Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Научная парадигма, лежащая в основе данного курса
Томас Кун (1975) (Kuhn), американский физик и философ науки, ввел в широкий научный оборот понятие парадигмы в опубликованной в 1962 г. книге «Структура научных революций» (The Structure of Scientific Revolutions), получившей большой резонанс. Эта работа оказала огромное влияние на формирование социологии как науки. Понятие парадигмы означает совокупность логически взаимосвязанных основных понятий, суждений, проблем и аналитических подходов, лежащих в основе теории. В качестве синонима слова «парадигма» используются и такие понятия, как «дисциплинарная матрица» (Кун), «исследовательская программа» (Лакатос), «общие теоретические ориентации» (Мертон). В истории наук об обществе есть довольно много научных парадигм. Их классификация возможна по разным основаниям. Одно из них — соотношение субъективных и объективных факторов. Одна традиция (парадигма) делает акцент на роли сознания, на свободе людей творить свою жизнь. Эту парадигму называют субъективизмом, волюнтаризмом или конструктивизмом. Разумеется, эти понятия не являются синонимами, каждый из них несет в себе особые смысловые акценты, но общая логика анализа у них похожа. С точки зрения этой парадигмы, потребитель потребляет так, как хочет, он сам конструирует свою идентичность в процессе потребления, исходя из своих представлений о том, кто он есть такой. Такое понимание потребления широко распространено и за пределами науки. В интервью с потребителями часто слышишь такие объяснения: «Я ношу то, что мне нравится», «Меня не особенно интересует мнение окружающих, я покупаю то, что мне идет» и т. д. Вторая парадигма делает акцент на внешних факторах (структурах), которые носят устойчивый характер и направляют, предопределяют содержание и формы деятельности людей. С точки зрения этой парадигмы человек не свободен, он находится в рамках социальной структуры и следует ее логике. Эта парадигма называется структурализмом, объективизмом и т. д. Индивид потребляет то, что ему навязывает производство, культура данного общества. Третья парадигма представляет собой попытку преодолеть крайности, упрощения, характерные как для конструктивизма, так и для структурализма. Французский социальный теоретик Пьер Бурдье назвал эту парадигму «структуралистским конструктивизмом» или «конструктивистским структурализмом». П. Бурдье (Бурдье, 181 — 182) опирается на ключевые идеи структурализма. «С помощью структурализма, — пишет он, — я хочу сказать, что в самом социальном мире, а не только в символике, языке, мифах и т. п., существуют объективные структуры, независимые от сознания и воли агентов, способные направлять или подавлять их практики или представления». Но в то же время вторая составная часть его методологии — конструктивизм, с помощью которого он хочет «показать, что существует социальный генезис, с одной стороны, схем восприятия, мышления и действия», которые он называет «габитусом», а с другой — социальных структур, которые он называет «полями или группами». Данная книга — это попытка применения структуралистско-конструктивистской парадигмы для анализа процесса потребления. Если предельно упростить ее суть, то можно сказать, что человек свободен в выборе предметов потребления и формы их использования, он сам конструирует свой стиль, превращающийся в привычку. Однако в своей свободе он ограничен традициями, моралью, законами своего общества, размером своего кошелька. В результате свобода и необходимость в его поведении тесно переплетаются. Но внешние структуры, предопределяющие потребительский выбор, не совсем и внешние. Мы их воспроизводим ежедневно, покупая и используя товары так, «как принято», «как прилично», «как делают все». Структуры существуют только в практиках людей. Таким образом, люди, следуя нормам, видоизменяя их, выступают в качестве конструкторов структур, рабами которых сами же и становятся. Так, мода существует лишь в практике людей, которые ей следуют, навязывая друг другу, свободно принимая ее стандарты, корректируя их и превращаясь в ее рабов...Потребление рассматривается здесь в первую очередь как процесс производства символов.. Поэтому люди конструируют свои идентичности, структуры своей повседневной жизни в первую очередь с помощью товаров и услуг, которым придается функция символа. С помощью товаров-символов человек как бы говорит: «Я такой, как все», «Я лучше других» или «Я не хуже Их». В то же время и внешние структуры, формирующие потребительское поведение, в значительной степени выступают как совокупность символов, которым общество приписывает более или менее определенный смысл. Я свободен творить свою идентичность с помощью символов, но я должен всегда иметь в виду, что определенные формы моего поведения (покупка каких-то вещей, использование услуг) «читаются» окружающими в соответствии с правилами, которые не я писал и которые мне не под силу изменить. .. Эта книга имеет характер учебного пособия, но в ней отсутствует попытка дать какие-то практические советы (хотя с точки зрения маркетинга, читатели такой литературы чаще всего покупают именно советы, например: «Делай так, как я советую, и ты разбогатеешь»). Причина такого сознательного отказа имеет методологический характер. Дело в том, что социальная и экономическая реальность столь многообразна и так быстро меняется, что самый мудрый практический совет либо ориентирован на очень ограниченный круг его потребителей, либо превращается в заблуждение на пути от формулировки до чтения. Задача данной книги помочь в понимании поведения потребителей. «...В науке, предметом которой является смысл поведения, — писал М. Вебер (1864—1920), — "объяснить" означает постигнуть смысловую связь, в которую по своему субъективному смыслу входит доступное непосредственному пониманию действие» (Вебер, 609). Если, описывая процесс, мы можем удовлетвориться констатацией факта (обычно на рынке рядом с явлением А встречаются явления Б и В), то объясняя, мы должны найти причину, отделив ее от следствия и от повода. Здесь мы уже стремимся объяснить, почему потребители с признаками А обычно покупают товары с признаками К. Объяснение — это творческий процесс, а способность к творчеству — результат длительного процесса развития личности. Другие человеческие способности могут ускорять или замедлять его. Если творческие навыки не развиты, то образование вообще и в конкретной области имеет весьма сомнительный смысл. В этом случае знания превращаются в инструмент, которым человек не может пользоваться. Именно со стороны образованных людей, лишенных творческого воображения, обычно и звучат распространенные сентенции относительно того, что «в вузе ничему не научили», что «на работе всему надо учиться заново», что «толку от теории никакого» и т. д. Их можно сравнить с человеком, который имеет компьютер, но не умеет им пользоваться. Понимание поведения потребителей гораздо сложнее, чем это может показаться с первого взгляда. «"Мотивы", которые данный индивид приводит, и те, которые он "подавляет" (то есть скрытые мотивы), — отмечал М. Вебер, — часто настолько маскируют — даже в сознании самого действующего индивида — подлинную связь его действий, что и субъективно искренние свидетельства имеют лишь относительную ценность». Поэтому задача социологии — «выявить связь между мотивами и посредством истолкования установить ее подлинный характер» (Вебер, 609). Разумеется, исходя из такого понимания поведения людей, любые попытки давать конкретные практические рекомендации людям, ориентированным на практику, столь же привлекательны, как и лекарство «от всех болезней», «снятие порчи и сглаза», изучение иностранного языка за три недели без кропотливой работы и масса прочих эффективных маркетинговых приманок для наивной части рынка. Я на этого читателя не ориентируюсь. Поэтому данная книга не руководство к действию, а попытка подтолкнуть к размышлениям, которые творческого человека неизбежно приведут к полезным практическим выводам, эффективным в конкретной ситуации. При этом я буду считать свою задачу выполненной, если размышления пойдут как по пути, предложенному мною, так и в сторону размышлений, опровергающих содержание этой книги. И это естественно, так как задача данной книги — дать не знания, а толчок к собственным размышлениям читателя. Бурдье П. Начала. М.: Socio-Logos, 1994. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. Ильин В. Поведение потребителей. Сыктывкар: Издательство Сыктывкарского университета. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. Bocock R. Consumption. L: Routledge, 1993. Baudriilard J. Selected Writings. Edited by Mark Poster. Cambridge, UK: Polity Press, 1996. Belk R. W. Studies in the new consumer bahaviour // D. Miller. Acknowledging Consumption. A Review of New Studies. London and New York: Routledge, 1995. Campbell C. The Sociology of Consumption // D. Miller (Ed.). Acknowledging Consumption. Review of New Studies. London and New York, 1995. P. 96-26. Keith R. J. The Marketing Revolution / / Ben M. Enis & Keith K. Cox (Eds.). Markting Classics. A Selection of Influential Articles. 5th edition. Boston, London, et al.: Allyn and Bacon, Inc., 1985. P. 38-42. London D., Bitta A. J., Delia. Consumer Behavior. Concepts and Applications. Third edition. New York et al.: McGraw-Hill Book Company, 1988. Date: 2015-06-06; view: 1070; Нарушение авторских прав |