Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет курсаСтр 1 из 3Следующая ⇒
«Поведение потребителей» (ПП) — это прикладная научная дисциплина. Это означает, что она служит своего рода посредником между фундаментальными науками и практикой, переводя их абстрактные категории на уровень конкретного применения. В основе курса «Поведение потребителей» лежит ряд фундаментальных научных дисциплин: социология, психология и социальная психология, общая экономическая теория, антропология, социальная история и история культуры. У разных авторов очередность предметов в этом перечне может существенно меняться, некоторые исчезают вообще, меняется предмет, находящийся в центре. Курс «Поведение потребителей» тесно переплетается еще с двумя прикладными дисциплинами: маркетингом и менеджментом. Но особенно сильно он связан с маркетингом. По крайней мере одна глава по поведению потребителей содержится в каждом учебнике маркетинга. По существу маркетинг — это взгляд на рынок с точки зрения работающей на нем фирмы. Проблема поведения на нем потребителей является ключевой: весь курс маркетинга — это разработка технологий реакции фирмы на потребительское поведение. Курс маркетинга представляет собой вводный курс. «Поведение потребителей» — это развитие, углубление одного из разделов вводного курса (так же, как и целый ряд специальных дисциплин, разворачивающих одну или несколько глав общего курса маркетинга). Любая научная дисциплина имеет объект и предмет. Объект — это то, на что направлена данная дисциплина. Например, объектом макроэкономики является экономическая сфера жизни общества, политологии — политическая, медицины — организм человека и т. д. Объектом «Поведения потребителей» в индивидуалистической традиции является человек. В этом смысле объект данной дисциплины тот же, что и у медицины, психологии, частично — социологии, политологии, экономической теории и т. д. В социологической традиции объектом является одна из сфер общественной жизни — процесс потребления, существующий наряду с производством, распределением. Именно в русле второй традиции и написана данная книга. Предмет — это та сторона объекта, на которой концентрируется данная научная дисциплина. Так, человек является объектом целого комплекса наук, каждая из которых изучает одну из его сторон. Физиология изучает человека как природный механизм, медицина изучает лечение этого механизма, психология изучает психическую организацию человека, психиатрия — лечение психических заболеваний, социология — поведение человека в социальных системах и т. д. Имеется целый комплекс так называемых «поведенческих дисциплин», изучающих те или иные механизмы человека. «Поведение потребителей» — одна из многих. В индивидуалистической традиции ее предметом является не весь человек, а лишь его поведение, но не во всех его проявлениях, а только на рынке и только в качестве потребителя. В социологической традиции предметом является поведение различных социальных общностей в процессе потребления. Что такое потребление? Традиционно оно рассматривалось как процесс удовлетворения базисных человеческих потребностей посредством разового или длительного использования (уничтожения) товаров, с целью удовлетворения естественных человеческих потребностей. Так, потребляя хлеб, вы его уничтожаете, потребляя одежду, вы ее изнашиваете. Однако за пределами полуголодных обществ такое понимание потребления оказывается недостаточным. Его изучение в развитых странах современного Запада привело ряд исследователей к выводу, что потребление становится для широких масс населения прежде всего производством символов (Baudrillard). Человек покупает модную одежду, чтобы все видели его современность, и избегает экстравагантной, чтобы не прослыть чудаком и т. д. Иначе говоря, человек, потребляя, стремится сообщить окружающим какую-то информацию о себе, таким способом он пишет своеобразный текст. Даже утоляя голод, он не может забыть о необходимости символического взаимодействия с окружающими людьми и стремится есть «по-человечески», «культурно», то есть так, как принято в данном обществе. В науках об обществе конца XX в. потребление рассматривается не просто как экономический утилитарный, но и как социальный и культурный процесс, включающий культурные знаки и символы. Как в развитых капиталистических, так и в развивающихся странах достаточно много групп людей, чье потребление предопределяется в основном их экономическим положением, а не социальной и культурной практикой, связываемой с идеологией современного потребительства. Однако и они, даже если не в состоянии покупать товары, виденные в фильмах, в прессе, могут стремиться к их приобретению (Bocock, 3). Таким образом, потребление обусловлено не только, а часто и не столько, базовыми потребностями, сколько символическим смыслом, который культура общества вкладывает в вещи. Правда, не стоит от одной крайности (потребления только предметов) переходить, как это часто делается, к другой (пониманию потребления как исключительно производства символов). Люди потребляют и для того, чтобы просто выжить (богатые тоже хотят кушать), и для того, чтобы общаться друг с другом через производимые в процессе потребления символы. Сказать, что автомобиль — это только средство передвижения, значит так же далеко отойти от реальности, как и утверждая, что это только предмет роскоши. Самый элементарный предмет потребления, удовлетворяющий базовую потребность, символичен, а самая символическая вещь несет печать утилитарности. Автомобиль не только облегчает жизнь человека, но является символом, с помощью которого окружающим вольно или невольно передается информация о владельце: его экономическом положении, вкусах, часто претензиях, а то и комплексах. Потребление — это процесс, включающий в себя целый ряд частных процессов: выбор товара или услуги, покупка, использование, поддержание вещи в порядке, ремонт и распоряжение (Campbell: 104). Поэтому потребитель — это не только и не столько покупатель. Это гораздо более широкое понятие. На рынке имеет место много видов поведения. Предметом данной дисциплины является лишь один из них — поведение человека, решающего проблему покупки предметов для удовлетворения своих потребностей. Здесь человек выступает как конечный потребитель, то есть приобретение машин, оборудования для производства или торговли выходит за пределы данного предмета. В то же время «Поведение потребителей» изучает поведение человека только в рыночном контексте. Это означает, что процесс приготовления, потребления пищи выходит за рамки предмета данной дисциплины. От конечного потребителя надо отличать тех покупателей, которые являются в то же время производителями и посредниками. Они приобретают товар для его дальнейшей переработки или перепродажи. Логика их поведения совершенно иная, и ее нельзя изучать одновременно с поведением конечных потребителей. Клиент — это тот, кто покупает товары или услуги определенной компании. Понятия потребителя (англ. — consumer) и клиента (англ. — customer) очень близки. Отличие состоит в том, что клиент — это потребитель продукции определенной фирмы. С помощью этой категории описывается разовое или устойчивое взаимодействие фирмы и тех, кто покупает ее продукцию. Каждый потребитель выступает в роли клиента, но это лишь момент процесса потребления. Date: 2015-06-06; view: 310; Нарушение авторских прав |