Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Субъекты корпоративных отношений
В акционерных компаниях с большим числом акционеров, где каждый из них владеет незначительной частью акционерного капитала, акционеры уступают свои права по управлению компаниями специально нанимаемым для этих целей управленцам. Таким образом, происходит разделение функций владения и управления. Разделение функций владения и управления компаниями не представляло бы серьезных проблем, если бы интересы владельцев и управляющих (менеджеров) полностью совпадали. Однако интересы эти расходятся. Более того, интересы различных категорий владельцев также могут серьезно различаться. Для того чтобы понять сложную природу отношений, которые призвана регулировать система корпоративного управления, рассмотрим, кто является их участниками. Основными участниками корпоративных отношений в акционерных компаниях являются владельцы и управляющие акционерной собственности. Ключевая роль в корпоративных отношениях владельцев и управляющих акционерной собственности вытекает из того, что первые осуществили безвозвратные инвестиции, предоставив компании на наиболее выгодных условиях значительную часть необходимого ей капитала, принимая на себя наибольшие, по сравнению со всеми остальными участниками корпоративных отношений, риски, а от деятельности последних зависит то, как этот капитал будет, в конечном счете, использован. Учитывая основные интересы и логику поведения реципиентов инвестиций, можно выделить два основных типа акционеров: 1. Прямые (стратегические инвесторы); 2. Портфельные инвесторы. Основными представителями прямых инвесторов являются: - крупные компании, работающие в основном в тех же отраслях, где акционерные общества нуждаются в инвестициях; - диверсифицированные холдинги; - фонды прямых инвестиций; - венчурные фонды; - финансово - промышленные группы. Основными представителями портфельных инвестиций являются: - институциональные инвесторы: • пенсионные и страховые фонды; • фонды портфельных инвестиций; • инвестиционные фонды; - мелкие частные инвесторы. Характер взаимоотношений между этими двумя группами участников корпоративных отношений зависит от исторических особенностей формирования структуры акционерной собственности, размеров пакетов акций, находящихся во владении тех или иных групп инвесторов и менеджмента, условий и способов их приобретения, типа собственников и специфики их интересов по отношению к компании. Крупные собственники предпринимательского характера заинтересованы в прибыльной деятельности компании, укреплении ее долгосрочных позиций в той сфере бизнеса, в которой она действует, и самым непосредственным образом участвуют в процессе управления ею. Другие крупные собственники могут иметь несколько отличные интересы. Так, крупные акционеры (например, банки) могут иметь коммерческие отношения с корпорацией, которые для них являются гораздо более выгодными, чем получаемые ими дивиденды. Такие акционеры заинтересованы не столько в повышении финансовой эффективности деятельности компании (нормы прибыльности, рост курса ее акций), сколько в развитии и расширении своих отношений с нею. Группа акционеров – институциональных инвесторов, представленных инвестиционными фондами, заинтересована исключительно в финансовых показателях деятельности компании и росте курсовой стоимости ее акций. Существуют различия и в интересах мелких инвесторов. Так, владельцы акций заинтересованы прежде всего в уровне дивидендов и росте их курсовой стоимости, а владельцы облигаций заинтересованы прежде всего в долговременной финансовой устойчивости компании. Таким образом, различные группы участников корпоративных отношений имеют интересы, которые совпадают в одних сферах, но расходятся в других. Общность интересов заключается в том, что в обычной ситуации все участники корпоративных отношений заинтересованы в стабильности существования и прибыльности деятельности компании, с которой они связаны. В то же время, обобщая интересы основных групп участников корпоративных отношений, можно выделить следующие наиболее значимые различия между ними: Управленцы: - получают основную часть своего вознаграждения, как правило, в виде гарантированной заработной платы, в то время как остальные формы вознаграждения играют значительно меньшую роль. Многочисленные попытки привязать вознаграждение менеджеров к дивидендам на акции их компаний или курсу акций не изменили вышеуказанной пропорции; - заинтересованы прежде всего в прочности своего положения, устойчивости компании и снижении опасности воздействия непредвиденных обстоятельств (например, финансировании деятельности компании преимущественно за счет нераспределенной прибыли, а не внешнего долга). В процессе выработки и реализации стратегии развития компании, как правило, склонны к установлению прочного долгосрочного баланса между риском и прибылью; - концентрируют свои основные усилия в компании, в которой работают; - зависят от акционеров, представленных советом директоров, и заинтересованы в продлении своих контрактов на работу в компании; - непосредственно взаимодействуют с большим числом групп, проявляющих интерес к деятельности компании (персонал компании, кредиторы, клиенты, поставщики, региональные и местные власти и пр.), и вынуждены принимать во внимание, в той или иной степени, их интересы; - находятся под воздействием ряда факторов, которые не связаны с задачами повышения эффективности деятельности и стоимости компании или даже противоречат им (стремление к увеличению размеров компании, расширению ее благотворительной деятельности как средству повышения личного статуса, корпоративного престижа и пр.). Владельцы акционерной собственности (акционеры): - могут получить доход от компании лишь в форме дивидендов (той части прибыли компании, которая остается после того, как компания рассчитается по своим обязательствам), а также за счет продажи акций в случае высокого уровня их котировок. Соответственно, заинтересованы в высоких прибылях компании и высоком курсе ее акций; - несут самые высокие риски: 1) неполучение дохода в случае, если деятельность компании по тем или иным причинам не приносит прибыли; 2) в случае банкротства компании получают компенсацию лишь после того, как будут удовлетворены требования всех других групп; - склонны к поддержке решений, ведущих к получению компанией высоких прибылей, но и сопряженных с высоким риском; - как правило, диверсифицируют свои инвестиции среди нескольких компаний, поэтому инвестиции в одну конкретную компанию не являются единственным (или даже главным) источником дохода; - имеют возможность воздействовать на менеджмент компании лишь двумя путями: 1) при проведении собраний акционеров, через избрание того или иного состава совета директоров и одобрение или неодобрение деятельности менеджмента компании; 2) путем продажи принадлежащих им акций, воздействуя тем самым на курс акций, а также создавая возможность поглощения компании акционерами, недружественными действующему менеджменту; - непосредственно не взаимодействуют с менеджментом компании и другими заинтересованными группами. Если говорить об интересах акционеров компании, то их можно сгруппировать в следующие группы: 1. Акционеры производственного характера (другие предприятия в компаниях). 2. Банки. 3. Инвестиционные фонды: - фонды прямых инвестиций; - венчурные фонды; - пенсионные и страховые фонды; - фонды портфельных инвестиций; - паевые инвестиционные фонды. 4. Международные финансовые структуры. 5. Федеральные органы власти. 6. Региональные органы власти. 7. Муниципальные органы власти. 8. Мелкие частные инвесторы: - внешние; - внутренние (члены трудового коллектива). Рассматривая интересы основных субъектов компании (совладельцы, менеджеры), следует отметить, что для компании является важным осуществлять мониторинг практики разрешения корпоративных конфликтов (отсутствие баланса интересов) как между менеджерами и акционерами, так и между различными группами акционеров с целью возможного ее учета в своей деятельности. Кредиторы (в т.ч. владельцы корпоративных облигаций): - получают прибыль, уровень которой зафиксирован в договоре между ними и компанией. Заинтересованы, прежде всего, в устойчивости компании и гарантиях возврата предоставленных средств. Не склонны поддерживать решения, обеспечивающие высокую прибыль, но связанные с высокими рисками; - диверсифицируют свои вложения между большим числом компаний. Служащие компании: - заинтересованы, прежде всего, в устойчивости компании и сохранении своих рабочих мест, являющихся для них основным источником дохода; - непосредственно взаимодействуют с менеджментом, зависят от него и, как правило, имеют очень ограниченные возможности воздействия на него. Партнеры компании (регулярные покупатели ее продукции, поставщики и пр.): - заинтересованы в устойчивости компании, ее платежеспособности и продолжении деятельности в определенной сфере бизнеса; - непосредственно взаимодействуют с менеджментом. Специализированные регистраторы: - обладают полной информацией о составе акционеров и изменениях в их составе; - имеют возможность влиять на учет прав собственности в компании вследствие несовершенства законодательства; - аффилированы с крупными финансово-промышленными группами, являясь их клиентами или акционерами. Органы власти: - прежде всего заинтересованы в устойчивости компании, ее способности выплачивать налоги, создавать рабочие места, реализовывать социальные программы; - непосредственно взаимодействуют с менеджментом; - имеют возможность влиять на деятельность компании, главным образом, через местные налоги. Как мы видим, участники корпоративных отношений по-разному взаимодействуют между собой и сфера несовпадения их интересов весьма значительна. Правильно выстроенная система корпоративного управления как раз и должна минимизировать возможное негативное влияние этих различий на процесс деятельности компании. Следовательно, анализируя состав и интересы заинтересованных лиц компании, можно сделать вывод о том, что компания должна постоянно осуществлять анализ существующего состава заинтересованных групп и их интересов, желаемый состав этих групп в компании, выработать стратегию отношений с заинтересованными группами и, что важно, контролировать ее реализацию. Для этого необходимо улучшение деловой культуры российского корпоративного сектора, поскольку менеджеры российских компаний имеют очень плохую репутацию в мире в вопросах соблюдения прав инвесторов.
Вопросы для самопроверки
1. Почему происходит разделение функций владения и управления? 2. Кто являются основными участниками корпоративных отношений? 3. В чем различия между интересами участников корпоративных отношений? 4. От каких факторов зависит характер взаимоотношений между управленцами и владельцами компаний? 5. Каковы основные нарушения прав акционеров со стороны управленцев? 6. Каковы основные группы акционеров в российских компаниях? 7. Проанализируйте интересы менеджеров и акционеров компании «Энрон» (США) и компании «Шахта Воргашорская» (Россия).
Темы докладов и рефератов
1. Разделение функций владения и управления. 2. Основные участники корпоративных отношений. 3. Взаимоотношения между основными субъектами корпоративных отношений. 4. Участие управленцев в переделе собственности компании. 5. Основные способы и формы нарушения прав акционеров управленцами компании.
Рекомендуемый библиографический список по теме
Основная литература: 1. Шихвердиев А.П. Корпоративный менеджмент. Учебное пособие. Сыктывкар: издательство Сыктывкарского университета, 2004, 300 с. (ГРИФ УМО) 2. Совет директоров как мировой стандарт корпоративного управления компанией / Под ред. И.В. Беликова. – М.: Эксмо, 2008. – 624 с. 3. Боб Гэррэт. Как предотвратить кризис развития компании. Внедрение новых стандартов корпоративного управления. М.: Изд-во Эксмо 2008. – 304с. Дополнительная литература: 1. Принципы корпоративного управления ОЭСР. www.koet.syktsu.ru 2. Кодекс корпоративного поведения. www.koet.syktsu.ru 3. Шейн В.И. Корпоративный менеджмент: опыт России и США/ В.И. Шейн, А.В. Ждилев, А.А. Володин: рук. авт. кол. В.И. Шейн. – М.: ОАО «Типография Новости», 2000. – 280с. 4. Шихвердиев А.П., Гусятников Н.В., Беликов И.В. Корпоративное управление. М. Издательский центр «Акционер», 2001. – 192с. 5. Шихвердиев А.П., А.О. Блинов, А.В. Кузнецов. Корпоративное право в системе корпоративного управления. М. Издательский центр «Акционер», 2006. –343 с. 6. Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 года. www.koet.syktsu.ru 7. Ричард Л. Дафт. Менеджмент 6-е изд. / Пер. с англ. – СПб, 2006. – 864 с. (Серия «Классика MBA») 8. Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. – Пер. с англ. – М.: «Джон Уайли Энд Санз», 1996 г., 240 с. 9. Черезов А.В. Рубинштейн Т.Б. Корпорации, корпоративное управление. М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2006. – 478 с. 10. Национальный доклад. Корпоративное управление и экономический рост в России. Национальный совет по корпоративному управлению. М. 2004, 118 с. www.koet.syktsu.ru 11. Совет директоров в системе корпоративного управления компании.- М.: Империум Пресс, 2005. – 608 с. 12. Собственность, корпоративное управление и инвестиции / под ред. А.П. Шихвердиев. Сыктывкар, Сыктывкарский филиал ОУ ВПО ЦС РФ «МУПК», 2005. – 306 с. 13. Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. www.syktsu.ru Date: 2015-11-15; view: 898; Нарушение авторских прав |