Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел III: влияние на субъективное
Освоение материала в этом разделе по всем главам идет одинаково. Естественно, для каждой используются разные схемы наблрдения: 5.1 Параллелирование темы. 6.1 Параллелирование чувств. 7.1 Параллелирование рамок. 8.1 Параллелирование локуса. Поищите возможность использовать каждую схему в разных условиях, для разговоров, которые бы сильно различались. Целенаправленное подслушивание, записи разговоров и проигрывание ролей предоставят вам такую возможность. Упражнения А. Вернитесь к эпизодам 2.8 (с. 55-56) и 3.6 (с. 70-71). Просмотрите их, используя схемы наблюдения (одну за раз) и отмечая ответы психотерапевта и клиента разны- 268 Приложение ми цветами на одном бланке. Эпизод 2.8 представляет психотерапевта, поддерживающего исследование себя клиентом. Эпизод 3.6, наоборот, показывает, как психотерапевт бросает вызов сопротивлению клиента, его реакции на вмешательство. Оцените, как различие во взаимодействии отражается на процессе параллелирования. B. В отрывках интервью из этих глав помечены все четыре формы параллелирования. Выберите несколько и разметьте самостоятельно; а потом сравните ваши суждения с авторскими, как показано в III части приложения. Не ждите, что мы всегда будем полностью согласны, но отмечайте тенденцию любого последовательного расхождения. C. С другом проведите короткий отрывок интервью, в котором попытайтесь дать столько ответов в одном типе параллелирования, сколько будет возможно (например, все ответы «отклонение», или акцентирование исключительно чувств, или расширение рамок, или сосредоточение внимания на вас). В работе это редко бывает желательным, но интересно попытаться и увидеть, как это повлияет на вашего партнера. Глава 9: Соотношение объективации и субъективного Попросите друга позволить вам записать короткий отрывок разговора с ним. Пообещайте (и выполните свое обещание), что все, что будет сказано, останется между вами. Затем запишите ответы на один из следующих вопросов, который будет задан так, как я сейчас описываю. Когда начнется запись, скажите своему другу, что вы собираетесь задать один-единственный вопрос, но отвечать на этот вопрос он должен до тех пор, пока не ответит на него полностью. Также объясните, что вы хотите продолжать разговор минимум пять минут, и попросите его набраться терпения и продержаться все это время. Когда станет ясно, что ваш товарищ понял, что вы от него хотите, задавайте свой вопрос. После этого вам нужно делать две и только эти две вещи: • Когда ваш друг сделает паузу, просто скажите ему или ей спасибо и задайте свой вопрос снова. • Ограничьте свои реакции первой октавой межличностного давления (слушанием). Еще раз взгляните на рис. 4.2 (с. 80), чтобы еще раз проверить пределы своей активности. Продолжайте разговор, по крайней мере, пять минут по часам. Если ваш друг захочет остановиться раньше, постарайтесь уговорить его продолжать до тех пор, пока не закончится время. Для каждого человека выберите только один вопрос. Задавая вопрос, сделайте так, как здесь описано. Когда вы будете его произносить, не надо делать никаких специальных ударений, менять интонацию или ваш обычный темп речи. Обычный, непосредственный разговорный тон — вот что вам нужно. (Суть в том, чтобы сделать «стимул» нейтральным, чтобы ваш товарищ мог сделать с ним все, что ему захочется.) «Кто ты?» «Куда ты идешь?» «Чего ты хочешь?» Приложение 269 Если есть возможность, желательно повторить эксперимент еще с одним или несколькими друзьями (из тех, кто не слышал предыдущего интервью). Вы можете использовать тот же вопрос или другой, если хотите. Изучение результатов. Используя схему наблюдения 9.1 и записи разговоров, поместите каждый из пяти первых ответов вашего товарища в один из отделов шкалы объективации/субъективности. Затем забегите вперед, примерно на середину интервью, и оцените еще пять ответов. Наконец, сделайте то же самое с пятью последними ответами, перед окончанием беседы. Конечно, вы можете использовать больше пяти ответов в каждой точке, — чем больше ответов вы оцените, тем больше у вас будет материала для работы. • Какую тенденцию можно увидеть, по мере продвижения по шкале? • Были ли точки, в которых работа углублялась, а затем снова становилась более поверхностной? • Что казалось особенно полезным для углубления взаимодействия? • Что мешало углубиться? • Как этот опыт воздействовал на вашего друга эмоционально? • Как это воздействовало на вас? • Как это повлияло на ваши чувства друг к другу? Глава 11: Забота: источник силы и направляющий фактор Это — возможность заняться направленным исследованием собственной субъективности. Совершенно не обязательно показывать результаты этих упражнений кому бы то ни было, и я бы рекомендовал, чтобы сейчас вы этого не делали. Таким образом, вы можете искренне принять это приглашение быть совершенно открытыми. Ниже вы найдете серию вопросов. Если возможно, используйте магнитофон, если нет, — запишите свои ответы на эти вопросы. Отвечайте настолько полно и подробно, насколько необходимо, чтобы действительно выразить ваши мысли и чувства. Если же вы предложите обобщенное утверждение, постарайтесь дополнить его одним-дву-мя примерами. Будет лучше, если вы не станете заглядывать вперед, в предложения по анализу ваших ответов, до тех пор, пока не закончите отвечать на вопросы. Если вы не можете удержаться, это не разрушит упражнение совсем, но, возможно, даст вам меньше информации о вас самих. (Конечно, если вы не можете сдержаться, это тоже может вам кое о чем рассказать.) Организация условий. Когда вы соберетесь делать это упражнение, было бы неплохо освободить примерно час времени, когда вас не будут беспокоить и прерывать. Затем сядьте поудобнее. Несколько минут потратьте на то, чтобы, по возможности, сосредоточиться, оставить на время все другие дела. Затем начинайте с первого вопроса и работайте дальше. 1. Каким вы кажетесь тем, кто знает вас достаточно хорошо? (Но не вашим близким друзьям и родным.) 270 Приложение 2. Довольны ли вы тем, как идет сейчас ваша жизнь? 3. Что вы откладываете на потом? Что вы собираетесь сделать в будущем, из того, что вы должны или могли бы сделать сейчас? А. Какова ваша самая сокровенная фантазия относительно себя самого? 5. Если все будет идти хорошо, как бы вы хотели, чтобы ваша жизнь изменилась через пять лет? 6. Как долго вы стараетесь стать психотерапевтом И как долго, по-вашему, вам необходимо будет вкладываться в это в будущем? 7. Какая ситуация могла бы заставить вас серьезно задуматься о том, чтобы убить кого-нибудь? 8. Как вам кажется, что является наиболее вероятным невротическим элементом вашей натуры? 9. Если бы у вас начался психоз (вы сошли бы с ума), как вы думаете, какую форму он бы принял? 10. Если бы у вас была возможность произвести только одно изменение в природе всех человеческих существ, что бы это было? (Избегайте чрезмерных обобщений; держитесь чего-нибудь простого и непосредственного.) Изучение результатов. Когда у вас выйдет время или вы закончите отвечать (отведите себе достаточно времени, чтобы поработать как следует), отложите эти вопросы, по крайней мере, на 24 часа. Надо подойти к ним со свежим взглядом. Теперь прочитайте каждый вопрос и свой ответ на него. Держите поблизости блокнот или диктофон. Поразмышляйте над тем, что вы сказали. Может быть, сейчас вы хотели бы что-то сказать иначе? Удивили ли вас некоторые ответы? Смутили? Были особенно приятны? Теперь вернитесь к четырем аспектам заботы психотерапевта: потребности, видению, присутствию и сензитивности. Если бы эти ответы исходили от вашего клиента, смогли бы вы почувствовать свою заботу по поводу этого клиента в полной мере? Если бы вы были клиентом и это были ответы вашего психотерапевта, что бы вы чувствовали к нему или к ней? Наконец, вы можете захотеть взглянуть на свои ответы с точки зрения заботы клиента. Насколько ваши ответы демонстрируют мобилизованную и фокусированную заботу клиента? Способны ли вы показать самому себе любую свою боль? (У нас у всех она есть, так что не вините себя за это.) Как у вас насчет надежды на себя? Вы действительно готовы взять на себя ответственность за свои проявления? Или вы считаете, что все это появилось лишь благодаря вопросам, или мне, или еще чему-то; или вы, все же, смотрите еще и внутрь себя? Заметьте: если вы сделали это упражнение серьезно и пришли к некоторым проблемам, вы оказали себе и своим клиентам настоящую услугу. Если вы легко перепрыгнули его — что ж.... Глава 12: Интенциональность и воодушевленность Еще одно интроспективное упражнение. Пока вы его будете делать, вы можете обнаружить черты сходства, между тем, что вы делали, отвечая на вопросы упражнения в главе 11, и тем материалом, с которым вы будете иметь дело сейчас. Это вполне приемлемо и даже приветствуется. Извлеките пользу из этих связей, так как они указывают на важные процессы в вас самих. Приложение 271 Цели упражнения. Многие считают, что хорошо знают свои собственные намерения и что только внешние обстоятельства могут помешать надлежащим образом актуализировать большинство наших побуждений. В некотором смысле, это, скорее всего, верно, но верно и то, что действительно беспристрастное исследование наших собственных внутренних поисков часто выявляет способы, которыми мы блокируем себя. Это упражнение показывает, как можно взглянуть на это изнутри, но не имеет никакой магической силы. То, что вы получите в результате, будет непосредственным следствием того, что вы вложили туда от себя, ваших искренних надежд и страхов, предвидений и опасений. Помните о лозунге пользователей компьютеров — «мусор на входе — мусор и на выходе». Сбор информации. В процессе сбора информации о ваших интенциях вам нужно пройти три ступени. Делайте каждый шаг спонтанно и в обстоятельствах, которые дают вам максимум возможностей без помех работать глубоко внутри себя. Сейчас вы узнаете, что это такое и не нужно больше инструкций. 1. Вспомните свою прошлую неделю и подумайте, как вы использовали эти 168 часов. Используйте ту самую прошлую неделю, которая была, а не гипотетическую «лучшую», «наиболее типичную» или какую-нибудь другую неделю. Если хотите, вы можете сделать и так, но нам нужно то, что вы действительно делали. Распределите эти 168 часов между всеми вашими делами. 2. А теперь вообразите себе идеальную жизнь, точно такой, какую вы хотели бы, если бы все ваши мечты разом стали реальностью. Разделите 168 часов недели этой идеальной жизни. 3. Наконец, — как можно более реалистично, — подумайте о том, что бы вы хотели сделать в следующем году. Что вы надеетесь сделать, испытать или существенно изменить за год, начиная с сегодняшнего дня? Когда вы напишите свои ответы на эти три вопроса, отложите их, по крайней мере, на 24 часа. Дайте им возможность отстояться. Изучение информации. Прочитайте свой ответ на третий вопрос — ваши реальные надежды на следующий год. Попытайтесь отыскать и записать от пяти до десяти совершенно ясных, конкретных целей, которые вы ставите в своей жизни. Затем просмотрите последовательность интенциональности (табл. 12.1 на с. 219) и решите, в какой точке этой последовательности расположена каждая интенция, которую вы определили. Наверное, самым удобным для вас будет, если вы сгруппируете их так, чтобы интенции были подписаны под каждым шагом — «желание, хотение, воля, действие, актуализация». Теперь взгляните на эти группы и поразмышляйте об их отношении к «воротам», которые нужно пройти ради актуализации этих целей (см. табл. 12.2 на с. 221). Есть ли сходства в том, что вам необходимо сделать? Можно ли найти способ усилить одни интенции с помощью других? Может быть, какие-либо интенции находятся в конфликте? Какую помощь могло бы оказать выделение приоритетных интенций? Теперь вернемся к вашей реальной неделе (первый вопрос): прямо взглянув на неприглядное зрелище того, как в действительности идет ваша жизнь, оцените pea- Date: 2015-06-06; view: 496; Нарушение авторских прав |