Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Для заочной формы обучения
дисциплины Римское право
(1 курс 1 семестр)
Рабочую программу осуществляют:
Лекции: к.ю.н., доцент Валеев Р.А.
ст. преподаватель Хайретдинов Р.А.
Практические занятия: ассистент Атнабаева Ю.В.
| Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 4
Учебных часов - 144
лекций – 8
практических занятий – 6
экзамен - 9
самостоятельная работа студентов – 119
КСР – 2
|
№ п/п
| Тема и содержание
| Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа)
| Количество часов аудиторной работы
| Основная и дополнительная литература, рекомендуемая обучающимся (номера из списка)
| Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров задач
| Количество часов самостоятельной работы
| Формы контроля самостоятельной работы (коллоквиумы, контрольные работы, тесты и т.п.)
|
|
|
|
|
|
|
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов научной и учебной литературы
3) решение и обсуждение задач
4) проверка подготовленности к занятию, проводимому в интерактивной форме
5) тестирование
Форма промежуточной аттестации – зачет
| 1.
| Тема 1. Понятие и источники римского права
1. Понятие римского права.
2. Этапы развития римской юстиции.
3. Понятие
публичного и частного права
4. Пандектная и институционная системы расположения частноправовых
норм.
5. Основные системы римского частного права
6. Основные институты римского частного права.
7. Историческое значение римского права, его современное переосмысление и актуальность в связи с реформированием российского гражданского
законодательства.
8. Источники римского права
| лек/пз
| 1/0,5
| Основная литература: 1,3,
Дополнительная литература:
4, 8,14
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. Выполнение заданий в тетради
|
| Текущий контроль:
1) опрос
2) проверка конспектов учебной литературы
3) проверка знаний памятников римского права
| 2.
| Тема 2. Судебный процесс и средства защиты нарушенных прав
1.Понятие осуществления и защиты гражданских прав.
2. Формы защиты гражданских прав.
3. Самоуправство: понятие и границы его применения.
4. Формирование государственной защиты нарушенных прав: этапы и способы.
5. Гражданский процесс и его стадии.
6. Характерные черты и особенности легисакционного, формулярного и экстраординарного процессов.
7. Понятие и виды исков по римскому праву.
8. Особые средства преторской защиты.
9. Процессуальное представительство.
10. Правовое значение времени для осуществления и защиты нарушенных прав: понятие законного срока и исковой давности.
| лек/пз
| 1/1
| Основная литература: 1,3,
Дополнительная литература:
4, 8,14
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. Выполнение заданий в тетради
|
| Текущий контроль:
1) проверка конспектов учебной литературы
2) проверка решения задач
3) проверка подготовленности к занятию, проводимому в интерактивной форме
4) проверка знаний памятников римского права
| 3.
| Тема 3. Лица
1. Понятие лица (persona) и статусного права. Субъекты римского права.
2. Категории лиц.
3. Правоспособность физических лиц (caput), ее элементы и содержание.
4. Статус свободы (status libertatis) как основной элемент правоспособности лиц по римскому праву.
5. Правовое положение рабов и вольноотпущенников.
6. Развитие института пекулия.
7. Состояние гражданства (status civitatis). Способы приобретения и утраты гражданства.
8. Правовое положение граждан, латинов и перегринов.
9. Конституция Каракаллы 212 г.
10. Семейный статус (status familiae) как элемент правоспособности лица по римскому праву.
11. Домовладыка (paterfamilias) как лицо «своего права» (persona sui iuris) и его подвластные как лица «чужого права» (personae alieni iuris).
12. Основания полного и частичного ограничения правоспособности (capitis deminutio). Учение римских юристов о степенях лишения правоспособности.
13. Состояние гражданской чести. Институт инфамии.
14. Дееспособность физических лиц. Основания ограничения дееспособности по римскому праву. Опека и попечительство: понятие и виды.
15. Формирование конструкции юридического лица (universitas) в римском праве.
16. Правовое положение коллегий, муниципий, корпораций, товариществ.
17. Условия учреждения коллегий по законам XII Таблиц. Разрешительный порядок создания юридических лиц в период принципата.
18. Привилегированный статус государственной казны (эрария, фиска).
| лек/пз
| 1/0,5
| Основная литература: 1,3,
Дополнительная литература:
4, 8,14
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. Выполнение заданий в тетради
|
| Текущий контроль:
1) проверка конспектов учебной литературы
2) проверка решения задач
3) проверка подготовленности к занятию, проводимому в интерактивной форме
4) проверка знаний памятников римского права
| 4.
| Тема 4. Семейное право
1. Понятие семьи (familia) по римскому праву. Основные черты римской семьи.
2. Правовой статус домовладыки (paterfamilias) и его подвластных лиц.
3. Понятие агнатского и когнатского родства. Линии и степени родства. Отношения свойства.
4. Брак по римскому праву (iustum matrimonium). Виды законного брака: брак «под властью мужа» (cum manu) и брак «без власти мужа» (sine manu).
5. Условия и порядок заключения законного римского брака.
6. Личные и имущественные отношения супругов в браке «под властью мужа» (cum manu) и «без власти мужа» (sine manu).
7. Институт приданого (dos). Понятие свадебного дара (donatio ante nuptias).
8. Прекращение брака: основания, порядок и правовые последствия.
9. Конкубинат. Контуберниум.
10. Правоотношения родителей и детей по римскому праву.
11. Отцовская власть (patria potestas) и способы ее установления.
12. Легитимация, адопция и адрогация как формы установления отцовской власти.
13. Имущественное положение подвластных детей.
14. Правовой статус детей, рожденных в конкубинате.
15. Прекращение отцовской власти.
16. Сущность эманципации в древнейший период и период ранней империи.
17. Правовые последствия прекращения отцовской власти.
| лек/пз
| 1/0,5
| Основная литература: 1,3,
Дополнительная литература:
4, 8,14
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. Выполнение заданий в тетради
|
| Текущий контроль:
1) проверка конспектов учебной литературы
2) проверка решения задач
3) проверка знаний памятников римского права
| 5.
| Тема 5. Наследственное право
1. Понятие и основания наследования по римскому праву. Основные этапы развития римского наследственного права.
2. Субъекты, объекты и содержание наследственных правоотношений в Древнем Риме.
3. Понятие универсального и сингулярного наследственного преемства.
4. Открытие и способы принятия наследства. Последствия принятия наследства.
5. Понятие лежачего наследства и его правовой режим в древнейший и классический периоды.
6. Правовые последствия отказа от наследства.
7. Выморочное наследство.
8. Наследование по завещанию.
9. Условия действительности завещания.
10. Завещательная правоспособность: понятие и виды.
11. Формы завещания в древнем, классическом и постклассическом праве.
12. Основания ограничения свободы завещательных распоряжений.
13. Отмена, недействительность и ничтожность завещания.
14. Наследование по закону и его виды по римскому праву. Историческое развитие института наследования по закону.
15. Система наследования цивильного права.
16. Реформирование норм и принципов наследования в преторском праве.
17. Определение круга наследников и нормы наследственного права в Новеллах Юстиниана.
18. Обязательная доля наследства и ее размер по римскому законодательству.
19. Завещательные отказы. Легаты и фидеикомиссы как виды сингулярного наследственного преемства.
20. Понятие легатов и их виды в римском праве.
21. Законодательные ограничения легатов (закон Фурия 200 г. до н.э., закон Вокония 169 г. до н.э., закон Фульцидия 40 г. до н.э.).
22. Фидеикомисс как неформальный завещательный отказ. Универсальный фидеикомисс.
| лек/пз
| 1/0,5
| Основная литература: 1,3,
Дополнительная литература:
4, 8,14
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. Выполнение заданий в тетради
|
| Текущий контроль:
1) проверка конспектов учебной литературы
2) проверка решения задач
3) проверка подготовленности к занятию, проводимому в интерактивной форме
4) проверка знаний памятников римского права
| 6.
| Тема 6. Вещное право
1. Понятие вещи и вещного права. Виды прав на вещи.
2. Классификация вещей по римскому праву.
3. Вещи телесные и бестелесные.
4. Вещи «божественного» и «человеческого» права.
5. Вещи, изъятые из гражданского оборота и неизъятые из оборота.
6. Манципируемые и неманципируемые вещи как древнейшая классификация вещей по римскому праву.
7. Вещи движимые и недвижимые, делимые и неделимые, родовые и индивидуально-определенные.
8. Вещи простые и сложные, потребляемые и непотребляемые, плодоносящие вещи и плоды.
9. Право владения: понятие и история его возникновения. Элементы владения. Владение как правомочие собственника.
10. Владение и держание. Виды владения. Законное и незаконное владение.
11. Объем ответственности добросовестного и недобросовестного владельца при виндикации.
12. Приобретение и прекращение права владения.
13. Право собственности: понятие и виды. Содержание права собственности. Правомочия собственника по римскому праву.
14. Ограничение права частной собственности.
15. Первоначальные и производные способы приобретения права собственности.
16. Приобретательская давность.
17. Прекращение права собственности.
18. Исковая защита права собственности.
19. Права на чужие вещи: понятие и виды.
20. Понятие и виды сервитутов. Способы их установления и прекращения.
21. Эфитевзис и суперфиций, их содержание и способы их установления и прекращения.
22. Залоговое право. Понятие залогового договора. Исторические формы римского залога. Возникновение и прекращение залогового права.
| лек/пз
| 1/1
| Основная литература: 1,3,
Дополнительная литература:
4, 8,14
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. Выполнение заданий в тетради
|
| Текущий контроль:
1) проверка конспектов учебной литературы
2) проверка решения задач
3) проверка подготовленности к занятию, проводимому в интерактивной форме
4) проверка знаний памятников римского права
| 7.
| Тема 7. Обязательственное право
1. Понятие обязательства и обязательственного права.
2. Содержание и виды обязательств.
3. Источники обязательств по римскому праву.
4. Стороны в обязательстве. Замена лиц в обязательстве.
5. Активная и пассивная цессия.
6. Исполнение и просрочка исполнения обязательства.
7. Правовые последствия просрочки исполнения обязательства по вине должника и по вине кредитора.
8. Иные, кроме исполнения, способы прекращения обязательств.
9. Средства обеспечения обязательств.
10. Учение римских юристов о возмещении убытков.
11. Римская договорная система. Контракты и пакты.
12. Понятие договора как источника обязательств.
13. Существенные и несущественные условия договора.
14. Классификация договоров. Понятие и виды вербальных, литеральных, реальных и консенсуальных договоров.
15. Деликтные обязательства. Публичные и частные деликты в римском праве.
16. Квазидоговоры и квазиделикты как источники обязательств: понятие и виды.
| лек/пз
| 1/1
| Основная литература: 1,3,
Дополнительная литература:
4, 8,14
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. Выполнение заданий в тетради
|
| Текущий контроль:
1) проверка конспектов учебной литературы
2) проверка решения задач
3) проверка подготовленности к занятию, проводимому в интерактивной форме
4) проверка знаний памятников римского права
| 8.
| Тема 8. Отдельные виды контрактов
1. Вербальные контракты. Понятие и формы стипуляции. Формальность, абстрактность стипуляции. Односторонность стипуляционного обязательства. Развитие в форме стипуляций отношений поручительства. Назначение приданого, клятвенное обещание услуг.
2. Понятие и виды литеральных контрактов: записи в приходно-расходные книги, синграфы и хирографы.
3. Реальные договоры: займ, ссуда, хранение, заклад. Определение, признаки, предмет, стороны, порядок заключения и исполнения, ответственность.
4. Консенсуальные контракты: купля-продажа. Историческое развитие. Права и обязанности сторон. Момент перехода права собственности и момент перехода риска. Ответственность продавца за недостатки вещей. Эвикция.
5. Договор найма вещей и услуг. Права и обязанности сторон. Права нанимателя в случае перехода права собственности на нанятую вещь к другому лицу. Поднаем. Прекращение договора найма вещей.
6. Договор подряда. Права и обязанности сторон. Отличие договора найма услуг от договора найма работ. Нанесение риска случайной гибели предмету подряда.
7. Договор поручения. Содержание. Особенности правоотношений по договору поручения. Прекращение договора поручения.
8. Договор товарищества. Происхождение этого договора. Виды товарищества. Права и обязанности товарищей в отношении друг друга и в отношении третьих лиц.
9. Вклады. Участие в прибылях и убытках. Прекращение товарищества.
10. Безымянные контракты. Понятие и виды. Договор мены, прекария, оценочный. «Одетые» пакты. Дополнительные преторские, законные пакты.
11. Понятие и виды квазиконтрактов. Неосновательное обогащение. Ведение чужих дел без поручения.
12. Понятие деликта. Деликты публичные и частные. Личная обида, кража, незаконное посягательство на чужое имущество, грабеж, угроза. Понятие и виды квазиделиктов.
| лек/пз
| 1/1
| Основная литература: 1,3,
Дополнительная литература:
4, 8,14
| 1. изучение вопросов содержания темы;
2. конспектирование основной и дополнительной литературы по указанию преподавателя;
3. проработка конспекта лекций, учебников, учебных пособий, учебно-методической литературы, включая информационные образовательные ресурсы
(электронные учебники, электронные библиотеки и др.) и использование ресурсов Интернет;
4. Выполнение заданий в тетради
|
| Текущий контроль:
1) проверка конспектов учебной литературы
2) проверка решения задач
3) проверка подготовленности к занятию, проводимому в интерактивной форме
4) проверка знаний памятников римского права
| | | | | | | | | | | ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Date: 2015-11-15; view: 333; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|