Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схемы наблюдений





Эти схемы действуют, как специфические линзы, помогая увидеть обычно незаметные детали и расширить возможности для развития мастерства. Научиться использовать их очень просто. Нужно только иметь в виду несколько моментов:

• Буква «П» обозначает вас, психотерапевта, или интервьюера, того, кто стремится развить свое мастерство.

• Буква «Д» обозначает другого человека, с которым ведется разговор, пациента или клиента, или интервьюируемого, или друга, который позволил использовать себя для выполнения задания.

• Многие схемы содержат сетку, чтобы можно было потом проследить наблюдения, сделанные на протяжении всей беседы. Когда это происходит именно так (это отражено на образце), каждая вертикальная линия соответствует реплике. Проставьте в рядах отметки, отражающие природу каждой реплики.

СЛУШАНИЕ                
РУКОВОДСТВО                      
ИНСТРУКТИРОВАНИЕ                        
ТРЕБОВАНИЕ                            
Ключевые слова                              

Некоторые схемы построены немного по-другому, но каждая содержит инструкцию, в которой объясняется, что нужно сделать. Место для ключевых слов используется для определенных слов, по которым можно определить, в какой момент разговора сделана запись.

Схема наблюдения 2.1: невербальная коммуникация

Вам следует наблюдать и за П, и за Д: поза, жесты, выражения лица, движения, даже тон голоса и скорость речи — короче, все, кроме слов и их значений. Посмотрите, что вы можете узнать об общении, которое возникло между этими двумя людьми — или о том, что мешает их искреннему общению.


Приложение

Ниже дано несколько вопросов, которые могут подсказать, за чем стоит наблюдать. Не ограничивайтесь ими, используйте собственную сензитивность и интуицию.

1. Последовательность движений или интеракций (например, когда один наклонялся вперед, другой тоже обычно наклонялся или, наоборот, отшатывался?).

2. Какие невербальные каналы в основном использовал каждый (например, руки, позу, изменения скорости речи)?

3. Была ли какая-нибудь тенденция у кого-либо (или у обоих) из собеседников (например, к другому, от него, сохранение неподвижности)?

4. Насколько вербальная коммуникация каждого собеседника соответствовала невербальной?

5. Если бы вы видели только беззвучную запись этого разговора, что бы вы могли о нем сказать?

©James F.T. Bugental, 1978

Схема наблюдения 2.2: уровень присутствия

Ответьте на следующие вопросы, сверяясь с соответствующим бланком.

1. Было ли то, что говорил П, ясным и понятным для Д?

Всегда____В основном____Наполовину____Изредка___Никогда___

2. Как вам кажется, П понимал то, что пытался сказать Д?

Всегда____В основном____Наполовину____Изредка___Никогда___

3. Отметьте наиболее глубокий уровень присутствия, достигнутый Д: Форм.____Поддерж. конт.____Станд.___Крит.___Интимн.____

4. Отметьте наиболее глубокий уровень присутствия, достигнутый П: Форм.____Поддерж. конт.____Станд.___Крит.___Интимн.____

5. Отметьте наиболее часто встречавшийся уровень присутствия Д: Форм.____Поддерж. конт.____Станд.___Крит.____Интимн.___

6. Отметьте наиболее часто встречавшийся уровень присутствия П: Форм.____Поддерж. конт.____Станд.____Крит.____Интимн.___

7. Как вам кажется, был ли Д действительно открыт и доступен? В осн.____До некот. ст.____По-разн.___Не очень___

Был блокирован своей ролью__

8. Как вам кажется, был ли П действительно открыт и доступен? В осн.____До некот. ст.____По-разн.____Не очень__

Был блокирован своей ролью__

9. Как вам кажется, хотел ли Д раскрыться, выразить себя?

В осн.____До некот. ст.____По-разн.___Не очень___

Был блокирован своей ролью__


274 Приложение

10. Как вам кажется, хотел ли П раскрыться, выразить себя? В осн.___До некот. ст.___По-разн.____Не очень___

Был блокирован своей ролью _

11. Испытывал ли Д желание выйти из разговора?


Часто___Время от времени____Иногда____Редко___Никогда__

12. Если Д испытывал желание выйти из разговора, П замечал это? Немедленно__

Замечал потом____Не похоже____Не могу сказать__

13. Если на 10-й вопрос ответ утвердительный, как П реагировал на это?

Предпринимал эффективные действия_____Была какая-то помощь____

Очевидно, игнорировал это_____Менял тему_____Тщетно пытался помочь_______

Другие______________________________________________

14. Каков был основной эмоциональный тон разговора? Просмотрите следующие примеры и используйте из них столько, сколько подходит к вашему случаю: Дружеский____Неровный, но неплохой___Легкий_____Напряженный_____Холодный_____С высоким уровнем контроля___С ощущением неловкости___Слишком

бойкий и гладкий____С ощущением дезорганизованности____П следовало лучше

слушать___Другие______________________________________________________■

©James F. Т. Bugental, 1980

Схема наблюдения 3.1: исследование субъективного

Каждый раз, когда П или Д что-нибудь говорят, отмечайте птичкой, на что, в основном, было направлено высказывание: на объективное (О), субъективное (С) или на то и другое сразу (О-С) (иногда такое бывает). Если неясно, на что, поставьте в клеточке (?).

П Д

  О О-С с ? Ключевые слова О О-С С ?  
                     
                     
                     
                     
                     

Пд

* О О-С с ? Ключевые слова О О-С с ?  
                     
                     
                     
                     
                     

©James F. Т. Bugental, 1982, с. 290


Приложение ___ ____ 275

Схема наблюдения 3.2: ответственность за ход интервью

Отметьте ответы, наилучшим образом описывающие способы, которыми П побуждает Д принять ответственность за продвижение в интервью или препятствует этому. Вы можете пометить больше одного, только поставьте двойной знак перед теми способами, которые использовались наиболее часто.

П побуждал Д принять ответственность посредством:

_____использования выжидательных пауз в соответствующие моменты.

_____использования прямого структурирования ситуации, обращенного к Д.

_____обращения, в основном, к слушанию и ведению.

_____невербального выражения ожидаемого отношения.

_____использования, в основном, широких вопросов.

_____частого использования параллельных и развивающих реплик.


_____(другое, поясните)_____________________________

(другое)_____________________________________________

(другое)_____________________________________________

П мешал Д принять ответственность посредством:

_____демонстрации нетерпения.

_____частых перебиваний Д.

_____частой смены тем.

_____использования множества узких фокусированных вопросов.

_____ведя себя бесстрастно, не реагируя на Д.

_____демонстрируя отвлеченность или занятость собственными мыслями.

_____слушая недостаточно заинтересованно

_____(другое, поясните)___________________________

(другое)_____________________________________________

(другое)_____________________________________________

Какие у вас есть предложения или наблюдения, которые могли бы помочь П повысить его/ее способность вовлекать Д в активные и ответственные действия?

©James F.T. Bugental, 1982

Схема наблюдения 3.3: распределение времени

Записывайте, сколько времени использует каждый говорящий. Используйте часы или считайте про себя («Один, двадцать один, два, двадцать один, три... и т. д.). Образец на иллюстрации.

©James F.T. Bugental, 1980








Date: 2015-06-06; view: 430; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию