Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предмет и задачи социальной психологии
Введение Социальная психология — отрасль психологического знания, имеющая короткую, но насыщенную историю своего развития. Как самостоятельное направление психологической науки, она существует менее ста лет. Официально годом рождения социальной психологии считается 1908 год, когда одновременно вышли две книги с аналогичным названием, заявившие себя как первые учебники по новой гуманитарной дисциплине. Интересно отметить, что один учебник вышел в Америке, другой в Европе, один был написан социологом, другой — психологом. И по настоящий день можно говорить о существовании американской и европейской традиции рассмотрения социально-психологических явлений, а также о социологизаторском и психлогизаторском подходах к их анализу. В процессе своего развития социальная психология прошла нелегкий путь поиска своего предмета исследования. Если в начале века интерес исследователей в основном концентрировался на изучении общественной психологии, массовых социальных явлении (толпа, заражение в массах, нация и ее психический склад и другое), то в середине века все внимание было отдано исследованию малых групп, социальных установок людей, способов влияния на микроклимат группы и отношения между различными людьми. В настоящее время перед социальной психологией остро стоит проблема построения общей теории социального поведения человека. Такой теории пока нет, так как поведение человека в социуме — чрезвычайно сложно и в плане изучения и в плане прогнозирования. То, как именно будет вести себя человек или группа в той или иной ситуации определяется большим количеством различных факторов, учесть которое очень сложно. Сегодня еще не существует окончательного, принятого всеми определения предмета социальной психологии. Наиболее распространено представление о том, что социальная психология — это отрасль психологического знания, изучающая закономерности общения и деятельности людей, включенных в различные социальные группы, а также психологические характеристики самих групп. Таким образом, социальная психология пытается дать ответ на ряд важнейших психологических вопросов: что такое человеческое общение, в чем его особенности и механизмы? Что происходит с человеком, как меняется его поведение и личностные структуры, когда он вступает в общение с другими людьми, становится членом определенной социальной группы? что определяет поведение человека в группе: его внутренние психические особенности или характеристики той группы, в деятельность которой он включился? Что представляет собой сама группа: является ли она простой суммой составляющих ее людей или может быть представлена как целостная система, живущая и развивающаяся по своим законам? Как, наконец, соотносятся различные группы между собой, что определяет правила и закономерности межгруппового взаимодействия? Можно сказать, что существует несколько сфер, или направлений социально-психологического анализа, каждая из которых в своих исследованиях пытается ответить на некоторые из поставленных выше вопросов: 1. Взаимодействие в системе «Я» — «Другой». Речь идет об изучении межличностных отношений, возникающих между людьми в процессе общения, исследования механизмов познания и понимания людьми друг друга, способов организации их общей деятельности. Кроме того, сюда же относятся исследования, направленные на выявление средств и возможностей влияния одного человека на другого. 2. Исследование влияния различных социальных условий на поведение личностные особенности человека. Прежде всего сюда относится проблема социализации человека как процесса усвоения социальных норм и ценностей своего общества входе всей жизни (и особенно на ранних этапах— в дошкольном и школьном возрасте). Изучаются социальные установки человека, существующие у него социальные предпочтения, исследуется, какими именно путями группа и общество в целом оказывают воздействие на формирование и изменение человеческой личности. 3. Влияние «Я» на социальные условия. Речь идет, об изучении социально-психологичеокой истории человека не только, с точки зрения тех социальных условий, которые определяли возможности человека, но и со стороны активного влияния личности на окружающий ее социальный мир. Здесь человек рассматривается как автор собственной жизни, системы своих социальных связей, создатель тех ролей и позиций, которые он реализует в ходе взаимодействия с другими людьми.
4. Взаимодействие в системе «Группа» — «Группа». Социальная психология рассматривает группу как целостную социальную систему, живой самоорганизующийся и саморазвивающийся организм, имеющий определенные цели в своей деятельности, обладающий определенными уникальными чертами. Естественно, что группа способна вступать в контакты, как с отдельными людьми, так и с другими социальными сообществами. Такое взаимодействие не всегда протекает гладко, часто межгрупповые отношения сопровождаются взаимной агрессией, непониманием, неприятием другой группы. Социальная психология изучает механизмы межгруппового взаимодействия, занимается поиском средств и методов повышения эффективности общения различных социальных групп. Таким образом, интерес современной социальной психологии сосредоточен вокруг изучения проблем человеческого общения в его межличностных и межгрупповых формах, исследования механизмов образования и функционирования групп, формирования социально-психологических свойств и качеств личности. Социальная психология — это и общенаучное знание о закономерностях социального поведения людей и целых групп, и методы эмпирического исследования этого поведения, и набор эффективных средств и технологий социального воздействия на такое поведение. Социальная психология имеет широкое прикладное значение, так как вся сфера человеческой жизни пронизана общением, внутри- и межгрупповым взаимодействием. В частности, эта наука имеет колоссальное значение для практики обучения и воспитания, организации педагогического взаимодействия. Ниже мы остановимся на характеристике важнейших понятий социальной психологии, имеющих прикладное, психолого-педагогическое значение. Вопросы и задания для самопроверки: 1. Дайте определение предмета социальной психологии. 2. Как Вы поняли, какие основные задачи ставит перед собой социальная психология? 3. Как бы Вы определили задачи социальной психологии в педагогической сфере? Чем могут помочь знания по этому предмету педагогу-практику или школьному психологу? Литература: 1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. 2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Избранные психологические труды. Т. 1. — М.: Педагогика, 1980. 3. Социальная психология (Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семёнова) — Л.: ЛГУ, 1979. 4. Шихирев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе. — М.: Наука, 1985.
Тема для самостоятельного изучения: Методы эмпирического исследования и активного обучения в социальной психологии. Какие методы сбора социально-психологических данных Вы узнали? В чем суть каждого из них? Чем они отличаются по форме и содержанию от похожих методов общей психологии? Какие Вы можете назвать специфические социально-психологические методы? Что подразумевается под методами активного социально-психологического учения? Назовите и охарактеризуйте важнейшие из них. Литература: 1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980. 2. Методы социальной психологии. Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова Л.: ЛГУ, 1977. 3. Метод наблюдения в социально-психологических исследованиях. - Л.: ЛГУ, 1987 4. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива.— Минск, 1984. 5. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. М., 1985
РАЗДЕЛ 1
Date: 2015-11-15; view: 1108; Нарушение авторских прав |