Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Параллелирование рамок. Смена объектива
* Обращение к рамкам, в которых что-то говорится, дает возможность «менять объектив» в процессе разговора. Точно так же как телетрансляция футбольного матча становится более эффективной при использовании телеобъектива с переменным фокусом, наша беседа неизмеримо выигрывает от умелого изменения степени обобщенности или конкретности рассмотрения темы. Некоторые психотерапевты не представляют себе, какую мощную поддержку в их работе может оказать использование Глава 7. Параллелирование рамок 123 этого параметра. Привычные способы ведения разговора делают их слишком зависимыми от обобщенного «широкоугольного» взгляда или от привязанного к деталям «фотографического» подхода. Конечно, многие психотерапевты работают, в основном, на средних планах, что дает преимущество некоторого баланса, но так они, скорее всего, упустят перспективы, которые может дать хорошо отрегулированный широкий взгляд на проблему, или не воспользуются выгодами детального рассмотрения вопроса. Привлечение к работе сменного объектива Виртуозные психотерапевты используют параллелирование рамок как удобный инструмент для достижения своих целей. Вот несколько обычных примеров из клинической практики, в которых его применение особенно полезно. • Более глубокое понимание «жалобы» клиента достигается, когда мы рассматриваем ее в контексте ситуации в целом или когда переходим на конкретные примеры. • Мы добиваемся большей эмоциональной вовлеченности, побуждая клиента очень подробно описывать эмоционально нагруженное переживание, которое он описывает абстрактно. • Мы исследуем блокировки или сопротивление, побуждая клиента поближе познакомиться с тем, что его останавливает, а не пытаться их проскочить. • Мы изучаем значимые для клиента события его жизни, чтобы больше узнать об их личностном и менее осознаваемом значении. • Мы стараемся убедиться, что клиент действительно понял паши предложения и инструкции — на время сессии или для использования за пределами кабинета — и что у него есть мотивация им следовать. • Мы исследуем те вопросы, информацию о которых клиент — осознанно или неосознанно — может захотеть скрыть или представить искаженно. В каждом из этих случаев психотерапевту стоит рассмотреть содержание на нескольких уровнях обобщенности или конкретности, не удовлетворяясь содержанием, видным лишь в одном ракурсе. В каждом таком случае подразумевается, что клиент обладает большей информацией или другим субъективным материалом (например, отношением, эмоциями, неосознаваемыми ассоциациями), чем может содержаться в любом отдельном высказывании. Эффект смены объектива или смены рамок, поможет клиенту получить доступ к этому материалу и вытащить на поверхность его содержание. Эпизод 7.1А Клиент — Даррелл Бенедикт, психотерапевт — Джин Маршалл К-31. Меня это беспокоит уже несколько месяцев, и мне необходимо хотя бы небольшое облегчение. Я просто этого больше не вынесу. П-31. Ты уже чувствуешь себя под бременем всех этих тревог, а они все не уходят, да? [параллель] К-32. Да. Похоже, они просто все время за мной гонятся, не дают мне ни минуты покоя. |параллель] Раздел III. Влияние на субъективное П-32А. Расскажи мне побольше об этих мыслях, которые не оставляют тебя в покое. [сужение] К-ЗЗА. Это что-то вроде тревожных, беспокойных мыслей. Я чувствую себя так, будто со мной должно случиться что-то плохое... а может быть, уже случилось. [сужение] П-ЗЗА. А что именно? [сужение] К-34А. Ох, как будто (пауза)... ну, как будто у меня был бы рак, или какая-то другая жуткая болезнь — СПИД или что-то наподобие, — или я потерял бы работу, или попал в аварию, или что-то еще. [сужение] (Отметьте: эти несколько реплик, весьма вероятно, являются частью целого ряда, который в реальной сессии был бы, по крайней мере, в десять раз длиннее. Здесь, для иллюстрации основной схемы разворачивания жалобы, они приведены в сжатой форме.) Так как это часто бывает полезно, психотерапевт начинает с того, что остается в параллели с клиентом (П-31 А). Затем она мягко (П-32 А) слегка сдвигает рамку, чтобы побудить клиента опуститься с неопределенного, обобщенного уровня (К-31). В следующей реплике (П-ЗЗА) психотерапевт уже заметно сужает рамки, стараясь больше узнать о тревожных мыслях. В результате появляется упоминание о СПИДе, предполагающее другую возможную линию исследования. Расширение рамок. Иногда полезно раздвинуть рамки, чтобы в общей картине выявились связи, которые иначе увидеть нельзя. Можно проиллюстрировать это, используя те же первые реплики, но при последующем расширении рамок психотерапевтом (начиная с П-32Б). Эпизод 7.1Б К-31. Меня это беспокоит уже несколько месяцев, и мне необходимо хотя бы небольшое облегчение. Я просто этого больше не вынесу. П-31. Ты чувствуешь себя под бременем всех этих тревог, а они все не уходят, да? [параллель] К-32. Да. Похоже, они просто все время за мной гонятся, не дают мне ни минуты покоя. [параллель] П-32Б. А что ты думаешь об этой ситуации, об этих мыслях и тревогах и обо всем, что тебя сейчас мучает? [расширение] К-ЗЗБ. Ой, не знаю. (Задумался.) Я думаю, что это началось где-то с прошлого Дня благодарения, но я не уверен. [сужение] П-ЗЗБ. А ты можешь вспомнить что-нибудь еще, что происходило в твоей жизни примерно в это время? [расширение] К-34Б. Ничего необычного, ничего такого, о чем бы я мог думать. Нет, я так не думаю. [параллель] П-34Б. Не торопись, Даррелл. Дай себе еще немного времени. Как у тебя шли дела прошлой осенью и в начале зимы? Как ты провел День благодарения? Что ты можешь об этом вспомнить? [расширение] К-35Б (после короткой паузы). Нет, ничего, ничего особенного. Мы провели День благодарения с родителями моей жены, все было очень мило... мне кажется. А потом, в Рождество, мы собрались все вместе, мой брат и его семья, и... Нет, все было совсем как обычно. [сужение] Снова психотерапевт начинает с параллелирования (П-31), но затем старается расширить рамки, очень обобщенно расспрашивая клиента о его мыслях (П-32Б). Ответ непонятный (К-32Б), но психотерапевт, интуитивно чувствуя, что все, что бы Date: 2015-06-06; view: 384; Нарушение авторских прав |