Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблемы регулирования отношений, связанные с НИОКР и ТР военного, специального и двойного назначения
В законодательстве остается нерешенным вопрос о критериях, в силу которых за исполнителем могут быть закреплены права на результаты НИОКР и ТР военного, специального и двойного назначения. Более того, результаты НИОКР и ТР гражданского назначения принадлежат Российской Федерации в лице только заказчика, но не исполнителя. Использование объектов интеллектуальной собственности гражданского назначения для государственных нужд осуществляется на основе безвозмездной неисключительной лицензии, предоставляемой государственным заказчиком, использование для целей, не связанных с обеспечением федеральных нужд, - на основе лицензионных договоров. Возникает двойственная правовая ситуация, в силу которой Российская Федерация может осуществлять свои права на результаты интеллектуальной деятельности гражданского назначения только в лице заказчиков, а в отношении результатов интеллектуальной деятельности военного, двойного и специального назначения такой возможности по каким-то причинам лишена, и с согласия Минюста России и государственного заказчика права на патентоспособные результаты могут быть переданы исполнителю. Следует учитывать, что зачастую исполнитель - частное юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством может отчуждать третьим лицам принадлежащие ему права на патенты и другие результаты интеллектуальной деятельности. Согласно Типовому государственному контракту на выполнение НИОКР и ТР (п. 6.4) независимо от объема прав, предоставленных исполнителю, заказчик вправе в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства поставить вопрос об отнесении всех или части результатов к категории секретных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и (или) об ограничении прав исполнителя в отношении таких объектов. Иными словами, например, заказчик вправе признать патентоспособный результат секретным изобретением. В этом случае с учетом характера ограничения прав исполнителя заказчик обязан компенсировать ему понесенные убытки в связи с засекречиванием и (или) ограничением прав использования. Возникает парадоксальная ситуация, когда из средств бюджета заказчик оплачивает исполнителю работы, передает исполнителю результаты работ, да еще компенсирует понесенные исполнителем убытки в связи с ограничением прав, переданных исполнителю, по существу, безвозмездно. При этом критерии, в силу которых исполнитель может приобрести такие права, в законодательстве не определены. Очевидно, что условие о распределении прав сторон на охраноспособные результаты НИОКР и ТР, созданные за счет средств бюджета, должно однозначно закреплять права Российской Федерации на эти результаты и предусматривать, например, обязанность исполнителя подать заявки на патенты на имя и за счет заказчика. Условие об уровне результатов исследования и условие о распределении права сторон на результаты взаимосвязаны с условием договора об обеспечении сторонами конфиденциальности сведений как о предмете договора, так и о полученных результатах, и не только охраноспособных. Согласно ст. 771 ГК РФ объем сведений, признаваемых конфиденциальными, определяется сторонами в договоре. Это условие обязывает каждую из сторон публиковать полученные сведения, признанные конфиденциальными, только с согласия другой стороны. По смыслу данного условия договора исполнитель только с согласия заказчика вправе использовать для проведения в интересах других заказчиков в других НИОКР и ТР результаты работ и передавать их. В целях правовой защиты государственных интересов при проведении НИОКР для иностранных заказчиков предусмотрен разрешительный порядок использования исполнителем результатов НИОКР военного, специального и двойного назначения, полученных в ходе выполнения государственных заказов. В соответствии с Приказом Минюста России от 26 декабря 2002 г. №355 Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Минюсте России проводит экспертизу возможности использования соответствующих результатов НИОКР военного, специального и двойного назначения, полученных в ходе выполнения государственных заказов, при выполнении НИОКР в интересах иностранных заказчиков. Условие договора о конфиденциальности и Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1998 г. №1132 обязывают исполнителя НИОКР и ТР военного, специального и двойного назначения заключать с работниками гражданско-правовые договоры о сохранении конфиденциальности сведений, относящихся к результатам интеллектуальной деятельности. Следующее условие договоров - обычное условие о цене, в силу возмездности договоров. На практике для большинства возмездных договоров цена согласовывается сторонами и определяется согласно ст. 709 ГК РФ в смете. Цена договора включает издержки исполнителя и причитающееся ему вознаграждение. В цене договора заказчик может предусмотреть скидки или надбавки к вознаграждению исполнителя с учетом характеристик достигнутого результата. Так, например, может быть указано, что в случае выполнения работ и получения результатов на охраноспособном уровне исполнителю предусмотрена надбавка к вознаграждению, часть которой в качестве поощрительного вознаграждения причитается непосредственно авторам патентоохранных результатов (в настоящее время - в основном изобретений) после получения патента на имя заказчика. Такое положение договора может дополнительно стимулировать исполнителя, и прежде всего, непосредственно авторов, на выполнение обязанности, уведомлять Минюст России и государственного заказчика обо всех созданных в рамках государственного контракта результатах интеллектуальной деятельности. В договоре может быть отмечено, что, если исполнитель в результате проведения исследовательских, конструкторских, технологических работ использовал охраняемые результаты, прежде всего патенты, третьих лиц, исполнителю к вознаграждению может быть применена скидка, так как заказчику придется в последующем затратить средства на приобретение лицензии на эти результаты. Такое положение договора может гарантировать заказчику добросовестность исполнителя и авторов. Смета договоров НИОКР и ТР может быль твердой или приблизительной, если в договоре об этом прямо указано. Последствия исполнения договоров с приблизительной или твердой сметой определены в пп. 5 и 6 ст. 709 ГК РФ. В договоре обычно предусматривают и порядок расчетов. На практике производят оплату каждого этапа работ с предварительной выплатой аванса. Окончательный расчет производят после подписания акта приемки-сдачи работ. При окончательном расчете могут быть учтены уровень достигнутых результатов, надбавка за него или скидка к вознаграждению исполнителя. Таким образом, можно сделать вывод, что заключение и исполнение договоров на выполнение НИОКР и ТР, кроме ГК РФ, регулируются целым пакетом нормативных актов. Правовое регулирование исполнения договоров имеет отдельные спорные положения, правовая трактовка которых требует дополнительного законодательного урегулирования. Наиболее сложным с правовой точки зрения в договорах данного вида остается урегулирование условия договора о распределении прав сторон на результаты интеллектуальной деятельности, и прежде всего прав на патентоспособные результаты. Особенно это касается договоров на выполнение НИОКР и ТР для государственных нужд. Законодательство, обязывая включить в договор условие о закреплении прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет бюджета, за Российской Федерацией, создает двойственную правовую ситуацию. Результаты гражданского назначения принадлежат Российской Федерации в лице государственного заказчика, а результаты военного, специального и двойного назначения принадлежат Российской Федерации, от имени которой выступают Минюст России и государственный заказчик, или с их согласия могут принадлежать исполнителю. При этом в законодательстве не определены критерии, в силу которых исполнителю могут быть переданы такие права. Кроме того, законодательство не ограничивает право исполнителя отчуждать переданные по государственному контракту и принадлежащие ему исключительные права, в том числе - отчуждать эти права иностранным лица. Условие договора о распределении прав сторон на охраноспособные результаты НИОКР и ТР военного, специального и двойного назначения, созданные за счет средств бюджета, должно однозначно закреплять права Российской Федерации на эти результаты. Date: 2015-06-06; view: 1153; Нарушение авторских прав |