Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этап I. Ориентация





1. По отношению к проблеме:

 

Сформулировать цель и тему дискуссии Объяснить, что обсуждается, зачем нужна дискуссия в данной ситуации, в какой степени следует решить проблему
Установить время дискуссии Объявить участникам, о времени, отведенном для дискус­сии
Заинтересовать участников, создать необходимую мотивацию Изложить проблему в виде некоторого противоречия. По­казать, в чем состоит зна­чимость проблемы, какие ре­зультаты может дать ее ре­шение  
Добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками   Попросить задать вопросы. Можно предложить кон­трольные вопросы
Начать обмен мнениями (по возможности без оценок)   Предоставить слово желаю­щим или предложить вы­сказаться участникам по кру­гу. Руководителю не рекомен­дуется брать слово первым
2. По отношению к группе:
Познакомить участников дискуссии, если они незнакомы Попросить представиться, например, по кругу. Можно предложить участникам за­дать друг другу вопросы, что­бы ближе познакомиться
Ориентировать на коллек­тивное решение Сообщить о преимуществах группового решения
Создать доброжелательную, деловую атмосферу, устано­вить положительный эмо­циональный фон Доброжелательное отношение ко всем участникам — добро­желательные обращения, же­сты, мимика, улыбка и т. п.
По отношению к каждому участнику:
Добиться, чтобы в дискуссии принимали участие все члены группы Можно, например, установить порядок выступлений по кругу, если возникает затруднение с включением всех участ­ников
Активизировать пассивных Обратиться к молчащему с вопросом, просьбой помочь. Предложить задание, в кото­ром необходимо участие каж­дого
Оказывать поддержку, помощь выступающим Внимательно выслушать каж­дого, лучше не перебивать. Порекомендовать без боязни высказывать свои мнения, по­скольку важно учесть каждое
Этап II. Оценка
   
1. По отношению к проблеме:
Собрать максимум предло­жений. Постараться осветить все аспекты проблемы Выслушать всех. Свои пред­ложения высказать только после того, как выслушаны мнения участников
Провести анализ собствен­ных мнений Подвести частичные итоги, выделить основные положе­ния, сделать предваритель­ные выводы
Держаться в «русле» проблемы, не допускать повторов и отклонений от темы Тактично останавливать отклонившихся от темы, напоминать о целях и задачах дискуссии
2. По отношению к группе:
   
   
Поддерживать высокий уровень активности всей группы Всем поочередно предостав­лять слово. Не допускать за­тянувшихся диалогов и моно­логов, чрезмерной активности одних за счет других
Поддерживать деловую атмосферу Требовать ясного изложения мыслей, уточнять неясные по­ложения. Руководителю боль­ше опрашивать и слушать. Самому стараться говорить меньше, но по существу
Не допускать личной кон­фронтации участников   Устранять недоразумения меж­ду участниками дискуссии. Пресекать оценочные сужде­ния, направленные на личные качества оппонента
Поддерживать теплую, дружескую атмосферу Например, использовать улыбку, поощрительные вы­сказывания типа: «Хорошо, мы продвигаемся»
3. По отношению к каждому участнику:
Уделять максимум внимания мнению каждого участника Внимательно выслушивать каждого. Преждевременно не прерывать говорящего
Требовать ясной аргумен­тации Уточнять неясные положения, просить объяснить свою точ­ку зрения
Активизировать пассивных Обратиться к «молчуну» с вопросом. Любезно попросить его высказать свою точку зрения
По возможности сохранять беспристрастность Уделять равное внимание каждому, оказывать поддерж­ку воем участникам
Этап III. Завершение дискуссии
   
1. По отношению к проблеме:
   
Четкое и внятное подведение итогов Формулировка вывода, решения или спектра решений
Сравнить итог с поставлен­ной целью Напомнить цель, сопоставить с ней результаты дискуссии
Если тема не исчерпана стимулировать продолжение дискуссии Предложить группе продолжить дискуссию в следующий раз
   
2. По отношению к группе:
   
  Принятое решение должно быть групповым При подведении итогов учи­тывать по возможности мне­ния всех членов группы. Каж­дый должен высказать свое мнение по поводу группового решения
Помочь группе прийти к согласованному мнению Умелая постановка вопросов, обобщение полученных ре­зультатов
Сохранить деловую, добро­желательную атмосферу, несмотря на возможную конфронтацию мнений Подчеркнуть важность раз­нообразия предложений и подходов в дискуссии для нахождения оптимальной альтернативы
   
3. По отношению к каждому участнику:
   
Добиться того, чтобы у каж­дого или по крайней мере у большинства осталось чувство удовлетворения от участия в дискуссии Подчеркнуть вклад каждого в общий итог. Не жалеть заслуженных похвал. Побла­годарить всех членов группы за участие в дискуссии

 

 

 

 

Завершая разговор о формах группового обсуждения, еще раз отметим, что их эффективность во многом зависит от двух условий: поведения руководителя и соблюдения уча­стниками правил игры в каждом конкретном случае. При этом, основная ответственность снова ложится на ведущего и в соблюдении второго условия, так как он должен отсле­живать выполнение правил, обеспечивать знание их всеми участниками.

Ведущий группового обсуждения ответственен за созда­ние в группе особого климата — климата доверия. Для это­го он должен осуществлять в процессе своей работы сразу две роли — роль ведущего и роль участника. Это относит­ся и к взрослому, ведущему процесс обсуждения в группе де­тей или школьников. Иначе он рискует повторить ошибку того наивного по мнению Я. Корчака воспитателя, который стре­мится воздействовать на детей, полагая что он зрелый и сформированный, не поддается их воспитывающему влия­нию.

Какие ошибки характерны для ведущего процесса груп­пового обсуждения? Перечислим важнейшие из них.

1. Отсутствие четкой постановки проблемы, допущение различного ее толкования участниками обсуждения.

2. Неравномерное распространение усилий в двух направ­лениях — организации содержательного обсуждения и под­держании психологической атмосферы сотрудничества. Если начинает превалировать первое, возможно возникновение различных внутригрупповых конфликтов, монополизация дис­куссии лидерами, непродуктивная критика в адрес высту­пающих и др. В случае преобладания действий ведущего во втором направлении цель дискуссии, скорее всего, достигнута не будет.

3. Неумение держать нить обсуждения, повторы, отступ­ления и окончательный уход от темы.

4. Неумение активно использовать парафраз, то есть пе­реформулировать и обобщать высказывания участников, без изменения и утраты их первоначального смысла.

5. Неравномерное распределение внимания между участ­никами. Ободрение активных, мало внимания устранив­шимся от обсуждения.

6. Неумение задавать поддерживающие и развивающие вопросы.

7. Нарушение (чаще всего в сторону увеличения) вре­менного регламента.

8. Неумение выслушивать собеседника.

8. Несбалансированность ролей участника и ведущего. При преобладании первой роли участие в дискуссии сводит­ся к администрированию, формальному управлению, ставит ведущего в положение «над» группой. В случае преоблада­ния второй роли, ведущий теряет нити управления дискус­сией.

 

Date: 2015-11-15; view: 290; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию