Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первичные потребности и одежда





Потребности — это объективные нужды существования человека. Сре­ди первичных потребностей ключевое место занимает потребность в за­щите организма от атмосферного воздействия — холода, сырости, жары и т. п. Реализация защиты — это исторически первая функция одежды. Кроме того, это функция, являющаяся первичной по отношению к соци­альной функции одежды: без красивой одежды обходятся многие, но без одежды, спасающей от воздействия внешней среды, — почти никто.

Одна из ранних теорий объясняла причины появления одежды необ­ходимостью защиты от, холода. Первый принцип выбора одежды Джеймс Лавер назвал «принципом полезности» (Laver). Человек выбирает одежду, чтобы защитить свой социализированный организм от холода и жары, чтобы одеться так, как «полезно» для организма.

С точки зрения поведения современного человека это выглядит очень убедительно. В наше время, на основе прежде всего принципа полезности, приобретаются вещи, предназначенные для определенных видов деятель­ности. Так, охотник, турист, спортсмен приобретают одежду, которую обычно называют «функциональной». Ее главное достоинство — она удоб­на для соответствующего вида деятельности, а иногда и незаменима.

Однако материал, собранный путешественниками, антропологами у примитивных племен, ставит под сомнение однозначность такого утверж­дения. Наблюдения Ч. Дарвина на Юге Африки, материал, собранный у аборигенов Австралии, показывают, что коренные жители этих районов в холодное время года обходились без одежды. При этом медики не нашли между австралийскими аборигенами и европейцами никаких особых раз­личий, которые могли бы объяснить такую холодоустойчивость. Они пришли к выводу, что кожа, подвергающаяся воздействию холода, способна эффективно ему противостоять, но, будучи защищаема одеждой, эту спо­собность теряет. Поэтому происхождение одежды нельзя объяснить толь­ко необходимостью защиты от холода, так как использование одежды уменьшает сопротивляемость организма (Rubinstein, 19). Абсолютизиро­вать этот вывод вряд ли стоит, но он содержит явно рациональное зерно. Характер, количество используемой одежды нельзя в большинстве случа­ев объяснить естественными потребностями человеческого организма. В современных городах с умеренным климатом люди носят так много одежды, в том числе очень теплой (шуб, меховых шапок, утепленной обу­ви и т. п.), не потому, что там слишком холодно для их организма, а наобо­рот: организму холодно, потому что в процессе социализации усвоена при­вычка сильно утепляться. Если сравнить поведение разных народов при одной и той же температуре, то мы увидим, что имеются существенные различия, обусловленные культурными причинами. Например, при одина­ковой температуре воздуха англичане одеваются гораздо легче, чем россияне из северных регионов страны.

Однако, как бы ни возникла одежда, в настоящее время она выполняет функцию защиты от холода и жары, хотя эти понятия в значительной мере; и являются результатами социального конструирования: ребенок с детства учится определять, когда «холодно», когда «тепло», и одеваться исходя не из потребностей организма, а из того, как надо, «чтобы не проoстудиться», «чтобы выглядеть прилично», «по сезону» и т. д. Ребенок, прошедший социализацию под жестким контролем родителей, в дальнейшем имеет организм, который мерзнет в соответствии с культурными нормами, т. е. тогда надо мерзнуть, когда все мерзнут. Многие решения отно­сительно покупки и использования одежды принимаются исходя из медицинских знаний, почерпнутых из опыта своего и чужого («одна жен­щина как-то...»), из популярных медицинских телепередач и статей. В результате человек знает, что сидишь на сквозняке — жди простуды, что «пар костей не ломит», а погода переменчива и всегда можно простудиться, подхватить воспаление легких, что можно в холоде держать все, что угодно, но только не ноги. Эти истины усваиваются на уровне физиологии и подсознания. Столкнувшись с хорошо усвоенными «приметами» типа мокрых ног, человек, прошедший традиционную социализацию, как неизбежного ждет простуды, а давно известно, что если что-то плохое долго ждать, то оно случится (срабатывает самовнушение). Загруженный таким медицинским образованием человек строит свою модель потребительско­го поведения, опираясь на него, хотя рационализирует, ссылаясь на организм, который замерз, простыл или простывает.

Даже защищаясь в экстремальной ситуации от холода, индивид пишет с помощью одежды текст. Пусть он ничего не хотел этим сказать, но окружа­ющие прочтут содержащиеся в его одеянии знаки. Так, по качеству одежды можно судить о достатке ее обладателя, да и о ситуации, в которой он надел что попало. По ее покрою — о поле, национальности, часто — возрасте и.т.д. Кроме того, нет одежды вообще. Она может иметь универсальное содер­жание, но оно всегда облекается в исторически-конкретную форму: в раз­ных культурах и эпохах люди, защищаясь от холода и жары, используют одежду разного типа, покроя и т. д. Это тоже знаки, от которых не уйти.

Date: 2015-06-06; view: 571; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию