Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура социологического знания
Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: фундаментальном и прикладном [7]. Фундаментальный уровень социологического знания принято называть общесоциологическим, а теории, возникающие на этом уровне, - общесоциологическими. Фундаментальные социологические теории возникли из социальной философии и психологии; они основывались на наблюдениях, умозаключениях и обобщениях различных сторон общественной жизни, которые давали сведения о единых для всех социальных структур законах поведения людей. Данный уровень включает в себя: - проблемы осмысления наиболее общих вопросов развития и функционирования общества и места в нем человеческой личности, - гносеологические проблемные вопросы социологии, - разработку методов изучения социальных процессов и явлений, - построения математических моделей социальных общностей и процессов и т.д. На фундаментальном уровне осуществляются взаимосвязи социологии с другими науками и областями научного знания: философией, историей, культурологией, политологией, антропологией, психологией, экономикой и др. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции; при этом, как правило, не выделяются для изучения такие конкретные социальные единицы, как социальная группа или социальный процесс. Эмпирический уровень Очевидно, что социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований. Данный уровень включает в себя: - сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, - их последующую обработку и анализ, - обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Сюда относятся теоретические обобщения, полученные методом индукции (умозаключения от частных, единичных случаев к общим выводам). Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится бессодержательным, нежизненным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений.
По мере возрастания требований к практическому решению социальных проблем современного общества возникла необходимость в изучении и объяснении социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизнедеятельности людей, в отдельных социальных общностях и социальных институтах. Резко возросший уровень эмпирических исследований требовал универсального теоретического аппарата для объяснения результатов теоретических изысканий. Однако фундаментальные исследования в социологии не могли приспособить свой теоретический аппарат для изучения таких разных социальных феноменов, как семья, государство, отклоняющееся поведение и т.д., в силу значительных различий в природе этих объектов исследования. В свою очередь фундаментальная наука испытывала значительный дефицит в эмпирической информации, так как эмпирические исследования, как правило, проводились в узкопрактических, утилитарных целях и трудно было связать их в единую систему. В результате произошел разрыв между фундаментальной социологией и эмпирическими исследованиями. В практической деятельности это отразилось, с одной стороны, на создании спекулятивных, не основанных на достаточно широкой эмпирической базе теоретических построений, а с другой - в появлении таких направлений получения знания, как позитивизм и эмпиризм, отрицающих необходимость общесоциологических, фундаментальных теорий. Противостояние фундаментальных и эмпирических исследований в значительной степени тормозило развитие социологии, мешало кооперации ученых и объединению их усилий. Выход из этого положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания - теорий среднего уровня.
Теории среднего уровня Этот научный термин был введен в практическую деятельность исследователей американским социологом Робертом Мертоном. Теории среднего уровня занимают промежуточное положение между фундаментальными теориями и эмпирическим обобщением первичной социологической информации. Используя в целом идеи и терминологию, заимствованную из фундаментальных социологических теорий, теории среднего уровня формируют систему специфических понятий и определений, используемых только в данной области социологических исследований. Социологи полагают, что выделение теорий среднего уровня создает целый ряд неоспоримых преимуществ, главные из которых: · возможность создания прочной и удобной теоретической основы для исследований конкретных областей человеческой деятельности и отдельных составляющих социальных структур без использования громоздкого и излишне абстрактного понятийного аппарата фундаментальных теорий; · осуществление тесного взаимодействия с реальной жизнью людей, которая всегда находится в поле зрения теорий среднего уровня, отражающих практические проблемы жизни общества; · демонстрирование возможностей и убедительности социологических исследований в глазах менеджеров, ученых и специалистов несоциологических областей знания. Все теории среднего уровня можно условно можно разделить на три группы: - теории социальных институтов (изучающие сложные социальные зависимости и отношения); - теории социальных общностей (рассматривающие структурные единицы общества - от малой группы до социального класса); - теории специализированных социальных процессов (изучающие социальные изменения и процессы). В каждой из выделенных групп содержится большое число теорий среднего уровня, которое увеличивается по мере углубления и развития изучения общества, по мере развития социологии как науки. В настоящее время использование данных теорий среднего уровня для развития общесоциологических теорий связано с определенными трудностями, так как социологи, занимающиеся исследованием разных сторон жизни общества, используют различные научные подходы к изучению стоящих перед ними проблем (одни используют концепции, относящиеся к области теории конфликтов, другие - к области социального обмена, и т.д.). Это говорит о том, что фундаментальная социология еще не решила своих проблем и не выработала единого, синтезированного подхода к изучению общества.
Говоря о структуре социологического знания, следует выделить еще один уровень – метасоциологию. Метасоциология: - проводит анализ существующих эпистемологических и методологических структур социологии и ее различных компонентов – концепций, теорий, моделей, методов и т.д. - анализирует роль и влияние социологии в обществе. Отличие метасоциологии от социологии: объект исследования социологии - социальная реальность, общество, а объект метасоциологии – сама социология. Другие понятия: - “социология социологии”, Р. Фридрихс - “рефлексивная социология”, А. Гоулднер
5. КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНОЕ» Критерием признания, самоутверждения и самоопределения любой науки выступает не только формирование своего особого отношения к изучаемому объекту, выделение в нем своего предмета или предметной области, но и разработка своего собственного категориального аппарата. Каждая наука имеет свои собственные категории и понятия:являясь рабочим инструментом, они образуют понятийный каркас познаваемой реальности. Важнейшей задачей каждой науки является как развитие уже имеющихся, так и выработка новых категорий, т.е. обогащение категориального аппарата. Исходным условием стать знающим специалистом выступает прочное освоение категорий своей науки. С помощью разработанных категорий ученые не только общаются между собой, большую роль категории играют и при написании научного текста. Категория – это предельно широкое фундаментальное понятие, отражающее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и ее познания. Социологические категории, как отмечает Г.П.Давидюк, - это «основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие объективную социальную действительность в обобщенном виде, в ее становлении, развитии и утверждении». В социологической литературе можно встретить разные классификации категорий социологии. По мнению коллектива авторов учебника «Социология: Курс лекций», понятийно- категориальный аппарат социологии включает в себя следующие три группы категорий: · общенаучные категории в соответствующем социологическом преломлении («социальная система», «социальное развитие» и др.); · собственно социологические категории («стратификация», «институт», «организация», «статус», «роль», «нормы», «ценности» и др.); · категории дисциплин, пограничных с социологией («личность», «семья», «культура» и др.) Г.П.Давидюком была предложена другая классификация социологических категорий. Он выделяет два класса категорий: методологические и процедурные. Класс методологических категорий, по его мнению, состоит из следующих четырех групп категорий: 1) категории, раскрывающие социальные общности («социальная общность», «социальная группа», «социальный класс», «социальный слой» и т.п.); 2) категории, раскрывающие социальные связи («социальные действия», «социальные отношения», «социальный контроль,» «социальные институты» и т.п.); 3) категории, отражающие социальные процессы («социальное перемещение с множеством его видов», «социальная активность», «соревнование» и т.п.); 4) категории, раскрывающие социальное развитие («социальное изменение», «рост», «развитие», «деградация», «движение» и т.п.). К классу процедурных категорий относятся те, которые действуют только при осуществлении полевых работ («техника исследования», «методика исследования», «эмпирическая интерпретация понятий», «социологическое интервью», «анкетирование», «опрос», «интервьюирование» и т.п.).
«Социальное» как центральная категория социологии В ходе развития научных представлений о человеческой природе складывались различные подходы к тому, каким образом следует рассматривать соотношение биологического и социального в человеке. Основные социологические традиции решения вопроса о соотношении природного и социального следующие: 1. Биолого-географический редукционизм (органицизм, географическое направление, расово-антропологическое направление, фрейдизм (неофрейдизм), этология, бихевиоризм): - попытка объяснить общественные явления естественно-биологическими свойствами человеческой природы или влиянием, оказываемым на человека внешней средой (социальное объясняется несоциальным); - теряется значение культурно-исторического опыта, который рассматривается только как некая оболочка, играющая незначительную роль в жизни человека; - это может вести к разного рода ошибкам, вульгаризаторству («превосходство арийской расы», «культура, мораль как видоизмененные инстинкты» и др.). 2. Абсолютизация социального (например, социологизм): - Э.Дюркгейм: «социальные факты должны быть объяснены социальными фактами». - не принимаются во внимание природно-географические, биологические детерминанты, которые оказывают влияние - пусть и неравнозначное в различные исторические эпохи - на становление и развитие социальных форм; - рассмотрение человека как существа («робота», «винтика») полностью покорного правилам игры «общественного механизма» не позволяет учитывать индивидуальность, неповторимость индивидов со всеми их различными интеллектуально-психологическими качествами, обусловленными генетикой. Date: 2015-11-15; view: 1249; Нарушение авторских прав |