Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие педагогической системы
Каждой педагогической системе свои специфические признаки: а) они всегда имеют цель - развитие учащихся и педагогов и их защита от негативных воздействий среды; б) ведущим звеном в этих системах всегда является учащийся (воспитанник); в) любая из них строится и действует как система открытая, т.е. способная изменяться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их. В педагогической системе для учащихся последовательно определяются цели обучения и воспитания, в соответствии с ними отбирается содержание обучения и образования, методы и средства его подачи и усвоения, организационные формы обучения и управление всем дидактическим процессом. Основополагающими и взаимосвязанными между собой педагогическими системами являются система содержания образования, система целей образования, система принципов обучения, система (структура) учебного процесса, система диагностики достижения целей образования, система изучаемого материала в учебнике, система задач и упражнений, система воспитания, системы школьного образования, система профессионального образования, система многоуровневого непрерывного образования, система управления качеством образования. Установление связей всех составляющих системы требует выделения главного звена, называемого системообразующим компонентом (фактором); эту функцию может выполнять любой компонент педагогической системы, который определяется через существующие противоречия. Некоторые педагогические системы сложились, начиная с XVII века на принципах Я.А. Коменского и стали традиционными; педагогические системы, как правило, открытые системы. Другие педагогические системы были созданы в XX веке, в том числе инновационные, связанные с современными концепциями образования. Инновационная педагогическая система - это система, работающая в инновационном режиме (в режиме освоения инноваций), в котором активно ведется экспериментально-исследовательская работа или создаются, внедряются, используются новшествав тех или иных ее компонентах. В рамках структуры педагогической системы осуществляются все взаимодействия учащихся и педагогов, которыми определяется ход педагогического процесса, ведущего к формированию личности с заданными качествами. Все педагогические явления, возникающие в эволюционном процессе становления, развития и жизни образовательной деятельности, находят себе объяснение в структурных сдвигах элементов педагогической системы, изменениях свойств ее элементов или характера связей между ними. В.П. Беспалько считает, что структура любой педагогической системы может быть представлена взаимосвязанной совокупностью инвариантных элементов. Он делит эту совокупность на две группы: 1) дидактическая задача, в которую входят: а) цель обучения, б) учащийся, в) содержание обучения; 2) технология решения дидактической задачи, в которую входят: г) учебный процесс, д) учитель, е) организационные формы обучения. В 70-е годы XX в. А.М. Пышкало оформил представление о методической системе обучения, которая является частью педагогической системы, конкретизирует все ее компоненты - цели, содержание, методы, формы и средства обучения данной дисциплине, выделяет их особенности для процесса обучения. 1.3. Система содержания образования Наиболее значимой педагогической системой является система содержания образования. Ю.К. Бабанский отмечал, что при определении содержания школьного образования учитываются не только принципы дидактики (научности, систематичности, последовательности), но и актуальные задачи и перспективы развития общества. "Для решения задач развития учащихся в содержание учебного материала должны входить: факты, понятия, законы, теории как элементы планируемой системы знаний учащихся; методы, способы и приемы умственной деятельности; политические и морально-мировоззренческие знания, идеи и нормы, которые в тесной связи с системой научных знаний и умений создают содержательную основу формирования мировоззрения и морали отдельного ученика, а также выражаются в его основных убеждениях". Система содержания образования подвергалась реформированию на каждом этапе его модернизации. Так, основными направлениями ее совершенствования в нашей стране в 50-70-е годы XX в. были: разгрузка учебного материала, повышение уровня политехнизации школы и воспитательной эффективности обучения. В 60-е годы обсуждается вопрос о влиянии содержания на методы обучения и установления между этими системами обратной связи. Со временем меняется трактовка понятия "содержания образования" и его структуры. "Под общим образованием понимается образование, обеспечивающее гармоническое развитие личности в том объеме, который необходим человеку для активного участия в общественной жизни, для выполнения видов деятельности, являющихся общими для всех людей или подавляющего большинства, - образование, инвариантное различным видам профессионализма и являющееся базой для любого из них и всех их в совокупности. От основных положений теории содержания системы школьного образования зависит представление системы изучаемого материала в учебниках. Определяя функции учебника в обучении, многие ученые отмечают, что, с одной стороны, существующие учебники лишь фиксируют предметное содержание и не обеспечивают условий для формирования необходимых для усвоения этого содержания учебных умений, не организуют такую деятельность учащихся, не ставят задачи адаптации содержания для последующего проектирования реального учебно-воспитательного процесса, не учитывают физиолого-гигиенических и психолого-педагогических особенностей развития и интеллектуальных возможностей ребенка данного возраста. С другой стороны, дидактические исследования показывают, что именно учебник должен формировать у учащихся потребности и умения учиться, вооружать их не только знаниями, но и способами их усвоения и применения и, таким образом, отражать процесс обучения в единстве его содержательной и процессуальной сторон. Это делает проблему создания учебника достаточно трудной, но следует отметить, что разрабатываемые в нашей стране учебники математики так называемого нового поколения предлагают различные варианты ее решения. В рамках этой системы в 70-80-е годы XX в. начинает развиваться и модульное обучение, которое снимает ряд отмеченных проблем учебника. 1.4. Другие педагогические системы С системой содержания образования непосредственно связаны такие основополагающие педагогические системы, как система дидактических принципов обучения, система образовательных целей и ее подсистемы - системы обучающих, развивающих, воспитательных целей; система методов обучения и система методов воспитания; система средств обучения и др. С развитием инновационных подходов в образовании эти системы также начинают реформироваться (как будет показано ниже) наряду с системой содержания образования.
Date: 2015-11-15; view: 2248; Нарушение авторских прав |