Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Бихевиоральные теории личности⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Б. т. л. – направление теор. и эксперимент, психологии, основывающееся на схеме S-R (стимул-реакция). Оно сформировалось в амер. психологии на основе идей И. П. Павлова, Дж. Б. Уотсона, Э. Л. Торндайка. Представители этого направления – Э. К. Толмен, Э. Р. Гутри, К. Л. Халл, Скиннер, Н. Е. Миллер, Дж. Доллард. Подход отличается особым вниманием к построению эксперимент, процедуры, науч. точности и контролируемости результатов. Методическим арсеналом Б. т. л. явл. процедуры формирования связей между воздействием на личность и определ. поведением. В Б. т. л. изучаются условия формирования, закрепления, исчезновения привычек, навыков, поведенч. образцов. Личн. приравнивается к промежуточным переменным между стимулом и реакцией. Не отрицая врожденных факторов, представители бихевиоризма изучают прежде всего наблюдаемое поведение и определяющие его факторы среды. Формирование личн. рассматривается как результат научения: подкрепления одних типов поведения и угашения других. Осн. типы научения: классическое (И. П. Павлов), оперантное (Скиннер), угашение (И. П. Павлов), имитация (Бандура). Изучение оснований и движущих сил развития личн. выступает как анализ физиол. механизмов влечений. Различают первичные (физиологич.) и вторичные (психол.) побуждения. Развитие личности происходит в процессе дифференциации, иерархизации побуждений, формирования новых образцов поведения на основе подкрепления. Вторичные побуждения постепенно становятся ведущими. Система подкреплений также усложняется: первичн. подкрепления утрачивают свою роль. Реакции дифференцируются, обобщаются на основе речи, приобретают внутр. организацию. В русле бихевиорального подхода сформировалось одноим. психотерапевтич. направление, также базирующееся на теории научения. Его развивают Айзенк, Дж. Уолп, Бандура, А. Лазарус, А. Каздин. Эмоц. проблемы рассматриваются в нем как результат формирования связи эмоции с определ. стимулом (напр., учитель вызывает у ребенка тревогу). Признавая, что прошлые события повлияли на возникновение проблем клиента, представители бихевиоральной психотерапии не исследуют корни нарушений. Невротич. поведение, так же, как и нормальное, рассматривается как результат подкрепления. В качестве причин поведенч. проблем называют отсутствие адекватной родительской модели, депривацию осн. потребностей, травмы, неподдерживающее окружение, отсутствие возможности апробировать и закреплять определ. поведенч. образцы. Бихевиоральная психотерапия явл. симптоматич. и строится как процесс угашения нежелательного поведения, переобусловливание, моделирование, обучение социальным навыкам, проблемное обучение. На принципах классич. обусловливания построены такие методы, как систематич. десенсибилизация, аверсивная психотерапия, техники угашения. На оперантном обусловливании базируется тренинг ассертивности (тренинг социальных способностей), модификация поведения. Моделирование в большей степени опирается на имитацию. Арсенал совр. методов бихевиоральной психотерапии расширяется за счет техник когнитивного подхода. Бихевиоральная психотерапия критикуется представителями др. направлений за игнорирование базисных внутриличност. конфликтов, невнимание к проблеме терапевтич. отношений, манипулятивный характер практич. методов, неличност. ориентацию. Некоторые процедуры аверсивной терапии вызывают сомнение по этическим соображениям. В то же время многочисл. исследования показывают ее практич. эффективность. Date: 2015-11-15; view: 504; Нарушение авторских прав |