Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этап I. Ориентация
1. По отношению к проблеме:
Сформулировать цель и тему дискуссии
| Объяснить, что обсуждается, зачем нужна дискуссия в данной ситуации, в какой степени следует решить проблему
| Установить время дискуссии
| Объявить участникам, о времени, отведенном для дискуссии
| Заинтересовать участников, создать необходимую мотивацию
| Изложить проблему в виде некоторого противоречия. Показать, в чем состоит значимость проблемы, какие результаты может дать ее решение
| Добиться однозначного
понимания проблемы
всеми участниками
| Попросить задать вопросы. Можно предложить контрольные вопросы
| Начать обмен мнениями
(по возможности без оценок)
| Предоставить слово желающим или предложить высказаться участникам по кругу. Руководителю не рекомендуется брать слово первым
| 2. По отношению к группе:
| Познакомить участников дискуссии, если они незнакомы
| Попросить представиться, например, по кругу. Можно предложить участникам задать друг другу вопросы, чтобы ближе познакомиться
| Ориентировать на коллективное решение
| Сообщить о преимуществах группового решения
| Создать доброжелательную, деловую атмосферу, установить положительный эмоциональный фон
| Доброжелательное отношение ко всем участникам — доброжелательные обращения, жесты, мимика, улыбка и т. п.
| По отношению к каждому участнику:
| Добиться, чтобы в дискуссии принимали участие все члены группы
| Можно, например, установить порядок выступлений по кругу, если возникает затруднение с включением всех участников
| Активизировать пассивных
| Обратиться к молчащему с вопросом, просьбой помочь. Предложить задание, в котором необходимо участие каждого
| Оказывать поддержку, помощь выступающим
| Внимательно выслушать каждого, лучше не перебивать. Порекомендовать без боязни высказывать свои мнения, поскольку важно учесть каждое
| Этап II. Оценка
| | | 1. По отношению к проблеме:
| Собрать максимум предложений. Постараться осветить все аспекты проблемы
| Выслушать всех. Свои предложения высказать только после того, как выслушаны мнения участников
| Провести анализ собственных мнений
| Подвести частичные итоги, выделить основные положения, сделать предварительные выводы
| Держаться в «русле» проблемы, не допускать повторов и отклонений от темы
| Тактично останавливать отклонившихся от темы, напоминать о целях и задачах дискуссии
| 2. По отношению к группе:
|
|
|
|
| Поддерживать высокий уровень активности всей группы
| Всем поочередно предоставлять слово. Не допускать затянувшихся диалогов и монологов, чрезмерной активности одних за счет других
| Поддерживать деловую атмосферу
| Требовать ясного изложения мыслей, уточнять неясные положения. Руководителю больше опрашивать и слушать. Самому стараться говорить меньше, но по существу
| Не допускать личной конфронтации участников
| Устранять недоразумения между участниками дискуссии. Пресекать оценочные суждения, направленные на личные качества оппонента
| Поддерживать теплую, дружескую атмосферу
| Например, использовать улыбку, поощрительные высказывания типа: «Хорошо, мы продвигаемся»
| 3. По отношению к каждому участнику:
| Уделять максимум внимания мнению каждого участника
| Внимательно выслушивать каждого. Преждевременно не прерывать говорящего
| Требовать ясной аргументации
| Уточнять неясные положения, просить объяснить свою точку зрения
| Активизировать пассивных
| Обратиться к «молчуну» с вопросом. Любезно попросить его высказать свою точку зрения
| По возможности сохранять беспристрастность
| Уделять равное внимание каждому, оказывать поддержку воем участникам
| Этап III. Завершение дискуссии
|
|
| 1. По отношению к проблеме:
|
|
| Четкое и внятное подведение итогов
| Формулировка вывода, решения или спектра решений
| Сравнить итог с поставленной целью
| Напомнить цель, сопоставить с ней результаты дискуссии
| Если тема не исчерпана стимулировать продолжение дискуссии
| Предложить группе продолжить дискуссию в следующий раз
|
|
| 2. По отношению к группе:
|
|
|
Принятое решение должно быть групповым
| При подведении итогов учитывать по возможности мнения всех членов группы. Каждый должен высказать свое мнение по поводу группового решения
| Помочь группе прийти к согласованному мнению
| Умелая постановка вопросов, обобщение полученных результатов
| Сохранить деловую, доброжелательную атмосферу, несмотря на возможную конфронтацию мнений
| Подчеркнуть важность разнообразия предложений и подходов в дискуссии для нахождения оптимальной альтернативы
|
|
| 3. По отношению к каждому участнику:
|
|
| Добиться того, чтобы у каждого или по крайней мере у большинства осталось чувство удовлетворения от участия в дискуссии
| Подчеркнуть вклад каждого в общий итог. Не жалеть заслуженных похвал. Поблагодарить всех членов группы за участие в дискуссии
|
Завершая разговор о формах группового обсуждения, еще раз отметим, что их эффективность во многом зависит от двух условий: поведения руководителя и соблюдения участниками правил игры в каждом конкретном случае. При этом, основная ответственность снова ложится на ведущего и в соблюдении второго условия, так как он должен отслеживать выполнение правил, обеспечивать знание их всеми участниками.
Ведущий группового обсуждения ответственен за создание в группе особого климата — климата доверия. Для этого он должен осуществлять в процессе своей работы сразу две роли — роль ведущего и роль участника. Это относится и к взрослому, ведущему процесс обсуждения в группе детей или школьников. Иначе он рискует повторить ошибку того наивного по мнению Я. Корчака воспитателя, который стремится воздействовать на детей, полагая что он зрелый и сформированный, не поддается их воспитывающему влиянию.
Какие ошибки характерны для ведущего процесса группового обсуждения? Перечислим важнейшие из них.
1. Отсутствие четкой постановки проблемы, допущение различного ее толкования участниками обсуждения.
2. Неравномерное распространение усилий в двух направлениях — организации содержательного обсуждения и поддержании психологической атмосферы сотрудничества. Если начинает превалировать первое, возможно возникновение различных внутригрупповых конфликтов, монополизация дискуссии лидерами, непродуктивная критика в адрес выступающих и др. В случае преобладания действий ведущего во втором направлении цель дискуссии, скорее всего, достигнута не будет.
3. Неумение держать нить обсуждения, повторы, отступления и окончательный уход от темы.
4. Неумение активно использовать парафраз, то есть переформулировать и обобщать высказывания участников, без изменения и утраты их первоначального смысла.
5. Неравномерное распределение внимания между участниками. Ободрение активных, мало внимания устранившимся от обсуждения.
6. Неумение задавать поддерживающие и развивающие вопросы.
7. Нарушение (чаще всего в сторону увеличения) временного регламента.
8. Неумение выслушивать собеседника.
8. Несбалансированность ролей участника и ведущего. При преобладании первой роли участие в дискуссии сводится к администрированию, формальному управлению, ставит ведущего в положение «над» группой. В случае преобладания второй роли, ведущий теряет нити управления дискуссией.
Date: 2015-11-15; view: 320; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|