Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объект и предмет социологии





Значения терминов: Объект науки – это эмпирически данная реальность, та или иная сторона объективного мира. Предмет науки характеризует существенные свойства и признаки объекта, выражающие его целостность и качественную определенность. Предмет науки – это результат теоретического абстраги­рования, который позволяет выделить закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, яв­ляющиеся специфическими именно для данной науки.

 

Социология занимает особое место внутри блока социальных наук. Однако сегодня, когда все более приоритетными становятся междисциплинарные исследования, определение ее специфики может представлять существенную трудность. Предметное поле социологии пересекается со сферой интересов многих наук. В чем же специфика социологического знания? При ответе на этот вопрос будем следовать логике изложения, предложенной отечественным социологом А.Б. Гофманом в его работе «Семь лекций по истории социологии»[3], где он рассматривает четыре критерия социологического знания.

Критерий первый: онтологический. Его раскрытие предполагает ответ на вопрос: «Что именно изучается наукой?».

В отношении социологии ответ кажется вполне однозначным: социология представляет собой систематическое изучение общества. Другими словами, объектом изучения социологии является общество.

Однако этот ответ провоцирует новые вопросы: что входит в понятие общества, какие социальные феномены находятся в фокусе рассмотрения социологии, или, другими словами, какова предметная область социологии? Что отграничивает ее от других наук, изучающих общество?

На сегодняшний день существует большое количество определений социологии и ее предмета. Приведем некторые из них:

Социология – наука о законах становления, функционирования, развития об­щества в целом, социальных общностей и социальных отношений.

В.Г. Харчева: социология – это наука о социальном мире, социальных взаимодействиях личности.

А.Г. Эфендиев: Социология изучает общие принципы воспроизводства и изменения основных форм социальных взаимодействий, в том числе общество как целостную систему социальных взаимодействий на основе широкого привлече­ния эмпирических данных, фактов реальной жизни, выделяя повто­ряющееся, устойчивое в этих взаимодействиях в различных сферах общественной жизни.

Анализ определений позволяет выделить две области пристального внимания социологии:

1) социальные структуры;

2) социальное поведение, социальные действия.

В социологии существут несколько научных парадигм с соответствующими научными теориями, школами (направлениями) внутри них, которые делают акцент либо на анализе социальных структур (макросоциология), либо на анализе социального действия (микросоциология). В современной социологии, кроме того, наличествует тенденция к объединению этих двух позиций, стремление к построению интегративной теории. Основной тезис этих социологов: с одной стороны, социальные действия людей реализуются в непосредственной зависимости от структурных параметров социальной системы, а с другой – сами оказывают влияние на формирование социальных структур.

 

 

 

В целом уровни социологического анализа можно представить следующим образом: системный уровень, групповой уровень и уровень индивидуальный.


Второй возникающий в рамках онтологического критерия вопрос: насколько реально общество, не является ли оно лишь конструктом интеллектуальной деятельности исследователей? Быть может, общества как особой реальности вообще не существует, и речь должна идти лишь об изучении отдельных индивидов, сумма которых и составляет то, что принято называть «обществом»?

На этот вопрос в истории социологических учений давались разные ответы. В самом широком плане предлагаемые решения проблемы сводятся к одной из двух оппозиций:

1) социальный номинализм, согласно которому социальная реальность представляется мнимой сущностью, сводящейся к сумме составляющих ее индивидов;

2) социальный реализм, признающий, что общество представляет собой надындивидуальное образование, реальность особого рода.

В целом же «социология… начинается с осознания того, что общество людей, группа людей или взаимодействие людей – это специфическая реальность, занимающая специфическое место в системе мироздания»[4].

Второй критерий для оценки специфики социологии как науки – эпистемологический, или теоретико-познавательный (эпистемология – это наука о познании).

Как и всякая наука, социология основана на систематизированном теоретическом осмыслении реальности. Оно воплощено в определенных системах понятий: теоретических системах, моделях, схемах. Подобные высказывания предполагают определенные процедуры доказательства, проверки и опровержения. Эти процедуры могут быть как теоретическими, так и эмпирическими, основанными на методически осуществляемых наблюдении, эксперименте и т. п.

При этом исследовательские подходы к получению знания разнятся. Так, на протяжении долгого времени ведутся методологическое споры о различиях между подходами гуманитарных и естественных наук, постулируется перенос противостояния естественно-научного (позитивистского, объясняющего) и гуманитарного (герменевтического, понимающего) подходов внутри социальных наук, в т.ч. в социологию. Вся история социальных наук может, в известном смысле, рассматриваться как борьба и взаимодействие этих двух основополагающих интуиций.

Однако на каких бы позициях не стоял исследователь-социолог, познание социальной реальности требует от него особых интеллектуальных навыков, широты взглядов и возможности «проникать за фасады» явлений, скрытых от непосредственного наблюдения. Как отмечает в этой связи Э.Гидденс, «научиться мыслить социологически, другими словами расширить поле зрения, значит развить воображение. Изучение социологии не может быть всего лишь рутинным процессом получения знаний. Социолог — это тот, кто способен не зависеть от того, что непосредственно окружает его, а смотреть на вещи шире»[5].

Критерий третий: этический.

Предполагает формирование определенного этического кодекса социолога. Его ценностную ось формирует ценность познания как такового. Однако следование этой ценности может представлять существенную трудность. Так как социолог изучает среду, в которую он сам непосредственно погружен, ему часто бывает сложно оставаться беспристрастным. Но наука требует объективности. И поэтому ученому-социологу требуется умение разделять вненаучные ценностные ориентации от собственно научных. А это, в свою очередь, требует специального интеллектуального тренинга и профессионального мастерства. Как и любая наука, социология – это прежде всего четный и бескорыстный поиск научного знания.

Критерий четвертый: институционально-организационный.

Любая наука включает в себя не только собственно познавательную деятельность, но и разнообразные формы институционализации и организации этой деятельности. К ним относятся научно-исследовательские институты, учебные заведения, факультеты, кафедры, периодические и непериодические научные издания, научные общества, конгрессы, симпозиумы и т. д. Такие институционально-организационные формы характерны и для социологии. Кроме того, этот критерий отражает и положение социологии в обществе, востребованность предоставляемых ею знаний, доверие к ним и т.п., т.е. наличие социально-значимых функций.

 

В завершение данного раздела дадим обобщение понятию «социологический подход». Социологический подход – сердцевина социологии, ее особая точка зрения.

1. Социологический подход – это умение видеть общее в частном:

- умение выявлять общие образцы в поведении отдельных людей;

- понимать, как общество может предопределять мышление, чувства и действия отдельных индивидов и социальных групп;

- категоризировать социальные группы (в зависимости от пола, возраста, уровня образования, политических предпочтений, ценностных ориентаций и др.).

2. Социологический подход – это умение видеть индивидуальное в его включенности в социальный контекст: мотивы личности, интерсубъективные смыслы, преднамеренные и непреднамеренные действия.

3. Питер Бергер: социологический подход – это умение «смотреть сквозь фасад социальных структур», или «видеть игру насквозь».

Date: 2015-11-15; view: 722; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию