Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детский нейропсихолог





Нейропсихология - раздел клинической психологии. Нейропсихологи традиционно работали в клинике нервных болезней, нейрохирургических клиниках и выполняли диагностическую работу, выясняя, какие функции у человека пострадали (в результате травмы, болезни), и на основании этого анализа предполагали топический диагноз (определение мест пораженния нервной системы). Второй вариант работы нейропсихолога, тесно связанный с первым, это восстановительное обучение. Детские нейропсихологи также проводят анализ, выясняя структуру дефекта и в соответствии с этим выстраивают методы работы, чтобы помочь больному ребенку преодолеть его дефект. Это - традиционная область применения нейропсихологии.

В настоящее время нейропсихология распространяется на новые практические области, включая помощь детям с трудностями обучения, с задержками психического развития. Нейропсихолог проводит обследование ребенка, выясняет, какие звенья высших психических функций развиты у него хорошо, сильно, а какие - более слабые, и за счет чего имеются те или иные трудности обучения. В таком случае нейропсихолог применяет как традиционные найропсихологические методики диагностического характера (функциональные пробы, тесты), так и методы «следящей» диагностики (включающие анализ продуктов деятельности и наблюдение за учеником на уроках, во время других занятий).

Детские нейропсихологи имеют дело не только с дошкольниками, младшими школьниками (хотя им уделяется центральное внимание), но и с подростками. Например, к ним обращаются дети, страдающие дисграфией (нарушениями письменной речи), которые в 10 - 11 классе не понимают, что с таким низким уровнем владения письмом, как у них, они не смогут поступить ни в один институт. При этом такие люди могут быть интеллектуально очень высокоразвитыми, но область письменных навыков у них настолько слаба, что им требуется помощь.

Работа с дошкольниками - перспективная область, чрезвычайно важная для развития нашего общества, ибо это проблема помощи детям с трудностями обучения. Количество таких детей растет на 3-5% каждые 5 лет. В работе с детьми 6-7 лет (до их поступления в 1 класс) важно вовремя выявить и скорректировать нейропсихологические нарушения, чтобы у детей не создавалось «навыка неуспешного учения». Нейропсихологи выделяют индивидуально-типологические особенности детей, их сильные и слабые стороны. Это - дети близкие к норме, у которых трудности обучения могут быть связаны с каким-то определенным предметом (овладение письмом, математикой и т.д.). Трудности обучения могут быть и более развернутые (например, недостатки программирования и контроля действий, отражающиеся на нескольких областях активности).

Нейропсихолог может работать и с умственно-отсталыми детьми. У таких детей не происходит полного общего одинакового снижения всех психических функций, это снижение неравномерное. Нейропсихолог может выявить эту неравномерность и помочь учителям построить специализированное для данного ученика коррекционное обучение.

Дети, страдающие ДЦП (детский церебральный паралич), - это тоже область работы нейропсихологов.

В целом нейропсихология как наука вносит вклад в понимание системного строения высших психических функций человека в норме и в патологии, при отклонениях в развитии, а также в приобретенных патологиях. Системный анализ позволяет строить оптимальные научно-обоснованные методы коррекционно-обучающего, коррекционно-развивающего, или восстановительного обучения.

Детская нейропсихология - относительно новая ветвь клинической психологии, ее методы часто еще не имеют статистического обоснования (в отличие от нейропсихологии зрелого возраста). Диагностика основных составляющих психической деятельности у детей не топическая (у детей топический диагноз очень сложно бывает поставить, для этого привлекают высококвалифицированных невропатологов), а, как правило, функциональная, ибо именно обнаружение снижения функций психики позволяет выстраивать коррекционное обучение.

Как проверяется точность диагноза в нейропсихологии детского возраста? Во-первых, использование электроэнцефалографии, данные которой соотносят с результатами функционального анализа. Второй источник верификации - применение других неинвазивных методов (методов, не нарушающих целостности мозга), опора на принципы системного строения мозга и его функций, на принцип динамической локализации психических функций. И третий источник - успешное коррекционное обучение.

Детская нейропсихология - сложная и интересная область, успехов в которой может добиться не каждый человек. Какие качества ему полезно развивать в себе?

Прежде всего, важны гуманное отношение к другому человеку, синтонность (умение понять душевное состояние собеседника, понять его проблемы и сопереживать ему, «настроиться на его тон»), умение привлечь человека к себе с тем, чтобы между больным (или ребенком) и психологом возникли симпатия, доверие. Без соответствующей мотивации ни больной, ни ребенок не будут выполнять инструкции и задания. Нейропсихолог постоянно сопоставляет данные разных проб и с помощью этих проб решает диагностическую задачу. В этой связи специалисту нужен тонкий логический анализ, он должен быть хорошим логиком, и, в то же время, он должен иметь устойчивый познавательный интерес. Полезно обладать воображением, прогнозировать ситуацию, представляя механизм нарушений познавательных действий и связанный с ним механизм возможных ошибок ребенка. Понимая этот механизм, психолог помогает предотвратить соответствующие ошибки.

Где работают детские нейропсихологи? Они работают в неврологических и нейро-хирургических клиниках, в образовательных учреждениях на должности педагога-психолога, в медико-психологических центрах. К сожалению, важность и сложность работы нейропсихолога оценивается обществом недостаточно (если иметь в виду размер его заработной платы в государственных учреждениях). Возможно, в будущем ситуация изменится, во всяком случае, всегда останется практика индивидуального нейропсихологического консультирования. Детские нейропсихологи не останутся без работы, ибо их квалификация и главное её преимущество - владение теорией и методами системного нейро-психологического анализа - позволяет качественно разобраться в проблемах познавательной сферы ребенка и организовать соответствующую форму коррекционной работы с ним. Они могут дать научно-обоснованный совет родителям, педагогам в том, как им вести себя с ребенком, у которого имеются трудности в учении. Психологи других специализаций обращаются к ним за помощью в случае необходимости нейропсихологической диагностики, но главный предмет гордости, основу профессионального самоуважения составляют такие случаи, когда к нейропсихологу приводят ребенка 5-6 лет и предстоит выяснить, что с ним - умственная отсталость или задержка психического развития. И после года работы этот ребенок может идти в массовую школу!

Как стать детским нейропсихологом? Эту специализацию можно получить в университетах, вузах, которые обучают студентов по специальности 22700 - «Клиническая психология», например, на факультете психологии МГУ. Рост квалификации возможен через обучение в аспирантуре, защиту кандидатской и докторской диссертаций.

Текст подготовлен студенткой ф-та психологии МГУ Тумаркиной Л. на основе интервью с доктором психол. наук, зав. лабораторией нейропсихологии ф-та психологии МГУ - Т. В. Ахутиной.


Психолог-консультант в службе экстренной психологической помощи – «Телефон доверия»

Телефонное консультирование возникло в России сравнительно недавно. Первая в СССР служба телефонного консультирования появилась в Москве в 1982 году. К 1991 году таких организаций в нашей стране насчитывалось уже около 25, и потому основание в том же году Российской Ассоциации Телефонов Экстренной Психологической Помощи (РАТЭПП) стало вполне логичным шагом в развитии этого вида консультирования в нашей стране. Сейчас РАТЭПП объединяет уже более 200 членов, и каждый год специалисты, работающие на телефонах доверия, отвечают на 1500000 звонков.

Основная функция работника службы телефона доверия состоит в том, чтобы оказывать психологическую помощь тем людям, которые обратились в их службу со своими проблемами. Так как обращение в такую службу добровольно, анонимно и, в большинстве случаев, носит разовый характер, то о результатах труда сотрудников ТЭПП можно говорить только условно, потому как обычно психолог не знает, как его разговор с клиентом повлияет на дальнейшую жизнь абонента.

Основными принципами работы телефонного консультанта являются постоянная доступность (люди, которые нуждаются в помощи, должны иметь возможность получить её в любое время суток), анонимность звонка (звонящий имеет право не называть своё имя), уважение по отношению к звонящему (абонент принимается таким, какой он есть; любые формы давления на клиента со стороны консультанта абсолютно недопустимы) и защита звонящего (консультантами являются люди, прошедшие отбор и профессиональную подготовку, которые обязаны постоянно повышать свою квалификацию).

Телефонное консультирование является одним из видов психологического консультирования, и поэтому именно практикующий психотерапевт - ближайший профессиональный «родственник» психолога, работающего на телефоне доверия. Телефоны доверия бывают как государственные, так и частные, но чаще всего они организуются при различных медицинских центрах (например, наркологических) и центрах психологической реабилитации (например, для жертв насилия). Кроме того, существуют специальные телефоны доверия для подростков.

Чаще всего в службу телефонной консультации обращаются женщины, особенно одинокие. Кроме того, много звонят подростки и пожилые одинокие люди. Звонки от мужчин поступают значительно реже. Иногда звонят и маленькие дети. Круг проблем, с которыми обращаются абоненты, весьма широк: это проблемы в личной жизни, семейные неурядицы, попытки суицида, проблемы с наркотиками, алкоголем, безработица, неприятие себя (особенно в подростковом возрасте). Зачастую люди хотят просто выговориться или спросить совета. Кроме того, часто звонят люди с психическими заболеваниями.

Понятно, что основным и практически единственным трудовым действием психолога в такой службе является беседа с абонентом, а единственным орудием труда - телефонный аппарат. Длительность беседы с абонентом не ограничена (от пары минут до нескольких часов) и зависит исключительно от клиента, который может прекратить беседу, как только захочет. Очевидно, что у психолога такой возможности нет, несмотря на то, что некоторые звонки бывают весьма неприятными (иногда, например, телефон доверия воспринимают как аналог службы секса по телефону).

Зачастую разговор для психолога начинается с того, что нужно просто-напросто успокоить клиента, который бывает не способен сформулировать проблему, по поводу которой он звонит. Иногда этой цели посвящается весь разговор. В то же время в некоторых случаях звонок по телефону доверия является для человека последней попыткой найти помощь, и в такие моменты от психолога требуются умелые и решительные действия, которые зачастую могут предотвратить трагедию: психологу необходимо найти единственно правильные слова, успокоить клиента, заставить его задуматься о том, что он собирается сделать, наконец, просто отговорить его от совершения самоубийства. В принципе, консультанты стараются не давать каких-либо советов, касающихся жизни абонента. С другой стороны, консультант может предложить абоненту обратиться в службы, которые специализируются на более узком круге проблем и могут подробнее разобраться в проблемах звонящего. Психолог может назвать своё имя, и иногда, если абонент повторно обращается в эту же службу, он просит соединить его с тем же человеком, с которым он разговаривал в прошлый раз. Обычно у каждого работника телефона доверия есть несколько «постоянных клиентов», которых они «ведут» на протяжении длительного времени.

Важно понимать, что личные встречи с клиентами не входят в круг профессиональных обязанностей телефонных консультантов, хотя им это и не запрещается. Если психолог решит провести такую встречу (что, правда, случается весьма нечасто), то она будет просто частью его личной жизни в свободное от работы время.

Среди личных качеств, необходимых человеку для работы в службе телефонного консультирования, прежде всего, необходимо назвать умение выслушать абонента, вежливость, терпимость, коммуникабельность, хотя строгого отбора в такую службу по каким-то конкретным чертам характера не проводится.

В то же самое время профессиональная квалификация является непременным условием работы на телефоне доверия: там обычно работают только люди с психологическим и медицинским образованием, причём в последнее время существует мнение, что в телефонном консультировании должны работать только клинические психологи. В то же время на Западе, например, иногда в службы телефонов доверия набирают волонтёров без специальной предварительной подготовки.

Обычно работники службы телефона доверия работают по бригадной системе. Бригада состоит из 5-6 человек, и её состав не меняется на протяжении долгого времени. В бригаде должен быть не только психолог, но и психиатр, и специалист по детской психологии. Благодаря этому можно «передавать» звонок от одного специалиста к другому в зависимости от специфики проблем клиента (хотя с людьми с ярко выраженными психически расстройствами стараются всё же не говорить долго). Кроме того, работники одной бригады при необходимости оказывают друг другу психологическую помощь.

Режим работы в таких службах приблизительно следующий: бригада работает 12 часов, потом 24 часа отдыхает, затем работает ещё 12 часов, после чего отдыхает в течение трёх дней.

Обычно каждый консультант работает в отдельной кабинке, где, помимо собственно телефонного аппарата и кресла, находятся зеркало, расположенное напротив кресла (для того, чтобы консультант мог отслеживать своё поведение и эмоциональные реакции во время разговора), и кровать (так как провести все 12 часов сидя даже в удобном кресле весьма сложно). Кроме того, у работников службы есть комната отдыха и кухня, которая служит местом сборов и общения.

Большую часть работников телефонов доверия составляют женщины, причём среди них довольно большой процент составляют пожилые люди с богатым жизненным опытом. Мужчин существенно меньше. Важным преимуществом этой профессии является то, что в ней могут работать люди с физическими недостатками (например, слепые). Конечно, непременным условием работы в телефонной консультации является отсутствие дефектов речи (например, заикания).

При работе в системе телефонного консультирования развиваются такие черты личности, как коммуникабельность, умение переносить неопределённость. В то же время в работе службы телефона доверия присутствуют и определённые стрессы. Те случаи, когда психолог знает о том, что произошло с клиентом после разговора с ним, единичны, и поэтому психолог обычно даже не подозревает о результатах своего труда. Ещё одним стрессогенным фактором является то, что иногда к психологам поступают звонки от сексуально агрессивных или психически нездоровых абонентов. Одним из способов преодоления этих стрессов является то, что работники одной бригады часто рассказывают друг другу о проведённых разговорах.

Для работников этой профессии главными мотивирующими факторами являются желание работать с людьми, возможность помогать им, в то же время не слишком сближаясь с ними из-за отсутствия прямого визуального контакта, удобный для многих график работы, большое разнообразие (в службу телефонного консультирования обращаются очень разные люди с разными проблемами). Для многих, особенно для пожилых людей, это также возможность компенсировать недостаток общения в обычной жизни.

Одной из основных проблем тех психологов, которые специализируются именно в этой области, является то, что специально телефонному консультированию нигде не учат, за исключением отдельных платных курсов. Поэтому работникам телефона доверия приходится опираться на своё базовое психологическое образование, на свои знания по клинической психологии и общей психотерапии. В то же время существует некоторое количество специальной литературы по этой тематике.

Подводя итог описанию этой интересной профессии, необходимо отметить её большое значение для современного общества, в котором межличностные контакты зачастую сильно ограничены, результатом чего является то, что людям некогда и не с кем поделиться своими проблемами. Телефон доверия представляется хорошим способом выхода из таких ситуаций. Кроме того, работа в телефонной консультации весьма интересна и разнообразна.

Текст подготовлен студентами-психологами Е. Куприяновым и О. Шипаревой по результатам беседы с сотрудником службы телефона экстренной психологической помощи Г. В. Рябцевой.


Date: 2015-11-15; view: 319; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию