Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Организационная структура как важнейшая характеристика строения системы управления ФКиС ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Ниже будет рассмотрена организационная структура системы управления физической культурой и спортом. Будут рассмотрены как имеющиеся проблемы, так и предложены пути их решения. Начиная с 90-х гг. в России формируется национальная система управления физической культурой и спортом (ФКС), по сути подразумевающая разделение массового спорта и спорта высших достижений. Следует отметить, что, сравнивая практику управления ФКС в России и за рубежом, можно проследить стремление соединить в отечественной системе управления некоторые достижения зарубежного опыта, которые способствовали значительному развитию сферы спорта. Однако на практике попытка разделить компетенцию государственных органов управления как по вертикали, так и по горизонтали в отношении массового спорта и спорта высших достижений не принесла ожидаемых результатов. В действующей системе управления сохраняются черты централизованной системы, которая не способна удовлетворить существующие социальные запросы, а также быстро и эффективно реагировать на их изменения. Поэтому следует согласиться с мнением многих специалистов о том, что управление сегодня не выполняет возложенных на него функций и не способствует развитию ФКС в стране. Таким образом, необходимо создание такой научно обоснованной системы управления массовым спортом в рамках ФКС, которая способствовала бы его развитию в соответствии с интересами государства и требованиями общества и функционирование которой позволило бы сочетать достижение экономической эффективности и социальный характер в деятельности организаций и учреждений массового спорта. Необходимо признание отраслевого статуса ФКС. В данных условиях основную управляющую и координирующую функцию должен выполнять орган федерального управления - условно назовем его Министерство спорта РФ, в состав которого входят два направления - массовый спорт и спорт высших достижений, включающий, в свою очередь, любительский и профессиональный спорт. На Министерство совместно с общественными организациями в соответствии с зарубежным опытом следует возложить всю компетенцию по управлению спортом высших достижений, с тем чтобы освободить региональные и местные органы управления от финансирования и организационной поддержки любительского и профессионального спорта. Причем развитие массового спорта должно стать обязанностью региональных органов управления, а участие в развитии спорта высших достижений может иметь статус компетенции. Органы местного управления должны принимать участие в разработке всех решений по развитию массового спорта, исходящих из федерального уровня управления. В связи с этим все финансовые ресурсы региональных и местных органов управления по статье "Отрасль ФКС" будут направляться преимущественно на массовый спорт. При этом необходимо разработать систему контроля действий органов управления по финансированию массового спорта. Обеспечение общедоступности ряда услуг требует нормирования выделения и распределения средств. Данную задачу решает система государственных минимальных социальных стандартов. Большую роль в развитии массового спорта должно сыграть стимулирование вовлеченности юридических и физических лиц в массовый спорт. Как показывает зарубежная практика, большое значение для развития массового спорта имеет экономическая заинтересованность людей в занятиях спортом. Так, к примеру, во многих странах платежи за спортивные занятия детей вычитаются родителями из суммы доходов, подлежащих обложению подоходным налогом. Поскольку подобная практика существует в России в отношении некоторых расходов, целесообразно, по нашему мнению, распространить ее и на спортивную сферу. Также значительную роль играет отношение работодателей к спортивным занятиям сотрудников. Количество спортивных залов и групп при предприятиях постепенно увеличивается, работодатели понимают, какой экономический эффект может оказать спорт на работоспособность персонала. Государственные минимальные социальные стандарты. Как уже было отмечено, услуги массового спорта должны стать объектом государственного регулирования, сформированного с целью обеспечения доступности данного вида обслуживания для всех категорий населения. Данная характеристика рассматриваемых услуг обуславливает их включение в понятие социальных услуг, а также целесообразность использования системы государственных минимальных социальных стандартов для их предоставления (ГМСС). Однако при существующем подходе к формированию ГМСС включение в них услуг массового спорта не подразумевается. Так, к социальным гарантиям относятся гарантии в области здравоохранения, образования и культуры. Отсутствие единого механизма формирования важнейшей ресурсной составляющей массового спорта - финансовой -зачастую приводит к неэффективному, научно не обоснованному выделению средств, создает возможности для злоупотреблений и лоббирования чьих-либо интересов, а в итоге - к отсутствию развитой спортивной инфраструктуры, к неравномерному развитию спорта в регионах РФ. Например, для того чтобы спорт был способен выполнить все свои функции (социальную, экономическую, оздоровительную и пр.), необходимо, чтобы регулярно занимались спортом 30% населения, в России данный показатель колеблется около 7%. Выделение средств на развитие массового спорта в регионах происходит различными способами, в том числе с использованием нормативов. Как показывает анализ, ни один из них не позволил достичь основной цели - выполнения нормативов обеспеченности населения спортивными сооружениями, а следовательно - услугами. Так, например, недостатками нормативов, используемых в Московской области, являются: базирование на расходах прошлых периодов, что ориентирует развитие на возможности бюджета, а не на потребности населения; отсутствие плана развития сферы массового спорта, поскольку в реальном выражении объем средств не увеличивается; неучет потребностей населения, экологии региона и других факторов; отсутствие анализа соответствия нормативам обеспеченности. Лишь в некоторых регионах РФ в качестве объектов включения в систему ГМСС упомянуты услуги сферы ФКС. Так, статья 9 закона Самарской области "О государственных минимальных социальных стандартах Самарской области", принятого Самарской губернской думой 29 февраля 2000 года, предусматривает разработку и установку следующих социальных стандартов: перечень общедоступных и бесплатных услуг учреждений физической культуры и спорта; нормативов обеспеченности спортивными сооружениями; нормативов охвата занимающихся в школах высшего спортивного мастерства и специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва; нормативов кадрового обеспечения учреждений дополнительного образования спортивной направленности. Предполагается, что данные социальные стандарты будут использованы для определения нормативов минимальной бюджетной обеспеченности учреждений дополнительного образования и воспитания в расчете на одного обучающегося в год; нормативов минимальной бюджетной обеспеченности мероприятий по физической культуре и спорту в расчете на одного человека в год; нормативов финансового обеспечения учреждений физической культуры и спорта различных типов (видов). Региональное управление. Базовым принципом формирования системы регионального управления массовым спортом должно стать ресурсное обеспечение массового спорта, поскольку данный вопрос является решающим при расширении сети физкультурно -спортивных организаций (ФСО). Известно, что основные элементы ресурсов (финансовые, материальные, трудовые, научно-информационные) требуют осуществления значительных инвестиций как при организации нового ФСО, так и при его дальнейшем развитии. Базовыми элементами, образующими систему управления массовым спортом на местном уровне, должно стать: - формирование политики, стратегии, концепции и программ, тактических планов развития сферы массового спорта территории с указанием круга ответственности для каждого субъекта сферы массового спорта, разработка содержания ГМСС и контроль за его выполнением; - определение роли и задач субъектов сферы массового спорта по вопросам ресурсного обеспечения: финансирования, строительства и содержания спортивных сооружений, снабжения их инвентарем, создания рабочих мест и научно-информационной поддержки; - создание единой информационной среды, что подразумевает необходимость формирования информационной инфраструктуры, сети, включающей в себя орган управления, СМИ, спортивные организации различных форм собственности. Рассмотрим возможные направления участия региональных органов государственного управления в ресурсном обеспечении массового спорта, которое может существовать в различных формах. Во-первых, формирование нормативно-законодательной базы развития ресурсов массового спорта - уточнение требований к строящимся спортивным сооружениям, определение критериев и величин прямой и косвенной финансовой поддержки и т.д. Во-вторых, создание условий для развития ресурсной базы при содействии различных организаций - предпринимателей, общественных объединений, некоммерческих организаций различного характера и спортивных федераций в форме прямых договоров или соглашений о социальном партнерстве. В-третьих, прямая деятельность по ресурсному обеспечению массового спорта - финансирование рабочих мест специалистов, осуществление программ переподготовки руководящего состава ФСО, строительство и/или ремонт спортивных сооружений за счет собственных средств и т.д. Данная деятельность должна осуществляться на принципах программно-целевого управления и предусматривать возможность поддержки проектов по развитию ресурсной базы массового спорта, инициированной предпринимателями или некоммерческими организациями. При этом в отношении основных составляющих ресурсной базы массового спорта могут осуществляться следующие мероприятия. Финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы могут направляться в сферу массового спорта в форме как прямой, так и косвенной материальной поддержки. Так, например, французские муниципалитеты в пунктах численностью населения до 10 тыс. и свыше 80 тыс. чел. предпочитают прямое финансирование спортивных организаций, муниципалитеты средних образований оказывают помощь в виде оборудования и материалов. В современных социально-экономических условиях России расширение прямого финансирования организаций массового спорта во многих муниципальных образованиях может сопровождаться различными проблемами. Поэтому здесь на первое место выходят косвенные формы финансовой поддержки: льготные тарифы на коммунальные услуги; выделение земельных участков на льготных условиях; предоставление инвентаря и спортивного оборудования бесплатно или на льготных условиях; помощь в поиске спонсоров; организация обмена информацией, организация тематических семинаров, построение информационной инфраструктуры; частичное финансирование работы высококвалифицированных специалистов; содержание центров научного, медицинского обслуживания сферы спорта и пр. Следует подчеркнуть, что финансовые средства местных органов управления ограничены рамками бюджета и состоянием сбора налогов, поэтому необходимо предусмотреть возможности привлечения внешних средств, например содействовать благотворительности и спонсорской деятельности в сфере массового спорта. Физкультурно-спортивные сооружения, инвентарь. Здесь также необходимо рассматривать обеспеченность населения площадками, объектами и трассами для неорганизованных занятий массовым спортом. Причем основным критерием выделения площадей - удобство для населения: они не должны располагаться в непривлекательных, труднодоступных местах. Рассматривая проблемы строительства, реконструкции и содержания спортивных объектов, можно широко применять зарубежный опыт, который свидетельствует о необходимости предоставления дополнительных услуг населению, с тем чтобы в максимально возможной степени удовлетворять потребности населения, что требует совершенствования трудовых и информационных ресурсов. Трудовые ресурсы. Во многих регионах происходят процессы обратной приватизации спортивных объектов, строительство новых за счет местных органов управления. Очевидно, что в ближайшем будущем большая часть ФСО будет являться муниципальной собственностью. Современный менеджмент спортивного сооружения любой формы собственности предполагает достижение соответствия потребностям населения, что требует постоянного изучения запросов потребителей, т.е. необходимо владение руководящим персоналом навыками маркетинга и менеджмента. Данные процессы обостряют проблемы совершенствования системы образования в сфере ФКС, причем преобразования в первую очередь должны затронуть вопросы подготовки специалистов в области экономики и управления. Важным мероприятием по улучшению работы персонала в сфере массового спорта должны стать проекты относительно повышения квалификации как сотрудников органов государственного управления, ответственных за спорт, так и руководителей ФСО различных форм собственности. Важным элементом поддержки ресурсного потенциала массового спорта может стать финансирование рабочих мест специалистов в ФСО различных форм собственности, и прежде всего в муниципальных спортивных сооружениях. В зависимости от оценки состояния сферы массового спорта, потребности в кадрах местные органы управления должны формировать государственный заказ высшим и средним учебным заведениям на подготовку определенных специалистов, кроме того, целесообразно участие руководства ФСО, органов управления в работе над совершенствованием государственных стандартов высшего и среднего образования, что послужит достижению соответствия качества подготовки специалистов нуждам массового спорта и населения. Научно-информационные ресурсы. Рассматривая данную категорию ресурсов массового спорта, следует особо отметить следующее. Спорт в целом и массовый в частности, нуждается в значительном научном обеспечении, причем во многих областях знаний: юридической, медицинской, экономической, спортивной науки. Однако организация и содержание специализированных научных центров требуют значительных инвестиций и текущих расходов, поэтому напрямую создавать данный источник ресурсов возможно только в крупных городских образованиях, столицах областей, краев и республик. Здесь следует упомянуть опыт Москвы, где в целях оптимизации медицинского обеспечения спортивных мероприятий, дальнейшего развития системы спортивной медицины по предложению Комитета здравоохранения Москвы был создан Московский научно-практический центр спортивной медицины по обслуживанию спортсменов и занимающихся физической культурой и спортом граждан. В области информационных ресурсов основная задача местных органов управления - формирование системы обмена информацией, которая должна задействовать такие формы, как использование местных СМИ; организация регулярных семинаров, "круглых столов" и консультаций; прямая информационная рассылка; организация информационных, рекламных и пропагандистских мероприятий как среди населения, так и среди руководства ФСО. Основной задачей в области научно-информационного обеспечения массового спорта является пропаганда здорового образа жизни, формирование потребности населения в физической активности в организованной или неорганизованной форме. Данные мероприятия должны проводиться как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими ведомствами социальной сферы территории. Особое значение приобретает включение раздела "Здоровый образ жизни" в информационно-просветительскую деятельность таких организаций, как Министерства здравоохранения, образования и т.д. Необходимо повышать степень сознания ответственности за состояние своего здоровья и общий жизненный тонус, особенно осознание родителями ответственности за здоровье своего ребенка[2]. Таким образом, предлагаемая концепция управления массовым спортом позволит улучшить его ресурсное обеспечение, избежать приоритетности спорта высших достижений, а также создаст предпосылки обеспечения конституционного права граждан на занятия физической активностью. Система управления спортом высших достижений в России нуждается в реформировании, считает министр спорта, туризма и молодежной политики РФ Виталий Мутко. "Мы полностью систему управления в спорте высших достижений должны перестроить. Сегодня он (спорт) ничей", - сказал Мутко на совещании в Краснодаре. По его словам, прежде всего требуется наладить взаимодействие со спортивными федерациями. "Государство должно стать партнером с федерациями спорта. Мы подпишем с ними соглашения, будем их финансировать через субсидии, но и будем спрашивать с них", - сказал Мутко. По его мнению, в стране необходимо создать мощную научно-методическую базу, а также базу медицинского обеспечения спортсменов. Мутко отметил, что на сегодняшний день в спорте высших достижений материально-техническая база, центры подготовки, научно-методическое медицинское обеспечение "практически на нуле". Сегодня сложилась ситуация, когда спорт должен научиться зарабатывать деньги. Потому что инвентарь, помещения, тренеры—все это затратные вещи. Правительство и комитеты различных спортивных федераций рассматривают ряд вопросов, связанных с различными аспектами взаимоотношений субъектов индустрии спорта в процессе производства, продвижения и потребления основных продуктов. В числе данных вопросов следует выделить: • факторы, влияющие на стоимость профессионального спортсмена как товара; • действия, направленные на создание, продвижение и совершенствование брэнда организации; • использование возможностей Интернет для предпринимательства в спорте; • особенности продвижения и потребления спортивного зрелища; • сравнительная оценка различных вариантов продажи прав на телетрансляции клубных соревнований по игровым видам спорта. Кроме этого, можно выдвинуть предложения по формированию конкурентоспособной маркетинговой стратегии различных субъектов индустрии спорта. Для интенсификации коммерческой составляющей деятельности спортивной организации недостаточно производства качественной продукции и наличия определенной совокупности потребителей, необходимо вести постоянную организованную работу по продаже и продвижению собственных товаров и услуг. Без конкурентоспособной маркетинговой стратегии достичь положительного финансового результата в индустрии спорта сегодня практически невозможно. Маркетинговые процессы в деятельности субъектов индустрии спорта сложны и многогранны, затрагивают самые разные элементы внутренней и внешней среды, находятся в постоянном движении, эволюции. На мой взгляд необходима специальная маркетинговая программа для спортивных клубов, лиг и федераций в качестве стратегического ресурса и ключевого инструмента развития их предпринимательской деятельности.
Список использованной литературы: 1. Выдрин В.М. Методические проблемы теории физической культуры //Теория и практика физической культуры, 2000, с. 10-12. - № 6. 2. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры /Материалы к лекциям. - Л.: ВИФК, 2005, с. 133 - №5. 3. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 2003. - 120 с 4. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры: Учебн. пос. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 2003. - 128 с 5. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты. СПб., 2000. -156 c. 6. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов (Ред. и сост. В.С. Дмитриев, А.В. Сахно). Т I и II. - М.: МОГИФК, ВНИИФК, 1993. Т I. - 272 с. Т. II. - 292 с 8. Социальные и биологические основы физической культуры: Учебное пособие/Отв. ред. Д. Н. Давиденко Издательство: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2001, 208 с. 9. Щедрина А.Г. Здоровье и массовая физическая культура. Методологические аспекты //Теория и практика физической культуры, 1999. - №4. Date: 2015-11-15; view: 566; Нарушение авторских прав |