Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и задачи социальной психологии





Введение

Социальная психология — отрасль психологического зна­ния, имеющая короткую, но насыщенную историю своего развития. Как самостоятельное направление психологиче­ской науки, она существует менее ста лет. Официально годом рождения социальной психологии считается 1908 год, когда одновременно вышли две книги с аналогичным названием, заявившие себя как первые учебники по новой гуманитар­ной дисциплине. Интересно отметить, что один учебник вы­шел в Америке, другой в Европе, один был написан социо­логом, другой — психологом. И по настоящий день можно говорить о существовании американской и европейской тра­диции рассмотрения социально-психологических явлений, а также о социологизаторском и психлогизаторском подхо­дах к их анализу.

В процессе своего развития социальная психология про­шла нелегкий путь поиска своего предмета исследования. Если в начале века интерес исследователей в основном кон­центрировался на изучении общественной психологии, массо­вых социальных явлении (толпа, заражение в массах, на­ция и ее психический склад и другое), то в середине века все внимание было отдано исследованию малых групп, социальных установок людей, способов влияния на микрокли­мат группы и отношения между различными людьми. В настоящее время перед социальной психологией остро стоит проблема построения общей теории социального поведения человека. Такой теории пока нет, так как поведение челове­ка в социуме — чрезвычайно сложно и в плане изучения и в плане прогнозирования. То, как именно будет вести себя человек или группа в той или иной ситуации определяется большим количеством различных факторов, учесть которое очень сложно.

Сегодня еще не существует окончательного, принятого всеми определения предмета социальной психологии. Наибо­лее распространено представление о том, что социальная психология — это отрасль психологического знания, изучающая закономерности общения и деятельности людей, вклю­ченных в различные социальные группы, а также психоло­гические характеристики самих групп. Таким образом, со­циальная психология пытается дать ответ на ряд важней­ших психологических вопросов: что такое человеческое об­щение, в чем его особенности и механизмы? Что происходит с человеком, как меняется его поведение и личностные струк­туры, когда он вступает в общение с другими людьми, ста­новится членом определенной социальной группы? что опре­деляет поведение человека в группе: его внутренние психи­ческие особенности или характеристики той группы, в дея­тельность которой он включился? Что представляет собой сама группа: является ли она простой суммой составляющих ее людей или может быть представлена как целостная си­стема, живущая и развивающаяся по своим законам? Как, наконец, соотносятся различные группы между собой, что определяет правила и закономерности межгруппового взаи­модействия?

Можно сказать, что существует несколько сфер, или на­правлений социально-психологического анализа, каждая из которых в своих исследованиях пытается ответить на неко­торые из поставленных выше вопросов:

1. Взаимодействие в системе «Я» — «Другой». Речь идет об изучении межличностных отношений, возникающих меж­ду людьми в процессе общения, исследования механизмов познания и понимания людьми друг друга, способов орга­низации их общей деятельности. Кроме того, сюда же отно­сятся исследования, направленные на выявление средств и возможностей влияния одного человека на другого.

2. Исследование влияния различных социальных условий на поведение личностные особенности человека. Прежде всего сюда относится проблема социализации человека как процесса усвоения социальных норм и ценностей своего общества входе всей жизни (и особенно на ранних этапах— в дошкольном и школьном возрасте). Изучаются социальные установки человека, существующие у него социальные пред­почтения, исследуется, какими именно путями группа и об­щество в целом оказывают воздействие на формирование и изменение человеческой личности.

3. Влияние «Я» на социальные условия. Речь идет, об изучении социально-психологичеокой истории человека не только, с точки зрения тех социальных условий, которые оп­ределяли возможности человека, но и со стороны активного влияния личности на окружающий ее социальный мир. Здесь человек рассматривается как автор собственной жизни, системы своих социальных связей, создатель тех ролей и позиций, которые он реализует в ходе взаимодействия с дру­гими людьми.

 

4. Взаимодействие в системе «Группа» — «Группа». Со­циальная психология рассматривает группу как целостную социальную систему, живой самоорганизующийся и само­развивающийся организм, имеющий определенные цели в своей деятельности, обладающий определенными уникаль­ными чертами. Естественно, что группа способна вступать в контакты, как с отдельными людьми, так и с другими со­циальными сообществами. Такое взаимодействие не всегда протекает гладко, часто межгрупповые отношения сопро­вождаются взаимной агрессией, непониманием, неприятием другой группы. Социальная психология изучает механизмы межгруппового взаимодействия, занимается поиском средств и методов повышения эффективности общения различных социальных групп.


Таким образом, интерес современной социальной психоло­гии сосредоточен вокруг изучения проблем человеческого об­щения в его межличностных и межгрупповых формах, иссле­дования механизмов образования и функционирования групп, формирования социально-психологических свойств и качеств личности.

Социальная психология — это и общенаучное знание о закономерностях социального поведения людей и целых групп, и методы эмпирического исследования этого поведения, и набор эффективных средств и технологий социального воздействия на такое поведение. Социальная психология имеет широкое прикладное значение, так как вся сфера че­ловеческой жизни пронизана общением, внутри- и межгруп­повым взаимодействием. В частности, эта наука имеет ко­лоссальное значение для практики обучения и воспитания, организации педагогического взаимодействия. Ниже мы ос­тановимся на характеристике важнейших понятий социаль­ной психологии, имеющих прикладное, психолого-педагогическое значение.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Дайте определение предмета социальной психологии.

2. Как Вы поняли, какие основные задачи ставит перед собой социальная психология?

3. Как бы Вы определили задачи социальной психологии в педагогической сфере? Чем могут помочь знания по этому предмету педагогу-практику или школьному психологу?

Литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980.

2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Избранные психологические труды. Т. 1. — М.: Педагогика, 1980.

3. Социальная психология (Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семёнова) — Л.: ЛГУ, 1979.

4. Шихирев П. Н. Современная социальная психология в Западной Европе. — М.: Наука, 1985.

 

Тема для самостоятельного изучения:

Методы эмпирического исследования и активного обуче­ния в социальной психологии.

Какие методы сбора социально-психологических данных Вы узнали? В чем суть каждого из них? Чем они отличают­ся по форме и содержанию от похожих методов общей пси­хологии? Какие Вы можете назвать специфические социально-психологические методы? Что подразумевается под мето­дами активного социально-психологического учения? На­зовите и охарактеризуйте важнейшие из них.

Литература:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1980.

2. Методы социальной психологии. Под ред. Е. С. Кузь­мина, В. Е. Семенова Л.: ЛГУ, 1977.

3. Метод наблюдения в социально-психологических исследованиях. - Л.: ЛГУ, 1987

4. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива.— Минск, 1984.

5. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. М., 1985

 

 

РАЗДЕЛ 1

 







Date: 2015-11-15; view: 1108; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.012 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию