Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел II. Базовое искусство ведения беседы. ДЕТИ: Имена Пол Возраст Школа и класс Живет с вами?
ДЕТИ: Имена Пол Возраст Школа и класс Живет с вами? ГЛАВНЫЕ ЛЮДИ в вашей жизни: Имя Возраст Образование Профессия Доп. инф. (напр., состояние здоропья) Отец_______________________________________________________________________________ Мать_______________________________________________________________________________ Сестры_____________________________________________________________________________ Братья______________________________________________________________________________ Супруг_____________________________________________________________________________ Другие_______________________________________________________________________________ важные_____________________________________________________________________________ люди_______________________________________________________________________________ в вашей_____________________________________________________________________________ жизни_______________________________________________________________________________ Поставьте букву «С» («соседи») около имени того человека, который живет там же, где и вы. Укажите дату смерти для тех, кто скончался. ДЕТСТВО Ваши родители когда-нибудь жили отдельно друг от друга?______________________________ Если да, то как долго?_________________________________________________________________ В каком возрасте?_______________С кем вы тогда оставались?____________________________ Жили ли вы когда-нибудь с кем-нибудь еще, кроме своих родителей, когда были ребенком? _______________________С кем?______________________________________________________ Сколько вам было тогда лет?__________________________________________________________ ВАШ ВРАЧ____________Адрес_________Почтовый индекс ______Телефон____________ Дата последней консультации________________Последний осмотр _______________________ Принимаете ли лекарства, какие?______________________________________________________ БЛИЖАЙШИЕ РОДСТВЕННИКИ Город_____________________ Страна__________________Почтовый индекс_______________ ПРЕДЫДУЩИЕ ОБРАЩЕНИЯ К ПСИХОЛОГАМ ИЛИ ПСИХОТЕРАПЕВТАМ Имена Специальность Город Сроки Частота Инд./Гр. Какова основная причина, которая вас привела к нам?_______________________________________________________________________________ Кто вас направил? Отношения:_______________________________________________________________________________ Глава 3. Присутствие психотерапевта и альянс СТРАХОВКА Оплачивается ли ваше посещение страховкой или какой-либо другой «третьей стороной»? Да_________Нет________________Пока не знаю______________________ Если вы ответили «Да» или «Пока не знаю», сообщите, пожалуйста, следующую информацию Групповой полис:________________Индивидуальный______________________ Страховая компания_________________________________Полис №______________________ КОММЕНТАРИИ: (Пожалуйста, запишите здесь любую информацию о вас или о вашей страховке, которую вы считаете полезной для нас.) Эпизод 3.1 Клиент — Том Фрид, психотерапевт — Гвен Блэк П-1. Том, у нас было несколько сессий, чтобы узнать друг друга и поговорить о некоторых деталях. Теперь мы готовы перейти собственно к работе, и я хочу рассказать вам, как это будет выглядеть. Возможно, этот способ работы вам незнаком, но время доказало, что обычно он хорошо работает. К-1. Я согласен. Что мы будем делать? П-2. Я хочу, чтобы вы рассказали мне о себе. Расскажите мне побольше о том, что привело вас в психотерапию, о том, что вас заботит, о чем вы думаете, о том, какой была ваша жизнь раньше, и о том, чего вы хотите для себя в будущем. То, что я перечислила, не список, которому вы должны следовать, — это просто пример. В основном, расскажите мне о том, что вас заботит, что для вас важно и все, о чем вы думаете, что можете обнаружить у себя внутри по поводу важных для вас вещей. К-2. Ну, это почти то же самое, что я делал до сих пор, правда? П-3. Вроде того, но есть одно важное отличие. До сих пор вы, в основном, рассказывали мне то, что вы уже знаете, то, о чем вы уже думали раньше. Теперь я хочу, чтобы вы постарались открыть в себе нечто большее касательно своих забот. Есть еще одно отличие, — я не буду спорить с вами и не буду вас подталкивать, как мы это делаем сейчас и как люди обычно делают за переделами этого кабинета. Вместо этого я бы хотела, чтобы вы сами думали, чувствовали и находили что-то внутри себя почти без моего вмешательства. Иногда я буду что-то говорить, — возможно, даже много, — но вы просто описывайте, что обнаруживаете внутри себя, не дожидаясь моей реплики. К-3. Хм! Не знаю, смогу ли я так. В смысле: я думаю, что уже рассказал вам почти все, что я знаю о том, что меня достает. Мне бы очень помогло, если бы вы задавали какие-то вопросы. П-4. Конечно, я знаю, что вам так кажется, Том, но на самом деле, вы увидите, что сможете рассказать мне гораздо больше того, что уже рассказали. А я буду иногда задавать вопросы, но для вас действительно важно попытаться идти все время от себя. Если я буду слишком активна, то, скорее всего, помешаю вам, когда вы будете смотреть в себя. К-4. Да нет, док, вы мне не помешаете, а, скорее, поможете. П-5. Я вижу, что вы так это чувствуете, и это нормально. Давайте теперь просто попробуем и посмотрим, что получится. К-5. Да... ну ладно, посмотрим. У меня нет никаких мыслей о том, с чего бы начать. Может быть, вы поможете мне начать? П-6. Конечно. Почему бы вам не рассказать мне все, что придет в голову о том, какой была ваша жизнь в последние два-три месяца, когда эта проблема так усилилась? К-6. Да-а. Ну, как я уже говорил когда-то, это был чистый ад. Вот что это было. Мне кажется, я не мог... Раздел II. Базовое искусство ведения беседы В этом примере Том — очень типичный клиент-новичок, который с трудом усваивает идею именно такого способа работы. Время от времени психотерапевту нужно будет помогать ему, задавая широкие вопросы, а может быть, даже реструктурируя ход работы. Однако общее структурирование (П-2 и П-3) создает точки отсчета, к которым можно будет часто возвращаться до тех пор, пока постепенно этот способ использовать психотерапевтические возможности не станет привычным. К-11. Забавно, что вы здесь сидите и ничего не говорите, пока я несу этот бред. П-11. Я знаю, что такое общение сильно отличается от тех разговоров, к которым вы привыкли, и от того, как большинство из нас разговаривают за пределами этого кабинета. Конечно, психотерапевтический разговор очень отличается от разговоров вообще. Вы помните, я говорила, что это будет именно так и что понадобится время, чтобы привыкнуть, но вы все делаете просто прекрасно. Просто расслабьтесь и смотрите, что приходит вам в голову, когда вы думаете о своей жизни в последние дни. В случае, когда такое привыкание не возникает, психотерапевт должен осознавать, что встретился с сильным сопротивлением. Тогда ему нужно перейти к работе с сопротивлением в любой привычной ему манере (см., например, главу 10). Делать явным то, что демонстрируется клиентом, но пока им не осознается Обычное в психотерапии явление, которое удивляет всех новичков-психотерапевтов, состоит в том, что клиент может невербально очень ярко демонстрировать чувства и совершенно не осознавать эти эмоции. Есть старая шутка про холерика, который, весь красный, сжимая кулаки, гневно кричит: «Кто волнуется? Я? Нет, черт меня побери!» Так это явление отражается в обыденном сознании. Если то, что ярко проявляется клиентом, но пока еще им не вербализуется, в нейтральной форме проговорить для клиента в подходящий момент, то это может стать очень могущественным психотерапевтическим средством. Эпизод 3.2 К-А. Я пытался снова и снова, но... О Господи, это все та же старая история, опять и опять, но я все там же; пока... П-А. Ты устал от этих повторений, но у тебя нет выхода. К-Б (с глубоким вздохом). Ты это знаешь! (Пауза.) Черт побери, хорошо, что кто-то это услышал наконец. Время и форма высказываний здесь принципиально важны. Они будут максимально эффективны в том случае, если будут тесно связаны с потоком внутренних переживаний клиента в данный момент. Сказать тому самому холерику: «Ты действительно сердишься» или: «Да, ты действительно очень взволнован» — значит упустить из виду его переживания и вызвать спор. Сравните с такими высказываниями следующий отрывок. Эпизод 3.3 К-А. Кто волнуется? (Гневно, лицо красное, тело напряжено.) Я? Нет, черт меня побери! Глава 3. Присутствие психотерапевта и альянс 67 П-А. Ты хочешь, чтобы я поверил, что ты не волнуешься. К-Б (горячо). Конечно, да. Бесполезно..". П-Б (мягко прерывая). И ты кричишь это мне, чтобы я и не думал, что ты волнуешься. К-В (испуганно). Уфф! Да (пауза), да, наверное, да. Хмм, может быть, я разошелся больше, чем осознавал. П-В. Иногда с нами такое бывает. Дело в том, что эти проявления были не просто возбуждением или гневом. Это было неосознанностью. Если мы делаем явной только часть переживаний клиента (возбуждение, волнение), то нередко это приводит к тому, что человек чувствует, что его не понимают и, возможно, ругают. Еще один пример взят из первого интервью с женщиной, которая настаивала на срочной встрече, потому что испытывала отчаянье, только что узнав об измене мужа. Эпизод 3 Л1 Клиентка — Дженифер Стоддерт, психотерапевт — Джеймс Быодженталь (Дженифер уже некоторое время говорила о фактах, давая безличную информацию, но, в конце концов я прервал ее.) П-1. Почему бы вам не позволить себе высказываться так, как это происходит в ваших мыслях, а потом уже, по мере продвижения, мы могли бы выяснить детали? К-1. Хорошо. (Пауза, успокаивает дыхание, усаживается.) Ладно (пауза). Я думаю, что собираюсь убить своего мужа. (Сидит прямо, затаив дыхание.) П-2 (спокойно, мягко). После того как вы сказали мне об этом, у вас должны появиться еще какие-то мысли об этом. К-2. Да. Но если я его не убью, я должна с ним развестись. А если я это сделаю, то убью себя. П-3. Это тяжелый выбор. Задержитесь на этом и просто расскажите мне. (Голос спокойный, нейтральный.) К-3. Ну, я попытаюсь... Будет легче, если вы зададите мне вопросы, так чтобы я могла дать вам информацию, которая вам нужна. П-4. Когда вы сказали «информацию, которая вам нужна», что вы имели в виду? Что вы хотите, чтобы я сделал? К-4. Помогли мне, конечно. П-5. Помочь вам в чем? К-5. Чтобы я не убила своего мужа! Ох! (Начинает плакать, резко, коротко всхлипывая.) П-6. Похоже, вас очень удивило то, что вы так сильно не хотите его убивать. Рассматривая этот обмен репликами в целом, мы видим, как постепенно явным Делается то, что до этого момента только подразумевалось. Действовать таким образом — значит продвигать вперед всю психотерапию; в данном конкретном случае это значит еще и развивать в клиенте готовность заключить «контракт о ненасилии». Психотерапевт использует первоначальный ответ (П-2), который готовит почву, подво-Дя к неосознаваемому стремлению не убивать мужа. Пока еще очевидно, что клиентка не готова полностью осознать эту часть своих чувств (К-2). Необходимо помочь ей глубже погрузиться в эти чувства (П-3), а затем убедиться в ее готовности (П-4). Ее ответ (К-4) все еще двусмысленный, но так как она не делает попыток уйти, психоте- Этот отрывок взят из описания моей работы с Дженифер — Bugental, 1976, р. 56-100. — Примеч. авт. 68 Раздел II. Базовое искусство ведения беседы рапевт (Т-5) поддерживает ее самораскрытие (К-5), а затем (П-6) подтверждает осознание. Проникновение в субъективное Только что рассмотренные ответы психотерапевта — хороший пример того, как можно усилить проникновение в субъективное. Когда мы таким образом обращаемся с тем, что пока еще скрыто от осознания клиентом, мы поднимаем на поверхность часть внутренней жизни клиента. Естественно, все это можно делать и по-другому. Ниже приводятся четыре ответа на одно и то же высказывание клиента; отметим, как по-разному они повлияют на то, что скажет клиент дальше. Эпизод 3.5 К-1. Они все время отпускают в мой адрес мерзкие шуточки, и я могу настолько обезуметь, что готов сказать им все, что я о них думаю прямо в лицо (пауза, лицо меняется). Но я боюсь того, что может случиться, если я это сделаю. П-А1. Что они говорят о вас? П-Б1. Они вас просто с ума сводят, не так ли? П-В1. Что бы вы хотели им сказать? П-Г1. Вам страшно, когда вы думаете о том, чтобы все им высказать. Первый ответ (П-А1) затрагивает переживание, которым озабочен клиент, только поверхностно. Он обращен лишь к объективному (предположительно) отчету о том, что говорят другие люди. На первый взгляд, второй ответ (П-Б1) более субъективен, так как в нем говорится о чувствах, но, заметьте, что фактически он тоже объективен, так как чувства, к которым он обращен, — в прошлом. Даже в том случае, если это было всего минуту назад и чувства можно воскресить, сейчас в субъективном присутствуют другие чувства. Момент для вопроса об импульсивном желании клиента ответить (П-В1) тоже уже прошел. Только последний ответ психотерапевта (П-Г1) направлен прямо на поиск контакта с непосредственным субъективным. Проявление истинного субъективного почти всегда имеет следующие характерные черты: • первое лицо; • настоящее время; • привносятся чувства; • присутствует интенциональность, направленность; • содержание соответствует непосредственному переживанию; • при выражении чувств и ощущений используется меньше вводных слов и определений; • меньше абстрактного, больше конкретного. Если в ответах клиента некоторые из этих характеристик отсутствуют, то это может служить показателем того, что клиент себя объективирует, и очень вероятно, что ему нужно помочь сконцентрироваться и перейти на более глубокий уровень. Такую помощь можно обеспечить, указывая клиенту на отсутствие в его словах этих характерных моментов. Для иллюстрации этого, давайте проследим за тем же самым разговором, представив себе, что психотерапевт ответил репликой П-Г1. Чтобы легче Глава 3. Присутствие психотерапевта и альянс было почувствовать развитие разговора, еще раз начнем с первоначального высказывания клиента. Эпизод 3.5 (продолжение) К-1. Они все время отпускают в мой адрес мерзкие шуточки, и я могу настолько обезуметь, что готов сказать им все, что я о них думаю прямо в лицо (пауза, лицо меняется). Но я боюсь того, что может случиться, если я это сделаю П-Г1. Вам страшно, когда вы думаете о том, чтобы все им высказать. К-Г2. Конечно, а вам бы не было страшно? П-Г2. Нам нужно сосредоточиться на том, что вы чувствуете. К-ГЗ. Ладно, да, я чувствую какую-то нерешительность. То есть никогда не знаешь, что будут делать некоторые люди. П-ГЗ. «Какую-то» — звучит как будто вы не уверены. К-Г4. Ой, ну мне так кажется. То есть я, правда, чувствую нерешительность, но не знаю, что мне следует делать. П-Г4. Я прямо сейчас чувствую вашу нерешительность — когда вы думаете об этом, вы начинаете использовать слова «какую-то», «мне так кажется». На что похоже то, что происходит у вас внутри прямо сейчас? К-Г5. Когда вы на меня так вот давите, я могу прямо сейчас почувствовать, как на меня накатывает испуг, а я не хочу этого чувствовать. Посмотрим, как отражается в речи клиента отсутствие субъективности: он переключается на высказывания во втором лице (К-Г2), предположив необходимость такой защиты. Этот уход еще заметнее в следующей реплике (К-ГЗ), когда он абстрагируется от живой ситуации («некоторые люди») и использует вводные слова («какую-то» и «то есть»), которые в полной мере отражают его колебания. Здесь психотерапевт работает непосредственно с сопротивлением клиента, выделяя и возвращая признаки его субъективных переживаний (П-Г2 и -ГЗ). После того как клиент, даже несмотря на то что ему потребовалось еще одно такое выражение, соприкасается со своими чувствами (К-Г4), психотерапевт делает конфронтацию более непосредственной (Т-Г4). В результате клиент «здесь и теперь» осознает свой страх (К-Г5) и свое сопротивление тому, чтобы посмотреть страху в лицо. Возможное раздражение в адрес психотерапевта — хороший признак того, что клиент больше включается в процесс, и оно может быть использовано как отправная точка для дальнейшей работы в данный момент или позже. Поддержание непрерывности Опытные психотерапевты понимают, насколько важно придерживаться обсуждаемой темы или переживаний и не позволять разговору и его процессуальным параметрам «расползаться». Обычно после вводного момента в сессии (который может занимать меньше минуты, а может, для большинства клиентов, — и десять-пятнадцать минут) стоит определить основную тему1. Этой темы нужно некоторое время придерживаться. Такой темой может стать забота, которую клиент в данный момент осознает наиболее полно, чувства, которые требуют выражения и проработки, проблема, на ко- 1 Понятие «доминантная эмоциональная тема» обсуждается и иллюстрируется в: Bugental, 1981, р. 111-114. -Примеч. αβτη. 70 Раздел II. Базовое искусство ведения беседы торой в течение нескольких сессий может быть сосредоточено внимание, или паттерн сопротивления, который психотерапевт считает готовым для дальнейшего анализа. Примеры тем, которые мы обсуждали с клиентами, могут пояснить это положение. Недавно клиентка1 осознала свою потребность нравиться всем и каждому; сегодня я отражаю и подчеркиваю эту ее черту всякий раз, когда она проявляется в ее отношениях ко мне или другим. Я снова и снова показываю клиенту2, что он постоянно использует множество выражений, туманных и размывающих смысл, и обобщений, которые не дают понять его актуальные внутренние переживания. Клиентка раздражается на меня за то, что я советую ей проводить время вне офиса, она лишь намекает на эти чувства; я постоянно подчеркиваю ее увертки. В конце предыдущей сессии клиент объявил, что ему нужно сократить наши встречи до одного раза в неделю. Сегодня я начинаю сессию с проверки этого решения и упоминаю о том, что он ждал до самого конца сессии, чтобы объявить о нем. Он пытается все быстренько объяснить и перейти к другим вопросам. Я не даю себя сбить. Давайте, посмотрим, как будет идти разговор в последнем примере. Эпизод 3.6 Клиент — Дэйв Снайдер, психотерапевт — Джеймс Бъюдженталъ П-1. Ясно, что ты чувствуешь себя неудобно из-за твоего желания сократить встречи до одного раза в неделю. К-1. Ну, конечно, мне это не нравится. У меня просто нет выбора. Нет возможности проводить здесь столько времени. П-2. У тебя нет выбора? К-2. Действительно, нет. Просто столько работы вдруг свалилось, да и боссу не нравится, что меня так долго не бывает. В общем, я хочу рассказать тебе, что мы с Дженис вчера вечером опять поругались. L о. Ты опять уходишь от того, что происходит с твоими обязательствами по отношению к психотерапии и к своей жизни. К-3. Ой, ну брось! Не в этом дело. Я бы каждый день здесь бывал, если бы имел возможность и если... П-4. Дэйв, ты всерьез настроен воспринимать это как мелочь, как что-то, на что ты не хочешь обращать внимания. Со мной это не пройдет. Я думаю, что происходит что-то более серьезное. К-4. Я думал рассказать тебе про изменение в распорядке гораздо раньше, но мы начали с чего-то другого, а потом мне все никак не удавалось найти момент. П-5. Это звучит так, как будто тебя поймали на чем-то нехорошем, и тебе нужно извиниться. К-5. Да нет. И вообще — это не то, о чем я хотел сегодня с тобой поговорить. П-6. Ого! Да ты на самом деле намерен выкинуть все это вон, не так ли? К-6. Нет, нет. (Легкомысленно.) Было бы здорово, если бы ты еще что-нибудь сказал по этому поводу. 1 Примеры из этой работы даны в: Bugental, 1976. — Примеч. авт. 2 Это был случай Эрика (Bugental, 1986). — Примеч. авт. Глава 3. Присутствие психотерапевта и альянс 71 П-7. Дэйв, получается, как будто это моя психотерапия или моя жизнь, а не твоя. К-7. Ну конечно, это важно, но я не могу изменить факты. (Небрежно.) Это просто перерыв, ты же знаешь. П-8. Нет, не знаю. К-8. Да что в этом такого? (Острое раздражение.) Мне просто на некоторое время нужно сократить встречи и... П-9. Сначала ты говорил так отстраненно, так небрежно. Теперь начинают появляться какие-то другие чувства. К-9 (принимая вызов). Ладно, ладно. Как мне вернуться назад, туда, к тому, что нам нужно? П-10. Теперь ты пытаешься свалить на меня ответственность. Ты действительно хочешь здесь быть? К-10. Конечно, я только не знаю, как. П-11. Не пройдет, Дэйв. Я думаю, ты не только стараешься сократить количество наших встреч, но и пытаешься уклониться от того, чтобы эмоционально быть здесь, даже сегодня, когда физически ты здесь. Заметьте, что я просто не принял одно или два высказывания и не позволил сменить предмет разговора. Еще более важно то, что я не позволил отговоркам отвлечь меня от обсуждения более фундаментальной проблемы — того, как он уклоняется от вовлеченности в психотерапию. Такое жесткое отслеживание и частые конфронтации особенно хорошо использовать с клиентами, которые, в общем, привержены психотерапии, привыкли работать на уровне критических обстоятельств и стремятся ослабить свою вовлеченность. Date: 2015-06-06; view: 470; Нарушение авторских прав |