систем, в частности кар-диореспираторной, и, как следствие, повышаются показатели работоспособности.

Функциональные возможности юных спортсменов старшего школьного возраста и студентов приближаются к таковым у взрослых спортсменов. Возрастные особенности адаптивных реакций кар-дио-респираторной системы проявляются, в частности, тем, что у юных спортсменов во время выполнения физических нагрузок и на ранних этапах восстановления по сравнению со взрослыми в большей мере выражены сдвиги ЧСС и дыхательных движений, чем сдвиги АД и дыхательного объема. Хотя с возрастом у юных спортсменов повышается величина аэробной производительности, тем не менее абсолютные величины МПК у них часто ниже, чем у взрослых. У юных спортсменов значительно чаще наблюдаются атипичные реакции сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки (дистоническая реакция, ступенчатый подъем максимального АД, отрицательная фаза пульса и т. п.).

Недооценка всестороннего физического развития, чрезмерные и однообразные нагрузки, к преодолению которых организм детей и подростков не приспособлен, могут привести к его одностороннему развитию, к физическим и нервным перенапряжениям, а иногда и к полному прекращению роста мастерства. Особенно это относится к нагрузкам, направленным на развитие выносливости.

Преподаватель и тренер должны знать, что занятия детей физической культурой и спортом должны быть эмоциональными, разнообразными по построению, содержанию и приемам. Необходимо чередовать нагрузку отдельных мышечных групп, делать частые перерывы на несколько минут, широко применять различные подвижные игры. Известно, что дети хорошо переносят нагрузки скоростного характера и хуже (из-за быстрой утомляемости) длительные (на выносливость) и статические нагрузки, хорошо выполняют упражнения на ловкость, координацию движений, но при условии очень постепенного повышения их сложности. Отрицательное влияние на состояние здоровья и развития детей и подростков могут оказать преждевременное начало занятий некоторыми видами спорта, ранние выступления в соревнованиях, участие в соревнованиях со взрослыми. Существуют возрастные нормы начала занятий различными видами спорта (см. приложение VI), начала выступлений в спортивных соревнованиях, их масштаба и содержания, перехода в категорию взрослых спортсменов. Эти нормы необходимо строго соблюдать.

7.2.2. Медицинские вопросы спортивной ориентации и отбора

Одним из важных разделов совместной работы врача и тренера (преподавателя) является спортивная ориентация и спортивный отбор. Выбрать для каждого подростка вид спортивной деятельности, наиболее отвечающий его индивидуальным особенностям, — задача спортивной ориентации. Задача спортивного отбора — отобрать детей, наиболее пригодных в связи с требованиями вида спорта.

Проблема спортивной ориентации и спортивного отбора является комплексной, требующей использования педагогических, психологических и медико-биологических методов.

Процесс спортивного совершенствования — длительный процесс, проходящий в несколько этапов: предварительная спортивная подготовка (возраст 7—10 лет), начальная спортивная специализация (10—12 лет), целенаправленная спортивная специализация (13—15 лет), овладение спортивным мастерством (15—17 лет), спортивное совершенствование (18 лет и старше).

Достижение высоких спортивных результатов возможно лишь при условии своевременной, длительной и правильной тренировки. Начало занятий в отдельных видах спорта зависит от характера двигательной деятельности (см. приложение V).

Существуют не только оптимальные сроки начала спортивной специализации, но и возрастные зоны максимальных спортивных достижений. Например, возраст шести финалисток олимпийских игр в плавании — 17,5 лет, в легкоатлетических метаниях — 26,2 года.

На первых этапах отбор и ориентацию следует проводить не по отдельным видам спорта, а по группам видов спорта, так как интересы подростка весьма неустойчивы.

Известно, что одни физические качества сравнительно быстро поддаются тренировке, другие, же весьма консервативны и трудно тренируемы. Развитие любых способностей детей имеет детерминированную, вероятностную и случайную составляющие. Следует также учитывать, что не только уровень развития тех или иных признаков, но и динамика их развития определяют перспективность спортсмена.

В результате специально проведенных длительных динамических (лонгитудинальных) наблюдений за развитием детей и подростков, генеалогических исследований отдельных семей, а также исследований близнецовым методом был обнаружен ряд наследственно обусловленных и, следовательно, относительно устойчивых морфологических, физиологических и психомоторных показателей. Для отбора рекомендуются следующие показатели. Морфологические показатели: 1) рост; 2) масса тела; 3) относительная длина рук — индекс длины рук; 4) относительная длина ног — индекс длины ног; 5) активная масса тела (АМТ); 6) соотношение «быстрых» и «медленных» мышечных волокон.

Физиологические показатели: 1) ЖЕЛ; 2) ЧСС в покое; 3) проба PWC170; 4) МПК; 5) устойчивость к дефи циту О2.

Показатели моторики: 1) относительная мышечная сила рук ((сила кисти в кг / масса тела в см) * 100); 2) гибкость; 3) быстрота; 4) вес тибулярная устойчивость.

В приложении VII даны индексы длины рук и ног для детей, подростков и юношей от 7 до 18 лет.

Активная масса тела определяется следующим образом (см. также III.2.2.): калипером измеряют подкожные жировые складки на задней поверхности правого плеча (посередине) и под правой лопаткой— у ее нижнего края. Затем по толщине складок на номограмме находят % жира (рис. 44) и, зная вес тела, вычисляют активную массу тела. Методики определения всех других показателей общепринятые.

При спортивном отборе важно учитывать биологический возраст ребенка. Диагностика биологического возраста позволяет не только определить морфофункциональную зрелость юного спортсмена в момент обследования, но и прогнозировать возможные тенденции роста и развития.

7.1.3. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ВЗРОСЛЫМИ, ЗАНИМАЮЩИМИСЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Физические упражнения, двигательная активность имеют решающее значение не только в борьбе с болезнями, их профилактике, укреплении здоровья и физического развития, но и в замедлении процессов старения и продлении жизни людей во все возрастные периоды. Существовавшее ранее представление о стабильности состояния организма в зрелом или молодом возрасте не подтверждается. Как только в 19—21 год заканчиваются процессы развития (эволюции) организма, начинается процесс инволюции (старения). В зависимости от образа жизни этот процесс может протекать быстро или медленно.

Самый действенный стимулятор всех физиологических функций — физическая активность — увеличивает адаптационные возможности человека в любом возрасте, однако лишь тогда, когда степень физической активности соответствует его возрастным и индивидуальным особенностям. В противном случае занятия физическими упражнениями могут принести вред, вызвать серьезные осложнения в состоянии здоровья.

К так называемым внешним факторам риска (в клинической медицине факторы риска рассматриваются в основном в связи с заболеваниями сердечно-сосудистой системы (инфарктом миокарда, инсультом, заболеваниями периферических сосудов)), т. е. факторам, способствующим развитию заболеваний, преждевременному старению и сокращению продолжительности жизни, принадлежат гипокинезия, избыточный вес, курение, психические стрессы и др. Так, избыточный вес, связанный с малоподвижным образом жизни и перееданием, сокращает продолжительность жизни тем больше, чем больше он превышает нормальный. У мужчин при 10-процентном превышении веса ожидаемая продолжительность жизни сокращается на 13%, при 20-процентном — на 25%, при 30-процентном — на 42%; у женщин — соответственно на 9,21 и 30%.

При борьбе с ожирением средствами физической культуры необходимо, однако, иметь в виду, что процесс нормализации веса достаточно длителен. Чтобы похудеть за неделю на 1 кг, следует обеспечить потерю 7000 ккал. За 30 мин довольно интенсивной работы (например, бега) расходуется 300—500 ккал. Значит, нужно или заниматься физическими упражнениями 7—11,5 ч или же снизить недельную калорийность питания на 3500 ккал, чтобы занятия при вдвое меньшем объеме давали тот же эффект.

Калорийность питания при сидячем образе жизни можно найти по следующей формуле: суточная калорийность (в ккал) = вес (в кг) X 26. При образе жизни в меру подвижном берется коэффициент 33. У взрослых людей различают следующие возрастные группы: для женщин зрелый, или молодой, возраст — до 34 лет, средний — 35—54 года, пожилой — 55—74 года; для мужчин (соответственно) до 39, 40—59 лет; 60—74 года; старческий возраст для женщин и мужчин — 75—89 лет, долгожители — 90 лет и старше.

Первоочередной задачей врачебного контроля при занятиях физической культурой лиц всех возрастов является решение вопроса о допуске к таким занятиям. Наличие ряда заболеваний является абсолютным или относительным противопоказанием к занятиям массовой физической культурой.

К заболеваниям, при которых противопоказаны занятия физической культурой, относятся:

все заболевания в острой или подострой стадиях;

психические заболевания;

тяжелые органические заболевания центральной нервной системы;

злокачественные новообразования;

болезни сердечно-сосудистой системы: а) аневризмы сердца и крупных сосудов; б) ишемическая болезнь сердца с частыми и тяжелыми приступами стенокардии, недавно перенесенный инфаркт миокарда; в) недостаточность кровообращения II и III степени любой этиологии; г) некоторые нарушения ритма сердца (мерцательная аритмия, полная атриовентрикулярная блокада);

болезни органов дыхания: а) бронхиальная астма с тяжелыми и частыми приступами; б) тяжелые формы бронхоэктатической болезни;

хронические заболевания органов пищеварения в стадии обострения;

заболевания печени, сопровождающиеся печеночной недостаточностью;

хроническая почечная недостаточность;

болезни эндокринных желез при выраженном нарушении их функции;

болезни органов движения с резко выраженным нарушением функции суставов и наличием болевого синдрома;

тромбофлебиты;

частые кровотечения любой этиологии;

глаукома (повышение внутриглазного давления).

При некоторых хронических заболеваниях имеются относительные противопоказания в периоды их обострения. При гипертонической болезни к занятиям допускаются лица с I — Па стадией заболевания.

Допуск к занятиям массовой физической культурой осуществляется на основании первичного врачебного обследования, включающего: медицинский и спортивный анамнез; исследование физического развития; терапевтическое исследование с проведением функциональной пробы (20 приседаний за 30 с и 60 подскоков за такое же время); осмотры специалистов: окулиста, невропатолога, ларинголога, хирурга (у женщин — гинеколога); ЭКГ-исследование в состоянии покоя и после физической нагрузки; флюорографическое исследование органов грудной клетки; клинические анализы крови и мочи.

Задачей медицинского обследования является определение состояния здоровья, уровня физической дееспособности, а для лиц старших возрастных групп и степени развития процессов старения.

Различают старость физиологическую и старость патологическую.

Физиологическая старость характеризуется постепенным равномерным снижением (угасанием) с возрастом всех функций организма при сохранении в течение долгого времени трудоспособности и общей активности. Наука, изучающая причины и течение процессов старения, называется геронтологией.

Патологическая старость является следствием различных болезненных состояний, снижающих функции отдельных систем организма (сердечно-сосудистой, нейроэндокринной и др.), что делает процесс старения неравномерным, ускоряет наступление старости. Наука о болезнях старости называется гериатрией.

Задача преподавателя физического воспитания состоит в разработке индивидуальных двигательных режимов, способствующих замедлению процесса старения, профилактике заболеваний, ускоряющих этот процесс. При болезнях старости физическая культура используется как метод их лечения (лечебная физическая культура).

Процесс старения характеризуется снижением функциональной деятельности всех органов и систем организма, интенсивности окислительных процессов, реактивности и возбудимости коры больших полушарий мозга. Изменения высшей нервной деятельности выражаются также в уменьшении подвижности и силы процессов возбуждения и торможения. Ухудшается образование и упрочение условно-рефлекторных связей, замедляется рефлекторная реакция, появляется вялость двигательных реакций.

Снижение интенсивности окислительных процессов и функции эндокринных желез вызывает биохимические и биофизические изменения в клетках и тканях: нарушается их питание, изменяются белковые структуры, возникают дистрофии и атрофии, происходит гибель функциональных клеток органов и замещение их соединительной и жировой тканью. В результате всего этого снижаются функциональные резервы различных систем организма, в частности сердечно-сосудистой и дыхательной.

У лиц старшего возраста увеличивается мышечная масса сердца (на 0,27—0,5% в год), АД постепенно повышается, ЧСС снижается, что связывают с изменениями функциональных возможностей! синусового узла. Ударный объем крови также снижается, однако у тренированных лиц он до 70 лет больше, чем у людей, не занимающихся физическими упражнениями, при одинаковом объеме сердца.

Минутный объем крови у здоровых нетренированных людей с возрастом снижается (как в покое, так и при работе) за счет уменьшения ЧСС и меньшего ударного объема.

В связи со всем этим МКП и СЬ-пульс с возрастом уменьшаются. Физически неактивный мужчина в возрасте, например, 55 лет теряет 1/3 или 1/4 своей максимальной аэробной мощности (табл. 37), а женщина 1/4—1/5 часть ее.

С возрастом уменьшается О2-пульс, что свидетельствует о менее экономичной работе сердца. У лиц, тренировавшихся на выносливость, даже в пожилом возрасте О2-пульс выше, чем у нетренированных людей того же возраста. Это различие стирается лишь на 8-м десятке лет (Хольманн).

Возрастные изменения дыхательной системы — уменьшение ЖЕЛ, легочной вентиляции, МВЛ и др. — связаны с ослаблением силы дыхательных мышц, уменьшением подвижности ребер и диафрагмы. При ухудшении эластичности легочной ткани возникают эмфизематозные изменения в легких. Дыхание становится более поверхностным. Все это снижает функциональные резервы дыхательной системы у пожилых людей.

В старших возрастных группах появляются различные отклонения в осанке, что связано, с одной стороны, с атрофией мышц, а с другой — с изменениями в костях и суставах. Мышцы становятся дряблыми, объем их уменьшается, вес составляет 20—26% веса тела. В костях может развиться остеопопоз. что делает их менее крепкими и менее эластичными. Возникают патологические изменения в позвоночнике (остеохондроз). В суставах происходит утолщение синовиальной оболочки, обызвествление суставных хрящей. Они теряют эластичность, становятся твердыми, хрупкими. Истончается и сморщивается капсула суставов. Все это приводит к уменьшению подвижности в них.

Чем старше человек, тем с большим трудом поддерживается постоянство внутренней среды организма. С этим связано снижение его приспособляемости и сопротивляемости по отношению к внутренним и внешним факторам. Последнее — чрезвычайно важное проявление процесса старения, однако с этим, как и с другими его проявлениями, можно бороться, и прежде всего средствами физической культуры.

При проведении врачебного обследования очень важно правильно оценить степень физической подготовленности человека, что Позволяет правильно рекомендовать конкретный двигательный режим. В связи со сложностью и небезопасностью для людей старшего возраста прямого определения МПК к нему редко прибегают. Чаще всего с этой целью проводят пробу с 20 приседаниями, пробу Руфье, определяют толерантность к нагрузкам, PWCno и др.

При пробе с 20 приседаниями за 30 с нормотонический тип реакции, свидетельствующий о хорошей приспособляемости сердечно-сосудистой системы к нагрузке, характеризуется умеренным повышением максимального и снижением минимального АД, умеренным учащением пульса (увеличение пульсового давления и учащение пульса на 25—50% по сравнению с исходными данными). Время восстановления всех показателей при хорошей приспособляемости составляет у лиц среднего возраста 3—5 мин. При менее благоприятной реакции происходят более выраженные сдвиги ЧСС и АД, затягивается восстановление или возникают атипические реакции: гипертоническая, дистоническая, ступенчатая и др. С возрастом частота нормотонических реакций уменьшается, составляя 30% у лиц старше 45 лет, а ступенчатой и гипертонической — возрастает (соответственно до 32% и 24%). Следует обратить внимание на тот факт, что у лиц среднего и пожилого возраста даже при нормотоническом типе реакции иногда величина диастолического давления не уменьшается, а имеет тенденцию к повышению.

Надежным является также определение для молодых людей теста PWC170, а для людей среднего и пожилого возраста PWC при ЧСС, которая определяется по формуле: ЧСС = (220 — возраст) X 0,87. Такой подход связан с тем, что максимальный пульс с возрастом уменьшается, и если начало зоны оптимального функционирования аппарата кровообращения для молодых лиц соответствует ЧСС, равной 170 уд/мин (что составляет 87% от их максимального пульса), то для людей старшего возраста она будет значительно меньше. Например, для 60-летнего мужчины максимальная ЧСС равна 160 уд/мин, а 87% от этой величины составит всего 139 уд/мин. Следовательно, для 60-летнего мужчины надо определять PWC170

Величина PWC при любой ЧСС определяется по формуле, приведенной в разделе V.3.

В табл. 38 и 39 представлены средние величины PWC у практически здоровых лиц разного возраста и пола и оценочные величины PWC для разного уровня подготовленности (З. Б. Белоцерковский).

В зависимости от состояния здоровья и уровня физической. подготовленности взрослое население делят на 3 группы: 1) здоровые и хорошо физически подготовленные лица; 2) лица с небольшими отклонениями в состоянии здоровья возрастного или другого! характера с невысоким уровнем физической подготовленности; 3) лица с выраженными отклонениями в состоянии здоровья (с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии) и слабой физической подготовленностью. Следует подчеркнуть, что распределение людей на медицинские группы очень непростой вопрос: наряду со здоровьем и возрастом надо учитывать уровень физической работоспособности, знать, занимался ли человек ранее физической культурой и спортом. Иногда приходится формировать смешанные группы: например, имеющие признаки 1-й и 2-й групп, но обладающие приблизительно одинаковым уровнем физической работоспособности.

Для всех названных лиц разрешаются занятия в группах здоровья, общей физической подготовки, клубах бега и индивидуальные занятия ходьбой и бегом, но со строгой индивидуализацией физических нагрузок. Особенно широки показания для физкультурно-оздоровительных занятий лиц молодого возраста. Кроме перечисленных форм они могут заниматься ритмической гимнастикой, различными спортивными играми, легкой атлетикой, плаванием, лыжным, велосипедным, гребным спортом и многими другими.

Во время занятий массовой физической культурой весьма часто нагрузки нормируются по данным ЧСС. Как уже указывалось, с возрастом максимальный пульс снижается, но он тем больше, чем выше уровень физической подготовленности человека. В практических целях максимальный пульс можно определять по следующей формуле:

Макс. ЧСС = 220 — возраст (годы).

Многочисленными исследованиями доказано, что физические нагрузки оказывают тренирующий эффект в том случае, если ЧСС при их выполнении составляет 60—85% от максимальной. Начинать заниматься нужно при нагрузках, выполняемых на уровне 60% от максимальной ЧСС. Например, для 60-летнего это будет 96 уд/мин. По мере повышения уровня тренированности интенсивность нагрузки следует увеличить до пульса 112 уд/мин (70% от максимального), а затем и до 136 (85%). Тренирующий эффект занятий зависит не только от их интенсивности, но также от длительности и регулярности. Доказано, что работоспособность человека повышается, если занятия длятся не менее 30 мин от 3 до 5 раз в неделю. Длительность их может быть сокращена за счет увеличения интенсивности упражнений. Например, чтобы обеспечить хороший тренировочный эффект, надо тренироваться 4 раза в неделю при ЧСС 130 уд/мин — 30 мин, при 140 уд/мин — 15 мин, при 150 уд/мин — 10 мин. Правда, для лиц пожилого возраста следует осторожно интенсифицировать нагрузку, и только тогда, когда они достигнут достаточно высокого уровня подготовленности.

Таким образом, одинаковый тренировочный эффект может быть достигнут двояким путем: работать долго при низкой ЧСС или, наоборот, недолго при высокой ЧСС (табл. 40).

Важное значение для оценки функционального состояния занимающихся и переносимости ими нагрузок имеет быстрота восстановления пульса.

Большую популярность в настоящее время во всем мире приобрел бег, применяемый в целях оздоровления и повышения функционального состояния организма. При этом физическая работоспособность у большинства занимающихся повышается, особенно в том случае, если бег (15—30 мин — 3—5 раз в неделю) выполняется при следующих величинах пульса в зависимости от возраста: 20 лет— 150 уд/мин, 25 лет— 145, 30 лет— 140, 35 лет— 137, 40 лет — 133, 45 лет — 129, 50 лет — 126, 55 лет — 122, 60 лет — 118, 65 лет— 114 уд/мин (Сагинян Б. 3. и др.).

Однако начинать занятия с бега не рекомендуется, если человек раньше ничем не занимался и имеет невысокий уровень физической подготовленности. В этом случае вначале необходимо повысить свою подготовленность за счет правильно построенных тренировок в ходьбе. В табл. 41 приведены данные построения 6-недельной тренировки (при 5 занятиях в неделю). Купер предложил определять оптимальную нагрузку, необходимую для выработки и поддержания высокой работоспособности, на основании измерения расхода энергии по величине потребляемого тканями кислорода (табл. 42). Он считает, что лучше всего дозировать нагрузку по очковой системе: одно очко соответствует 7 мл О2 в расчете на 1 кг массы тела. Здоровый мужчина должен набирать за 4—5 тренировок в неделю не менее 30 очков, женщина — 24. Купер разработал разнообразные программы для велосипедного спорта, плавания, баскетбола, гандбола, тенниса, бега на месте и прыжков со скакалкой. Программы пригодны и для занятий женщин в соответствии с уровнем их подготовленности.

Упражнения на выносливость являются наиболее адекватными для лиц среднего и пожилого возраста и наилучшим образом действуют на их здоровье и физическую дееспособность. Однако, достигнув хорошего уровня работоспособности, не следует в этом возрасте и дальше интенсифицировать нагрузку и увеличивать ее длительность до 1,5—2 ч и более, как это делают некоторые бегуны преклонного возраста. Чтобы сохранить здоровье и достигнутый уровень работоспособности, достаточно заниматься по 30—40 мин 3—4 раза в неделю.

Участие в соревнованиях лиц преклонного возраста (после 60 лет и особенно после 70 лет) также должно быть ограничено. К ним можно допускать только хорошо подготовленных и систематически тренирующихся людей. Но и они должны знать, что чрезмерное напряжение и утомление им противопоказано.

7.4. САМОКОНТРОЛЬ В МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Интенсивное развитие массовой физической культуры в нашей стране привело к существенному повышению роли самоконтроля, данные которого оказывают большую помощь врачебному контролю за занимающимися. Особенно важны данные самоконтроля для многомиллионной армии самостоятельно занимающихся оздоровительным бегом, дозированной ходьбой, плаванием, ездой на велосипеде.

Обеспечение самоконтроля, разъяснение его роли для организации занятий — важная задача преподавателя физической культуры. Все данные самоконтроля должны фиксироваться в заполняемом в произвольной форме дневнике, который несколько отличается от дневника спортсмена.

Занимающийся физической культурой, особенно самостоятельно, должен отражать в дневнике самоконтроля как данные покоя, так и определенную информацию о характере проделанной мышечной работы и о реакции на нее организма (естественно, на основании самых простых физиологических показателей). То же самое можно сказать и о результатах проведения простейших функциональных проб.

В дневнике в первую очередь должны получить отражение субъективные данные о переносимости выполняемых физических нагрузок: степень утомления после работы, желание, с которым она выполняется, чувство удовлетворения после нее. Отставленные эффекты переносимости нагрузок отражаются на характере и глубине сна, аппетите, настроении. Появление негативных оценок субъективных данных самоконтроля говорит о чрезмерности физических нагрузок, неправильном распределении их в недельном микроцикле, неоптимальном соотношении объема и интенсивности.

Достоверность субъективных оценок переносимости нагрузок повышается при подкреплении их данными объективного самоконтроля. К ним относится измерение ЧСС в условиях основного обмена, до и после выполненной нагрузки.

При индивидуальных занятиях бегом имеется возможность программировать ЧСС (В. М. Зациорский) с тем, чтобы обеспечить тренировочный эффект и адекватность нагрузки возрасту, полу, задачам тренировки (повышение физической работоспособности, рекреация, реабилитация после заболеваний и т.д.). Для этого применяется серийно выпускаемый прибор с условным названием «Авто-кардиолидер» (АКЛ), который позволяет либо точно поддерживать заданную ЧСС (±1 уд/мин), либо изменять ЧСС в определенном «окне» (например, от ПО до 120 уд/мин). Прибор является переносным, он соединен с занимающимся минителефонным устройством, через которое он слышит звуковые сигналы высокой или низкой частоты, ускоряя или замедляя темп бега. Когда ЧСС становится равной заданной, звуки в телефоне исчезают. На рис. 45 показана принципиальная схема «управления» сердечным ритмом с помощью АКЛ.

Самостоятельно занимающимся физической культурой целесообразно обучиться измерять у себя АД с помощью полуавтоматических или автоматических измерителей, выпускаемых нашей промышленностью. Для этого достаточно надеть манжетку прибора на плечо и повысить в ней давление в соответствии с инструкцией. Далее, открывая стравливающий вентиль, надо определить АД по возникновению и исчезновению сигналов прибора (полуавтоматический метод) или прочитать соответствующие цифры на его дисплее (автоматический метод).

Измерять АД следует до и после выполнения физической нагрузки.

Важная информация, представляемая в дневнике самоконтроля, касается динамики веса занимающегося. За этим показателем легко наблюдать с помощью обычных напольных весов. Оценка динамики веса тела рассмотрена в разделе 7.3.

В дневнике самоконтроля целесообразно регистрировать данные о ЖЕЛ, ее динамике и соответствии должным величинам.

Самостоятельно занимающимся, особенно во время занятий дозированной ходьбой, рекомендуется использовать простые приборы — шагомер и «Ритм». Данные, получаемые с помощью шагомера, также следует заносить в дневник самоконтроля.

Наибольшую сложность при самоконтроле представляет проведение функциональных проб. Из них наиболее доступны ортостати-ческая проба (регистрация ЧСС на лучевой артерии в горизонтальном и вертикальном положениях), а также тест Руфье, в котором основная информация получается по данным измерения ЧСС. Динамика обеих проб позволяет судить об эффективности тренировочной работы, проводимой по утвержденной преподавателем программе.

На кафедре спортивной медицины ГЦОЛИФКа разработана методика определения физической работоспособности с использованием в качестве тестирующей нагрузки дозированной ходьбы. Расчет ведется по формуле, приведенной в разделе V.3 (определение PWC с помощью специфических нагрузок).

Величины мощности в этой формуле (W) определяются при 1-й и 2-й нагрузках (два режима ходьбы с различной скоростью) по следующему выражению (В. Р. Орел):

W = M * v * К, где М — масса человека в одежде и обуви; кг; v — скорость движения, м/сек; К — эмпирический коэффициент, который, в свею очередь, определяется по таблице приложения VII. Рассчитанная по этой формуле мощность совпадает с мощностью, рассчитанной с помощью велоэргометра.

Таким образом, каждый занимающийся может определить индивидуальную величину физической работоспособности. Чтобы не производить дополнительных расчетов уровня PWC (как это делалось в разделе VII.3.), предложено у всех определять величину PWC170 (табл. 43). Все эти данные заносятся в дневник самоконтроля. Динамические наблюдения за индивидуальными изменениями физической работоспособности под влиянием занятий физической культурой можно вести по данным тестирования, проводимого 1 раз в 1,5 — 2 месяца.

Занимающийся должен представлять дневник самоконтроля преподавателю и врачу, которые оценивают эффективность занятий и проводят их коррекцию.

7.5. МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЖЕНЩИНАМИ

Занятия физической культурой женщин и девушек должны проводиться с учетом анатомо-физиологических особенностей их организма, а также биологической функции материнства. Поэтому одной из важных задач занятий является подготовка женского организма к этой ответственной функции.

Регулярные и правильно организованные занятия физическими упражнениями благоприятно влияют на физическое развитие и здоровье девушек и женщин. Как правило, у женщин, занимающихся физической культурой, беременность и роды протекают легко, осложнения более редки, чем у незанимающихся. Вес и рост новорожденных у физически активных матерей обычно превышают средние величины.

Методика врачебного обследования физкультурниц в основном та же, что и у мужчин. Она дополняется еще систематическим осмотром гинеколога. Гинекологическое обследование должно проводиться один раз в год. Дополнительные гинекологические обследования проводятся при наличии соответствующих клинических данных (болей внизу живота, таза, нарушениях менструального цикла и др.), после инфекционных заболеваний или воспалительных процессов в органах брюшной полости или при допуске к участию в соревнованиях после родов, абортов или перенесенных гинекологических заболеваний.

При занятиях физическими упражнениями необходимо учитывать те изменения в организме, которые связаны с овариально-менструальным циклом. Это сложный биологический процесс, начинающийся с 10—13 лет, в который включаются в той или иной мере все системы организма женщины. Овариально-менструальный цикл у здоровых женщин длится 21—24, 24—26 или 28—30 дней и характеризуется сменой различных фаз. Первую половину его составляет фолликулярная фаза, которая длится 10— 15 дней. Это фаза развития фолликула в яичнике, когда в крови преобладает фолликулярный (эстрогенный) гормон, в слизистой оболочке матки активизируются процессы пролиферации, она готовится принять оплодотворенную яйцеклетку. Заканчивается эта фаза созреванием фолликула, его разрывом.

Выход яйцеклетки из фолликула и ее имплантация в слизистую оболочку матки обозначается как овуляция. Она происходит в середине овариально-менструального цикла. После овуляции начинается следующая фаза — прогестероновая, которая длится 10—15 дней и характеризуется преобладанием в крови гормона желтого тела — прогестерона. Желтое тело развивается на месте лопнувшего фолликула. В этот период в матке протекает секреторная фаза, яйцеклетка находится в полости матки.

В эту фазу возможна беременность. Если не произойдет оплодотворения яйцеклетки, то желтое тело прекращает свое существование, превращается в белое тело и наступает менструация — отторжение слизистой оболочки матки, кровотечение из наружных половых органов. Фаза менструации продолжается от двух до семи дней.

Ректальная температура (температура в прямой кишке) в различные фазы овариально-менструального цикла несколько варьирует. Снижение утренней ректальной температуры в фолликулярную фазу вызвано преобладанием эстрогенов в крови, повышение температуры в прогестероновую фазу — преобладанием прогестерона. Таким образом, двухфазная температурная кривая указывает на чередование фолликулярной и прогестероновой фазы и на наличие овуляции. Такой овариально-менструальный цикл считается нормальным. При отсутствии овуляции температурная кривая имеет однофазный характер, в середине овариально-менструального цикла не происходит заметного снижения и повышения ректальной температуры. Такой цикл называется ановуляторным. При постоянном ановуляторном цикле беременность невозможна.

Функциональное состояние женщин в различные фазы овариально-менструального цикла различно. У одних самочувствие изменяется за 1—2 дня до менструации, у других — во время менструации (отмечается повышенная раздражительность, недомогание, ослабление внимания, слуха, могут быть боли в области поясницы или внизу живота), у третьих самочувствие не изменяется, не определяется никаких неприятных ощущений.

У большинства женщин ЧСС в менструальную фазу увеличивается на 5—15 уд/мин. Максимальное АД практически не изменяется, а минимальное, как правило, увеличивается на 10— 15 мм рт. ст. В первые дни менструации могут уменьшаться систолический и минутный объемы крови, снижаться величины МПК и PWCno. К концу периода менструации снижается АД, замедляется пульс и дыхание, уменьшается количество эритроцитов и содержание гемоглобина в крови.

У многих здоровых, тренированных женщин и девушек работоспособность, в том числе и спортивная, во время менструации не только не снижается, но и повышается, что позволяет им показывать в этот период хорошие спортивные результаты (табл. 44). Однако это не означает, что тренироваться и участвовать в соревнованиях в менструальный период можно всем. Вопрос этот должен решаться индивидуально, на основании следующих положений.

Тренированным женщинам, у которых нет никаких нарушений в менструальном цикле (менструации регулярны, не обильны, не длительны, не сопровождаются болями, недомоганием, раздражительностью), могут быть разрешены тренировки в менструальный период с некоторым уменьшением нагрузки и изменением ее характера, полным исключением упражнений, связанных с сильным сотрясением тела, большими усилиями, натуживанием, охлаждением в воде. При необходимости разрешается участвовать в соревнованиях.

Девушкам, особенно тем, кто находится в периоде полового созревания, и женщинам-новичкам заниматься физическими упражнениями, а тем более участвовать в соревнованиях в менструальный период не рекомендуется.

Женщинам, у которых имеются какие-либо отклонения в характере и течении менструаций, а также девушкам с недоразвитой половой системой (инфантилизмом) заниматься физическими упражнениями с большой нагрузкой в предменструальный и менструальный периоды не разрешается, так как интенсивная мышечная работа может вызвать прекращение менструации или сильное кровотечение.

Перенесшим инфекционные заболевания или воспалительные процессы в полости малого таза не разрешаются в предменструальную и менструальную фазы овариально-менструального цикла ни соревнования, ни тренировочные занятия до тех пор, пока не будут ликвидированы все последствия болезни, и только после нормального течения одного-двух циклов.

Спортсменкам, перенесшим аборт, можно приступить к тренировочным занятиям лишь после окончания первой нормально протекающей менструации.

При выполнении физических нагрузок в предменструальную и менструальную фазу овариально-менструального цикла необходимо тщательное наблюдение врача, преподавателя и тренера, чтобы в случае неблагоприятной реакции на воздействие нагрузок своевременно принять надлежащие меры.

В период менструации следует избегать резкого охлаждения или перегревания тела (нельзя загорать на солнце, купаться в холодной воде, принимать холодный душ или горячую ванну), нужно тщательно следить за правильной деятельностью кишечника и мочевого пузыря, так как переполнение этих органов усиливает менструальную кровопотерю.

Невыполнение этих рекомендаций наносит существенный вред детородной функции женщины и может привести к бесплодию и раннему климаксу.

С наступлением беременности спортивная тренировка и со

Date: 2015-06-06; view: 2357; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию