Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Австро-германская школа социологии
Австро-германская школа социологом была представлена такими крупными учеными, как Л. Гумплович, Г. Ратценхофер, Г. Зиммель, Ф. Теннис, М. Вебер, Г. Зомбарт, Л. Визе, 3. Фрейд. Людвиг Гумплович (1838-1900) опирался на теорию социального конфликта, считая, что объектом социологии являются социальные группы, а предметом — система движений этих групп, которая подчиняется вечным и неизменным законам принуждения и насилия. Будучи сторонником социал-дарвинизма, Гумплович разделил социальные группы на простые человеческие сообщества с их антропологическими и этническими признаками (род, племя, орда) и сложные многомерные социальные образования (сословия, классы, государства). Извечные межплеменные и межгосударственные конфликты выступают у него в качестве формы социального конфликта. Взаимоотношения всех типов социальных групп определяются ненавистью, насилием и принуждением, обусловливая постоянное их состояние беспощадной борьбы. Короче говоря, закон борьбы за существование Гумплович рассматривает как естественный закон общества. Не желая того, Гумплович фактически признавал право на агрессию, тиранию, эксплуатацию. Густав Ратценхофер (1842-1904) объяснял социальную жизнь, также основываясь на конфликте противоречивых интересов социальных групп и индивидов. Социологию он рассматривал как основу всех социальных наук и практической политики. Ратценхофер в отличие от Гумпловича много размышлял над проблемой регуляции социальных конфликтов, в связи с чем предлагал открытый им закон «приведения во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов» в качестве основного закона социологии. Возникающее при этом сотрудничество людей он понимал как главный путь преодоления любых конфликтов. Фердинанд Теннис (1855-1936) выделял в социологии две части: § общую социологию, которая изучает все формы существования людей; § специальную социологию, которая изучает собственно социальную жизнь и в свою очередь подразделяется на теоретическую (чистую), прикладную и эмпирическую. Основными понятиями социологии Теннис считал общину и общество. Община — исторически первичное образование, для которого характерны согласие, обычаи и религия, господство традиционных отношений, стабильность социальных контактов, поддержка. Источником общины выступает некая «сущностная» воля — инстинктивная, унаследованная от предшествующих поколений и проявляющаяся в бессознательных мотивах, нравах и совести. Общество — вторичное образование, для которого характерны договор, общественное мнение, рациональные цели, осознанные контакты, целесообразность, расчет, политика. Источником создания общества выступает «избирательная» воля — рассудочная, рациональная. Анализ развития от общинных форм к общественным, с идеализацией общины, пессимистической оценкой состояния современной ему культуры, который провел Теннис, явился основанием для критики в его адрес. Теннис оказал значительное влияние на развитие социологии XX в. в Германии. Он был основателем и первым президентом (1909- 1933) Немецкого социологического общества. Он же выдвинул идею аналитического — в противоположность историческому — построения социологии, что свидетельствовало о дальнейшей институционализации социологии как науки. Георг Зиммель (1858-1918) явился основоположником формальной социологии. Он считал, что предметом социологии выступают «психологический индивид» и различные формы социального взаимодействия людей. Рассматривая историю общества как историю психических явлений, Зиммель сделал предметом своих исследований ряд аспектов и сторон социальной жизни, например, таких, как господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий. Социальные явления он классифицировал по трем группам — социальные процессы, социальные типы и модели развития. Зиммель высказал также немало ценных идей для социологического анализа города, религиозного сознания. Макс Вебер (1864- 1920) вошел в историю науки как основоположник понимающей социологии и теории социального действия. Вебер считал, что не следует изучать социальную жизнь, руководствуясь интуицией, так как полученный результат не будет общезначимым. Полагая, что задача социологии — устанавливать общие правила событий безотносительно к пространственно-временному определению этих событий, он ввел понятие идеального типа в качестве метода и инструмента социологического познания действительности. Вебер выдвинул общую концепцию социологии как науки о действительности. Предмет социологии у него — социальное действие, обладающее смыслом. При этом основными понятиями являются поведение — деятельность; действие — поведение как действие, имеющее смысл; социальное действие, когда смысл действия соотносится с поведением другого человека; социальное отношение — устойчивая связь взаимно ориентированных социальных действий. Говоря о недостаточности описания и объяснения взаимосвязей и отношений, присущих человеческому поведению, Вебер выдвинул проблему понимания исследуемой действительности, трактуя понимание как постижение мотивов человеческой деятельности — внугреннее восприятие и постижение фактов душевной жизни человека, его переживаний. Поскольку социологию Вебер определял как науку, изучающую главным образом социальное действие, он выделил следующие типы социальных действий: § целерациональный, использующий разнообразные средства для достижения цели; § ценностно-рациональный — рациональный в использовании средств, но иррациональный сточки зрения цели; § аффективный, руководствующийся непосредственно эмоциональными побуждениями; § традиционный, побуждаемый усвоенными обычаями и привычными образцами. Являясь одним из основоположников политической социологии, он разработал учение о типах господства, ввел понятие легитимного господства, т.е. такого, которое признано управляемыми индивидами. Основными параметрами социальной жизни он считал культуру, материальные интересы, власть и ценности. Веберовские «идеальные типы» легитимной власти таковы: § традиционный (патриархальный), основанный на переплетении властных аспектов родовых связей с традицией; § харизматический, основанный на человеческом величии, исключительной духовной одаренности (реформаторы, герои, вожди); данный тип власти подразумевает безоговорочное подчинение и поддерживается прежде всего верой в избранность (харизму) властителя; § рациональный (как проявление разума), основанный на законности существующего порядка. В новом типе цивилизации (индустриальном) власть неизбежно перейдет к технократам. Мы ранее отмечали, что Вебер обосновывал концепцию «рациональной бюрократии», считая неотвратимой ее реализацию в XX в. По Веберу, капитализм того времени — это рациональная бюрократия, т.е. рационально организованные экономика, политика, право, наука, техника, этика. Он разрабатывал также теорию «плебисцитной демократии», в которой народ выбирает харизматического лидера, задачей которого становится контроль за деятельностью администрации с целью не допустить бюрократизации управленческого процесса. Используя механизм коллегиальности и разделения властей, можно свести к минимуму господство человека над человеком благодаря рациональному представительству интересов. Развивая идеи о создании социологии как положительной эмпирической науки об обществе, Вебер основное внимание уделил социологии религии. В работе «Протестантская этика и дух капитализма», а также в серии статей по социологии мировых религий Вебер исследует связь между религиозно-этническими принципами и формами экономической деятельности на огромном материале высокоразвитых форм религиозной жизни. Протестантская этика с ее культом предпринимательства, бережливости, экономии явилась, по Веберу, основой происхождения и функционирования капитализма. Вернер Зомбарт (1863-1941), один из основоположников теории «организованного капитализма». Согласно Зомбарту, схема развития капитализма такова: § ранний (до середины XIII в.) с преобладанием ремесленных форм труда и традиционной (патриархальной) системы ценностей; § полный (до 1941 г.), где господствуют экономический рационализм и конкурирующий принцип прибыли; § поздний — монополистический капитализм с концентрацией промышленности и ростом правительственной регуляции экономической жизни. Зомбарт выделял в социологии две дисциплины — философскую и опытную социологию, трактуя последнюю как науку о человеческом общежитии. Леопольд фон Визе (1876-1969) оказал значительное влияние на развитие социологии, в первую очередь как организатор и систематизатор науки. Социологию он трактовал как эмпирико-аналитическую дисциплину, которая весьма отдалена от экономических и исторических наук и взаимодействует в основном с науками психобиологическими. Предмет социологии у него — нечто социальное (межчеловеческое), состоящее из «спутанной сети» отношений между людьми в рамках различных форм отношений типа Я — Ты и Я — Мы. Визе выделял такие типы социальных отношений, как ассоциации -объединяющие отношения (приспособления, соответствия, смешения) и диссоциации — разъединяющие, т.е. нарушающие, соревновательные. Ученый был сторонником формальной школы в социологии и разрабатывал положение о первичной социальной группе как системе взаимосвязанных статусов-ролей. Его классификация социальных структур основана на признаке длительности существования и степени общности: § конкретные толпы — видимые и кратковременные; § абстрактные толпы — невидимые и неопределенной длительности; § группы, характеризующиеся личным участием индивидов и организаций; § абстрактная коллективность, в которой индивидуальности уделяется минимальное влияние (государство, церковь и т.п.). Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психолог и философ, считал, что на межличностное взаимодействие оказывают сильное влияние опыт, усвоенный в раннем детстве, а также конфликты, пережитые в этот период. Не без его влияния со второй половины XIX в. в социологии формируется новое психологическое направление, для которого характерно стремление искать ключ к объяснению всех общественных явлений в психических процессах и явлениях индивида и общества, иными словами, сводить социальное к психологическому. При этом происходит постепенный переход от поисков «одного фактора» к многофакторной модели социального поведения. (Международный социологический конгресс в 1897 г. окончательно отказался от теории «однофакторного» развития социальных процессов.) Отныне в качестве основных предпосылок исследования социальных явлений принимаются воздействия: § индивидуальных психических факторов, когда социальные процессы объясняются на основе анализа психики отдельного индивида; § групповых психических факторов, когда социальные явления анализируют с позиции групп (род, племя, коллектив); § социальных, когда социальные действия интерпретируются как продукт самого общества, т.е. с учетом общественной психологии. Стремление привлечь внимание к проблеме общественного сознания, попытка рассматривать социальные процессы как процессы социопсихического, индивидуально-группового взаимодействия являются несомненной заслугой психоанализа. Вместе с тем трактовка развития и функционирования общества исключительно с позиций психологического направления привела к сужению предмета социологии: социальное трактовалось чаще всего как форма поведения, взаимодействия и отношений между людьми. Date: 2015-11-15; view: 891; Нарушение авторских прав |