Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принятие новых товаров и инноваций
Может оказаться полезным связать между собой процессы диффузии и принятия в рамках единого измерения времени, как это представлено на рис. 3.3. Верхняя половина диаграммы отображает жизненный цикл трех поколений одной семьи: дедушка (Д), родившийся в 1920 г., папа (П), родившийся в 1950 г., и внук (В), родившийся в 1980 г. В нижней части диаграммы показаны диффузия и принятие некоторых из наиболее успешных инноваций XX в. Эта простая иллюстрация позволяет отметить некоторые важные моменты: ■ Различные поколения вырастают на различных инновациях. Так, если дедушка учился набирать текст на механической печатной машинке, то его сын может с успехом овладеть электрической машинкой, а внук — текстовым редактором (форма динамической дискретности). То, что представляется естественным для внука, может потребовать определенных усилий со стороны отца и оказаться совершенно непреодолимым для деда. ■ Некоторые нововведения, например телефон, автомашина и радио, распространились так широко, что теперь принимаются как само собой разумеющееся всеми тремя поколениями. ■ Некоторые нововведения имеют настолько общедоступный и общечеловеческий характер, что даже поколение, не выросшее на них, быстро их принимает. Именно так обстояли дела с холодильником и телевизором. ■ Некоторые нововведения могут достигать глубокого проникновения на рынок в силу своей воспринимаемой полезности, несмотря на то что их исключительными пользователями является лишь небольшая группа покупателей (обычно самых молодых). Вот почему большинство семей имеют видеомагнитофоны, невзирая на то, что они активно эксплуатируются лишь немногими людьми старше 15 лет. ■ Нововведение, даже самое успешное, никогда не будет принято всеми потребителями одновременно. У людей в разные периоды жизни существуют разные «графики» (точно так же, как и разные ценности, потребности, доходы и т. д.). Временной фактор также важно учитывать при рассмотрении глобальных рынков. В различных странах существуют разные графики диффузии и принятия того или иного нововведения. Инновации неизменно возникали или принимались сначала в США, затем распространялись в другие богатые государства и лишь после этого — в остальных странах мира; однако есть факты, говорящие об уменьшении этого временного запаздывания. Если черно-белым телевизорам понадобилось 12 лет для того, чтобы добиться на рынках Японии и Западной Европы такого же успеха, как в США, то CD-плейеры решили ту же задачу за 3 года [20]. Еще более важны упомянутые выше индивидуальные временные «графики». Они стали предметом ряда исследований. Предполагается, что эти индивидуальные «графики» при их распространении на все человеческое общество приобретут вид кривой нормального распределения (рис. 3.4) [21]. Рис. 3.4. Нормальное распределение принятия инноваций Новаторы, согласно ожиданиям, оказываются отважными и предприимчивыми потребителями, склонными к социальному и финансовому риску (например, человек, первым купивший телефон). ■ Первые потребители чаще всего становятся лидерами мнений (о них мы уже говорили), которые в большей степени включены и жизнь своего сообщества и обладают в нем сравнительно высоким статусом. ■ Раннее большинство относится к нововведениям с известной осторожностью. • Позднее большинство не скрывает своего скептического отношения к нововведениям. ■ Опаздывающие относятся к нововведениям с крайним недоверием и искренне удивляются тому, чем же были плохи печатные машинки и паровой двигатель? Однако все эти категории вместе с цифрами, указывающими на количество входящих в них людей, существуют лишь на бумаге. В реальной жизни процесс принятия нововведений является непрерывным, где один аттитюд к нововведению плавно переходит в другой. Кроме того, отдельные стадии могут не подчиняться этой строгой линейной последовательности. Некоторые из опаздывающих, например, могут в действительности отвергнуть продукт в то время, когда его принимают новаторы, и начать использовать его по прошествии времени, после значительного падения цен, как это обычно и происходит. И наоборот, некоторые из наиболее ярых новаторов могут охладеть к новому продукту по прошествии шести месяцев. Также важно заметить, что модель нормального распределения предполагает 100%-ное принятие нововведения населением. В действительности же так никогда не происходит, даже с телефонами, телевизорами и автомашинами в США (хотя они и достигли там практически абсолютного успеха). Еще меньше этот тезис соответствует ситуации с микроволновыми печами и видеомагнитофонами, не говоря уже о домашних компьютерах и предоставляемых населению услугах, таких как домашний доступ к банковскому счету и кабельное телевидение. Другими словами, некоторые коммерчески успешные нововведения в действительности отвергаются большей частью населения. Существенные отклонения от нормального распределения могут служить индикаторами, указывающими на размеры рынка для альтернативных товаров и услуг. Приведем небольшой пример: несмотря на то, что машин в США гораздо больше, чем домовладельцев, далеко не каждый житель Манхэттена (разумеется, психически здоровый) имеет свою машину. Следовательно, эти люди составляют рыночный сегмент для системы общественного транспорта; об этом же свидетельствует открытый маркетологами неприятный, но очевидный факт, что американская любовь к машинам уменьшается с каждым годом. Мне кажется, что наиболее важный вывод, вытекающий из модели кривой нормального распределения, состоит в том, что принятие нововведения — процесс, который развивается во времени и никогда не происходит быстро. Этот процесс неизбежно занимает гораздо больше времени, чем хотелось бы или на что рассчитывали бы производители, и слишком скорый уход с рынка некоторых продуктов, вероятно, объясняется отсутствием признания со стороны людей значительной части предлагаемых инноваций. Вопросы для обсуждения 1. В чем сущность концепции совокупного продукта? Какие из нее следуют выводы применительно к маркетингу нового продукта? 2. Какие факторы способствуют большей успешности продукта? Каким образом это соотносится с представлением о жизненном цикле продукта? 3. Как функционирует личностное влияние? Какие выводы из этого можно сделать производителю? 4. В чем различие между, а) непрерывной; б) динамически-непрерывной; в) дискретной диффузией? Приведите свой собственный пример для каждого типа. 5.Каким образом диффузия и принятие новых продуктов связаны
Вступление В части II мы сосредоточим наше внимание на потребительском поведении индивида; таким образом, мы сможем рассмотреть основные психологические процессы, присущие любому человеку в данном контексте. В главе 4 рассматривается вопрос о том, насколько следует доверять нашим ощущениям относительно товара. В главе 5 обсуждается, каким образом личностные особенности конкретного человека оказывают влияние на его покупки. Как мы узнаем, что нам нужно купить, обсуждается в главе 6. И наконец, ключевой вопрос главы 7 — почему мы покупаем именно то, что покупаем.
Часть 4 Date: 2015-06-06; view: 508; Нарушение авторских прав |