Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расположение материала





После основательного изучения материала для речи следует приступить к распределению этого материала. Без определенного распределения материала у речи не будет необходимой ясности, основательности и краткости. Оратор будет говорить то о том, то о другом; в конце концов, все перепутает и вынужден будет прекратить свою речь.

Распределение определяется целью речи. Какую цель преследует моя речь? Дайте себе ясный и твердый ответ на этот вопрос. Все, положительно все в предстоящей работе находится под этим знаком. Если вы строитель, то вы, пре­жде всего, должны знать, что вы хотите строить: дом для торговли, дворец или обыкновенный дом для жилья: Тогда только вы можете приступить к составлению строительно­го плана. Конечно, и тут вы можете сделать грубые ошиб­ки: или начертить слишком мало окон, или ошибиться ме­стом, где надо устроить лестницу; или нанести на план комнаты слишком малыми или слишком большими. Ошибки при таком распределении не могут быть исправлены потом даже тончайшим исполнением отдельных частей. Еще более подходящим будет сравнение оратора с полководцем. Полководец, прежде всего, должен выяснить, какой план у него в данный момент: стычка или решительное сражение, ка­валерийская разведка или генеральный штурм. Соответ­ственно этому должны быть распределены отдельные части войска. Правильно говорит Гердер: „Я готов простить всякие ошибки, но только не ошибки диспозиции".

При распределении материала следует придерживаться определенного метода. Методом называется то распределе­ние ряда мыслей о каком-нибудь предмете, которое лучше всего способствует нахождению новых истин, подтверждению старых и закреплению их и памяти. Всякий метод бывает или синтетическим или аналитическим.

Синтетический метод начинает с частей материала и постепенно переходит к разъяснению целого. Он начинает с простейших принципов и общих истин и из них выводит свои заключения.

Аналитический метод, напротив, берет целое, расчле­няет его на отдельные части, производит исследование их по отношению причин их развития и специальных особен­ностей, а затем переходит к познанию и изложению целого. В то время, как синтетический, метод кладется в осно­ву, обыкновенно, при изучении какой-нибудь науки, анали­тическим методом пользуются большей частью для отыска­ния новых истин.

Если мы хотим лучше познакомиться с отдельными частями какого-нибудь предмета или облегчить познание его, то мы должны, прежде всего, рассматривать их (части предмета) отдельно, а затем стараться познать их путем сопоставления частей с целым. Так мы поступаем в грам­матике, где мы, прежде всего, знакомимся с буквами, затем составляем из них слоги, затем образовываем из слогов слово и, наконец, переходим к составлению предложений и ряда мыслей[9].

Если, наоборот мы лучше знакомы с целым, чем с его отдельными частями, то мы расчленяем целое на его части. Таким образом, мы изучаем, в общем, что такое рас­тение и минералы и познаем (благодаря химии) соли, серу, воду и другие составные части исследуемого предмета. Таким же об­разом общее познание человеческого тела предшествует ана­томическому познанию его, которое мы приобретаем благодаря анатомированию, знакомящему нас подробнее как с внутрен­ними, так и с внешними частями нашего тела.

Конечно, нет необходимости при каждой речи дер­жаться этого строгого порядка. Часто потребуется большее или меньшее отступление, но начинающий оратор поступит хорошо, если он прежде всего запомнит точный методиче­ский ход своих доказательств. Если он затем, после более или менее продолжительного упражнения, приобретет большую свободу своей речи, то он может допустить исклю­чение и расположить свою речь, сообразуясь более с об­стоятельствами, чем с требованиями строгой методики.

Не следует, однако, забывать, что методическое распо­ложение материала имеет всегда то преимущество, что оно в значительной степени помогает слушателю понять и за­помнить речь, потому что в этом случае все легко выте­кает одно из другого и каждая отдельная часть находится в зависимости одна от другой. Этим вызывается и закре­пляется связь идей, которая облегчает запоминание фактов и предупреждает всякие неясности и недоразумения.

Начинающий оратор должен руководствоваться сле­дующими испытанными на практике правилами:

1. Материал речи должен быть строго ограничен. Если речь продолжается больше часа, то в этом заключается ее большой недостаток. Спросите сами себя, — расположены ли и способны ли вы следить внимательно за течением мыслей дольше часа? Бывают, конечно, исключения, но в большинстве случаев речь, продолжающаяся ¾ часа произведет лучшее действие, чем речь, которая продолжается больше часа. Краткость речи — ее достоинство. На 9 жалоб, что речь была слишком длинна, едва ли придется одна жалоба на слишком большую краткость речи. Во всяком случае, для каждого ораторам выгоднее то, чтобы с ним расстава­лись с пожеланием послушать его еще раз, чем то, чтобы у слушателей осталось чувство досады, вызванное чрезмерной продолжительностью речи. Простое, по-видимому, правило - строго ограничить материал — требует большой само­дисциплины. Вы работали в какой-нибудь области; приоб­рели в этой области некоторые познания; вам хотелось бы показать, как много вы знаете — и вот... приходится огра­ничиваться и подвергаться опасности, как бы тот или иной из слушателей не подумал, что к тем мыслям, которые вы уже высказали, вам нечего больше добавить. Очень многие не могут устоять против соблазна, говорят слишком долго и этим обесценивают свою речь. Желая исчерпать тему, они исчерпывают лишь терпение слушателей... Не забывайте, что в течение часа можно наговорить очень много: приблизи­тельно от 20 до 25 страниц формата этой книги. Поистине, достаточно духовной пищи для одной речи. Кроме того, после речи вам предоставляется возможность отвечать на вопросы и возражения, а также изложить дополнительно в заключительном слове отдельные мысли, которые кажутся вам важными.


2. Все отделы речи должны служить одной цели. Без единства цели даже самая содержательная речь становится кучей случайно собранных мыслей, а не войском, способным бороться и победить.

3. Предложения, которые должны служить принципами и на которых основаны доказательства, нужно рассмотреть со всех сторон, чтобы не вкралась какая-нибудь ошибка, которая может умалить силу доказательности доводов. По­этому старайтесь при всех определениях и описаниях внести ту ясность и точность, которая соответствует предмету. Затем старайтесь, чтобы в последовательности отдельных частей вашей речи был строгий порядок и чтобы общие главные положения, на которые вам, быть может, придется опираться, были ясны и точны, чтобы они находили одобрение тех, суждению которых они преподносятся. Но, прежде всего, не упускайте из виду внутренней связи между причиной и след­ствием и выводите свои заключения из общих принципов и фактов со строгой научностью и добросовестностью. Кто не соблюдает этих правил, тот подвергает себя, опасности, что умный противник легко сможет уничтожить его длинные рассуждения, основанные на сомнительных принципах.

4. Главнейшие пункты доказательств, как бы они ясны и понятны ни были, следует изложить слушателю поотчетливее и с этой целью остановиться на них подольше, прежде чем идти дальше. Если слушатель вполне освоится с ними, то оратор сможет с гораздо большей свободой вы­водить из них следствия и придать своей теме гораздо более разнообразия в изложении, чем в том случае, если он, лишь поверхностно коснется главных пунктов.

5. При развитии речи необходимо обосновывать ка­ждый шаг, каждое новое положение. Всякое звено в цепи доказательств должно быть в состоянии выдержать давле­ние, ибо, если какое-нибудь звено слабо и ненадежно, то эта слабость сообщается всей цепи.

 







Date: 2015-06-06; view: 456; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию