Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Г класс
Анищенко А. Ю.
Тема: «Гибель империи Наполеона»
г класс
Цели урока:
образовательные
1) обеспечить усвоение (повторение) основных фактов по предшествующей теме (Внешняя политика Н.);
2) создать условия для усвоения школьниками причин, основных событий (сражений) и итогов борьбы Н. и коалиции;
3) определить роль личности в истории на примере деятельности Н.;
4) продолжить формирование у учащихся представления о личности Наполеона Бонапарта.
развивающие
1) продолжить развивать умение анализировать, сравнивать исторические факты;
2) продолжить формирование умений учащихся работать с исторической картой.
3) формировать умение учащихся работать с текстом учебника и его иллюстрациями;
воспитательные
1) формировать у школьников собственную нравственную оценку действий государств и отдельных личностей в период наполеоновских войн;
2) продолжить воспитание чувства патриотизма на примерах участия России в коалиционных войнах.
Тип урока — комбинированный.
Средства обучения: Историческая карта, видео; презентация; интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер.
Учебная и методическая литература:
1) Юдовская А. Я. Новая история, 1800-1913: Учеб. для 8 кл. – 2003 г.
2) Волков К. В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Юдовская А. Я. Новая история, 1800-1913. – 2006 г.
3) Кочетов Н. С. Новая история. 1800-1913. 8 класс: поурочные планы по учебнику Юдовская А. Я. Новая история, 1800-1913. – 2006 г.
4) Тесты по истории Нового времени. 8 класс. – 2010 г.
5) Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. – 2002 г.
6) Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – 1999 г.
7) История: научно-методический журнал для учителей истории и обществознания. – 2012. + атлас.
Вопросы темы и приемы их изложения
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| | Оргмомент (1 мин.)
| | Вводная беседа
Целевая установка
| Здравствуйте, присаживайтесь!
На прошлых занятиях мы изучали тему «Внутренняя и Внешняя политика Наполеона Бонапарта», поэтому сейчас мы напишем тест. А затем устно повторим с вами материал предыдущего урока для того чтобы понять суть последующих событий, дальнейшей судьбы Наполеона и его империи.
|
| |
| Проверка знаний учащихся(15 мин.)
|
| | Тест
| Все закрыли. Раздаются карточки с заданиями. На выполнение теста вам дается 5 мин.
|
| | Фронтальный вопрос
| ü Как называлась армия Наполеона?
ü Дайте определение понятию коалиция.
| Отвечают:
-великая;
-союз государств.
| | Индивидуальный вопрос
Логическое задание
| Сейчас Максим выйти к доске и расскажет нам о третьей коалиции по уже привычной для нас схеме:
причины создания – содержание - последствия.
-А вы подумайте, почему Наполеон одерживал такие успешные победы?
| Выходит к доске и отвечает.
Отвечают:
-реформы в армии.
-полководческий талант Наполеона;
- и т. д.
| | Индивидуальный вопрос
Логическое задание
| По той же схеме Алексей расскажет о 4-ой коалиции.
- В конце рассказа необходимо будет ответить на вопрос: Что было общего между 3 и 4 коалицией?
| Отвечают:
- практически те же участники;
- ……………….
| | Аналитическая беседа
| ü Почему Наполеону удалось обыграть в одиночку 3 и 4 коалицию государств?
| Отвечают:
-военный талант Н.;
-…………………….
| | Вывод
Переход к изучении новой темы
Слайд №1
Целевая установка
| Таким образом, после подписания Тильзитского мира империя Наполеона достигла вершины своего могущества. Военные победы и государственные реформы сделали Наполеона в глазах французов героем. Пройдя огнем и мечом по Европе, он полностью изменил ее облик. Однако при внешнем блеске, при кажущейся мощи огромной империи Наполеона страна переживала внутренний кризис.
Итак, запишите тему нашего сегодняшнего урока:
«Разгром империи Наполеона. Венский конгресс». Сегодня мы посмотрим, как изменилась внутренняя и внешняя политика Наполеона после побед над союзными войсками, и определим, почему столь сильное и мощное государство шло к своему закату.
|
Записывают тему в тетрадь
Принимают цель
| |
| Изучение нового материала (22 мин.)
|
| | 1.)Причины ослабления наполеоновской империи
Слайд №2
Рассуждение
Вывод
| К этому времени практически вся Европа склонилась перед величием Наполеона: государства либо вошли в состав французской империи либо являлись ее вассалами.
ü Как вы думаете, государство, которое завоевало такую огромную территорию за короткое время, оно будет внутренне сильным?
Политика Бонапарта носила противоречивый характер.
ü Я сейчас продолжу свой рассказ, а вы подумайте, в чем заключалась противоречивость?
В этих государствах отменялись сословные привилегии, фактически ликвидировались абсолютистские режимы, распространялась передовая система права и т.д.
ü Это на ваш взгляд прогрессивные реформы?
Однако эти реформы очень часто так и оставались на бумаге, феодальные отношения по-прежнему были сильны.
Помимо этого во Франции два года подряд были сильные неурожаи. Народ недоедал.
«Было много несчастных, не переживших это ужасное время, когда они должны были отбивать у животных продовольственные отбросы», писал современник.
Негативные последствия вызвала и континентальная блокада.
ü Почему?
Оборот экспорта резко сокращался. Обезлюдили все торговые города. В промышленности начался кризис.
И эти очень часто местное правительство разрешало тайную торговлю с Англией.
Наполеон продолжал вести постоянные войны, армия его слабела, и ей требовалось пополнение.
ü А где его взять?
Требовались поставки продовольствия для армии, а также для населения Франции.
ü Как сложившаяся ситуация повлияла на отношение населения к Наполеону?
ü Итак, в чем заключалась противоречивость политики Наполеона в завоеванных землях?
Таким образом, по мере расширения территории и усиления завоевательной политики могущество империи Наполеона ослабевало, военное положение становилось неустойчивым.
|
Отвечают:
-нет.
Отвечают:
да.
Отвечают:
да.
Отвечают:
- экономика Европы зависела от экспорта и импорта англ. товаров.
Отвечают:
-с завоеванных тер.
Отвечают:
-возникает возмущение и как следствие национально-освободительные движения.
| | 2.)Поход на Россию
Слайд №3
Аналитическая беседа
Конспективное повествование
Вывод
| Наполеон привык решать внутренние проблемы с помощью новых завоеваний. На этот раз ему требовалась более значительная победа.
ü Скажите, какой противник с точки зрения Наполеона был бы наиболее перспективным?
Министр полиции Фуше отговаривал императора от похода на Москву. Он утверждал, что Россия – это «блестящая химера». «Государь я вас умоляю, во имя Франции, во имя вашей славы, во имя нашей и вашей безопасности вложите меч в ножны, вспомните о карле XII».
Интересно также, что накануне войны 1812 г. произошло затмение будто показывающее, что этот поход будет неудачным. Но Наполеон был непреклонен.
В 1812 г. Великая армия перешла русскую границу и двинулась на Москву. В главном сражении у Бородино Наполеон не смог разгромить армию Кутузова. Не смотря на отчаянное сопротивление русского народа Москву, пришлось оставить. Открыв ворота Великого города Наполеон, считал себя победителем, но он так и недожался подписания мира. С наступлением холодов его армия покинула, сожжённый город и вынуждена была двинуться в обратный путь. Преследование русской армии, а также сильные морозы ускорили гибель армии Наполеона. Сам император оставил свою армию и бежал в Париж.
Таким образом, Поход на Россию закончился для Наполеона катастрофой, от которой Франция не смогла оправиться. Крах империи стал неизбежным.
|
Отвечают:
Россия.
| | 3.)Заграничный поход 1813-1814 гг.
Аналитическая беседа.
Слайд №4
Конспективное повествование
Аналитическая беседа
Слайд №5
Конспективное повествование
Слайд №6
Аналитическая
Слайд №7
Слайд №8
беседа
| Великая армия была уничтожена. Однако Наполеон, не желал сдаваться на милость победителю.
ü Скажите, что должен был сделать Наполеон?
Развернулась кипучая деятельность по созданию новой армии.
И не напрасно. Его поражение вновь сплотило европейские государства. Во главе с Россией возникла новая коалиция, в состав которой вошли Англия, Пруссия, Австрия, Швеция, Испания и Португалия.
Император в кротчайшие сроки создал армию в несколько сот тысяч человек. Но какой ценой? Под ружье были поставлены безусые подростки, почти дети.
Решающее сражение состоялось 16-19 октября под Лейпцигом. Это было крупнейшее сражение в мировой истории до начала Первой мировой войны, вошедшее в историю как «битва народов».
ü Как вы думаете, почему это сражение получило такое название?
На поле боя сражались солдаты разных европейских стран. В армии Наполеона были французы, поляки, итальянцы, немцы, бельгийцы, голландцы. Войска коалиции объединили русских, англичан, пруссаков, шведов, австрийцев. Армия союзников составляла 220 тыс. человек, французская – 175 тыс. Сражение длилось 3 дня. Боевой дух французов был подорван, армия состояла в основном из новобранцев, которая еще «не нюхала пороха». Армия Наполеона была разгромлена(потери фр.-65 тыс., союз.-54 тыс.).
31 марта 1814 г. верхом на белом коне с высокоподнятой головой вступил в Париж его величество император Александр I.
Наполеон отрекся от престола и был сослан на остров Эльба в Средиземном море.
ü Как вы думаете, победители постараются вернуть прежний порядок в Европе.
Королем Франции был провозглашен Людовик XVIII.
Итак, в результате военных действий Н. и союзных войск победу одержала коалиция. В Европе началась реставрация прежних порядков. Однако история на этом не заканчивается.
|
Отвечают:
создать новую армию.
Отвечают:
-участвовали солдаты разных стран.
Отвечают:
да.
| | 4.Полет орла.
Аналитическая беседа
Слайд №9
Конспективное повествование
Аналитическая беседа
Слайд №10
| ü Придя к власти во Франции, какую политику будет проводить Людовик?
Несмотря на принятие конституции, он стремился реставрировать монархические порядки, проводил политику в интересах своей аристократии.
ü Король пользовался популярностью у народа?
Этим обстоятельством воспользовался Наполеон, который покину остров Эльбу и в марте 1815 г. с небольшим отрядом высадился во Франции. «Орел национальных цветов будет лететь от колокольни к колокольне, пока не долетит до башен собора Парижской Богоматери, - сказал Н.
Людовик направил против «корсиканского чудовища» 30-тыс. армию. Увидев перед собой правительственные войска, Наполеон подошел к ним на расстояние пистолетного выстрела и произнес: “Солдаты, узнаете ли вы меня? Кто из вас хочет стрелять в своего императора? Я становлюсь под ваши пули”. “Да здравствует император!” воскликнули королевские солдаты и перешли на сторону Наполеона. С триумфом он прошел через всю страну и 20 марта вступил в Париж. Людовик XVIII едва успел бежать в Бельгию. Повсюду Наполеона встречали толпы французов, которые восторженно кричали: “Долой роялистов! Долой попов! Долой дворян!”. Императора на руках внесли в королевский дворец. Без единого выстрела Наполеон сверг власть Бурбонов и восстановил империю. Так начались знаменитые “сто дней Наполеона”
ü Как вы думаете, как на это отреагировали страны победительницы?
Создается 7 коалиция.
Решающее сражение произошло 18 июня 1815 г. в Бельгии у местечка Ватерлоо. В ожесточенном бою, продолжавшемся почти двенадцать часов, войска Наполеона были разбиты. В последнем бою прозвучали знаменитые слова ген. Кабронна: «Гвардия умирает, но не сдается!». Это была последняя битва великого полководца. По иронии судьбы проиграл он ее своим главным противникам - англичанам. Понимая бесполезность дальнейшей борьбы, 22 июня Наполеон вторично отрекся от престола и был сослан на остров святой Елены. Так закончилась наполеоновская эпоха.
Таким образом, Н. потерпел новое поражение, судьбу Европы решил Венский конгресс.
| Отвечают:
восстановить прежние порядки.
Отвечают:
нет.
Отвечают:
-создается новая коалиция.
| | Работа с текстом учебника
| Откройте учебник на стр. 93 (обратите внимание на иллюстрацию). Необходимо прочитать текст со стр. 93-94. Какие условия предусматривал этот конгресс? С какой целью создавался Священный союз?
|
| | Закрепление (3 мин.)
| | Вывод
Вывод
| Таким образом, мы с вами рассмотрели причины ослабления наполеоновской империи, основные сражения и их итоги.
ü Давайте еще раз назовем эти сражения?
Таким образом, ослабление наполеоновской империи, героизм русских солдат в период Отечественной войны 1812 г., сделали, так что чаша весов склонилась не в сторону Наполеона. Судьба Европы находилась в руках стран победительниц, среди которых на 1-ый план вышла Российская империя.
|
| | Домашнее задание (1 мин.)
| |
| § 12, вопр. 1-4.
|
| Оценивание
| | | | | | | Конспект в тетради учащихся
|