Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Схемы наблюдений
Эти схемы действуют, как специфические линзы, помогая увидеть обычно незаметные детали и расширить возможности для развития мастерства. Научиться использовать их очень просто. Нужно только иметь в виду несколько моментов: • Буква «П» обозначает вас, психотерапевта, или интервьюера, того, кто стремится развить свое мастерство. • Буква «Д» обозначает другого человека, с которым ведется разговор, пациента или клиента, или интервьюируемого, или друга, который позволил использовать себя для выполнения задания. • Многие схемы содержат сетку, чтобы можно было потом проследить наблюдения, сделанные на протяжении всей беседы. Когда это происходит именно так (это отражено на образце), каждая вертикальная линия соответствует реплике. Проставьте в рядах отметки, отражающие природу каждой реплики.
Некоторые схемы построены немного по-другому, но каждая содержит инструкцию, в которой объясняется, что нужно сделать. Место для ключевых слов используется для определенных слов, по которым можно определить, в какой момент разговора сделана запись. Схема наблюдения 2.1: невербальная коммуникация Вам следует наблюдать и за П, и за Д: поза, жесты, выражения лица, движения, даже тон голоса и скорость речи — короче, все, кроме слов и их значений. Посмотрите, что вы можете узнать об общении, которое возникло между этими двумя людьми — или о том, что мешает их искреннему общению. Приложение Ниже дано несколько вопросов, которые могут подсказать, за чем стоит наблюдать. Не ограничивайтесь ими, используйте собственную сензитивность и интуицию. 1. Последовательность движений или интеракций (например, когда один наклонялся вперед, другой тоже обычно наклонялся или, наоборот, отшатывался?). 2. Какие невербальные каналы в основном использовал каждый (например, руки, позу, изменения скорости речи)? 3. Была ли какая-нибудь тенденция у кого-либо (или у обоих) из собеседников (например, к другому, от него, сохранение неподвижности)? 4. Насколько вербальная коммуникация каждого собеседника соответствовала невербальной? 5. Если бы вы видели только беззвучную запись этого разговора, что бы вы могли о нем сказать? ©James F.T. Bugental, 1978 Схема наблюдения 2.2: уровень присутствия Ответьте на следующие вопросы, сверяясь с соответствующим бланком. 1. Было ли то, что говорил П, ясным и понятным для Д? Всегда____В основном____Наполовину____Изредка___Никогда___ 2. Как вам кажется, П понимал то, что пытался сказать Д? Всегда____В основном____Наполовину____Изредка___Никогда___ 3. Отметьте наиболее глубокий уровень присутствия, достигнутый Д: Форм.____Поддерж. конт.____Станд.___Крит.___Интимн.____ 4. Отметьте наиболее глубокий уровень присутствия, достигнутый П: Форм.____Поддерж. конт.____Станд.___Крит.___Интимн.____ 5. Отметьте наиболее часто встречавшийся уровень присутствия Д: Форм.____Поддерж. конт.____Станд.___Крит.____Интимн.___ 6. Отметьте наиболее часто встречавшийся уровень присутствия П: Форм.____Поддерж. конт.____Станд.____Крит.____Интимн.___ 7. Как вам кажется, был ли Д действительно открыт и доступен? В осн.____До некот. ст.____По-разн.___Не очень___ Был блокирован своей ролью__ 8. Как вам кажется, был ли П действительно открыт и доступен? В осн.____До некот. ст.____По-разн.____Не очень__ Был блокирован своей ролью__ 9. Как вам кажется, хотел ли Д раскрыться, выразить себя? В осн.____До некот. ст.____По-разн.___Не очень___ Был блокирован своей ролью__ 274 Приложение 10. Как вам кажется, хотел ли П раскрыться, выразить себя? В осн.___До некот. ст.___По-разн.____Не очень___ Был блокирован своей ролью _ 11. Испытывал ли Д желание выйти из разговора? Часто___Время от времени____Иногда____Редко___Никогда__ 12. Если Д испытывал желание выйти из разговора, П замечал это? Немедленно__ Замечал потом____Не похоже____Не могу сказать__ 13. Если на 10-й вопрос ответ утвердительный, как П реагировал на это? Предпринимал эффективные действия_____Была какая-то помощь____ Очевидно, игнорировал это_____Менял тему_____Тщетно пытался помочь_______ Другие______________________________________________ 14. Каков был основной эмоциональный тон разговора? Просмотрите следующие примеры и используйте из них столько, сколько подходит к вашему случаю: Дружеский____Неровный, но неплохой___Легкий_____Напряженный_____Холодный_____С высоким уровнем контроля___С ощущением неловкости___Слишком бойкий и гладкий____С ощущением дезорганизованности____П следовало лучше слушать___Другие______________________________________________________■ ©James F. Т. Bugental, 1980 Схема наблюдения 3.1: исследование субъективного Каждый раз, когда П или Д что-нибудь говорят, отмечайте птичкой, на что, в основном, было направлено высказывание: на объективное (О), субъективное (С) или на то и другое сразу (О-С) (иногда такое бывает). Если неясно, на что, поставьте в клеточке (?). П Д
Пд
©James F. Т. Bugental, 1982, с. 290 Приложение ___ ____ 275 Схема наблюдения 3.2: ответственность за ход интервью Отметьте ответы, наилучшим образом описывающие способы, которыми П побуждает Д принять ответственность за продвижение в интервью или препятствует этому. Вы можете пометить больше одного, только поставьте двойной знак перед теми способами, которые использовались наиболее часто. П побуждал Д принять ответственность посредством: _____использования выжидательных пауз в соответствующие моменты. _____использования прямого структурирования ситуации, обращенного к Д. _____обращения, в основном, к слушанию и ведению. _____невербального выражения ожидаемого отношения. _____использования, в основном, широких вопросов. _____частого использования параллельных и развивающих реплик. _____(другое, поясните)_____________________________ (другое)_____________________________________________ (другое)_____________________________________________ П мешал Д принять ответственность посредством: _____демонстрации нетерпения. _____частых перебиваний Д. _____частой смены тем. _____использования множества узких фокусированных вопросов. _____ведя себя бесстрастно, не реагируя на Д. _____демонстрируя отвлеченность или занятость собственными мыслями. _____слушая недостаточно заинтересованно _____(другое, поясните)___________________________ (другое)_____________________________________________ (другое)_____________________________________________ Какие у вас есть предложения или наблюдения, которые могли бы помочь П повысить его/ее способность вовлекать Д в активные и ответственные действия? ©James F.T. Bugental, 1982 Схема наблюдения 3.3: распределение времени Записывайте, сколько времени использует каждый говорящий. Используйте часы или считайте про себя («Один, двадцать один, два, двадцать один, три... и т. д.). Образец на иллюстрации. ©James F.T. Bugental, 1980 Date: 2015-06-06; view: 430; Нарушение авторских прав |