Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Специфика и взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного типов культур
Культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать. С помощью данного понятия обычно подчеркивают надприродный, чисто социальный характер человеческого бытия. Культура - это все, что создано человеком как бы в добавление к природному миру, хотя и на основе последнего. Именно эта двойственность мира культуры и является в конечном счете основанием возникновения двух ее типов, которые принято называтьестественнонаучным и гуманитарным. Гуманитарная культура в современном понимании – мировоззрение Человека, воплощенное практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир можно вообразить в сознании. По-другому, это универсальный комплекс материальных и духовных ценностей, созданный исключительно субъективным (личностным) сознанием человека и общества. Это мораль, религия, искусство, политика, философия и т.п., что входит в понятие духовное. Естественнонаучная культура в современном понимании – мировоззрение Человека, воплощенное практически и прогнозируемое теоретически, основанное на вере, что окружающий нас Мир существует вне нашего сознания. По-другому, это универсальный комплекс материальных и духовных ценностей, созданный человеком на основе объективно (хотим мы этого или нет) существующих явлений Природы. Это наука (методы, теории, гипотезы, законы и т.д.), промышленность (заводы, транспорт, связь и т.д.), архитектура, сельское хозяйство, медицина, быт и т.п., что входит в понятие материальное. Естественные науки часто именуются “точными”, а гуманитарные – “неточными”. Сходство и различие этих оттенков общечеловеческой культуры с одной стороны очевидны, с другой – совершенно неявны. Действительно гуманитарная культура человеческого общества всегда опирается на материальные возможности (например, краски – техническое средство). Естественнонаучная культура вряд ли возможна без гуманитарного начала, хотя бы морали. Например, уничтожение части человечества (неизлечимо больных и т.п.) может быть полезно с точки зрения выживания человечества, но аморально по гуманитарным соображениям. Существующих различий достаточно много, но можно выделить следующие основные принципы-антиподы: 1. Мнение – реальность (у гуманитариев мнение (хорошо или плохо), у естественников есть реальность, а ее оценка вторична); 2. Процесс – наблюдение (гуманитарий вносит в любой процесс элемент искусственности, естественник лишь наблюдает (описывает) реальность); 3. Образы – термины и числа (гуманитарная культура опирается на язык образов, естественнонаучная – на язык терминов и чисел); 4. Объяснение – понимание (у гуманитариев явления личностны (Я так понимаю), у естественников безличностны (Есть, так как есть)); 5. Генерализация – индивидуализация (естественники выделяют общее в вещах, гуманитарии ищут в них неповторимость, уникальность); 6. Отношение к ценностям (у естественников ценность истинна как объективная повторяемость (диктатура фактов), у гуманитариев преобладает аргументация под заранее сделанный выбор (так должно быть); 7. Антропоцентризм (у естественников человек – часть природы, у гуманитариев человек – центр Вселенной); 8. Идеологическая нейтральность – нагруженность (естественник ищет истину, гуманитарий нагружен идеологией, а поэтому стремится обосновать и оправдать какой-либо социальный интерес); 9. Субъектно-объектное отношение (в области естествознания субъект (человек) и объект познания (природа) строго разделены, в сфере гуманитарной субъект (человек) и объект познания (общество) частично совпадают); 10. Количество – качество (естествознание опирается на экспериментально-математические методы, гуманитарные науки в большей степени оперируют качественными показателями, тем более с учетом моральных запретов); 11. Устойчивость - подвижность объекта (по сравнению с масштабами человеческой жизни природные объекты необычайно стабильны (атом всегда атом), социальное постоянство исторически кратковременно); 12. Эталон – уникальность (в естествознании стремятся уникальность привести к эталону (к общему), гуманитарии ценят уникальность, выделенную из общего); 13. Историчность – неисторичность (гуманитарное знание исторично, естественнонаучное – не обязательно). Оба типа культуры неразрывно связаны по следующим соображениям: А. Они являются творениями человеческого разума. Б. Они активно формируют соответствующие части мировоззрения людей. Поскольку мировоззрение есть целостная система, естествознание и гуманитаристика вынуждены взаимодействовать. В. Наличие многих “пограничных” проблем, предметная область которых едина для того и другого. Г. Размежевание данных областей знания можно рассматривать как один из этапов разделения труда, диктующего необходимость “обмена продуктами и услугами”. Д. Однородность достижений и заблуждений обеих областей. Е. Синхронность исторического развития того и другого: переход от классики к модернизму и т.д. Ж. Относительность критериев разграничения естественных и гуманитарных наук: внимание первого к социальным ценностям и др.
Date: 2015-06-06; view: 900; Нарушение авторских прав |