Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция№1. Сущность , основные задачи, субъекты и объекты менеджмента





Английское слово «менеджмент» своими корнями уходит в греческое слово «манус», что означает «рука, сила». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Сегодня слово «менеджмент» отождествляется с умением руководить, принимать правильные решения и означает область науки и практики управления людьми и организациями.

В англо-русском словаре есть слова

manage (заведовать, руководить),

manager (заведующий, правитель),

management (управление).

Термин «менеджмент». Он уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор). Поэтому широко используется термин «автоматическое управление», но бессмысленно говорить об «автоматическом менеджменте».

Термин «менеджмент» имеет несколько значений. Рассмотрим их.

1) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.

2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства – компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.

3) Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной.

4) Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.

5) Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту.

6) Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет.

7) Наконец, менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических специальностей.

 

Менеджмент надо рассматривать не просто как отдельную дисциплину, а как междисциплинарную область. Менеджмент аккумулирует достижения теории управления, экономической теории, маркетинга, социологии и психологии управления, предпринимательства.

Говоря о менеджменте, мы всегда подразумеваем фигуру менеджера. Это еще одно отличия менеджмента от управления, которое в большей степени является обезличенным.

Менеджер – это:

- субъект управления, действующий в некоторой организации;

- управляющий, обладающий профессиональными знаниями по организации и управлению производством (получивший специальное образование).

В обобщенном определении менеджер – это человек, осуществляющий работу по управлению, умеющий принимать решения и нести за них персональную ответственность, организующий людей и координирующий их деятельность.

К менеджеру предъявляются определенные требования (рисунок).

Менеджеры подразделяют на:

Линейных, которые отвечают за состояние и развитие организации; они могут быть руководителями 3-х уровней:

Высший- руководитель предприятия, его первые заместители по функциональным областям.

Средний - руководители подразделений, служб

Низовой - руководители творческих групп и лабораторий, производственных участков.

Функциональных, отвечающих за определенную функциональную деятельность, например, производство, маркетинг, финансы.

Особая роль топ-менеджеров состоит в том, что именно они принимают окончательные решения и определяют цели предприятия или организации. Остальные менеджеры выполняют их решения.

 

 


В настоящее время менеджерами иногда называют и еще одну категорию работников, профессиональная деятельность которых состоит в постоянных контактах с людьми. Должности таких работников именуются, например, «офис-менеджер» или «менеджер торгового зала». Подчиненных у таких «менеджеров» нет.

Каждый человек в определенной степени является менеджером. Он управляет самим собой.

Еще в 50-60 годы прошлого века в Европе и США доминировало представление о менеджменте как универсальной дисциплине, имеющей единый нерасчлененный объект. Сегодня таких объектов несколько и число их растет, (организационная деятельность, производство, материально-техническое снабжение и сбыт, инновации, маркетинг, персонал, финансы). За эти объекты отвечают различные разновидности менеджмента:

Организационный менеджмент - управляет процессами создания организации, формирования или преобразования ее структуры, выработку норм регламентов, правил, инструкций.

Производственный менеджмент - обеспечивает эффективное осуществление основной деятельности предприятия путем направления в нужное русло, координации субъектов и ресурсов.

Снабженческо-сбытовой менеджмент - управляет процессами хозяйственных договоров, закупки, доставки и организации хранения сырья, материалов комплектующих изделий, а также произведенных товаров.

Инновационный менеджмент осуществляет управление нововведениями, (осуществление, координация и контроль научных исследований, разработок, создание опытных образцов товаров и услуг, внедрение их в производство, стимулирование творчества).

Маркетинг-менеджмент ведает поведением на рынке (оценка текущей и перспективной конъюнктуры, отбор целевых рынков, формирование каналов сбыта, выработка ценовой стратегии и рекламной политики).

Персонал — менеджмент решает задачи подбора расстановки обучения повышения квалификации кадров разрабатывает системы вознаграждения стимулирования, отвечает за улучшение условий труда разрешение конфликтов.

Как и любая другая деятельность, менеджмент осуществляется в соответствии с определенными принципами (правилами). Соблюдение принципов обеспечивает успех в деятельности организации. К основным принципам менеджмента относятся:

1. принцип научности (важно понимать причины несовпадения целей и результатов, видеть противоречия между теорией и практикой, знать свойства больших систем и методы работы в них);

2. принцип системности и комплексности (важно видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию, например, как в Японии: «подсистема пожизненного найма», «подсистема подготовки на рабочем месте», «подсистема репутаций», «подсистема оплаты труда», которые взаимодополняют друг друга и обеспечивают рост производительности труда, жизненного уровня и мотивированности персонала)

3. Принцип единочалия и коллегиальности в выработке решений (за реализацию коллегиально принятого решения персональную ответственность несет руководитель организации).

4. Принцип демократического централизма (означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении, соотношение прав и ответственности между руководством и коллективом, нарушение данного баланса ведет либо к автократии в управлении, либо к охлократии (власти толпы).

5. Принцип баланса власти (основной закон: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя).

6. Принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организации) и территориальных интересов (экология, занятость населения, социальные культурные проблемы региона).

7. Принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ.

8. постоянный учет психологических, возрастных половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.


Конечная цель менеджмента – обеспечение прибыльности предприятия, эффективное использование кадрового потенциала, постоянное преодоление риска при работе н6а внутреннем и внешнем рынках.

 

Date: 2015-11-15; view: 320; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию