Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий. Акты органов исполнительной власти – юридическая форма волеизъявления исполнительных органов государственной власти





АКТЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ – юридическая форма волеизъявления исполнительных органов государственной власти, реализующих свои полномочия; являются подзаконными, т.е. принимаются в соответствии и на основании законов и в пределах компетенции конкретного органа. Разделяются на нормативные (содержащие правила, рассчитанные на многоразовое применение) и административные, индивидуальные (для решения конкретного вопроса). Возможны различные формы указанных актов, в частности постановления, распоряжения, инструкции, приказы, решения.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ВОЕННОЙ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА – возможное исполнение гражданского долга мужским населением страны взамен несения военной службы в случаях, когда служба в армии противоречит убеждениям или вероисповеданию военнообязанного гражданина. Обычно срок альтернативной гражданской службы сопоставим или превосходит установленный срок службы в порядке исполнения воинской обязанности; виды работ альтернативной гражданской службы предполагают участие в физически тяжёлых и не престижных видах деятельности, например в качестве санитаров в больницах.

АМНИСТИЯ – полное или частичное освобождение от наказания категории лиц, совершивших преступление, либо смягчение для них наказания. Осуществляется постановлением Государственной Думы.

ВЛАСТИ ЗАХВАТ – незаконное, противоречащее установленным правилам, нормативным актам присвоение лицом или группой лиц власти и последующее исполнение властных полномочий, занятие высших должностей; происходит в результате борьбы с действующим до того момента представителем власти.

ВЛАСТЬ – 1)право и возможность распоряжаться, управлять людьми, объектами, процессами; 2) органы власти, которым предоставлены полномочия осуществлять власть. Различают законодательные, исполнительные, судебные органы власти. Власть в организации принадлежит её собственникам и руководителям. Власть в стране, регионе принадлежит законно избранным или назначенным в соответствии с законом и действующими положениями органам.

ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ – особый правовой режим, определяемый федеральным конституционным законом и устанавливаемый при чрезвычайной обстановке; сопровождается введением особых чрезвычайных мер для обороны государства, обеспечения государственной безопасности и общественного порядка; ограничивает права и свободы граждан. Режим военного положения вводится по решению Президента РФ с незамедлительным сообщением Федеральному Собранию при начале военных действий, агрессии против Российской Федерации, угрозе агрессии или возникновении массовых беспорядков в отдельной местности или в целом по стране.

ВСЕНАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ (синоним – референдум) – процедура волеизъявления избирателей по вопросу государственной или общественной жизни, кучастию в котором допущены все дееспособные граждане страны по достижении 18 лет.

ВЫБОРЫ – способ формирования руководящих органов власти государства, местного самоуправления с помощью голосования; форма участия граждан в управлении государством. Свободные выборы – это выборы на альтернативной основе.

ВЫСШАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА – обладание юридическим правовым актом самой высокой значимости по сравнению с другими актами. Например, Конституция обладает высшей юридической силой по сравнению с другими законами.

ВЫСШИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – государственные органы, возглавляющие всю систему органов власти в субъектах России. Включают в ряде субъектов институт Президента республики, главы администрации субъекта Федерации (губернатора), а также постоянно действующие законодательные, исполнительные (правительство), судебные органы.

ГАРАНТ КОНСТИТУЦИИ – Президент Российской Федерации, гарантирующий соблюдение Конституции, исполнение её норм и положений.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПРОКУРОР – высшее должностное лицо Прокуратуры Российской Федерации; возглавляет систему прокурорских органов Российской Федерации; назначается на должность и освобождается от занимаемой должности Советом Федерации по представлению Президента РФ.

ГОЛОСОВАНИЕ ТАЙНОЕ – стадия избирательного процесса; осуществляется путём подачи заполненного бюллетеня с отмеченным результатом выбора или использования специального устройства (машины для голосования) таким образом, чтобы выбор был тайным, известным только самому голосующему.

ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ – один из видов субъектов Федерации, имеющий собственный устав и законодательство; согласно Конституции в Российской Федерации выделено два таких города – Москва и Санкт-Петербург.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – система мероприятий, направленных на охрану политической и экономической основ государства, его границ.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ – право и полномочия государства осуществлять властные функции по отношению к гражданам данного государства и юридическим лицам, принимать законы и другие нормативные акты; реализуется посредством государственно-правовых институтов в виде органов власти.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА – высший законодательный орган в Российской Федерации, палата Федерального Собрания – парламента Российской Федерации; состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года и работающих в её составе на профессиональной основе без права совместительства (кроме творческой деятельности).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН – осуществление государством системы мер, позволяющих гражданам беспрепятственно пользоваться законодательно установленными правами и свободами.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА – сведения военного, внешнеполитического, экономического, разведывательного характера, имеющие важное государственное значение и специально охраняемые государством. Разглашение государственной тайны наносит ущерб государству и карается по закону.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ – осуществление функций управления государственными органами власти для поддержания, развития, регулирования и контроля экономики и социальной сферы: осуществление государственной политики, защита прав граждан; формирование и обеспечение соблюдения законов, выпуск других нормативных актов в виде указов, постановлений, принятие стратегических экономических, политических, социальных, военных

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКТ – официальный документ, принятый и выпущенный государственными органами.

ГОСУДАРСТВО – 1) как субъект права: определённый способ организации общества, политической власти, основной элемент политической системы; основной участник международных отношений, обладающий суверенитетом; 2) как субъект управления: государственные органы управления, действующие от лица страны, её регионов и от имени народа, наделённые для этого конституционными законодательными полномочиями; 3) как экономический субъект: а) совокупность органов и лиц, сосредоточивших в своих руках экономическую власть, принимающих экономические решения в государственном масштабе или в масштабе субъекта Федерации, владеющих и распоряжающихся государственной собственностью; б) все виды экономических ресурсов, факторов производства, денежных средств, находящиеся в государственной собственности, в распоряжении и ведении государственных органов власти, государственная экономика.

ГОСУДАРСТВО С РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМОЙ ПРАВЛЕНИЯ – форма государства, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями – парламентами, а граждане обладают личными и политическими правами. В рамках республиканской формы правления выделяют президентскую республику, парламентскую республику и республику смешанного типа, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентской республики – именно такой формой государства является и Российская Федерация.

ГОСУДАРСТВО ФЕДЕРАТИВНОЕ – государство, характеризующееся наличием федеративного устройства, состоящее из государственных образований – субъектов Федерации, обладающих определённой политической самостоятельностью и внутренним административно-территориальным делением. Федеративное государство имеет две системы высших органов власти – федеральные органы и соответствующие органы членов Федерации. Субъекты Федерации не являются государствами в полном смысле слова - они не обладают полным суверенитетом, правом одностороннего выхода из состава Федерации и участия в международных отношениях, хотя и могут иметь собственную Конституцию. Обязательный элемент Федеративного государства - двухпалатный федеральный парламент. Российская Федерация является федеративным государством конституционно-договорного типа, образованным на смешанной национально-территориальной основе.


ГРАЖДАНИН – 1) в праве: человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных конституцией и другими законами страны, имеющий гражданство данного государства; именно гражданину адресуются законы государства; 2) нравственный человек, обладающий политической и правовой культурой.

ГРАЖДАНСТВО – устойчивая правовая и политическая связь человека с государством, принадлежность лица к конкретному государству. В Российской Федерации гражданство определяет «принцип крови», т.е. гражданство новорождённого определяется гражданством его родителей, при этом место рождения роли не играет; в ряде стран признан «принцип почвы»: новорождённый приобретает гражданство того государства, на территории которого он родился, независимо от того, какое гражданство имеют его родители. Гражданин Российской Федерации может иметь двойное гражданство. Иностранец может получить российское гражданство после пяти лет проживания на территории страны (из них три года – непрерывно). Экстремисты, уголовные преступники, не отбывшее наказания, не могут получить российское гражданство. Вопросы гражданства в Российской Федерации регулируются Законом РСФСР «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 г.

ГРАЖДАНСТВО ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА – см. ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО.

ГРАМОТЫ (РАТИФИКАЦИОННЫЕ, ВЕРИТЕЛЬНЫЕ, ОТЗЫВНЫЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) – официальный письменный акт, удостоверяющий определённые международные соглашения или устанавливающий правовые отношения. Грамоты подтверждают признанное право уполномоченного лица отстаивать интересы представляемой им страны, организации, в том числе и собственные интересы.

ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО (синонимы – двугражданство, бипатризм) – принадлежность лица одновременно к гражданству двух стран, подтверждающаяся соответствующими документами; может возникать как по рождению, так и в результате приёма лица в гражданство другого государства при сохранении прежнего гражданства.

ДОВЕРИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВУ – обычная ситуация взаимоотношений между Правительством и Федеральным Собранием страны, основанных на взаимном доверии, нарушающаяся в случае объявления вотума недоверия Правительству со стороны Федерального Собрания.


ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО – служащий государственного учреждения, занимающий достаточно высокую должность, уполномоченный принимать важные решения и осуществлять юридически значимые действия.

ЕДИНОЕ ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО – единые, общие нормы права, распространяющие своё действие наопределённые территорию (например, территорию страны), на виды экономической деятельности, на группу участников общего дела.

ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО – экономическая зона, в пределах которой достигается высокая степень единства и согласованности экономических действий нескольких государств, используется единая валюта, вводятся единые таможенные пошлины, закладываются основы единой экономической политики, действуют общие принципы хозяйствования.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОКУМЕНТА, ЗАКОНА – резюме, содержащее итоговые выводы, а также положения, определяющие возможность и правила изменения, принятия нового документа.

ЗАКОН ПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ – закон, положения которого непосредственно, напрямую применимы к регулированию ситуаций, разрешению конфликтов, на которые распространяются данные положения.

ЗАКОН ФЕДЕРАЛЬНЫЙ – см. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО – 1)деятельность государственных органов по разработке и принятию законов; 2) совокупность действующих в стране законов, регулирующих общественные, экономические, гражданские отношения. Существует уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство.

ЗАКОНОПРОЕКТ – первоначальный текст предлагаемого к принятию закона, выносимый на рассмотрение законодательных органов или на референдум. Проекты законов готовятся комиссиями законодательных органов, высшими исполнительными органами, специальными рабочими группами, создаваемыми президентом и правительством.

ЗАКОНЫ – установленные государством своды обязательных правил и норм экономического и общественного поведения всех субъектов на территории данной страны, включающие перечень запретов и ограничений. Законы представлены в виде принимаемых законодательными органами государственной власти или Президентом страны в установленном Конституцией порядке нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой по отношению к другим нормативным документам (постановлениям, инструкциям, предписаниям, правилам). Выделяют законы конституционные, органическиеи обыкновенные (обычные); последние разделяются на федеральные и законы субъектов федерации.

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ (синоним – злоупотребление служебным положением) – умышленное использование должностным лицом своего служебного положения вопреки интересам дела; такое действие, совершенное из корыстных интересов и причинившее существенный вред государственным или корпоративным интересам или охраняемым законом правам и интересам граждан, наказывается в уголовном порядке.

ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ – см. МНОГО-ПАРТИЙНОСТЬ.

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – 1) институт конституционного права; система норм, регулирующих порядок формирования государственных органов; 2) основное политическое конституционное право гражданина избирать и избираться в государственные органы власти. Активное избирательное право принадлежит в Российской Федерации всем дееспособным гражданам, достигшим 18-летнего возраста. Равное избирательное право предполагает принадлежность активного избирательного права без ограничений по половым, имущественным, территориальным, расовым и другим различиям. Прямое избирательное право предусматривает развитие активного права в форме участия в непосредственных, прямых выборах членов органов власти, а не промежуточных, многоступенчатых выборных органов – «выборщиков».

ИСПОЛНЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ – выполнение зафиксированных прав юридического или физического лица на представительские функциив органах управления,атакже на совершение хозяйственных операций. Делегирование полномочий данного лица или органа другому лицу, органу – передача им оснований использовать эти полномочия.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ – непосредственно обеспечивающая применение норм права публичная власть, на которую возлагается функция исполнения принимаемых парламентом (законодательной властью) законов. Представляет совокупность полномочий по управлению всеми государственными делами и саму систему органов государственного управления. Исполнительную власть в Российской Федерации представляют Президент (глава государства) иПравительство Российской Федерации. На региональномуровне исполнительная власть осуществляется различными органами территориального управления и местного самоуправления – губернаторами,мэрами, префектами, главами администраций, управ иподчинённым им аппаратом.

КОНСТИТУЦИОННОЕ СОБРАНИЕ – представительный орган Российской Федерации, обладающий полномочиями учредительной власти. В соответствии со ст. 135 Конституции Российской Федерации Конституционное Собрание созывается в случае, если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Федерального Собрания. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается двумя третями голосов от общего числа членов Собрания или выносится на всенародное голосование. Конституционное Собрание устанавливает порядок вступления новой Конституции в силу; состав и порядок работы Конституционного Собрания определяется специальным федеральным конституционным законом.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – совокупность гарантируемых конституцией прав и обязанностей субъекта России, устанавливающая систему полномочий, которыми наделяется субъект Федерации, а также характер их сочетания и взаимодействия с полномочиями федеральной власти.

КОНСТИТУЦИОННОСТЬ – режим соблюдения конституции как высшего закона государства и общества; конституционность закона – соответствие закона нормам и принципам Конституции.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ – совокупность политических, экономических, социально-правовых отношений, устанавливаемых и поддерживаемых Конституцией и другими законодательными актами Российской Федерации. Отличие данного понятия от государственного строя состоит в том, что конституционный строй, как следует из самого названия, основан на Конституции, его признаками являются принципы разделения властей, суверенитета, неотчуждаемости прав и свобод граждан, в то время как государственный строй может и не иметь указанных признаков.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – Основной Закон Российского государства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Действующая Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г., состоит из введения (преамбулы), двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 пунктов переходных и заключительных положений. Закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти, судебной системы.

ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА (синоним - апатрид) – человек, не имеющий прав гражданства в каком-либо государстве; подобная ситуация возникает обычно в случае, когда лицо утрачивает своё гражданство и не приобретает нового; довольно часто гражданства в стране не имеют политические эмигранты.

ЛИШЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА – изменение политико-правового статуса человека, состоящее в прекращении его отношений, связей с государством, прав и обязанностей друг перед другом; происходит по решению высших органов власти страны либо по личному заявлению человека (выход из гражданства). При этом возникает ситуация без гражданства – до тех пор пока человек не приобретёт нового гражданства. См. также ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА.

ЛИШЕНИЕ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ – прекращение действия иммунитета в отношении депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации, т.е. неприкосновенности депутатов парламента, ряда других представительных органов власти. Иммунитет, предполагающий запрещение ареста или привлечения к судебной ответственности депутата за его действия, в том числе не при исполнении парламентских обязанностей, может быть автоматически аннулирован в случае задержания депутата на месте преступления (палата может лишь потребовать приостановления судебного преследования). Бывший депутат может быть привлечён к судебной ответственности по истечении срока парламентских полномочий за противоправные действия, совершенные во время исполнения депутатских обязанностей.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ (синоним – транснациональные финансово-промышленные группы) – финансово-промышленные группы, среди участников которых имеются юридические лица, состоящие под юрисдикцией других государств; создаются на основе межправительственных соглашений, с предоставлением таможенных и других льгот.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО – совокупность признанных мировым сообществом норм, правил, регулирующих межгосударственные отношения и зафиксированных в международных правовых актах; включает публичное и частное международное право.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР – источник международного права; соглашение между двумя или несколькими государствами, иными субъектами международного права, касающееся установления или изменения взаимных прав и обязанностей в сфере политики, экономики, других отношениях. Принятые названия для международных договоров: соглашение, договор, конвенция, пакт, протокол, коммюнике.

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – выражение власти народа с учётом местных традиций, одна из основ конституционного строя Российской Федерации; гарантируемая конституцией деятельность населения для решения непосредственно или через представительные органы власти (советы, муниципальные собрания), органы местного самоуправления (местную администрацию, референдумы, собрания, сходы граждан) вопросов местного значения. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

МНОГОПАРТИЙНОСТЬ – один из важнейших юридических, конституционных принципов организации политической жизни страны, следствие принципа политического многообразия (плюрализма). В России провозглашён в 1990 г. в Декларации о государственном суверенитете, закреплён в ст. 13 (п. 3) Конституции РФ. Принцип означает, что государство гарантирует право граждан объединяться в политические партии в соответствии со своими политическими воззрениями; при этом не исключает права компетентных органов запрещать и распускать политические партии и объединения, провозглашающие своим делом национальную, расовую, религиозную нетерпимость, призывающие к свержению существующей государственной власти насильственным путём. Многопартийность проявляется в существовании множества партий с полным спектром политических интересов.

НЕДОВЕРИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – ситуация, нарушающая обычные взаимоотношения между Правительством и Государственной Думой Российской Федерации по причинам несогласия с принципиальными вопросами государственной политики, финансов, бюджета либо по другим причинам. В случае выражения вотума недоверия Правительству со стороны Государственной Думы Президент вправе объявить об отставке Правительства и поручить назначаемому им премьер-министру, после одобрения такой кандидатуры Государственной Думой, сформировать новое Правительство страны. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства самостоятельно.

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ – свойство конституции как юридического документа: если конкретная норма конституции не имеет отсылочного, адресного указания, то она применяется всеми субъектами права вне зависимости от других законов или подзаконных актов.

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА – личное конституционное право человека: никто не вправе против воли проживающего проникать в жилище; обыск может производиться лишь на основании судебного решения, а проникновение в жилище – на основе санкции прокурора или решения суда; право неприкосновенности жилища ограничивается в период действия чрезвычайного положения.

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЛИЧНАЯ, ПРАВО НА НЕЁ – право человека, гражданина, в соответствии с которым никто не вправе задерживать и обыскивать его при отсутствии на то законного повода, предусмотренного законом. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 22) арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До решения суда нельзя задерживать лицо на срок более 48 часов. Граждане России имеют право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23).

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ТЕРРИТОРИИ (синоним - принцип неприкосновенности государственной границы) – принцип международного права, запрещающий любое одностороннее изменение линии границы на местности, а также пересечение границы в нарушение внутренних правил государств и международных соглашений. Для обеспечения неприкосновенности территории сопредельные (имеющие общую границу) государства заключают соглашения о режиме взаимной границы.

НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ – личное конституционное право человека; означает охрану личной и семейной тайны, включая и тайну переписки, других сообщений. Устанавливает запрет на использование и распространение сведений о частной жизни лица без его согласия. Гарантируется ст. 23 и 24 Конституции РФ.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ – основной источник права в Российской Федерации; предписания государственных органов, устанавливающие, изменяющие либо отменяющие определённые нормы права; реализуются в виде законов, постановлений, кодексов, инструкций.

НОРМАТИВНЫЙ АКТ ПРЕЗИДЕНТА – указ, постановление, другой распорядительный документ, подписанный Президентом Российской Федерации.

НОРМАТИВНЫЙ УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – нормативный правовой акт, принимаемый главой государства – Президентом страны и устанавливающий либо изменяющий нормы права.

ОБНАРОДОВАНИЕ ЗАКОНА – опубликование закона в определённом издании, доведение его до всеобщего сведения. Официальное обнародование имеет юридическое значение, оно делается в течение 7 дней со дня подписания соответствующего закона; именно на него следует ссылаться в сводах законодательства, печатных работах. Неофициальное опубликование допускает изложение его содержания.

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА – редко применяемое распространение действия закона на случаи, имевшие место в прошлом, до вступления этого закона в силу; подобное исключение из общего правила оговаривается в акте о введении закона в действие. Обычно законы не имеют обратной силы

ОБРАЩЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ – заявление граждан, организаций, направленное в государственные органы для защиты своих прав и интересов, решения важных для них проблем, получения необходимых разъяснений.

ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ – система мер, действий, направленная на ограничение правонарушений, преступлений, снижение ущерба общественным отношениям, жизни и здоровью граждан.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ – добровольное некоммерческое формирование граждан на основе общности интересов для исполнения, достижения общих целей. Формы общественных объединений: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД – сужение поля действия законодательно установленных прав и свобод; допускается только в особых случаях в пределах и на сроки, предусмотренные законами страны.

ОРГАНЫ ВЛАСТИ – специально созданные государством или избранные органы управления, которым приданы властные функции и полномочия, подкреплённые законами и нормативными актами.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ – органы власти, созданные или уполномоченные государством и осуществляющие государственные функции управления.

ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ – органы управления, находящиеся в руках одной из самостоятельных независимых публичных властей в государстве; занимаются управлением государственными делами, административным нормотворчеством, внешнеполитическим представительством, административным контролем, в соответствии с теорией разделения властей. В Российской Федерации такие органы на федеральном уровне подвластны правительству и Президенту. В регионах исполнительная власть осуществляется органами местного управления и самоуправления – губернаторами, мэрами и подчинёнными им организациями. См. также ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ – выборные и другие органы, юридические лица, наделённые полномочиями для решения задач местного значения и не входящие в систему органов государственной власти; в своей деятельности руководствуются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». См. также МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.

ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА – характеристика правового статуса человека, их наличие – важный признак правового государства. Естественные (личные, абсолютные) права и свободы не могут быть ограничены в демократическом обществе ни при каких обстоятельствах – это право на жизнь, право не подвергаться пыткам и насилию, жестокому обращению или наказанию, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства и доброго имени, свободу совести, вероисповедания, а также право на судебную защиту и справедливое правосудие и др. Некоторые (относительные) права могут быть ограничены, приостановлены на определённый срок при режиме чрезвычайного положения.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ – система принципов, определяющих общественные отношения в стране; объект конституционного регулирования. Насильственное изменение этих принципов является преступлением и преследуется в судебном порядке.

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ДОЛЖНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (синоним – импичмент) – особый порядок ответственности высшего должностного лица государства. При рассмотрении дел в порядке отрешения от должности Государственная Дума формулирует обвинение и предъявляет его Президенту. Рассмотрение дела по существу производится верхней палатой парламента, которая преобразует себя в судебную коллегию. Регулируется нормами ст. 93 Конституции Российской Федерации.

ОТСТАВКА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – элемент государственного права; процедура сложения полномочий главы правительства или отдельных министров, например, в связи с вынесением правительству вотума недоверия или порицания, внутренними разногласиями в правительстве, иными причинами. Правительство может само подать в отставку либо такое решение может принять Президент Российской Федерации.

ОФИЦИАЛЬНОЕ ОПУБЛИКОВАНИЕ ЗАКОНА – См. ОБНАРОДОВАНИЕ ЗАКОНА.

ПАЛАТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – верхняя палата – Совет Федерации, нижняя – Государственная Дума.

ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – высший представительный и законодательный орган страны; в России парламентом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совет Федерации (верхняя палата) и Государственная Дума (нижняя палата).

ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ – одна из форм деятельности парламента, его палат, в ходе которой члены парламента, государственные деятели, эксперты высказывают мнения; по результатам слушаний принимают рекомендации.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ – предоставление лицу возможности на неопределённо долгое время укрыться от преследований по политическим мотивам в другой стране, либо в помещении дипломатического представительства (посольства) в стране проживания, либо на иностранном военном корабле. Такое право не распространяется на лиц, преследуемых властями за совершение правонарушения.

ПОЛНОМОЧИЯ – зафиксированные законодательно или нотариально права юридического или физического лица на совершение хозяйственных операций, а также на представительские функции. Возможна ситуация передачи, делегирования полномочий данного лица или органа другому лицу, органу, дающая им основания использовать эти полномочия.

ПОЛНОМОЧНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – назначенный Президентом представитель в субъектах Федерации, а также в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.

ПОСЛАНИЯ ПРЕЗИДЕНТА о положении в стране, направлениях внутренней и внешней политики – форма периодического (обычно ежегодного) публичного отчёта Президента, представляемого на рассмотрение Федеральному Собранию (палаты собираются совместно).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – акт управления, издаваемый от имени Правительства и за подписью премьер-министра или его уполномоченных заместителей в соответствии с федеральными законами и указами.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА – см. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – центральный высший коллегиальный орган исполнительной власти страны, кабинет министров; осуществляет управление государством в соответствии с законами и решениями Президента страны.

ПРАВО БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ – право граждан Российской Федерации, пребывающих за границей, на возвращение в любой момент в страну своего гражданства.

ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ – реализация первой стадии законодательного процесса – официального внесения законопроекта в законодательное учреждение (например, в Государственную Думу). Правом законодательной инициативы в Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд по вопросам, входящим в их компетенцию.

ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ – важнейший институт любой системы права; совокупность юридических норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность объекта собственности отдельным лицам или коллективам и основанные на этом правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению объектами собственности.

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – совокупность норм права и органов, обеспечивающих их формирование и соблюдение; объединяет гражданское, уголовное, публичное, частное и другие отрасли права.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ – система признанных, гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей, законных интересов человека. Права и свободы – социальные возможности гражданина, обеспеченные государством, а обязанности отражают требования государства к поведению гражданина.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ – поведение, нарушающее правовые нормы и приносящее вред конкретным людям и обществу; выделяют гражданские правонарушения (деликты), дисциплинарные проступки, административные проступки, уголовные преступления.

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ – государственные органы, функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью; к ним относятся суды всех уровней, прокуратура, органы внутренних дел, таможенного контроля, налоговой полиции, юстиции, а также негосударственные институты – адвокатура, третейский суд.

ПРАВОСУДИЕ – деятельность специальных государственных органов – судов, которые рассматривают и разрешают судебные дела в судебных заседаниях в установленном законом порядке с целью укрепления законности и правопорядка.

ПРЕДМЕТЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – конституционно зафиксированные вопросы, по которым соответствующие органы Федерации и её субъектов вправе принимать согласованные решения. Все вопросы федерального уровня значимости, не составляющие предмет совместного ведения, относят к компетенции субъектов Федерации по принципу «остаточной компетенции».

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СЧЁТНОЙ ПАЛАТЫ – руководитель Счётной палаты – независимого органа государственного финансового контроля, контролирующего в первую очередь исполнение бюджета; подотчётен Федеральному Собранию Российской Федерации

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – органы, состоящие из избранных представителей народа, наделённые полномочиями принимать законы. Представительные органы могут быть одновременно законодательными, и наоборот, но такое совпадение наблюдается не всегда.

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять от его имени интересы населения и принимать решения; юридическое лицо.

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – глава Российского государства, гарант Конституции Российской Федерации, прав свобод граждан; должность установлена по итогам референдума в марте 1991 г., статус определён Конституцией Российской Федерации. Порядок избрания Президента установлен Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 17 мая 1995 г. Президент России может быть отрешён от должности Советом Федерации только за измену Родине или иное тяжкое преступление. Полномочия Президента России, его функции, порядок вступления в должность, прекращение исполнения полномочий, отрешения от должности определены в главе 4 Конституции Российской Федерации.

ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА -

фундаментальные положения права, система договорных и обычных норм, регулирующих международные экономические, политические, военные отношения и выражающие согласованную волю государств.

ПРИСВОЕНИЕ ВЛАСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ – преступление против государственной власти, интересов государственной службы, состоящее в незаконном присвоении служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершении им в связи с этим действий, повлёкших нарушение прав, интересов граждан или организаций, фирм.

ПРИСЯГА – торжественное обещание, клятва, которую приносит лицо, избранное Президентом страны, при вступлении в должность.

ПРОКУРАТУРА – система органов, осуществляющих возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения, надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами, организациями, а также гражданами, обеспечивает законность и правопорядок. Прокурор как должностное лицо органов прокуратуры осуществляет прокурорский надзор, участвует в судебном процессе в качестве обвинителя. Прокурор назначается на должность Генеральным прокурором на срок 5 лет.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ – группа, значительное количество работников, добровольно объединяющихся для защиты своих прав и улучшения своего положения. Основными едиными интересами группы являются повышение заработной платы, сокращение рабочего времени, улучшение условий труда. Различают профсоюзы, создаваемые по инициативе компании, которые находятся под полным контролем администрации; профсоюзы, охватывающие всех работников предприятия или отрасли (так называемые отраслевые профсоюзы); профсоюзы с ограниченным доступом, цеховые профсоюзы.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ – способы организации процессов и процедур рассмотрения дел в ходе судопроизводства.

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО – правовые нормы, регулирующие вопросы, представляющие общий, совокупный интерес многих граждан.

РАЗДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (синоним – теория разделения властей) – основа конституционного строя, политико-правовая доктрина, в соответствии с которой власть воспринимается не как единое целое, а как совокупность различных властных функций (законодательная, исполнительная, судебная), осуществляемых различными властными органами.

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – подзаконный властный акт, изданный в рамках компетенции правительства и имеющий юридическую силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано.

РЕГЛАМЕНТ – 1)правила, устанавливающие, регулирующие порядок и время проведения мероприятий и действий, осуществления деятельности, ограничивающие их определёнными пределами. Установление и контроль за соблюдением таких правил называют регламентацией; 2) название некоторых актов международных конгрессов и конференций.

РЕДАКЦИЯ ЗАКОНА – формулировка положений, статей закона, подлежащих утверждению или пересмотру; так же называют действующие, принятые ранее формулировки статей (действующая редакция закона).

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ – добровольные объединения совершеннолетних граждан, образованные в целях совместного осуществления права граждан на свободу вероисповедания. Религиозные объединения в России отделены от государства и равны перед законом (ст. 14).

РЕСПУБЛИКА – форма государственного правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются представительными учреждениями – парламентами, а все граждане обладают личными и политическими правами. Различают президентскую республику, парламентскую республику и республику смешанного типа.

РЕФЕРЕНДУМ – высшее выражение власти народа; процедура всенародного тайного равного и прямого голосования граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственной или общественной жизни, к участию, в котором допущены все дееспособные граждане страны, достигшие 18 лет. Принятое на референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования и не нуждается в дополнительном утверждении. См. ВСЕНАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ.

РОСПУСК ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ – элемент конституционного механизма осуществления государственной власти. Право роспуска и объявления досрочных выборов в Государственную Думу принадлежит Президенту Российской Федерации и является противовесом возможности Государственной Думы влиять на состав Правительства и выражать недоверие Правительству. Причиной роспуска может быть, в частности, многократное выражение вотума недоверия правительству в течение определённого периода времени. Государственная Дума не подлежит роспуску в последние 6 месяцев полномочий президента государства, в период чрезвычайного положения, в первый год приобретения своих полномочий.

СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО - конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение религиозных объединений от государства, разграничение сфер их деятельности. В соответствии со ст. 14 Конституции Российской Федерации религия не может быть государственной или обязательной.

СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ – личная свобода человека, включающая право индивидуально или совместно с другими исповедовать, выбирать и распространять религиозные убеждения; гарантируется ст. 28 Конституции Российской Федерации.

СВОБОДА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ – одно из старейших конституционно закрепляемых личных и политических прав человека; часть свободы выражения мыслей, мнений, убеждений. Подразумевает право свободно учреждать печатные средства массовой информации, свободно издавать и распространять любую печатную продукцию, содержание которой не противоречит нормам законов, а также запрет цензуры.

СВОБОДА МЫСЛИ И СЛОВА – одно из основных личных и политических прав человека; часть права, называемого «свобода массовой информации»; закреплена в ст. 29 Конституции Российской Федерации.

СВОБОДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – право лиц, фирм и компаний использовать экономические ресурсы для производства избранных ими товаров, работ, услуг и продавать товары на выбранных рынках. Совмещается со свободой выбора – правом собственника использовать по своему усмотрению имеющиеся ресурсы и деньги; свободным правом работников выбирать по своему желанию место и вид труда; свободным правом потребителей расходовать свои доходы на собственные нужды, а также отсутствием каких бы то ни было барьеров и ограничений в торговле между фирмами, лицами, государствами.

СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА – см. СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ, СВОБОДА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, СВОБОДА МЫСЛИ И СЛОВА и др.

СИСТЕМА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (ЕДИНАЯ) – совокупность органов и осуществляемых ими полномочий по управлению государственными делами, включая административное регулирование и контроль, принятие подзаконных актов, внешнеполитическое представительство. Возглавляется главой государства и правительством страны.

СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ -

совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих органов законодательной, исполнительной и судебной власти государства на разных уровнях управления (федеральном, субъектов Федерации, муниципальном).

СИСТЕМА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ – совокупность органов законодательной, исполнительной, судебной власти федерального уровня. См. также СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.

СЛОЖЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА – см. ОТСТАВКА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – совещательный, консультативный, конституционный орган; возглавляется Президентом РФ; осуществляет подготовку решений Президента по внешней, внутренней и военной политике в сфере обеспечения безопасности РФ; решения оформляются указами.

СОВЕТ МИНИСТРОВ – устаревшее название Правительства в Российской Федерации.

СОВМЕСТНОЕ ВЕДЕНИЕ РФ И СУБЪЕКТОВ РФ – см. ПРЕДМЕТЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО – государство, служащее обществу; организационно-правовой статус государства, конституционно гарантирующего экономические и социальные свободы и права граждан, а также социальные обязанности государства: охрану труда и здоровья граждан, выплату минимальной заработной платы, поддержку семьи, инвалидов и престарелых граждан, развитие социальных служб, пенсии, пособия и другие гарантии социальной защиты.

СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ – см. НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ТЕРРИТОРИИ.

СТАТУС СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – правовое положение субъекта России, его полномочия, правовые нормы, регулирующие отношения субъекта России с Федерацией и муниципальными органами. Статус субъекта России закреплён Конституцией Российской Федерации, его собственной Конституцией или уставом, законами Российской Федерации.

СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – республика, край, область, округ, автономная область, город федерального подчинения в составе Российской Федерации, наделённые правами самостоятельного управления регионом с соблюдением законов РФ. В Российской Федерации в настоящее время имеется 83 субъекта (первоначальном тексте Конституции указано 89). Однако, процесс федеративного развития продолжается. Республики имеют свои конституции, законодательство, края и области имеют уставы, принимают собственные законы и другие правовые акты.

СУВЕРЕНИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – полное верховенство власти внутри страны и ещё независимость во внешней политике, полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства.

СУВЕРЕННЫЕ ПРАВА – права, обеспечивающие независимость, суверенитет государства, субъекта Федерации, народа, гражданина. Суверенные права предоставляют возможность их обладателю принимать самостоятельные решения, проводить собственную политику, пользоваться полномочиями в рамках, предоставленных ему законом.

СУД АРБИТРАЖНЫЙ – высший федеральный судебный орган по экономическим спорам; осуществляет правосудие по экономическим спорам, возникшим из гражданских, административных правоотношений между юридическими лицами, между Россией и субъектами России, между самими субъектами России, а также дела о несостоятельности организаций и граждан. В систему арбитражных судов Российской Федерации входят Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, республик, краёв, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

СУД ВЕРХОВНЫЙ – высший судебный орган Российской Федерации по гражданским, уголовным, административным и иным делам; осуществляет судебный надзор, даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия Верховного Суда устанавливаются федеральным конституционным законом, судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента России.

СУД КОНСТИТУЦИОННЫЙ – судебный орган конституционного контроля, действующий на принципах независимости, коллегиальности, гласности, равноправия и состязательности, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть для защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека, обеспечения действия Конституции на всей территории России. Суд рассматривает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов органов государственной власти и субъектов Федерации Конституции Российской Федерации, разрешает споры о компетенции, рассматривает жалобы по нарушениям прав и свобод граждан, даёт толкование Конституции Российской Федерации, выступает с законодательной инициативой. Состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению Президента России на срок 12 лет

СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ – обычный суд общей компетенции, рассматривающий гражданские и уголовные дела. К специализированным судам относят военные трибуналы, арбитражные суды, налоговые, таможенные, суды по трудовым спорам.

СУД С УЧАСТИЕМ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ –демократический институт судебной системы органов государственной власти, предусматривающий непосредственное участие граждан в исполнении правосудия. В классическом варианте состоит из 6, 12 или иного числа граждан обладающих избирательным правом, отобранных по случайной методике именно для конкретного рассмотрения судебного дела, и одного профессионального судьи, решающего вопросы права. Суды присяжных введены в 15 субъектах Российской Федерации.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ – самостоятельная независимая власть; включает суды в лице судей и привлекаемых присяжных, народных и арбитражных заседателей

СУДЬИ – несменяемые и неприкосновенные лица, наделённые полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

СЧЁТНАЯ ПАЛАТА – высший орган, осуществляющий государственный финансовый контроль.

ТАЙНА ПЕРЕПИСКИ, ТАЙНА СВЯЗИ – конституционные права человека, закрепляющие неприкосновенность всех видов почтово-телеграфных и электронных отправлений, телефонных переговоров, других сообщений. Предполагает запрет вскрывать, изучать, разглашать содержание сведений. Все отклонения от режима тайны связи допускаются только по решению судебных органов.

УКАЗ – нормативный правовой акт высокого уровня, принимаемый обычно главой государства, президентом страны.

УМАЛЕНИЕ ДОСТОИНСТВА ЛИЧНОСТИ – преступление против личности, например распространение сведений, порочащих конкретное лицо, раскрывающих его личную или семейную тайну без его согласия, производимое из корыстной заинтересованности с целью причинить вред законным интересам гражданина. В соответствии со ст. 152 Гражданского Кодекса Российской Федерации гражданин России вправе требовать по суду опровержения сведений, порочащих его личность, честь, достоинство или деловую репутацию, если распространивший их не докажет, что они соответствуют действительности. См. также ЗАЩИТА ЧЕСТИ, ДОБРОГО ИМЕНИ.

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА (синоним, происходящий от латинского слова и употребляемый в ряде западных стран, – омбудсмен) – должность, учреждённая в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения государственными органами и органами местного самоуправления.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА – 1)профессиональная служебная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов управления; 2) федеральные государственные службы – органы государственной власти.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – форма собственности, которой от лица государства распоряжаются органы государственной власти. Объектами государственной собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, предприятия, здания, материальные ресурсы, денежные средства, ценные бумаги, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности. Государственная собственность в России делится на федеральную и собственность субъектов Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА – политика, проводимая государственной властью.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ – парламент Российской Федерации, представительный и законодательный орган; состоит из двух палат – Совет Федерации (верхняя палата) и Государственная Дума (нижняя палата), различных по статусу, полномочиям и способу формирования. Палаты заседают раздельно, а собираются на заслушивания посланий Президента России, Конституционного Суда, при выступлениях глав иностранных государств. См. также ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ – комплекс законов, относящихся к компетенции Российской Федерации в целом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ – основополагающая группа законов, отстоящих ниже на одну ступень от Основного Закона (Конституции), издаваемые по вопросам, непосредственно касающимся Конституции. К ним относятся законы, обусловленные Конституцией Российской Федерации, устанавливающие порядок принятия нового субъекта в состав России, содержащие описание и порядок использования флага, герба и гимна России, определяющие деятельность Правительства, судебной системы, полномочия Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, а также законы о режиме чрезвычайного или военного положения, о порядке созыва Конституционного Собрания и законы, касающиеся изменения Конституции.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ – Администрация Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и ведомства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ – часть бюджета страны с федеративной формой государственного устройства, которой распоряжается центральное правительство. Проект федерального государственного бюджета на очередной год (или как в РФ в настоящий период на 3 года) составляется правительством и утверждается, принимается высшими законодательными органами, Федеральным Собранием.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ МИНИСТР – член правительства, возглавляющий один из органов государственной структуры правительства – министерство; не может совмещать занимаемую должность с депутатскими полномочиями. Иногда федеральный министр не возглавляет конкретное министерство, а определяет направление государственной политики или экономики, государственной деятельности, выполняет конкретные поручения премьер-министра, является членом правительства (федеральный министр «без портфеля»).

ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – способ организации федеративного государства; определяется формой взаимоотношений субъектов Федерации с федеральным центром, органами государственной власти, а также между собой. Основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами субъектов Федерации, равноправии и самоопределении граждан и народов России.

ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР – самостоятельный конституционно-правовой акт, источник конституционного права Российской Федерации в сфере регулирования федеративных отношений, подписанный представителями России и субъектов России; содержит самостоятельные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий: 1) между федеральным центром и органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации; 2) между органами власти краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, 3) Одежду органами власти автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации.

ЦЕНЗУРА – контроль государственных, местных властей за содержанием и распространением книг и другой печатной продукции, сведений, распространяемых через средства массовой информации, содержанием театральных спектаклей и кинофильмов, частной переписки граждан, имеющий целью ограничить распространение вредной для власти информации; запрещается Конституцией Российской Федерации как противоречащая свободе информации (ст. 29, п. 5).

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ – особый режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, допускающий ограничение свобод и прав граждан, юридических лиц, и возложение на них дополнительных обязанностей. Вводится в случае крупных общественных беспорядков, внутренних вооружённых конфликтов, а также стихийных бедствий и техногенных катастроф. Правом введения чрезвычайного положения наделён Президент России, указ Президента утверждается Советом Федерации.

ЮРИСДИКЦИЯ – предусмотренные законом или другим правовым актом следующие полномочия государственного органа: давать оценку правомерности или неправомерности действий юридических или физических лиц, разрешать юридические споры, применять санкции к лицам, нарушающим законы и нормы права. Специальными органами юрисдикции являются суды, арбитражные суды, уполномоченные административные органы.

ЯЗЫК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (синоним - официальныйязык) – основной язык государства, язык большей части населения страны, закреплённый в Конституции в качестве государственного; обычно используется в качестве языка делопроизводства, судопроизводства и т.п..

ЯЗЫК РОДНОЙ – язык, признаваемый человеком в качестве родного, привычного с раннего детства; язык, на котором человек преимущественно говорит и думает.

Список литературы:

1. Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. / С.А. Авакьян.- 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.

2. Алескеров Ф.Т., Платонов В.В. Системы пропорционального представительства и индексы представительности парламента. М.: ГУ ВШЭ, 2009.

3. Алескеров Ф.Е., Платонов В.В. Индексы представительности парламента // Полития. 2003. № 1.

4. Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор: Учебное пособие / Сокр. Пер. с англ.; Под ред. М.: Аспект Пресс, 2002.

5. Астафичев П.А. Права граждан // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 3.

6. Астафичев П.А. Народное представительство в современной России: проблемы теории и правового регулирования: Автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2006.

7. Андриченко Л.В. Регулирование и защита прав человека и гражданина в законодательстве зарубежных стран // Государство и право. 2002. N 3. С. 84, 91

8. Васильев В.И. Законодательное регулирование избирательных систем, применяемых на муниципальных выборах / В. И. Васильев, Л. Е. Помазанский // Журнал российского права. 2010. № 8.

9. Дмитриева Т.Б. Российское парламентское право М., 2005.

10. Дубровина Е.П., Зотова З.М. Партии и выборы: опыт избирательных кампаний 2003-2004 годов. М.: РЦОИТ, 2005.

11. Дюверже М. Политические партии / Пер. с франц. Академический проект. М., 2002. С. 278-288.

12. Заславский С. Е. Политические партии в России: Проблемы институциализации. М., 2003.

13. Зевелев А.И., Свириденко Ю.П., Павлов Д.Б., Степанский А.Д. Теоретико-методологические, историографические и археографические аспекты. Политические партии России: история и современность. М., 2010.

14. Констиутционное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / [В.О.Лучин и др.]; под ред. В.О. Лучина.-М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011.

15. Колюшин Е. И. Избирательное право в системе публичного права // Вести. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2010. № 1.

16. Комкова Г.Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина в России: понятие, содержание, механизм защиты: Автореферат дисс. … докт. юрид. наук. Саратов, 2010.

17. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. д.ю.н., проф. Б.А. Страшун.- 4-е изд., обновл. и дораб. М.: Норма, 2011.

18. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб. для студентов юрид. вузов и ф-тов. Изд. 2-е. Т. 1-2. Общая часть / Отв. ред. Б. А. Страшун. М.: БЕК, 2011.

19. Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина. – 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2010.

20. Конституции государств Азии: в 3 т. Т. 1: Западная Азия / под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010.

21. Котегова М.А. Частно-правовые особенности статуса политических партий и избирательных блоков // Журнал о выборах. 2009. № 2.

22. Колюшин Е. И. Избирательное право в системе публичного права // Вести. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2010. № 1.

23. Лысенко В.И. Выборы в представительные органы в новой Европе: политический опыт и тенденции 80-90-х годов. М., 1994.

24. Масленникова С.В. Право граждан на народное представительство. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2001.

25. Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: [учеб. для студентов юрид. вузов и фак.]. М.: Волтерс Клувер, 2006.

26. Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть: учеб. для студентов юрид. вузов и фак. М.: Волтерс Клувер, 2006.

27. Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. М., 2003.

28. Мейер Г. Изб право: Историческая и общая части /с предисловием Георга Еллинека. М.: Издание В.М. Саблина, 1905.

29. Муштук О.З., Киселев Е.А. Современные избирательные системы и выборные технологии. М.: МЭСИ, 2009.

30. Новгородцев П.И. Введение в философия права. Кризис современного правосознания. М., 1996.

31. Чиркин В. Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 2004.

 

кандидат философских наук, профессор







Date: 2015-11-15; view: 533; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.092 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию