Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Первичные потребности и одеждаПотребности — это объективные нужды существования человека. Среди первичных потребностей ключевое место занимает потребность в защите организма от атмосферного воздействия — холода, сырости, жары и т. п. Реализация защиты — это исторически первая функция одежды. Кроме того, это функция, являющаяся первичной по отношению к социальной функции одежды: без красивой одежды обходятся многие, но без одежды, спасающей от воздействия внешней среды, — почти никто. Одна из ранних теорий объясняла причины появления одежды необходимостью защиты от, холода. Первый принцип выбора одежды Джеймс Лавер назвал «принципом полезности» (Laver). Человек выбирает одежду, чтобы защитить свой социализированный организм от холода и жары, чтобы одеться так, как «полезно» для организма. С точки зрения поведения современного человека это выглядит очень убедительно. В наше время, на основе прежде всего принципа полезности, приобретаются вещи, предназначенные для определенных видов деятельности. Так, охотник, турист, спортсмен приобретают одежду, которую обычно называют «функциональной». Ее главное достоинство — она удобна для соответствующего вида деятельности, а иногда и незаменима. Однако материал, собранный путешественниками, антропологами у примитивных племен, ставит под сомнение однозначность такого утверждения. Наблюдения Ч. Дарвина на Юге Африки, материал, собранный у аборигенов Австралии, показывают, что коренные жители этих районов в холодное время года обходились без одежды. При этом медики не нашли между австралийскими аборигенами и европейцами никаких особых различий, которые могли бы объяснить такую холодоустойчивость. Они пришли к выводу, что кожа, подвергающаяся воздействию холода, способна эффективно ему противостоять, но, будучи защищаема одеждой, эту способность теряет. Поэтому происхождение одежды нельзя объяснить только необходимостью защиты от холода, так как использование одежды уменьшает сопротивляемость организма (Rubinstein, 19). Абсолютизировать этот вывод вряд ли стоит, но он содержит явно рациональное зерно. Характер, количество используемой одежды нельзя в большинстве случаев объяснить естественными потребностями человеческого организма. В современных городах с умеренным климатом люди носят так много одежды, в том числе очень теплой (шуб, меховых шапок, утепленной обуви и т. п.), не потому, что там слишком холодно для их организма, а наоборот: организму холодно, потому что в процессе социализации усвоена привычка сильно утепляться. Если сравнить поведение разных народов при одной и той же температуре, то мы увидим, что имеются существенные различия, обусловленные культурными причинами. Например, при одинаковой температуре воздуха англичане одеваются гораздо легче, чем россияне из северных регионов страны. Однако, как бы ни возникла одежда, в настоящее время она выполняет функцию защиты от холода и жары, хотя эти понятия в значительной мере; и являются результатами социального конструирования: ребенок с детства учится определять, когда «холодно», когда «тепло», и одеваться исходя не из потребностей организма, а из того, как надо, «чтобы не проoстудиться», «чтобы выглядеть прилично», «по сезону» и т. д. Ребенок, прошедший социализацию под жестким контролем родителей, в дальнейшем имеет организм, который мерзнет в соответствии с культурными нормами, т. е. тогда надо мерзнуть, когда все мерзнут. Многие решения относительно покупки и использования одежды принимаются исходя из медицинских знаний, почерпнутых из опыта своего и чужого («одна женщина как-то...»), из популярных медицинских телепередач и статей. В результате человек знает, что сидишь на сквозняке — жди простуды, что «пар костей не ломит», а погода переменчива и всегда можно простудиться, подхватить воспаление легких, что можно в холоде держать все, что угодно, но только не ноги. Эти истины усваиваются на уровне физиологии и подсознания. Столкнувшись с хорошо усвоенными «приметами» типа мокрых ног, человек, прошедший традиционную социализацию, как неизбежного ждет простуды, а давно известно, что если что-то плохое долго ждать, то оно случится (срабатывает самовнушение). Загруженный таким медицинским образованием человек строит свою модель потребительского поведения, опираясь на него, хотя рационализирует, ссылаясь на организм, который замерз, простыл или простывает. Даже защищаясь в экстремальной ситуации от холода, индивид пишет с помощью одежды текст. Пусть он ничего не хотел этим сказать, но окружающие прочтут содержащиеся в его одеянии знаки. Так, по качеству одежды можно судить о достатке ее обладателя, да и о ситуации, в которой он надел что попало. По ее покрою — о поле, национальности, часто — возрасте и.т.д. Кроме того, нет одежды вообще. Она может иметь универсальное содержание, но оно всегда облекается в исторически-конкретную форму: в разных культурах и эпохах люди, защищаясь от холода и жары, используют одежду разного типа, покроя и т. д. Это тоже знаки, от которых не уйти.
|